Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профанация; софизм; ригоризм; эпатаж.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА ТвГТУ, ИДПО

Тверь 2017


 

Содержат сведения по основным темам курса, рекомендации по выполнению контрольных работ, а также список справочной литературы по курсу.

Сост. – к.ф.н., доцент Н.И. Павлова

 

 




Программа курса «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности»

Тема 1. Основные понятия теории речевой коммуникации

Основные понятия теории речевой коммуникации. Формы и виды речевой коммуникации. Речевое общение, его виды и функции. Основные единицы общения. Понятие речевой ситуации. Структура речевой коммуникации: процессуальный, знаковый, текстовой компоненты. Модель речевой коммуникации. Специфические особенности речевой коммуникации в профессиональной сфере.

Тема 2. Различие понятий язык и речь. Речь как способ реализации потенциальных функций языка. Функции языка и их реализация в речи

Различие понятий язык и речь. Функции языка и речи. Речь как способ реализации потенциальных функций языка. Речь и мышление.

Тема 3. Языковые и речевые нормы в профессиональном и научном общении

Культура речи и ее составляющие. Основные качества культуры речи. Понятия языковые и речевые нормы. Признаки нормы. Основные типы норм: орфоэпические, акцентологические, орфографические, пунктуационные, лексические, грамматические, стилистические. Историческая смена норм, вариативность. Характерные признаки современных литературных норм. Принцип коммуникативной целесообразности.

Тема 4. Речевая коммуникация как процесс

Модели коммуникации и виды коммуникации. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Особенности разных видов речевой деятельности. Основные способы чтения, способы устранения недостатков традиционного чтения, алгоритм чтения, методика освоения интегрального алгоритма чтения, дифференциальный алгоритм чтения, культура чтения. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, аннотирование, реферирование, тезирование. Факторы эффективности слухового восприятия, слушания публичного выступления, принципы конспектирования лекций, слушание в ситуации делового общения. Технология продуцирования письменной речи. Особенности составления и оформления научных и официально деловых текстов: курсовая работа, дипломный проект, распорядительные документы, организационные документы (деловые письма) и т.д.

Тема 5. Вербальное и невербальное, слуховое и визуальное восприятие речи

Специфика вербальных средств коммуникации в профессиональной деятельности специалиста. Техника выражения мыслей. Роль невербального общения в речевой коммуникации. Средства невербальной коммуникации. Техника речи. Характеристика человеческого голоса: фоноционные, кинетические, графические критерии. Жестовый контакт. Дистанция. Выражение лица. Жесты. Паравербальные и экстравербальные контакты. Скорость речи. Артикуляция. Высота голоса. Интонация.

Тема 6. Деловое общение как дискурс

Особенности деловой речи. Диалог. Монолог. Полилог. Дистантное общение. Жанровые разновидности письменного и устного общения. Нормативные, коммуникативные, эстетические аспекты устной и письменной речи. Спор. Дискуссия. Групповая дискуссия. Деловой спор. Полемика. Дебаты. Прения. Устойчивые обороты деловой речи. Форма и культура деловой коммуникации. Деловая беседа по телефону. Деловое совещание. Тема. Цель. Перечень обсуждаемых вопросов. Точность. Неличный характер.

Тема 7. Публичная коммуникация

Эффективность речевой публичной коммуникации. Понятие об ораторском искусстве. Выступление как разновидность ораторской речи. Содержание и композиция. Информационное обеспечение выступления. Контакт с аудиторией. Коммуникативное состояние говорящего. Контактоустанавливающие речевые действия. Диалогизация выступления. Логика, эстетика, этика речи. Правила построения ораторской речи. Логические законы. Способы словесного оформления публичного выступления. Основы полемического мастерства.

Тема 8. Этика речевой коммуникации

Понятие о речевом этикете. Этика и сфера общения. Этика и виды речевой деятельности. Основные типы коммуникабельности людей. Эго-состояния и речевое общение. Этикетные формулы общения. Языковые средства, отражающие индивидуальность говорящего. Пути совершенствования речевой культуры будущего специалиста.

 

Рекомендации по выполнению контрольных заданий

В соответствии с действующим планом студенты, обучающиеся на заочном факультете Тверского государственного технического университета, должны выполнить один из вариантов контрольной работы по дисциплине «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности», представленной в двух вариантах. Выбор варианта работы осуществляется в соответствии с последней цифрой зачетной книжки: вариант № 1 выполняется теми, в чьей зачетной книжке цифры 0,1,2,3,4; вариант № 2 – цифры 5,6,7,8,9.

К зачету (экзамену) допускаются студенты, выполнившие письменные контрольные работы и прошедшие по ним собеседование. Для получения зачета студент должен:

· Самостоятельно изучить теоретический материал курса по утвержденной программе;

· Показать знание теоретических положений на практике при выполнении различного рода упражнений.

Для сдачи экзамены студент должен:

· Самостоятельно изучить теоретический материал курса по утвержденной программе;

· Показать знание теоретических положений при ответе на экзаменационный билет;

· Показать умение применять теоретические знания на практике при выполнении различного рода упражнений.

Контрольные задания выполняются в тетради или на листах А4, на компьютере или от руки с соблюдением всех требований, предъявляемых к контрольной работе. Требования к оформлению работы: она должна быть выполнена аккуратно и в срок.

Следует быть внимательным при чтении формулировок к заданиям, ответы на которые можно оформить по-разному:

ü полностью написать ответ в исправленном виде;

ü отметить номера вариантов ответов, в которых дан верный/неверный ответ;

 

Обратите внимание,что в заданиях правильный ответ может быть не один. 


Титульный лист контрольной работы оформляется следующим образом:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный технический университет»

(ТвГТУ)

 

Кафедра русского языка

 

 

Контрольная работа (вариант №…)

по дисциплине «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности»

 

Выполнил (а): студент (-ка) факультета, курса, группы…

Фамилия И.О. студента

Проверил (-а): Фамилия И.О. преподавателя

 

Тверь 2017


Контрольная работа (вариант 1)

Задание 1. Что такое акцентологические нормы? Поставьте ударение в приведенных словах.

1. Кредит, договор, эксперт, газопровод, маркетинг, бармен, дебитор, вероисповедание, каталог, много должностей, феномен, страховщик. 2. Баловать, клала (деньги в банк), премировать, принудить, закупорить, ходатайствовать, нивелировать. 3. Украинский, оптовый, валов..й (продукт), паевой (фонд), фондовая (биржа), уставной (капитал).

Задание 2. Поставьте ударение в причастиях. Какие закономерности в постановке ударения вы можете отметить?

1. Начат, начато, начата; принят, принято, приняты, принята; понят, понято, поняты, понята;

2. Уведомлен, уведомлены, уведомлена; перегружен, перегружены, перегружено, перегружена; выбран, выбрано, выбраны, выбрана.

Задание 3. Что такое лексическая сочетаемость? Прочитайте словосочетания и исправьте случаи нарушения правил лексической сочетаемости, в том числе в устойчивых словосочетаниях.

Предпринять меры, форум специалистов, дешевые цены, осуществлять функции, обеспечить потребности, играть значение, ликвидировать штрафы.

Задание 4. Дайте определение явлениям плеоназма и тавтологии. В приведенных ниже предложениях исправьте случаи плеоназма (П) и тавтологии (Т), отметив каждый случай нарушения соответствующей буквой.

1. Срок действия договора истекает в июне месяце. 2. К началу конференции начали подъезжать и регистрироваться ее участники.  3. На собрании был зафиксирован полный кворум. 4. К документам нужно приложить свою автобиографию. 5. За выполнение услуг, оговоренных в пункте 1 настоящего договора, заказчик производит оплату согласно прейскуранту цен на день оказания услуг.

Задание 5. Дайте определение словам-паронимам (письменно). Прочитайте предложения и выберите из скобок одно из слов-паронимов.

1. (Предоставляем – представляем) вам самим решать подобные вопросы. 2. Конькобежцы США (опробовали – апробировали) костюм из нового синтетического материала. 3. Испытания новой машины (производятся – проводятся) уже третью неделю. 4. Участники конференции выступали с докладами по очень интересным и (проблемным – проблематичным) вопросам. 5. В конце пособия приведен список (рекомендательной – рекомендованной) литературы.

Задание 6. Запишите предложные сочетания, употребив слова в скобках в нужном падеже.

Согласно (приказ), в отношении (правонарушитель), во избежание (потери), сообразно (заключенная договоренность), в соответствии с (принятое решение), по (приезд), по истечении.. срока действия договора.

Задание 7. Образуйте множественное число существительных.

Бухгалтер, вексель, ведомость, тендер, выговор, директор, договор, допуск, инженер, инструктор, коллектор, мастер, нефтепромысел.

Задание 8. Просклоняйте числительные.

23 547 рублей; полторы тонны.

Задание 9. Выберите правильный вариант управления в словосочетаниях:

1. Привести цифры в подтверждение а)этих предположении; б) этим предположениям. 2. Способ магнитного контроля а) ферромагнитных материалов; б) за ферромагнитными материалами; в) над ферромагнитными материалами 3. Первые опыты а) использования новых материалов; б) на предмет использования новых материалов; в) по использованию новых материалов. 4. Идентичный а) чему; б) с чем.

Задание 10. Выберите правильную форму сказуемого в следующих предложениях.

1. В работе форума (приняло – приняли) участие 154 человека.

2. Часть депутатов из тех, кто не уехал домой, (трудится, трудятся) в комиссии.  

3. На это предложение РАО ЕЭС (ответил, ответила, ответили) отказом.

4. Сочи (стало, стали, стал) центром подготовки спортивных кадров к будущим Олимпийским играм.

Задание 11. Дайте определение следующим словам:

Профанация; софизм; ригоризм; эпатаж.

 

Задание 12. Когда деепричастный оборот не может использоваться? (письменно). В каких предложениях деепричастный оборот использован правильно?

1. Отправившись на практику, у студентов был большой интерес к предстоящей работе.

2. Работая в группе, учитывайте мнение коллег.

3. Выясняя происхождение географических названий, исследователя-топонимиста подстерегают многочисленные западни.

4. Переехав на новое место, мы столкнулись с рядом трудностей.

Задание 13.  Дайте определение чтению как виду речевой деятельности. Что такое интегральный алгоритм чтения? Расположите в верной последовательности блоки интегрального алгоритма чтения.

1. Выходные данные: год издания, издательство, номер периодического издания, дата опубликования и т.п.

2. Наименование читаемого источника

3. Автор

4. Фактографические данные: конкретные факты, имена собственные, даты и т.п.

5. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассматриваемые проблемы

6. Новизна материала, его критическая оценка.

7. Возможность использования на практике.

Задание 14. Чем аннотация отличается от реферата? Выберите пункты с правильным ответом.

1. В реферате более полно раскрываются проблемы и основные положения работы;

2. В реферате приводится аргументация этих положений;

3. В реферате указываются выводы, к которым пришел автор;

4. В аннотации формулируется только тема источника (книги, статьи и т.п.) и не говорится о направленности ее проблематики.

Задание 15. Для переформулировки высказываний при конспектировании используются различные виды трансформаций предложений. Сокращенно запишите информацию следующих предложений, используя различные виды трансформаций.

1. Несмотря на то что природные ресурсы, как лес, нефть и полезные ископаемые, непосредственно задействованы в экономико-производственном процессе, истощение этих запасов не находит отражения в принятых в нашей стране базовых системах учета и контроля природных ресурсов.

2. Интенсивное развитие промышленности, химизация сельского хозяйства приводят к тому, что в окружающей среде появляются в больших количествах химические соединения, вредные для организма человека.

Задание 16. Ознакомьтесь со следующей ситуацией и прогнозируйте развитие диалога для каждого из вариантов ответных реплик продавца. Какая речевая тактика наиболее эффективна в данной ситуации для продавца? Почему?

В магазин возвращается раздосадованный покупатель и, показывая деталь купленного прибора, заявляет: "Я не понимаю, как вы можете продавать такой хлам. Эта штуковина отвалилась прежде, чем я успел попользоваться вашей покупкой". Продавец, побуждаемый стремлением защититься, отвечает:

А) "Ну видите ли, я продал сотни этих приборов. И вы первый, кто обращается ко мне с жалобой";

Б) "Я сам пользуюсь таким аппаратом и могу вам сказать, что он работает прекрасно";

В) "Я вижу, что вы расстроены. Расскажите подробнее что случилось".

 

Задание 17. Отметьте неправильное утверждение.

1. Риторика – наука о межличностном общении.

2. Риторика – наука об эффективной публичной речи.

3. Риторика – теория и практика воздействующей речи.

4. Риторика – ораторское искусство, теория красноречия.

 

Задание 18. Найдите правильный вариант завершения утверждения:

1. Дистанция, на которой разговаривают собеседники,…

а) очень символична и зависит от многих факторов;

б) не имеет значения;

в) зависит только от национальных особенностей;

г)зависит только от взаимоотношений собеседников;

д) определяется статусом собеседников.

2. Какой вид улыбки наиболее уместен в деловом общении?

а) заискивающая;

б) адекватная ситуации;

в) дружелюбная;

г) ироничная;

д) насмешливая.

3. Если человек во время разговора часто отводит глаза от своего собеседника, это может означать, что …

а) он собирается с мыслями;

б) он нервничает;

в) разговор его мало интересует;

г) ещё не всё сказано;

д) в зависимости от ситуации, возможен любой из приведенных вариантов.

4. Какое средство невербального общения слушающего поощряет говорящего к продолжению разговора?

а) увеличение дистанции слушающим собеседником;

б) очень широкая улыбка;

в) постоянное сокращение дистанции во время разговора;

г) заинтересованный взгляд с нечастыми кивками головой;

д) частый отвод взгляда в сторону.

5. Равноправие участников, свободный обмен мнениями и взглядами подразумевает беседа:

а) за T-образным столом;

б) за круглым столом;

в) за квадратным столом;

г) за журнальным столиком;

д) этот психологический аспект не учитывается.

 

Задание 19. Используйте (запишите) этикетные речевые формулы, чтобы решить следующие задачи.

а) показать заинтересованность в словах собеседника;

б) попросить дополнительных разъяснений;

в) сделать вывод, предложить вариант резюме;

г) дать оценку ситуации;       

д) отказать партнеру в поддержке;

е) перенести решение вопроса на более поздний срок;

ж) выразить несогласие с позицией партнера;

з) одобрить позицию собеседника;

и) признаться в своей некомпетентности;

к) вежливо отклонить спорное предложение.

Задание 20. Дайте определение функциональному стилю речи. К каким стилям относятся данные жанры речи. Заполните таблицу по образцу.

 

Научный стиль Деловой стиль Публицистический стиль Разговорный стиль Художественный стиль
тезисы протокол очерк реплика повесть

Диссертация, реферат, отчет, роман, репортаж, рецензия на дипломную работу, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, доверенность, басня, рассказ, лозунг, листовка, закон, приветственная речь, анкета, характеристика, статья в научном издании, объявление, договор, указ, интервью, инструкция, расписка.

 

Задание 21. Подберите к данным существительным глаголы из скобок, с которыми они сочетаются в деловой речи.

 

Приказ, выговор, служебное письмо, счет, оклад, порицание, контроль, благодарность, апелляция (предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести, издать, подать, предъявить).

 

Задание 22. Найдите ошибки в данном заявлении. Отредактируйте текст.

 

Декану математического факультета Соколову Н.В.

Д.Н.Степанова

 

Заявление

Прошу Вас разрешить мне продлить сессию по болезни. Справка может быть предоставлена.

 

С уважением,

Михайлов.                                                                           15. 01. 2017.

 

Задание 24. Напишите следующие слова, вставив, где нужно, пропущенные буквы.

Кол..егия, аген..ство, апел..яция, ветрен..ый, избирательная к..мпания, б..лл..тень, отр..сль, обвор..жительный, разр..женный воздух, абон..мент, пер..ферия, прец.. дент, инц..дент, пр..тензия.

 

Задание 25. Составьте резюме. Резюме – краткое письменное описание занимаемых в течение жизни должностей, мест работы и образования. Составляется по схеме[1].

 

Контрольная работа (Вариант 2)

 

Задание 1. Что такое акцентологические нормы? Поставьте ударение в приведенных словах.

1. Жалюзи, диспансер, нефтепровод, ходатайство, бармен, дебитор, каталог, генезис, фетиш, афера, сосредоточение, страховщик. 2. Он позвонит, он подключит, победителю вручат премию, лгала, премировать, подбодрить, ходатайствовать, бронировать (гостиничный номер).  3. Экспертный, оптовый, красивее, новорожденный, валов..й (продукт), гербовый, вы правы.

Задание 2. Поставьте ударение в глаголах. Какие закономерности в постановке ударения вы можете отметить?

1. Прибыл – прибыла – прибыло – прибыли; отнял – отняла – отняли – отняло; ждал – ждала – ждало – ждали; клал – клала – клало – клали; удался – удалась – удалось – удались.

Задание 3. Что такое лексическая сочетаемость? Прочитайте словосочетания и исправьте случаи нарушения правил лексической сочетаемости, в том числе в устойчивых словосочетаниях.

Предпринять шаги, приобрести известность, удовлетворять потребностям, дешевые цены, проводить контроль, обеспечить потребности, повысить внимание, увеличить потенциал.

Задание 4. Дайте определение явлениям плеоназма и тавтологии. В приведенных ниже предложениях исправьте случаи плеоназма (П) и тавтологии (Т), отметив каждый случай нарушения соответствующей буквой.

1. В своих действиях руководство нашей компании руководствовалось определенными принципами. 2. Лакокрасочный завод объявил конкурс на замещение свободных вакансий. 3. Необходимо устранить все имеющиеся дефекты и недостатки. 4. Необходимо представить отчет за истекший период времени. 5. На собрании руководителей компании были определены дальнейшие стратегии развития и перспективы на будущее.

Задание 5. Дайте определение словам-паронимам (письменно). Выберите правильное словосочетание:

Туристское (туристическое) снаряжение, жалостная (жалостливая) просьба, криминальная (криминогенная) обстановка, представить (предоставить) работу к защите, принять (предпринять) меры.

Задание 6. Запишите предложные сочетания, употребив слова в скобках в нужном падеже.

По (окончании...) мероприятия, согласно (договор), по (прибытие) на конференцию, во избежание (потери), благодаря (старания), сообразно (заключенная договоренность), по (приезд), по истечени.. срока действия договора.

Задание 7. Образуйте множественное число существительных.

Директор, инспектор, тренер, повар, ордер, торт, вексель, тендер, допуск, шофер, коллектор, паспорт, рапорт.

Задание 8. Просклоняйте числительные.

Восемьдесят три целых пятьдесят семь сотых процентов; две трети объема производства.

Задание 9. Сформулируйте правильный падежный вопрос после каждого словосочетания.

Проявить осведомленность, окупить затраты, получить справку, иметь влияние, принимать участие, предоставить право, внести коррективы.

Задание 10. Выберите правильную форму сказуемого в следующих предложениях.

1. Большинство российских предприятий (приняло – приняли) участие в международной выставке.

2. На собрании директоров (был обсужден – были обсуждены) ряд вопросов.  

3. Цемент и песок (служит – служат) основным компонентом строительной смеси.

4. Двадцать два модуля (помещены – помещен) в прочный корпус, закрепляемый на кузове автомобиля.

Задание 11. Дайте определение следующим словам:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...