Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Искусство Франции XVII века.




Семинар №1

Введение.

Определения и понятия:Великие географические открытия, колония, абсолютистское государство, Барокко, классицизм, реализм, стиль, антропоцентризм, буржуазия, мистика, анимализм, бюст, живописная иллюзорность, ассиметрия, ансамбль, мотив, терраса, партер, репрезентативный портрет, художественная школа.

 

План

1. Общая характеристика развития Западноевропейских стран в 17 веке.

2. Принципы исторической периодизации западноевропейского искусства XVII в.

3. Основные национальные художественные школы Италии, Испании, Голландии, Фландрии и Франции. Художественная общность и национальная специфика их развития.

4. Барокко и классицизм – основные стилевые направления искусства XVII в. Проблема синтеза искусств. Многообразие жанровых и стилевых форм.

5. Специфика реализма XVII в. в разных художественных школах.

 

Источники и литература

1. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. – М., 1963.

2. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979.

3. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII веков. – Л., 1972.

4. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф., История градостроительного искусства. – М., 1979. – Т.1.

5. Вентури Л. Художники Нового времени. М., 1956.

6. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. XVII- первая половина XIXв. – М., 1969. – Т.7.

7. Всеобщая история искусства: в 6 т. / Под общ. Ре. Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского. – М., 1963. – Т.4.

8. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1999.

9. Даниэль С.М. Картины классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л., 1986.

10. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1988.

11. Ильина Т.В. История искусств. Западно – европейское искусство. М., 2001.

12. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство XVII века. Италия, Испания, Фландрия / Отв. ред. Е.И. Ротенберг, М.И. Свидерская. – М., 1988.

13.  История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство XVII века. Голландия, Франция, Англия, Германия / Отв. ред. Е.И. Ротенберг, М.И. Свидерская. – М., 1995.

14. История искусства зарубежных стран XVII – XVIII веков. Учебн. Для художественных вузов / А.Г.Федоров, Н.Ф. Шафранская, В.И. Раздольская и др.; Под ред. В.И. Раздольской. – 2-е ид., доп. И перераб. – М., 1988.

15. Искусство стран и народов мира: т. 1 –5/ Ред. Колл. Б. Иогансон и др. – М., 1962 – 1971.

16. История зарубежного искусства / Под ред. М. Кузьминой – М., 1983.

17. Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. М., 1974

18. Мастера искусства об искусстве. – М., 1967. – Т. 3.

19. Памятники мировой эстетической мысли. – М., 1964. – Т.2.

20. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. – М., 1974.

21. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII в. Тематические принципы. М., 1989.

22. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. – М., 1971.

23. Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV – XVII веков. Реальность и символика. – М., 1994.

 

Семинар № 2

Итальянское искусство XVII в.

Определения и понятия:Пастозность, монохромность, динамичность, орден Иисуса (орден иезуитов), Болонский академизм, караваджизм, лучевая система градостроения, героический пейзаж,

План:

1. Становление и развитие барокко в Италии: ведущая роль Рима, периодизация стиля и его особенности.

2. Архитектура Италии XVII в.: на примере творчества Д. Фонтана, Дж. Дела Порта, К. Мадерна, Иль Джезу.

3. Л.Бернини и Ф. Борромини – архитекторы зрелого барокко: общее и особенное.

Примечание: данное задание необходимо выполнить письменно в тетради, составив таблицу следующего содержания:

Имя архитектора и его основные работы (в хронологическом порядке) Общее Особенное                                                   
   
   

4. Творчество Лоренцо Бернини.

 5. Творчество Караваджо.

6. Особенности творчества Б.Лонгена (Венеция) и Г. Гварини (Турин).

7. Судьба болонской традиции в итальянском искусстве (Доменикино, Гвидо Рени, Гверчино, Креспи. )

 

 

Источники и литература:

  1. Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М., 1990. – Т.2.
  2. Брунов Н.И. Рим. Архитектура эпохи барокко. – М., 1937.
  3. Быков В.Е. Архитектура Италии и Франции XVII столетия. – М., 1958.
  4. Виппер Б.В. Проблема реализма в итальянской живописи XVII-XVIII вв. – М., 1966.
  5. Знамеровская Т.П. Микеланджело да Караваджо. – М., 1955.
  6. Микеланджело да Караваджо: Документы. Воспоминания современников. – М., 1975.

 

Семинар № 3

Испанское искусство XVII в.

    Определения и понятия:«чурригереск»,

    План:

1. Общая характеристика развития испанского искусства в XVII веке.

2. Архитектура: насаждение барочных форм и местные традиции.

3. Х.Чурригера и «чурригерески».

4. Мистика и натуральная конкретность в творчестве Х.Риберы и Ф. Сурбарана.

5. Особенности испанского живописного натюрморта.

6. Алтарные и жанровые картины Мурильо.

 

Источники и литература:

1. Ваганова Е.О. Муильо и его время. – М., 1988.

2. Валантен А. Эль Греко. – М.,1962.

3. Знамеровская Т.П. Веласкес. - М., 1978.

4. Знамеровская Т.П. Творчество Хусепе риберы и проблема народности испанского реалистического искусства. – Л., 1981.

5. Каптерева Т.П. Веласкес. – М.,1961.

6. Кеменов В.С. Картины Веласкеса. – М., 1969.

7. Левина И.М. Искусство Испании XVI-XVII вв. – М., 1966.

8. Малицкая К.М. Франциско Сурбаран. – М., 1963.

9. Якимович А.К. Художник и дворец. Диего Веласкес. – М., 1989.

 

 

 

Семинар № 4

Искусство Фландрии XVII в.

1. Особенности фламандской художественной школы.

2. Творчество П.П. Рубенса.

3. Творчество А. ван Дейка.

4. Творчество Я. Иорданса.

 

       Источники и литература:

Авермат Р. Питер Пауль Рубенс. – М., 1977.

Варшавская М.Я. Картины Рубенса в Эрмитаже. – Л., 1975.

Гершензон-Чегодаева Н.М. Фламандские живописцы. – М., 1949.

Доброклонский М.В. Рисунки Рубенса. – М.; Л., 1940.

Кузнецов Ю.И. Рисунки Рубенса. – М., 1974.

Питер Пауль Рубенс. Документы. Суждения современников. – М., 1977.

Раздольская В.И. Рубенс. – Л., 1973.

Фромантен Э. Старые мастера. Бельгия. Голландия. – М., 1966.

Шапиро Ю.Г. Искусство Фландрии XVII в. – Л., 1962.

 

 

Семинар № 5

Искусство Голландии XVII века.

Определения и понятия:«малые голландцы», анимализм.

План:

1. Историческая периодизация голландского искусства XVII века.

2. Творчество Ф. Халса и формирование национальных особенностей голландской живописи XVII века.

3. Голландского пейзаж XVII века: два направления – национальное и экзотическое (итальянизирующее) (Я. ван Гойен, С. ван Рейсдал, Я. ван Рейсдал, М. Гоббе, А. Кейп, К. Берхем, А. ван Эвердинген и др.).

4. Жанровое разнообразие фламандского и голландского натюрмортов. Сходство и различие (Ф. Снейдерс, Я. Фейт, В.К. Хеда, П. Клас, А. ван Бейерен, В. Калф и др.).

5. Графическое наследие Рембрандта Харменса ван Рейна.

 

Источники и литература:

 

1. Вентури Л. Художники Нового времени. М., 1956.

2. Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1964 – 1670). М., 1962.

3. Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи 17 века. М., 1957.

4. Голландский натюрморт XVII в. в собрании Эрмитажа. - М., 1981.

5. Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975.

6. Левитин Е.С. Офорты Рембрандта. - М., 1963.

7.  Линник И.В. Голландская живопись XVII в. и проблема атрибуции картины. Л., 1980.

8. Кристеллер П. История европейской гравюры 15-18 веков. Л., 1939.

9. Проблемы реализма. М., 1959.

10. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.

11. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. М., 1966.

12. Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII в. - М., 1972.

13. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII в. Тематические принципы. М., 1989.

14. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII в. М., 1983.

15. Фихнер Е.Ю. Голландская жанровая живопись XVII в. - М.: Эрмитаж, 1979.

16. Фехнер Е.Ю. Голландская живопись XVII в. Альбом. М., 1979.

17. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт XVII в. в собрании Эрмитажа. М., 1999.

18. Ян Вермеер Дельфтский: Альбом / Авт. – сост. Е.И. Ротенберг. М., 1983.

 

 

Семинар № 6

Искусство Франции XVII века.

Определения и понятия:классицизм, рационализм, героический пейзаж, регулярный парк, антаблементы, ризалиты.

План:

1. Классицизм – ведущий стиль французского искусства  XVII века (понятие, основные характеристики).

2. Крупнейшие французские художники первой половины XVII века (Ж. Калло, Ж. де Латур, братья Ленен).

3. Творчество Н. Пуссена и проблема классицизма во французском искусстве XVII века (К. Лоррен, К. Перро).

4. Создание Версальского дворцового ансамбля и французское придворное искусство второй половины XVII века (Ж. Ардуэн – Мансар, А. Ленотр, Ф. Куазевокс, Ш. Лебрен, П. Миньяр, Г. Риго, Н. Ларжильер).

 

Источники и литература:

1. Абеляшева Г.В. Фонтенбло. Во-ле-Виконт. Версаль. М., 1994.

2. Аркин Д.Е. Париж. Архитектурные ансамбли города. М., 1937.

3. Братья Антуан, Луи и Матье Ленэн: Альбом. - М., 1972.

4. Брунов Н.И. Дворцы Франции XVII – XVIII веков. – М., 1938.

5. Вентури Л. Художники Нового времени. М., 1956.

6. Вольская В.Н. Пуссен. – М., 1946.

7. Гликман А.С. Жак Калло. Л.-М., 1959.

8. Гликман А. С. Никола Пуссен. - Л.; М., 1964.

9. Даниэль С.М. Картины классической эпохи. Композиция в западноевропейской живописи 17 в. Л., 1986.

10. Даниэль С.М. К интерпретации пейзажей Пуссена // Проблемы развития зарубежного искусства. – Л.: Академия художеств СССР, 1980. – Вып. X. – С. 28-37.

11. Даниэль С.М. Пуссен: «выбор и усвоение прекрасного» // Проблемы развития зарубежного искусства. – Л.: Академия художеств СССР, 1979. – Вып. IX. – С. 60.

12. Золотов Ю.К. Жорж де Латур. - М., 1979.

13. Золотов И.К. Пуссен. М., 1986.

14. Каган М. С. Братья Антуан, Луи и Матье Ленен. - М., 1972.

15. Каптерева Т.П., Быков В.Е. Искусство Франции XVII в. - М., 1969.  

16. Лившиц Н.А. Французское искусство 15-18 вв. Л., 1967.

17. Лихачёв Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. - Л., 1982.

18. Лоррен. Альбом / Авт.-сост. Э.Ларионова. – М., 1979.

19. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

20. Письма Пуссена. – М.; Л., 1939.

21. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.

22. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. М., 1966.

23. Рославец Е.Н. Живопись Франции XVII-XVIII вв. Киев, 1990.

24. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII в. Тематические принципы. М., 1989.

25. Якимович А.К. Классицизм эпохи Пуссена. Основы и принципы. // Советское искусствознание, 1978. Вып.1. - М., 1979.

 

Семинар №7

Искусство Италии XVШ века.

                  

1. Развитие искусства позднего барокко в Риме и Венеции.

2. Творчество Себастьяно Риччи и Джованни Баттиста Пьяццетты.

3. Позднебарочные тенденции в итальянском искусстве XVIII века на примере творчества Д.Б. Тьеполо.

4. Итальянский пейзаж XVIII в. (Дж. Пиранези, Л. Карлевариса, А. Каналетто, Б. Белотто, Ф. Гварди).

 

Источники и литература:                                                                                  

1. Арган, Джулио Карло. История итальянского искусства = Storia dell'arte italiana / Giulio Carlo Argan : в 2 т. / Дж. К. Арган ; пер. с ит. Г. П. Смирнова ; под науч. ред. В. Д. Дажиной. - Москва : Радуга, 1990. - Т. 2 : Высокое Возрождение. Барокко. Искусство XVIII - начала XX века.

2. Дьяков Л.А. Джованни-Баттисти Пиранези. - М., 1980.

3. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

4. История искусства зарубежных стран 17 - 18 веков : учебник для худож. вузов : доп. М-вом культуры СССР / под ред. В. И. Раздольской ; Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ СССР. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : Изобразительное искусство, 1988.

5. Кантор А.М. Искусство XVIII века. М., 1976.

6. Лившиц Н.А., Зернов Б.А., Воронихина Л.Н. Искусство XVIII в. Франция, Италия, Германия и Австрия. - М., 1966.

  1. Никитюк О.Д. Франческо Гварди. - М., 1968.

 

 

Семинар №8










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...