Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Личность Грозного и особенности стиля. Послание в монастырь




------------------------

Личность Грозного. Эпоха его царствования как бы венчает собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия.

Грозный был воспитан на иосифлянских литературных традициях. Решительно возражает против того, чтобы царь делил свою власть с боярами и против того, чтобы они вмешивались в его распоряжения. Царская власть, по мнению Грозного, не подлежит критике со стороны подданных, как не подлежит критике и божеская власть. Ссылаясь на апостола Павла, он утверждает, что всякая власть учинена Богом и потому противящийся власти противится Богу. За свои поступки царь несет ответ перед Богом, а не перед своими «холопами». С гневом и раздражением Грозный перечисляет все утеснения и обиды, какие он терпел от бояр во времена своего малолетства. В своих посланиях он обнаружил типичные особенности стиля своих учителей – иосифлян.

Стиль. В своих посланиях Грозный обнаружил типичные особенности стиля своих учителей – иосифлян. Велеричавость, напыщенность, склонность к торжественной церковно-славянской фразе вперемешку с просторечиями, грубыми и бранными словами, прозаическими бытовыми деталями, образными выражениями. «Высокий» стиль сочетается с «низким». Не стесняется употреблять простонародные выражения: «маленько», «я на то плюнул», и даже бранные слова – «собака», «пес», «окаянный». Для литературы XVI в. такое «смешение стилей» - обычное явление. Грозный явно следовал вполне определенным литературным образцам того времени. В мыслях, языке и стиле был непримиримым противником Курбского. Эпитеты «собака», «собачий» часто прилагаются Грозным к его врагам.

Придерживается иосифлянской традиции.

Второе послание Грозного к Курбскому (1577) во много раз кратче первого (Краткость – свет, - прим. авт.), написано проще и яснее, разговорно. Выразительный и картинный язык. Встречаются просторечные фразы. Грозный иронически торжествует над князем-беглецом.

Послание Грозного, как видим, помимо своего стиля, очень образного и эмоционально насыщенного, ценно как памятник, наглядно рисующий бытовой уклад жизни.

 

История о Казанском царстве». Взятие Казани. Собор Василия Блаженного

------------------------

Апология могущества и величия Московского царства и его главы Ивана Грозного характерна и для такого популярного памятника, как «История о Казанском царстве», или «Казанский летописец», где излагается судьба Казанского царства со времени основания волжскими болгарами до завоевания его Грозным в 1552 г.

Заключает в себе большое количество исторического материала, почерпнутого из летописных и других письменных источников, основанного также на собственных наблюдениях и устных рассказах очевидцев событий. «История» является произведением, представляющим значительный интерес с точки зрения литературной. Она отразила торжественную стилистику произведений макарьевского периода и использовала в немалом количестве приемы и стиль устной поэзии, легенды и предания казанских татар.

1564-1665 гг. – возникновение «Истории». Автор – русский, попавший в плен к казанцам, пробывший там 20 лет. Горячий приверженец Грозного. Сам он во вступлении к «Истории» называет ее «красной, новой и сладкой повестью».

«История» написана человеком, отличавшимся незаурядным поэтическим вкусом и любовью к образной, художественно украшенной речи.

Близко к стилю жития Алексея человека божия передается скорбь царицы Ан7астасии, проводившей своего мужа-царя в поход на Казань. С большой экспрессией изображает «История» былые насилия Казанцев над Русской землей. В типичном стиле повести о взятии Царьграда Нестора-Искандера автор описывает неоднократные приступы, которыми сопровождалась осада Казани. Ото пушечного, пищального грома, плача, рыдания, кричания звук далее чем на 300 верст слышался.

Очень красочно изображается в повести воинский пыл русских войск. Очень картинно нарисован апофеоз, который устраивается Грозному, когда он возвращается в Москву после победы над Казанью. Все московское население во главе с духовенством, послами и всей знатью выходит навстречу царю. Пышно наряжены, украшены золотом и драгоценными камнями наиболее знатные бояре, следующие за Грозным. С реалистическими подробностями показано, как московский народ любуется этим шествием Грозного.

Покорение русскими Казани было как бы завершительным торжеством царской московской политики.

Стиль. Элементы устно-поэтического стиля в «Истории» дают себя знать в таких эпитетах, как реки «медвяны», «земля-мати», «поле чистое», девицы «красные», кони «добрые», светлицы «высокие» и т.д. Отголосок устной поэзии слышится и в таких выражениях, как «род и племя», враги – «гости немилые», богатства – «гора златая», «пьет чермно вино и меды сладкие», а также в изображении торжественного въезда Грозного в город. Очень редки случаи искусственного словообразования вроде «мужесовершенние», «храбросерд», «скотопажие», «грямовение», «крепкорук». Часто попадаются выражения из обыденной разговорной речи: «стар да мал», «брань не худа» и др.

«История о Казанском царстве» едва ли не впервые после длительного перерыва вводит в книжное произведение элементы устной поэзии и народной речи.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...