Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы




Теория социального конфликта Г. Зиммеля

Немецкий социолог Георг Зиммель (1858–1918) является основоположником направления социального конфликта, в частности теории функционального конфликта.

По Зиммелю, конфликт в обществе неизбежен и универсален, так как стимулирует изменения и развивает общество в лучшую сторону. Конфликт рассматривался прежде всего на макроуровне.

Личность образует социальные взаимодействия, которые конструируют общество. Воспринимая другого человека, мы наделяем его отчасти своими чертами и создаем «обобщенный тип». Типизируя свое окружение, индивид осознает, что этим не исчерпывается содержание личности, поэтому возникает противоречие – конфликт.

Зиммель первый подчеркивает значение пространственной дистанции, которая может возникнуть в социальных взаимодействиях индивидов. Появляется статусная изоляция – статус чужака, который наиболее социально отдален, а потому свободен, вызывает негативное отношение со стороны окружающих. Но именно появление такого статуса через конфликт ведет к положительным изменениям.

В обществе существуют различные группы, которые обладают самостоятельной реальностью и действуют согласно внутригрупповым законам. Конфликт в группе влияет на структуру элементов этой группы. Возникающее противоречие способно усилить централизацию в группе и способствовать ее самосохранению. Группа может намеренно искать конфликтные ситуации вовне, чтобы развиваться и прогрессировать в обществе. Другой путь развития – это закрытость социальной группы, ее локализация, кристаллизованность форм социального взаимодействия, приверженность традициям. Все это замедляет развитие в обществе.

Включение третьей стороны в социальное противоречие – вклад Зиммеля в теорию социального конфликта. При противоборстве, считает социолог, конфликт может развиваться только в 1 направлении и иметь 1 исход, исключающий другие. Включение третьей стороны обеспечивает многоплановые взаимодействия, образует различные отношения – от групповой солидарности до открытой конфронтации. Благодаря многообразию социальных взаимодействий общество приобретает разные возможности и условия для развития и трансформируется.

По теории Зиммеля, конфликт выполняет важную позитивную функцию в общественном процессе.

Теория конфликта Л. Козера

Американский социолог-функционалист Льюис Козер (1913–2003) разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

· причины конфликтов;

· виды конфликтов;

· функции конфликтов;

· типы общества;

· острота конфликта;

· последствия конфликта.

Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на 2 враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу несколько конфликтов между различными слоями и группами. В открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.

Именно поэтому конфликты бывают 2 видов: конструктивные; разрушительные.

Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

Поэтому теория функционального конфликта анализирует:

® негативные последствия конфликта для общества;

® позитивные последствия для общества.

Теория функционального конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа, хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козера в целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Маркса и теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо, которые господствовали в социалистических странах.

http://www.be5.biz/ekonomika/k004/34.htm

 

 

16. «Конфликтная модель общества» Р. Дарендорфа.

Ральф Дарендроф. Немец американского происхождения, марксист; позже ввел ноемаркситскую идею. «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе». 

В это время идет «холодная война», советскую модель конфликта может победить только марксистская модель;

Конфликтная модель. Каждое общество:

- любое общество подержанно изменениям, эти изменения постоянны и вездесущи; 

- любое общество испытывает конфликт в каждый момент своего существования; (конфликты помогают существовать обществу)

- каждый элемент общества способен его изменить;

- любое общество основано принуждении одних членов общества другими; (мораль, политика, право и т. п.)

Равновесно-интегрированная модель общества – название данное самим РД.

Конфликт – двигатель прогресса. РД

Р. Дарендорф не абсолютизирует свою - конфликтную - модель общества, не считает ее универсальной версией социального мира. Конфликт является оборотной стороной всякого объединения (интеграции), и поэтому он так же неизбежен в обществе, как и объединение элементов социальной структуры.

Главным источником социальных конфликтов, по мнению Дарендорфа, является власть, отношения господства и подчинения. Конфликт рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляется давлению или господству противоположной им социальной силы. Реальное общество одновременно несет в себе множество микро- и макроконфликтов. Дарендорф создал классификацию различных типов конфликтов. Устранить или предотвратить конфликты просто невозможно, поэтому и не надо ставить такой задачи. Но можно и нужно конфликтами управлять (регулировать). Наиболее эффективным способом управления Дарендорф считает не подавление, не отмену конфликта путем ликвидации противоречия, а его регулирование. Регулирование не означает полного исчезновения конфликта, а лишь прекращает прямое, непосредственное столкновение сторон, т.е. делает возможным неразрушительное, ненасильственное течение конфликта. Для этого следует максимально формализовать конфликты, вывести их на поверхность общественной жизни, сделать предметом судебных разбирательств, обсуждений в печати, открытых дискуссий и т.п. Регулирование может быть весьма успешным и с помощью "правил игры", в качестве таких правил могут быть право, законодательство, нравственные нормы, соглашения, договоры, уставы.

 

 

17. «Общая теория конфликта» К. Боулдинга.

На формирование конфликтологии значительное влияние оказал американский социолог Кеннет Боулдинг(1910–1993).

В своем труде «Конфликт и защита: общая теория» (1963) он попытался отразить свою концепцию «Общей теории конфликта». Боулдинг убежден, что конфликт является характерной чертой любого процесса и любой среды в обществе, в том числе химической, биологической, физической. Независимо от условий, в которых родился конфликт, его функции, этапы развития, способы разрешения будут идентичными. Конфликт – это всеобщая и универсальная категория.

Боулдинг объяснял это особой природой и формой поведения человека. Человеку свойственно использовать насильственные методы в достижении своих целей, бороться с окружающими индивидами за необходимые ресурсы.

Именно поэтому социальные взаимодействия преимущественно конфликтны.

Противостоять этому могут:

· человеческий разум;

· нормы морали и нравственности.

Общая теория конфликта выделяет 2 модели конфликта:

1. статистическую;

2. динамическую.

В статистической модели конфликт – это система из 2 элементов:

1. конфликтующие стороны или объекты;

2. отношения, возникающие между ними.

При статистическом конфликте стороны конкурируют друг с другом за ту или иную позицию или ресурс, исключающие обоюдное обладание. В основе динамической модели конфликта лежит принцип бихевиоризма, утверждающий, что поведение человека или животного основано на стимуле, который поступает из среды «стимул– реакция». Действуя согласно своим интересам и разнообразным мотивам и сталкиваясь с трудностями в удовлетворении своих социальных запросов, человек вынужден строить свое поведение в рамках конфликта. Мотивы людей отличаются более сложным характером в сравнении с мотивами действия животных, некоторые из них могут быть латентными. Столкновения в обществе могут иметь название «реактивные процессы» и считаться конфликтами.

В динамической модели конфликт многообразен и динамичен.

Боулдинг считает, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон. Или, подругому, принцип, который социолог назвал «scarcity» – дефицит и ограниченность ресурсов, к обладанию которыми стремятся индивиды.

Разрешать или предотвращать конфликты можно, также используя принципы бихевиоризма, в частности принцип научения. Конфликты в обществе можно моделировать и с помощью игр прорабатывать рациональные способы поведения, создавая план или стратегию поведения в конфликтной ситуации. Последние в итоге приводят к гармоничному и ненасильственному взаимодействию в обществе.

http://www.be5.biz/ekonomika/k004/34.htm

 

Общая теория конфликта американского социолога Кеннета Боулдинга изложена в его книге “Конфликт и защита: Общая теория” (Boulding К. Conflict and Defence: A General Theory. N.Y., 1963). Все конфликты, по его мнению, имеют общие элементы и общие образцы развития, и изучение тех и других может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении. Поэтому, делает вывод Боулдинг, знание “общей теории конфликта” позволит общественным силам контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия.

Конфликт, согласно его концепции, неотделим от общественной жизни. В самой природе человека лежит стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными, к эскалации насилия. Конфликт Боулдинг определяет как ситуацию, в которой стороны сознают несовместимость своих позиций и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой. В то же время конфликты являются таким видом социального взаимодействия, когда стороны осознают как свое противостояние, так и свое отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или по крайней мере существенно ограничивать.

Ученый рассматривает два аспекта социального конфликта – статический и динамический. В статическом аспекте анализируются стороны конфликта и отношения между ними. Поскольку в качестве противоборствующих сторон могут выступать отдельные личности, организации, группы (этнические, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д.), конфликты могут подразделяться на личностные, организационные и групповые. В динамическом аспекте Боулдинг рассматривает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. На основе теории бихевиоризма он определяет динамику конфликта как процесс, складывающийся из совокупности реакций противоборствующих сторон на внешние стимулы. Все общественные столкновения являются “реактивными процессами”. Например, “явление зарождения и нарастания любви совершенно аналогично гонке вооружений, которая, как и война, является реактивным процессом” .( Bouldtng К. Conflict and Defence: A General Theory. N.Y., 1963. P. 25.) Иными словами, Боулдинг усматривает сущность социального конфликта в неких стереотипных реакциях человека. В связи с этим он полагает, что всякий конфликт можно попытаться преодолевать и разрешать, соответствующим образом манипулируя раздражителями путем изменения реакций, ценностей и влечений индивидов, не прибегая к радикальному изменению самого общественного строя.

http://ukrpolitolog.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5985:14----&catid=98:2011-06-27-12-51-21&Itemid=105

 

18. Логико-математическая школа конфликтологии: «теория игр», «теория драмы», «единая теория конфликта».

Теория игр - раздел математики, изучающий модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта. В условиях конфликта стремление противника скрыть свои предстоящие действия порождает неопределённость. Неопределённость можно рассматривать как конфликт принимающего решения субъекта с природой (например при недостатке данных) => Теория игр рассматривается также как теория принятия оптимальных решенийв условиях неопределённости. Она позволяет математизировать некоторые важные аспекты принятия решений в технике, сельском хозяйстве, медицине и социологии. Так же Теория игр используется при проблемах управления, планирования и прогнозирования.

Основным в Теории игр является понятие – игра - некоторое представление о конфликте. Точное описание конфликта в виде игры - это указание того, кто и как участвует в конфликте, каковы возможные исходы конфликта, а также кто и в какой форме заинтересован в этих исходах. Участвующие в конфликте стороны называются - коалициями действия; доступные действия - стратегии; возможные исходы конфликта - ситуации (обычно каждая ситуация понимается как результат выбора каждой из коалиций действия некоторой своей стратегии); стороны, заинтересованные в исходах конфликта - коалиции интересов; их интересы описываются предпочтениями тех или иных ситуаций (эти предпочтения часто выражаются численными выигрышами). Конкретизация перечисленных объектов и связей между ними порождает разнообразные частные классы игр.

 

Теория драмы. Основана в 1991 году, когда Найджел Ховард, Питер Беннет, Джим Брайант и Моррис Брэдли, встретившись в Шеффилде, решили, что их подход к теории игр требует новой парадигмы,- таким образом став основателями теории драмы.

Созданию и совершенствованию теории драмы (ТД) Найджел Ховард посвятил последние 20 лет своей жизни. Примерно за год до смерти он планировал начать публикацию результатов второй версии этой теории – Drama Theory 2.

Теория Драмы это аналитическая теория со строгим математическим обоснованием, что делает ее применение легитимным тогда когда мы ищем ответы на свои вопросы у науки.

 

Единая теория конфликта - направление теории анализа и разрешения конфликтов, интенсивно развиваемое Петербуржским исследователем В. А. Светловым.                                             

Современная конфликтология не отвечает ни одному требованию, предъявляемому к научным теориям. Она разделена на множество ничем, кроме общего названия, не связанных друг с другом частных конфликтологий (политическую, экономическую, юридическую и т.д.), не имеет универсальных законов, точно очерченного круга решаемых проблем и специализированных методов их решения. Она использует понятие конфликта, основанное на здравом смысле; её выводы умозрительны и большей частью не общезначимы.

Математический базис ЕТК состоит из понятий, методов и теорем тех теорий, которые необходимы для создания и анализа рабочей (исследовательской) модели конфликта. Прежде всего, это понятия, методы и теоремы теории графов, теории вероятностей, логики высказываний, теории игр (и её разнообразных модификаций). Расширение сферы применения ЕТК приводит, как правило, к расширению её математического базиса.                              

Теоретический базис ЕТК образует универсальная модель конфликта – обобщающее все виды нелогических противоречий определение конфликта вместе с множеством теорем о его свойствах и свойствах его альтернатив – синергизма и антагонизма. Объединение универсальной модели конфликта с математическим базисом порождает единую теорию конфликта в собственном смысле: ЕТК = МБ + УМК, где МБ – математический базис, УМК – универсальная модель конфликта.              

В зависимости от целей исследования ЕТК позволяет выбрать и построить необходимую рабочую модель конфликта, с её помощью выявить и оценить структурные, сетевые, динамические, теоретико-игровые и иные особенности возникновения, развития и разрешения анализируемого конфликта. На этом этапе главная функция ЕТК состоит в том, чтобы оказать исследователю эффективную помощь в конструировании рабочей модели конфликта, оценке её валидности, выяснении её объяснительных и предсказательных возможностей, разработке стратегий управления разрешением конфликта, эмпирической проверке полученных теоретических выводов.

19. Антифутуральная школа конфликтологии: основные идеи и представители (Х. Ортега-и-Гассет, Э. Тоффлер, К.Ц. Лоренц).

Х. Ортега-и-Гассет. Учение об идеях и верованиях лежит в основании философии истории Ортеги. Системы верований коллективны, каждая эпоха характеризуется господством какого-то базисного верования. Исторический кризиспроисходит вместе с крушением такой системы. Человек остается без точки опоры, без твердых убеждений — теряется в мире.

Кризисные периоды насыщены поисками идей-ориентиров. Старая культура уже не вызывает доверия, она непонятна массе — на сцену истории выходят варвары, которые порождаются самой культурой. Она стала ритуализированной, излишне специализированной, — боги умирают, а человек оказывается отчужденным от тех смыслов, которые веками несли культурные образцы.

В 19 в. рассудочная цивилизация одерживает победу за победой, но в первой трети 20 в. кризис охватывает все области культуры — от искусства до политики и экономики. Этому кризису Ортега посвятил целый ряд работ. В собственном учении о “жизненном или историческом разуме” он видел путь преодоления того кризиса, который возник в результате крушения “геометрического разума”, т. е. классического рационализма и сциентизма.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества.

Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей.

Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.

Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются — «prosumer» может сам удовлетворить все свои потребности.

В своей книге «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь» (2006) супруги Тоффлер пишут: «Подобно другим ключевым элементам капитализма, деньги переживают самую стремительную и глубокую революцию за многие века, революцию, которая создаст совершенно новые формы, новые способы выплат и платежей, и деловые возможности обходиться вообще без денег».

ru.wikipedia.org/wiki/Тоффлер,_Элвин

 

В книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» Лоренц приводит критику современного ему капиталистического общества с позиции естествоиспытателя. Он выделяет 8 основных тенденций, отличающих индустриальное общество от традиционного, делающих его противоестественным для жизни человека. Это:

1. перенаселение,

2. опустошение жизненного пространства,

3. высокий темп жизни,

4. навязанный всеобщей конкуренцией,

5. возрастание нетерпимости к дискомфорту,

6. генетическое вырождение,

7. разрыв с традицией,

8. индоктринируемость и угроза ядерного оружия.

Человек, приспособленный эволюцией для выживания в небольшом коллективе, в условиях мегаполиса не может без дополнительной психической нагрузки сдерживать природную агрессивность. Концентрация людей в городах обычно сопряжена с уничтожением природы, что приводит к эстетической и этической деградации жителя. Аэрофотоснимок города внешне похож на гистологическую картину раковой клетки, что свидетельствует об утрате разнообразия в обеих системах.

Общество и, следовательно, каждый человек теряет долгосрочные цели и вынужден трудиться значительно интенсивнее, чем это требуется для выживания. Этот процесс ничем, кроме трудоспособности человека не ограничивается, так что он приводит к «бегу наперегонки с самим собой», который сопровождается рядом хронических болезней. Высокоорганизованные организмы характеризуются способностью ставить отдалённые по времени цели, достижение которых связано с дискомфортом. Современная медицина и бытовые условия лишают человека привычки терпеть, что подрывает названную способность.

СМИ вырабатывают у людей привычку к некритическому восприятию информации, которая ранее компенсировалась наличием традиционных убеждений. Сострадание, которое современный цивилизованный человек обязан выражать ко всем без исключения людям, ослабляет неукоснительно действовавший прежде естественный отбор и ведёт к генетическому вырождению.

Автор обозначает ядерное оружие как менее опасную из всех приведённых проблем, поскольку для предотвращения ядерной войны достаточно не пользоваться ядерным оружием, между тем борьба с остальными сильно затруднена. Ситуация усугубляется тем, что указанные «заболевания» капиталистических обществ существуют в комплексе, так что они поддерживают друг друга. Впрочем, автор предлагает некоторые способы борьбы с этими системными проблемами.

 

20. Конфликтологические взгляды Г. Маркузе.

Герберт Маркузе.(1898-1979) - немецко-американский социолог. Главные произведения известные в России "Эрос и цивилизация" (1955), "Одномерный человек" (1964).Непереведенные на русский язык: "Контрреволюция и бунт" (1972),"Репрессивная толерантность"; одновременно был и негативистом, и позитивистом, и нейтралистом. Он подразумевал одновременное взаимодействие разных функций конфликта.

 (+)Позитивна функция конфликта: конфликт существует не как способ противоречий, а как форма препятствования бунту. Конфликт, по мнению Маркузе, институализированимеет определенные правила, по которым он ведётся. Чтобы бунт не начался, нужны конфликты – так высвобождается энергия.

Маркузе просто описывал то общество, которое он видел, т. е. не создавал некую модель. По его мнению, главный фактор, который приводит к конфликту – технократия. Человечество стало слишком индустриально. Чем более оно технологично, тем менее цивилизованно. Человек становится одномерным - унифицируется, люди становятся однотипными, предсказуемыми. Многие современные конфликты не естественные, а фальшивые (ради выплеска энергии). => конфликты нужны в основном элите.

Маркузе описывал явление толерантности. Ничего хорошего в толерантности он не видел. В 1965 году в эссе, он пишет: что толерантность - форма безразличия перед параметрами жизни общества. Он считал, что общество, которое проповедует толерантность даже более конфликтно, чем общество без толерантности. Толерантность по сути своей подразумевает, безразличие не только к людям, но и к явлениям (насилию, воровству и т. п. ) => человек может оказаться как угнетённым, так и как угнетателем. Толерантность усугубляет тиранию и конфликт, так как толерантность устраняет любую точку зрения человека, его действия становятся предсказуемы, толерантность отнимает у человека право на выражение своей точки зрения. Маркузе считал, что нужно провоцировать те или иные конфликты, чтобы не было конфликта глобального. Но от основной массы обывателей нельзя ожидать конфликтности, им нужна тишина и спокойствие. Создавать конфликты должны определенные категории людей, например: студенты, безработные, национальные меньшинства.

Унификация - очень плохо, поэтому меньшинства это хорошо!

Конфликт по Маркузе воспитывает нонкорформизм (нет стандартам, несогласие с основной массой). Главное – искусственное создание врага, например: в Китае воробьев объявили врагами, китайцы их истребили, стало много гусениц, они сожрали всё. Русским пришлось собирать воробьев для Китайцев. Управляемый конфликт хуже чем неуправляемый.

 

ИЛИ

 

Подвергая в своих работах критическому анализу индустриальное ("позднекапиталистическое") общество, Маркузе считает, что благодаря характерным для него технологиям оно зашло в тупик тоталитаризма. Технология не может быть безразличной по отношению к обществу и личности: в условиях капитализма она способствует подавлению индивидуальности и свободы. Происходит выравнивание людей на уровне их "усреднения", что облегчает осуществление власти и господства одних над другими. Именно при таких технологиях возникает "одномерное общество". Поскольку в нем индивид не в состоянии критически оценить ни общество, ни свое место в нем, ни тем более перспективы собственного развития, он становится "одномерным человеком". Его многомерное культурное, социальное, моральное, чисто человеческое, индивидуальное (антропологическое) развитие становится невозможным.

Маркузе был поставлен один из центральных социологических вопросов: "Как возможна революция в позднекапиталистическом обществе?". Эту проблему он решал многие годы. В конце концов социолог пришел к выводу, что такое решение может иметь трехуровневый характер. Первым уровень оказался сугубо индивидуальным, антропологическим; предполагалось, что революция должна была стать сексуальной, поскольку речь идет об "освобождении" подавленных капиталистическим обществом эротических влечений. Второй уровень имел уже культурный характер. Здесь главным является борьба против "репрессивной культуры" индустриального общества. Суть же "культурной революции" состоит в победе авангардистского сюрреалистического искусства, в котором выражается бунт названных выше влечений.

Наконец, на третьем социальном уровне ряд общественных групп, не интегрированных в современное индустриальное общество (представители стран "третьего мира", люмпенизированные слои, бунтующие, не согласные с истеблишментом, интеллектуалы, студенты, сексуальные и этнические меньшинства и т.д.), осуществляет социальную революцию, направленную против "Позднекапиталистического общества", стремящегося к тоталитаризму, репрессивной культуры этот общества и господствующего авторитарного тина личности.

 

21. Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона и его последователи.

В 1993 г., 1 С. Хантингтон опубликовал статью "Столкновение цивилизаций", переработанную позже в книгу. По его мнению, соперничество и конфликты в мире после "холодной войны" сохранятся, но "линии разлома" будут проходить между цивилизациями, а не между политическими или идеологическими соперниками. Понимая цивилизации как культурные целостности, С. Хантингтон заявил, что существует 8 цивилизаций, в том числе:

· китайская (конфуцианская);

· японская;

· индуистская;

· исламская;

· православная;

· западная;

· латиноамериканская;

· африканская (Африка южнее Сахары).

Цивилизации стремятся защитить свои ценности, что приводит к их конфликтам на мировой арене (в то же время цивилизации могут заключать между собой коалиции, направленные против какой-то другой). Всё большее количество конфликтов в мире происходит по линиям цивилизационного разлома. Линии могут проходить внутри государств; в таком случае конфликт цивилизаций может принять внутренний характер и привести к распаду страны, как это случилось на рубеже 1980-1990-х гг. с СССР. Во избежание крупных межцивилизационных войн в будущем, полагает С. Хантингтон:

1. "стержневые страны" основных цивилизаций не должны вмешиваться в конфликты, происходящие в других цивилизациях;

2. этим "стержневым" странам необходимо договариваться между собой о сдерживании или прекращении войн, уже идущих "по линиям разлома".

 

Похожие труды:

· «История арабской цивилизации» (Лебон)

· «Закат Европы» (Шпенглер)

· «Византизм и славянство» (Леонтьев)

· «Постижение истории» (Тойнби)

· «Этногенез и биосфера Земли» (Гумилев)

· «Ноосфера» (Вернадский)

 

22. Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы. Генезис и эволюция.

Фрэнсис Фукуяма. Американский политолог. Первым предложил теорию для объяснения наступающей кончины коммунизма. Теория отражает правильность применения западных моральных, политических и экономических стандартов в отношении окружающего мира. В работе «Конец истории» он выдвинул тезис о полном разрешении лежавшего в основе «холодной войны» конфликта двух идеологий - либеральной демократии и коммунизма. Коммунизм потерпел поражение в этом противостоянии => торжествло демократических принципов во всем мире Мировая политика и международные отношения; по этой тематике представляют работы: «Конец истории?» (1989 г.) и «Конец истории и последний человек» (1992 г.)

I. Концепция Ф. Фукуямы

В качестве предполагаемого механизма направленных исторических изменений он выбирает естественные науки, так как благодаря научному знанию происходят различные исторические изменения, меняется форма производства, культура, образование и так далее.

Способы, которым современная наука порождает изменения:

 1)военное соревнование;

2) экономическое развитие - прогрессивное покорение природы с целью удовлетворения желаний человека;

Вывод: науки порождают направленность истории.

Далее у него возникает другой вопрос, если науки создают направленность истории, «может ли человечество в целом обратить направленность истории путем утери научного метода или запрета на него?». Он приходит к выводу, что: 1)сознательно человечество не откажется от благ цивилизации, которые создаются с помощью научных достижений и 2) глобальный катаклизм не может стать причиной утраты современной науки.

Он приходит к выводу, что циклическая история возможна только в том случае, если существующая цивилизация исчезнет полностью, не оставив ни каких следов.

II. Фукуяма убежден, что именно наука ведет к капитализму в сфере экономики и к либерализму в сфере политике. Но есть такие страны, которые прошли первые этапы индустриализации, стали экономическими развитыми, урбанизированными, обладающие сильными государственными структурами, но при этом не стали ни капиталистическими не демократическими. Примером служит Советский Союз.

Фукуяма считает, что именно распространение коммунизма помешали становлению демократии в XX веке, так как она разрушающе действовала на зачатки демократии в отстающих странах.

выдвигает лозунг о "конце истории". Тезис конца истории базируется на основных двух постулатах:1) идее окончательной победы либерализма над коммунизмом в идеологической борьбе 2) и на представлении современного западного общества как некого демократического идеала, который и достигнут благодаря либерализму.

Идеология либерализма – основа для объединения людей Земли в единое Человечество. А ее единственно мыслимое следствие – универсальная и окончательная форма правления в виде либеральной демократии западного образца.

Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы

Фукуяма теоретически выразил отношении будущего после завершения «холодной войны».Фукуяма делает вывод: произошедшие изменения есть не просто конец «холодной войны» или окончание какого-либо послевоенного периода - наступает конец истории, как таковой… Конец истории, по Фукуяме, выливается в «окончание идеологической эволюции человечества и универсализацию западной либеральной демократии, как окончательной формы человеческого правления» Ф. Фукуяма.

.

23. Мультикультурализм и толерантность в представлении М. Уолцера.

Проблема прав и свобод людей как тема либерализма является в определенной степени инвариантной для всех либеральных теорий. Особенное звучание ей было придано Майклом Уолцером в его работе `О терпимости`.

«Предметом моего исследования (в данной книге), — пишет автор, — является терпимость или то, что делает терпимость возможной, а именно мирное сосуществование групп людей с различной историей, культурой и идентичностью».

Темы вопросов в книге:

· выявление типов толерантных режимов;

· рассмотрение проблемы плюрализма иммигрантского сообщества;

· введение понятия гражданской религии как набора политических доктрин, мемориальных дат, истории, посредством которых государство запечатлеется в душах своих граждан, недавно вступивших в гражданство (гражданские религии способны терпеть друг друга лишь внутри международного сообщества, но не внутри единого внутреннего режима);

· определение понятия культурной интервенции;

· осмысление вопроса о том, как терпеть нетерпимое.

В своей работе `Мультикультурное гражданство` У. Кимлика обращает внимание на: М. Уолцер говорит, что политика должна быть отделена от национальности в такой же степени, в какой она отделена от религии.

Политика мультикультурализма как политика интеграции иммигрантов в национальное социальное государство: глобализация и ее последствия экономического, политического, социального, культурного характера потребовали поиска новых интерпретаций миграционных процессов и места в них государства. Социолог М. Уолцер анализирует способы принятия различий, приводит классификацию толерантных режимов и приходит к выводу о том, что суть мультикультурализма «в обучении детей культурам друг друга, в привнесении в образовательный процесс плюрализма иммигрантского общества».

 

 

24. Конфликтологические взгляды Й. Галтунга.

Й. Галтунг - основной причиной социальных конфликтов является проявляемое социальными системами насилие культурное, структурное и прямое (личное). При этом культурное насилие создает условия для проявления структурного, а структурное насилие — для прямого.

1) Прямое насилие выражается в действиях, фрустрирующих основные потребности человека — в выживании, благополучии, идентичности и свободе. «насилие как ущерб (отнюдь не неизбежный), наносимый основным человеческим потребностям или даже жизни вообще, понижающий реальный уровень их удовлетворения ниже того, что потенциально возможно». К таким действиям относятся убийства, телесные повреждения, блокада, санкции, нищета, навязывание стандартов другой культуры, репрессии, незаконные репрессии, задержания, изгнание.

2)Структурное насилие, или санкционированная обществом система эксплуатации — получения «вышестоящими» значительно большего блага по сравнению с «нижестоящими», включает смерть от голода и болезней, манипуляцию сознанием граждан, ограничение информации, маргинализацию, разобщение, социальную несправедливость в распределении ресурсов, загрязнение окружающей среды, неравные шансы. Структурное насилие отличается от прямого тем, что действует косвенно, через общественные институты. Оно, как правило, не осознается индивидами и социальными группами, подвергающимися его влиянию. В отличие от прямого насилия, которое изменчиво и динамично, структурное насилие статично и стабильно.

3)Культурное насилие включает «те аспекты культуры, символической сферы нашего существования, представленной религией и идеологией, языком и искусством, эмпирической и формальной наукой (логикой и математикой), которые могут использоваться для оправдания и легитимизации прямого и структурного насилия». Культурное насилие ведет к тому, что прямое и структурное насилие начинают выглядеть и восприниматься как справедливые акции. Культура проповедует, учит, заставляет рассматривать эксплуатацию, репрессии, индивидуальные и групповые агрессивные действия в качестве нормальных и естественных явлений или не замечать их вовсе.

По мнению Й. Галтунга, применение прямого насилия может относительно легко уничтожить людей, наделенных властью, но не структуры, порождающие насилие. Уничтоженная структура может появиться вновь спустя некоторое время только потому, что она удовлетворяет общезначимую потребность. Наиболее эффективным способом решения структурных конфликтов, по его мнению, является регулярное изменение сети взаимодействий в социальной структуре.

Отсюда ученый делает вывод, что военный конфликт и международный конфликт - это нечто большее, чем просто прямое насилие. Конфликты обусловлены серьезными структурными изменениями, которые наличествуют у воюющих сторон. Чтобы остановить войну, по его мнению, необходимо коренным образом трансформировать внутренние структуры враждующих сторон, а не просто внести изменения в их взаимоотношения. Галтунг считает, что враждовавшие стороны могут достигать "негативного мира" или "позитивного мира". Негативный мир - это ситуация, когда стороны прекращают воевать, что, однако, не исключает повторения конфликта в будущем или его проявления в новом.

 

25. Восприятие конфликтов в русской религиозной философии: Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев.

 

26. «Социология войны» Н.Н. Головина.

 

27. Современная российская конфликтология: ведущие школы и направления (А.В. Дмитриев, Л.Н. Цой и др.).

Отечественные исследователи конфликтологии. Господствовавшие в СССР парадигмы бесконфликтности и общества согласия мешали развитию конфликтологических исследований. Зарубежные исследования второй половины XX в. оказывали определенное влияние на отечественных ученых, но развернуть серьезные масштабные исследования в этой области не представлялось возможным, несмотря на то что социальная ситуация была достаточно конфликтной.

Острые конфликты существовали в экономической, политической и социально-бытовой сферах жизни общества. Межнациональные, межгрупповые конфликты приносят негативные последствия как на внутриполитическом уровне, так и влияют на международные отношения. Поэтому в 1980 – начал е 1990х гг. дефицит конфликтологических знаний ощущается особенно остро, начинаются первые серьезные шаги в исследованиях конфликтов. Появляется большое количество публикаций по проблематике конфликтов. Эмпирические исследования посвящены анализу случившихся конфликтов.

Интерес исследователей преобладает в сфере межнационального и военного конфликта (А. Касюк, В. Дубров). На начало 1990х гг. приходится максимальное число публикаций, отражающих специфику конфликтов в современном обществе. Потребность в урегулировании конфликтов вынуждает власть помогать ученым в теоретических и практических разработках парадигмы конфликта.

В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Белгороде открываются специальные центры. Их работа заключается в развитии посреднической деятельности в конфликтных ситуациях, в разработке возможных вариантов разрешения и предупреждения конфликтов. В высших учебных заведениях открываются специальности по конфликтологии, данная учебная дисциплина вводится во многих других специальностях.

Во второй половине 1990х гг. исследователей интересует анализ международных конфликтов (И. Арцибасов, В. Булавин, Д. Фельдман), выходят работы, рассматривающие проблематику социального конфликта. В это же время А. Анцупов и А. Шипилов (ведущие конфликтологи в России) издают учебные материалы по конфликтологии.

В психологических исследованиях конфликта значимы труды Е. Дубовской, Р. Кричевского, А.Сухова, А. Бодалева, В. Казанцева – исследователей социальных аспектов конфликтов в обществе.

 

 

Анатолий Васильевич Дмитриев (род. 1934, Пенза) — российский социолог, один из основателей российской конфликтологической науки. Член-корреспондент Российской академии наук. Почётный президент Российской ассоциации политической науки. Руководитель Центра конфликтологии РАН. Почётный доктор Института социологии РАН.

 

28. Основные современные направления развития конфликтологии.

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

1) теоретико-игровое (М. Дойч);

2) теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

3) теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).

I. Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко кон­тролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

В системном виде данный подход выраженв работах американ­ского психолога  М. Дойча. По мнению М. Дойча, в основе кон­фликта лежит несовместимость целей участников межличност­ного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мо­тивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции.

Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что кон­фликтымогут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.

Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследова­телисоздают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную.

1) конкурентная ситуация в процессе обучения мо­жет иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними.

2) кооперативная ситуация обучения дает больший эффект, чем тради­ционное индивидуальное обучение.

II. Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем - альтернатива теории игр и результат кри­тики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет со­бой оригинальную программу исследования стилей конфликт­ного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания уста­новок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: конкуренция, приспособление, избе­гание, компромисс, сотрудничество.

В целом исследователи стремятся к изучению реального пове­дения. В то же время опросные методы, используемые для диаг­ностики стиля разрешения конфликта, позволяют исследовать скорее намерения субъектов, чем реальное поведение. Опраши­ваемые испытывают трудности в разграничении некоторых кате­горий. Для устранения этих недостатков предлагается сочетать самооценки поведения в конфликтной ситуации с взаимооценка­ми и оценками экспертов.

III. На рубеже 60—70-х годов начинает формироваться самостоя­тельное направление по изучению переговорного процесса как час­ти конфликтного взаимодействия. Исследо­вания сосредоточены на решении двух проблем: выявлении со­вокупности условий, способствующих принятию конфликтую­щими сторонами решения приступить к переговорам, и изуче­ниипроцесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наибо­лее разработана технология переговорного процесса.

 

29. Основные принципы либерализма. Джон Локк.

В 17 в. ренессансная натурфилософия уступает свои позиции, распространяется рационалистически-механистический взгляд на мир, согласно которому природа, общество, государство начинают рассматриваться как некие сложные механизмы (особенно часто мыслителями того времени используется образ часов). Подобный взгляд хорошо согласуется с признанием существования Бога: "собрав" и "запустив" механизм, он в дальнейшем предоставляет возможность ему функционировать самостоятельно, по своим внутренним законам. В Западной Европе, начиная с 17 в., активно развиваются концепции естественного права и общественного договора. Видные их сторонники - Гуго Гроций (1583 - 1645), Томас Гоббс (1588 - 1679) и Джон Локк (1632 - 1704).

 

Дж. Локк предложил альтернативную версию теории общественного договора. Естественное состояние у Локка характеризуется свободой и равенством индивидов, но не своеволием. Люди и в естественном состоянии должны исповедовать принципы братской любви, справедливости и милосердия. Если кто-то в естественном состоянии и убивает ближнего, то лишь затем, чтобы наказать убийцу и защитить от его посягательств остальных людей, показать какое возмездие ждёт нарушителя естественных прав остальных. Естественное состояние у Локка - это состояние, когда "каждый обладает исполнительной властью".

Над каждым индивидом в естественном состоянии висит угроза насилия, посягательства на его свободу и достоинство. Поэтому заключение общественного договора необходимо. Должны ли люди передавать ради предотвращения конфликтов все свои естественные права учреждаемой ими верховной власти, как считал Т. Гоббс? Нет – Дж. Локк.

Учреждённая власть может поступать в отношении подданных, как ей заблагорассудится, её действия тоже станут причиной войн, вражды и конфликтов.

При заключении общественного договора индивиды передают верховной власти лишь часть своих естественных прав - минимум, без которого государство просто не сможет существовать. Есть, по мнению Дж. Локка, такие естественные права, которые являются неотчуждаемыми, принадлежащими индивиду при всех обстоятельствах. Государству же, по его мнению, нужно не больше полномочий, чем необходимо для исполнения его функций (а главные из них - охрана прав, свобод и собственности граждан). Так родилась концепция "минимального государства"или"государства - ночного сторожа".

Верховенство среди ветвей власти должно принадлежать законодательной власти. В случае конфликта законодательной и исполнительной ветвей власти законодательная легко может сместить исполнительную; напротив, применение силы со стороны исполнительной ветви власти квалифицируется Локком как произвол и агрессия. Ситуация конфликта между исполнительной ветвью власти и народом считается Локком всегда разрешимой при помощи принципа: благо народа - высший закон. Народ же может выступать третейским судьей.

Дж. Локк считается основоположником либерализма (от лат. свобода) - политической теории и течения, исходным понятием которого является свобода. Основные принципы либерализма, по Дж. Локку, это:

· наличие у индивида естественных и неотчуждаемых прав;

· равенство граждан перед законом;

· разделение властей в государстве;

· формирование политического представительства граждан посредством выборов;

· наличие основных политических свобод: слова, союзов, печати, собраний и т. д.

 

30. Адам Смит. Экономический либерализм.

Адам Смит(1723-1790 ) - шотландский экономист, философ-этик. Основные принципы, из которых исходил Смит, сформировались в тесной связи с учением о «естественном порядке», созданным физиократами. Однако если последние ставили «естественный порядок» в зависимости от сил природы, то Смит считал, что он определяется человеческой природой и ей соответствует. Человек – эгоист, он преследует только личные цели. Личный интерес одного индивидуума ограничен лишь интересами других.

Люди нуждаются друг в друге как эгоисты, они оказывают взаимные услуги, поэтому единственной формой, позволяющей наилучшим образом достигнуть взаимного оказания услуг, является обмен.

Действием «экономического человека», единственным мотивом которого является стремление к богатству, Смит пытался объяснить все экономические процессы.

Смит вводит понятие «невидимой руки», которая руководит действиями людей и направляет их к цели, не входящейв их намерения. Под «невидимой рукой» рынка он понимает рыночный механизм, функционирующий в условиях свободной конкуренции.

Центральное место в его учении занимает концепция экономического либерализма: рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.

Государство должно поддерживать режим естественной свободы: охранять правопорядок, свободную конкуренцию и частную собственность. Оно должно выполнять и такие функции, как организацию народного образования, общественных работ, систем связи, транспорта и коммунальных служб.

Широко известны взгляды ученого на разделение труда. Центральная идея Смита состоит в том, что источником богатства является труд. Богатство общества он ставит в зависимость от 2-х факторов: доли населения, занятого производственным трудом; производительности труда.

Капитал характеризуется Смитом как одна из двух частей запасов, от которой ожидают получить доход, а другая часть – это та, которая идет на потребление. Им было введено деление капиталана основной и оборотный.

Смит считал, что капиталистическая экономика может находиться в 3-х состояниях: роста, падения и застоя. Он разработал 2 взаимосвязанные схемы простого и расширенного воспроизводства. В схеме (1)простого воспроизводства осуществляется движение от общественного запаса к валовому продукту (доходу) и фонду возмещения. В схеме (2)расширенного воспроизводства добавляются фонды сбережения и накопления. Расширенное воспроизводство создает динамикубогатства страны, зависит от роста накопления капиталов и от более эффективного употребления. Смит открыл явление технического прогресса как фактора расширенного воспроизводства

 

31. Появление консерватизма Эдмунд Бёрк, Жозеф де Местр.

Консерватизм - политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в религии, браке, семье, собственности и т.д. Консерватор симпатизирует порядку и традициям, с недоверием относится к прогрессу. Появление консерватизма в конце 18 в. было реакцией на эпоху Просвещения и Французскую революцию, и в определённом смысле консерватизм - это негативное отображение либерализма. Основоположниками консерватизма являются английский аристократ Эдмунд Бёрк (1729 - 1797) и французский монархист Жозеф де Местр (1753 - 1821).

Для либералов исходными являются такие понятия, как индивид, разум и прогресс. Их идеал - это свободная, изолированная личность, которая осознаёт свой личный интерес и преследует его. Для консерваторов индивид, конечно, также важен, но сообщество важнее. Люди в сообществе тесно связаны друг с другом, имеют определенные обязательства, уходящие в прошлое, и руководствуются правилами, которые могут быть не зафиксированы формально, но также опираются на традицию. Это сообщество и общество, состоящее из подобных сообществ, напоминают сложный растущий организм, и его развитие требует времени. Реформы возможны, но они не должны мешать естественному развитию, и их следует проводить с осторожностью, постепенно. Если для либерального индивида важными ценностями являются рациональность и эффективность, то для члена консервативного сообщества их инвариантом является душевность.

Такое сообщество - своеобразную консервативную утопию - уже в середине ХХ в. изобразил во "Властелине колец", описывая придуманных им хоббитов, Дж. Р. Р. Толкин. Прообразом хоббитов ему послужили фермеры западного Мидлэнда - одного из графств Англии.

Забегая вперёд, следует сказать о различии между консерватизмом и фашизмом (национал-социализмом), которое достаточно принципиально. Фашизм (национал-социализм) насаждает "новый порядок" искусственно, путём насилия, хотя его приверженцы и говорят о верности традиции, а консерватизм защищает органически сложившийся старый порядок.

 

32. Религиозный конфликт: римско-католическая церковь – религиозные реформаторские учения. М. Лютер. Ж.Кальвин.

Мартин Лютер и Реформация. В конце XV - начале XVI вв. коррумпированность (использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам) и моральная деградация верхушки католической церкви вызывали всё большее недовольство среди верующих. Особое недовольство рождала симония - купля-продажа церковных должностей, а также торговля индульгенциями - свидетельствами о полном или частичном освобождении от грехов.

 Мартин Лютер (1483 - 1546) монах и преподаватель Виттенбергского университета; критиковал доктрину "отпущения грехов"; идеи он изложил в 95 тезисах, прибитых им к дверям церкви в Виттенберге 1517 г. Этот день стал началом Реформации и возникновения нового течения в христианстве - протестантизма. М. Лютер утверждал, что отпущение грехов даётся благодатью по одной лишь вере - любой верующий должен сам общаться с Богом напрямую, без посредничества священников. Роль духовенства резко снижалась. Лютер был объявлен еретиком, но его поддержал ряд германских князей, предоставивших ему защиту и возможность распространять идеи Реформации.

Постепенно складываются догматика и обрядность старейшей из протестантских церквей - лютеранской. Вместо Папы она возглавляется светским правителем - князем или королём. Лютеране отменили большую часть христианской обрядности - посты, поклонение статуям, мощам, иконам, из семи таинств сохранили только два - крещение и причащение. Лютеранское богословие в некоторых отношениях было возвращением к Августину (Лютер был монахом августинского ордена). Веру он ставил выше разума; если разум пытается быть судьёй в вопросах веры, считал Лютер, он становится орудием дьявола. Свободу воли человека он отрицал, рассматривая человека как руководимого Богом - или дьяволом. Это связано с пессимистическим пониманием Лютером природы человека, называемого им диким и жестоким животным, которое надо обуздывать с помощью цепей и пут. Поэтому, когда государство применяет насилие по отношению к мятежникам, оно тем самым служит Богу. Мятежник - враг не только государства, но и Бога.

Протестантизм быстро распространился в странах Западной Европы. В скандинавских странах и ряде германских княжеств было принято лютеранство, в Англии государственной религией стало англиканство. Католическая церковь активно сопротивлялась этому, и Европу охватили затяжные религиозные войны. Конфликт между католицизмом и протестантизмом был отчасти разрешен благодаря Аугсбургскому религиозному миру 1555 г., основным принципом которого стало признание права князей определять религию своих подданных ("cujus regio, ejus religio" -- "чья страна, того и вера").

Кальвинизм. Лютеранство и англиканство были не единственными направлениями в протестантизме. Жан Кальвин (1509 - 1564) предложил еще более радикальную версию протестантизма - кальвинизм, быстро распространившийся в Швейцарии. Нидерландах, Англии, Шотландии и Франции. Кальвинистов также называют пуританами (от лат. "purus" - чистый). Кальвинизм выступает за независимость церкви от государства и демократическое управление церковью: независимыми общинами руководят избираемые пастор, диакон и старейшины из мирян. Ж. Кальвин известен также своей доктриной абсолютного предопределения (во многом заимствованной у Августина), согласно которой по непознаваемой божественной воле все люди разделены на избранных к спасению и обреченных на адские муки. Ни верой, ни "добрыми делами" человек не может что-либо изменить. Тем самым человек освобождался от специальных хлопот по спасению души. Посмертная судьба человека, считал Кальвин, является тайной, но каждый верующий должен вести себя так, как будто он является избранным. Есть и косвенное доказательство избранности - успех в делах, в бизнесе. Поэтому верующий всё время должен упорно работать, не тратить время на развлечения, праздники, безделье, даже чрезмерный сон. Накопленное богатство при этом следует пускать не на личные нужды, а всячески приумножать. Эти требования способствовали ускоренному развитию капитализма в тех странах, где был распространен кальвинизм и другие направления протестантизма.

 

33. Анархизм. П.Ж. Прудон. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.

Анархизм - это учение об анархии, т.е. безвластии. Сторонники анархизма, однако, утверждают, что анархизм - политическая философия и движение, главным своим принципом имеющая свободу и ставящая своей целью уничтожение всех типов принуждения и подавления. По убеждению анархистов, общественные системы и институты должны основываться на заинтересованности и добровольном согласии каждого их участника, а власть должна быть ликвидирована. Теория анархизма основывается на 5 базовых принципах:

ü отсутствие власти,

ü уничтожение государства,

ü свобода от принуждения,

ü взаимопомощь,

ü разнообразие.

Анархизм появился в конце 18 в., одновременно с появлением других политических идеологий (либерализм, консерватизм) и формированием индустриального общества. Одним из 1-ых теоретиков анархизма был английский писатель и философ Уильям Годвин (1756 - 1836). Выступая с рационалистическо-просветительских позиций, он утверждал, что государство и ему подобные институты подавляют возможности людей правильно применять свой разум. Исходя из позитивной оценки человеческой природы, он утверждал, что социальный порядок возникает естественным путём, а несправедливость, алчность и агрессивность - следствие вмешательства государства.

В 19 в. анархизм разделяется на несколько течений. М. Штирнер (1806 - 1856) стал родоначальником анархо-индивидуализма, делавшего акцент прежде всего на свободе личности.

Другие разновидности анархизма носят коллективистский характер. Пьер-Жозеф Прудон (1809 - 1865) был основателем анархизма взаимопомощи (мьючиализма). Его идеал - сообщества мелких частных собственников, обменивающиеся товарами и услугами без помощи государства. Впоследствии анархизм взаимопомощи эволюционировал в анархо-синдикализм. В анархо-синдикализме место сообществ мелких частных собственников занимают профессиональные организации трудящихся, берущие на себя государственные функции.

Ближе всего к марксистскому социализму находится анархо-коммунизм. Анархо-коммунисты выступали за немедленное после революции уничтожение государства, замену его самоуправлением общин. Крупнейшими теоретиками анархо-коммунизма были русские мыслители - М. А. Бакунин (1814 - 1876) и П. А. Кропоткин (1842 - 1921). Из-за этой разноликости анархистского движения нельзя однозначно ответить на вопрос, как анархисты относятся к конфликтам и какие пути предлагают для их разрешения.

В последние десятилетия 19 - первые десятилетия 20 вв. среди анархистов преобладали сторонники революционного насилия - восстаний и террора. Анархисты активно участвовали в гражданской войне в России (армия батьки Махно)

Другой тактикой борьбы, выработанной также анархистами и позже воспринятой другими политическими течениями, стало "прямое действие". Под "прямым действием" понимается широкий спектр форм внепарламентской борьбы, которые могут выходить за конституционные и законные рамки, но не связаны с применением вооруженного и массового насилия. Это забастовки, демонстрации, бойкот, саботаж, блокирование и ненасильственный захват государственных учреждений, публичное оскорбление высокопоставленных государственных чиновников или общественных лидеров и т.д.

Тактика "прямых действий" более типична для анархистского движения после IIМВ. Это проявилось в

® событиях 1968 г. в Западной Европе и США, получивших название "молодёжной революции",

® в антиглобалистском движении 1990-х - 2000-х гг.

Беспорядки, происходящие во время массовых мероприятий антиглобалистов (битьё витрин в закусочных сети "Макдональдс", стычки с полицией и










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...