Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способ исполнения Псалтири.




История Фамари. Патриарх Иосиф. Благословения, данные патриархом Иаковом своим сыновьям. Рождение Фареса и Зары.

История Фамари.

Фамарь – невестка патриарха Иуды. Фамарь теряет своего мужа Ира (Быт. 38:7), не имея детей. Второй муж Онан (брат первого) умирает, как и первый, за свои грехи. Опасаясь за третьего своего сына, Иуда не отдает Фамарь ему в жены, нарушая тем самым древний обычай (Втор. 25:5-10). И тогда Фамарь идет, одевается блудницей, привлекает к себе Иуду и зачинает от него. Когда это открывается, ее приводят к Иуде, и он говорит, что ее надо сжечь за этот грех, но когда выясняется, каким образом это произошло, Иуда отменяет приговор и говорит: «Она правее меня» (Быт.38:26).

Патриарх Иосиф.

 Центральной фигурой повествования является предпоследний сын Иакова, Иосиф, в котором тоже ярчайшим образом проявляются грядущие черты служения Спасителя. Иосиф за свою чистоту, за свою избранность ненавидим братьями, как и Господь Иисус Христос был ненавидим начальниками Иудейскими за Свое превосходство над ними. Эта нелюбовь выливается в желание его убить и, в конце концов, проявляется в деянии фактически равном убийству – в продаже его купцам. Сумма, за которую он продан – 20 сребреников. И очень характерно имя брата, который придумал совершить эту сделку, — Иуда. Затем – безвинное оклеветание его в Египте, заключение, тюрьма, и, наконец, оправдание и вознесение во славе до второго места во всем Египте. И через это – спасение Египта, и прощение, и спасение своих братьев, – причем спасение, которое доставляется им посредством дарования хлеба. Так же и Господь Иисус Христос по воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, подавая им в снедь Хлеб таинственный в таинстве Евхаристии. И даже само имя, которое дается фараоном Иосифу в Египте Цафнаф-панеах (Быт. 41:45) – Спаситель мира – говорит само за себя.

Иосиф открывается братьям только после того, как старшие братья готовы пожертвовать собой, остаться здесь в Египте вместо Вениамина. Когда они говорят: «мы наказываемся за грех против нашего брата; <...> за то и постигло нас горе сие» (Быт. 42:21), – то есть, когда в них открывается покаяние, когда в них открывается способность к самоотвержению – преодолению собственного эгоизма, – тогда только им открывается Иосиф.

К Иосифу в Египет переселяется Иаков со всем семейством, и они приняты там благосклонно: получают себе в пользование некую землю к востоку от Нила и живут там мирно и счастливо. Кончается все смертью Иакова и погребением его там же, где и его предки, то есть в Ханаане и смертью Иосифа, которого погребли в Египте, но с заповедью отвезти и похоронить его там, где погребены его предки, в Ханаане. В этом содержится пророчество о выходе израильтян из земли египетской в последующие времена.

Благословения, данные патриархом Иаковом своим сыновьям.

Прежде своей кончины Иаков преподал детям благословение (Быт. 49:1-28). Первым он призвал Иосифа и дал ему двойное благословение. Он благословляет и усыновляет его сыновей: Ефрема и Манассию, причем делает это символическим образом. Подведенные отцом таким образом, чтобы правая рука легла на старшего, а левая на младшего, они благословляются наоборот: Иаков крестообразно возлагает на них руки, выделяя, тем самым, младшего и давая ему большее благословение, выделяя Ефрема по сравнению с Манассией.

Когда Иаков перед смертью собрал своих сыновей, он стал благословлять их по очереди. Но первых трех – Рувима, Симеона и Левия, он лишил благословения за разные прегрешения. Таким образом, право первенства переходит к Иуде. И одновременно с этим, благословение, которое он получает, становится мессианским пророчеством (Быт. 49:8-11). Это пророчество, в первую очередь, говорит о том, что Спаситель произойдет именно из этого колена – колена Иудина. О том, что Господь есть лев из племени Иудина, нам говорит Апокалипсис (Откр. 5:5); и вот этот лев, который лег, и кто поднимет его, – несомненно, указывает нам на смерть и воскресение Христово, поскольку Христос воскресает Сам, будучи Богом.

Рождение Фареса и Зары.

Пророческое событие книги Бытия - это рождение от Фамари Фареса и Зары (Быт. 38:27-30). Сначала при родах появляется Зара, которому навязывают на руку красную нить, после чего она скрывается и рождается Фарес, затем уже рождается Зара, что в переводе означает «восход». Изображается этим то, что через патриархов явилось предваряющее обетование Нового Завета, которое потом скрылось под сенью закона, сенью Ветхого Завета, который изображается рождением Фареса. Только потом уже рождение Зары – «восхода», окончательное его рождение, изображает «посещение востока свыше» (Лк. 1:78), явление новозаветной благодати. Таким образом толкуется изображение сложного процесса рождения этой двойни.

 

Псалтирь. Святые отцы о Псалтири. Разделение Псалтири. Надписание псалмов. Виды псалмов. Способ исполнения Псалтири.

Псалтирь.

В еврейской Библии Псалтирь называется «Техиллим», или «Сефер Техиллим», то есть «Хваление», или «Книга Хвалений». По-гречески: «Псалтирион» (дергать, натягивать тетиву, бряцать по струнам, играть). Это название древнего струнного инструмента.

Наибольшее количество псалмов написаны Давидом. Кроме Давидовых, в Псалтирь вошли псалмы: Моисея – один (89), Соломона – два (71 и 126), Асафа-прозорливца и его потомков – двенадцать; Емана – один (87), Ефама – один (88), сынов Кореевых – одиннадцать, Аггея и Захарии – два (137 и 138).

Святые отцы о Псалтири.

Многие святые отцы отзывались о Псалтири в превосходной степени, называя ее Писанием в миниатюре. Псалтирь, по словам святителя Василия Великого, содержит все себе все полезное, что содержится в Писании.

По мнению святителя Афанасия Великого, «в этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке».

Подводя итог святоотеческому учению о Псалтири, проф. П.А.Юнгеров отмечает, что «богословие святых псалмопевцев представляет ту особенность, что оно носит не столько рассудочный, сколько сердечный характер. Псалмопевцы своим богопросвещенным сердцем переживали и перечувствовали вероучительные истины ветхозаветного богословия» и раскрыли их «с точки зрения каждого верующего человека».

Разделение Псалтири.

На первый взгляд, Псалтирь может показаться книгой, не имеющей никакой системы и смысла в порядке расположения псалмов. Однако это не так.

Новозаветная церковь для удобства богослужебного употребления Псалтирь разделила ее на 20 кафизм. Но существует и другое деление. С ветхозаветных времен в Псалтири выделяли пять частей, каждая из которых имеет литургическое окончание:

после 40-го псалма: «Благословен Господь Бог Израилев во веки! Да будет так, да будет».

после 71-го псалма: «Благословен Господь Бог Израилев, Единый творящий чудеса, и благословенно славное Имя Его вовеки, и наполнится славою Его вся земля! Да будет, да будет так».

после 88-го псалма: «Благословен Господь во веки, да будет, да будет так».

Благословение после 105-го псалма есть указание, которое позволяет нам понять смысл этого «аминь, аминь». Здесь говорится так: «Благословен Господь Бог Израилев во все века! И скажет весь народ: Да будет так, да будет!»

Надписание псалмов.

У многих псалмов есть надписания, нечто вроде заголовков. Некоторые надписания указывают на авторство. Отдельная группа надписаний содержит указания на обстоятельства, в связи с которыми псалмы были написаны (псалмы 3,17, 55,56). Кроме того, встречаются такие, которые указывают на характер псалма:

«Аллилуия» – «Хвалите Бога» (псалмы 105, 106, 113-118, 134, 145-150);

«Разума» или «в научение» (псалмы 31, 44, 51, 52, 73, 77) ;

«Хвала», «молитва» (псалмы 16, 85, 89, 101).

 И еще одна группа указывает на время, или на способ исполнения. Например, надписания «песнь» (например, псалмы 38,53, 54, 60), «псалом песни» (псалмы 29, 47, 64) и «песнь псалма» (псалмы 65, 82, 87) указывают на инструментальное или вокальное исполнение.

Но мы не должны останавливаться только на возможном буквально-прагматическом значении надписаний. Если вы откроете святоотеческие толкования, то увидите, что здесь может быть раскрыт и духовный смысл:

«в конец» (псалмы 4, 6, 8) – «означает, что предсказываемое пророчеством исполниться после в отделенные времена»;

«возлюбленным (Пс. 44:1) пророк называет Сына Божия» ;

«наследствующий» (Пс. 5:1),есть боголюбивая душа или Церковь;

«точила»  (Пс. 8:1) «суть Церкви, собирающие плоды преуспевающих в благочестии», «потому что и Господь именуется виноградною лозою».

Виды псалмов.

Для удобства изучения псалмы разделяются иногда на три группы по преимущественному содержанию. Есть псалмы молитвенные (псалмы 85, 89, 107), где человек обращается к Богу с прошением о помощи, покаянием, выражением печали. Есть псалмы учительные (псалмы 31, 73, 77), к которым, как правило, принадлежат те, в которых в надписании стоит слово «учение» или «в научение». Есть псалмы хвалебно-благодарственные (псалмы 145, 146). К ним относятся, в частности, все, которые в надписании содержат слово «песнь», «аллилуия», «хвала», «во исповедание».

Молитвенные псалмы иногда называют по-другому: жалобы или плач. Обычно псалмы, относящиеся к этой группе, построены примерно по одной и той же общей схеме, хотя могут быть и варианты. Схема эта такова:

– в начале идет призыв, обращение к Богу, вступительная мольба о помощи;

– затем формулируется конкретная жалоба. Обычно это указание на физическое или нравственное страдание, а часто на то и другое вместе; или только на приближение этого страдания, грозящего человеку;

– затем идет прошение о спасении, об избавлении от страдания, часто это прошение приобретает форму прошения о наказании и истреблении врагов, от которых исходит угроза или которые являются источником этого страдания;

– затем практически всегда идет исповедание веры, часто в форме выражения полного доверия и предания себя в руки Божии, часто это исповедание веры формулируется в виде воспоминания об уже бывших благодеяниях;

– наконец, последним обычно бывает восхваление Бога. Похвала Богу воздается иногда в форме обета, то есть обещания о совершении хвалы, благодарения личного или общественного, о принесении жертв.

Среди молебных псалмов можно выделить особую подгруппу покаянных псалмов. В них тоже содержатся прошения об избавлении от беды и гибели. Но причиной бедствий, страданий в этом случае является собственный грех. Классический пример покаянных псалмов – это 37 и 50 псалмы.

Группа хвалебно-благодарственных псалмов может быть также условно разделена на хвалебные и благодарственные. Благодарственные – песнь благодарения – это выражение благодарности в какой-то конкретной ситуации, в частности: в случае избавления от врагов, исцеления от болезни, прощения греха, по поводу чего и воспевается благодарственная песнь, которая имеет обычно в общем виде следующую структуру:

- вступление, в котором выражается намерение принести хвалу;

- основная часть, где описывается собственно само событие и избавление;

- заключительное славословие.

Хвалебные псалмы восхваляют Бога за Его благодеяния вообще, за Его благость, не применяясь к каким-то конкретным сиюминутным событиям. Поскольку Первопричина блага одна, то и устроены они так же, как и благодарственные:

- введение – призыв хвалить Господа

- основная часть – обоснование, на этот раз богословское,

- завершающее славословие.

Учительные псалмы содержат в себе размышления по поводу различных жизненных обстоятельств, наставления о мудрой и ответственной жизни в согласии с Законом Божиим. Это прямые поучительные наставления, притчи, сравнения, образы, заимствованные из природных явлений. Два очень известных псалмы – 33 и 118 – имеют форму акростиха, где каждая новая строфа начинается следующей по порядку буквой еврейского алфавита.

Способ исполнения Псалтири.

Псалмы изначально предназначены для пения. Святитель Афанасий Великий в этой связи говорит следующее: «Необходимо не преходить молчанием и того, почему таковые словеса поются плавным и песенным напевом. Ибо некоторые у нас из людей простых, хотя веруют, что самые изречения богодухновенны, однако же думают, что поются псалмы по благозвучию для услаждения слуха. А это несправедливо. Ибо Писание не заботится о приятности и сладкоречии, да и пение установлено для пользы душевной, как вообще, так, в особенности, по двум следующим причинам».

«Во-первых, прилично было, чтобы Св. Писание песнословило Бога не только последовательной [прозаической] речью, но и не имеющею строгой последовательности [поэтической]». Во-вторых, поскольку в душе бывают различные движения ума, воли и сердца, то Писание требует, чтобы эти способности не были в разногласии и раздоре, но чтобы человек всецело, во всех движениях, служил воле Божией.

 

Книга пророка Исаии. Пророчество о Рождестве Христовом и о Христе. Пророчества о судьбах языческих народов и о Иерусалиме. Эсхатологические пророчества: «великий апокалипсис» Исаии. Суд Божий и избавление.

Книга пророка Исаии.

Пророка Исаию нередко называют ветхозаветным евангелистом. Святитель Кирилл Александрийский говорит о нем: «Исаия есть вместе пророк и апостол, его пророческие изречения имеют ясность Евангельской проповеди».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...