Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эпоха Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма.
В результате дворцового переворота в июне 1762 года Петр III был свергнут с престола своей женой Екатериной II. В основу политики Екатерины II легли идеи европейских философов-просветителей М.Ф. Вольтера, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. Они утверждали, что можно достичь гармонического общества через деятельность просвещенных монархов, которые помогут делу просвещения народа и установят справедливые законы. Политика Екатерины II получила название "просвещенного абсолютизма". Екатериной II был проведен курс реформ в социально-политической и экономической жизни России. Стремясь укрепить государственную власть, Екатерина II наладила работу Сената (1763 г.), разделив его на 6 департаментов, имеющих конкретные обязанности и полномочия; ликвидировала автономию прав Украины; подчинила церковь государству, проведя секуляризацию церковных земель (1763 - 1764 гг.). В 1775 г. была осуществлена реформа местного управления, в результате которой Россия была разделена на 50 губерний, на местах вводились сословные суды и четкое разделение власти по функциям (административная, судебная, финансовая). Эта реформа укрепила местную власть. Экономические преобразования Екатерины II имели целью способствовать развитию отечественной промышленности и торговли. В 1765 г. было создано Вольное экономическое общество дворян и купцов. В 1776, 1782 и 1796 гг. были введены таможенные тарифы, сохранявшие высокие пошлины на иностранные товары. В 1775 г. были изданы Манифест о свободе открытия предприятий и Жалованная грамота городам, подтвердившая привилегии купечества и вводившая городское самоуправление. Екатерина II ввела новую форму торговли - магазины и бумажные деньги. В годы ее правления возросло число мануфактур (при Петре I было 200 мануфактур, при Екатерине II - 2000). Сословная политика Екатерины II была направлена на укрепление дворянства. Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда в Сибирь на каторгу, а Указ 1767 г. запрещал крестьянам жаловаться императрице на своих владельцев. Усиливается крепостное право. В 1775 г. дворянство получает Жалованную грамоту, подтверждающую сословные привилегии дворянства. Дворянству присваивается звание "благородного". Таким образом, реформы Екатерины II сохранили и укрепили абсолютную монархию и крепостничество в России.
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века. К началу XIX века новым явлением в экономическом развитии России было формирование капиталистических отношений. Помещичьи и крестьянские хозяйства все более теряли натуральный характер, втягивались в рыночные отношения. Крепостническое хозяйство неотвратимо шло к глубокому кризису. Но в отличие от Европы в России подавляющая часть населения занималась земледельческим трудом, находилась в феодальной зависимости от дворян - помещиков или государства. Промышленность была развита слабо и группировалась главным образом вокруг Москвы, Петербурга, а также на Урале. В 30 - 40-е гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, возникают новые заводы и фабрики, постепенно, хотя и медленно, растет применение паровых машин. Получает распространение вольнонаемный труд. В начале XIX в. был проведен ряд новых каналов, соединивших Каму и Северную Двину, Днепр и Вислу, Западную Двину и Неман, Верхнюю Волгу и Балтийское море. Однако пропускная способность этих каналов была небольшая. Во второй четверти XIX в. стало развиваться пароходное сообщение. В 1815 г. на р. Неве появился первый пароход " Елизавета ". В первой половине XIX в. началось строительство шоссейных и железных дорог. Шоссе соединили Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Варшавой, Ярославлем и Нижним Новгородом. Значительное количество шоссейных дорог было построено в Прибалтике. Однако протяженность шоссейных дорог для огромных пространств России была ничтожно мала. Первая в России железная дорога была построена на одном из уральских заводов в 1834 г. крепостными механиками Е. и М. Черепановыми. В 1837 г. Петербург был соединен железной дорогой с Царским Селом, а в 1843-1851 гг. была построена Петербургско - Московская железная дорога, имевшая большое экономическое значение. Низкий уровень сельского хозяйства в дореформенной России обуславливался в первую очередь тормозящим влиянием крепостного права.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 551. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |