Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении




 

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой

(Б. М. Бим-Бад).

 

Педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский ,

А. В. Хуторской).

 

Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из

практических направлений современной педагогики — неформальное образование.

 

Методология педагогики- система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы. Особую актуальность сегодня приобретает разработка методологии педагогики в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства. Такая научная школа формируется на базе методологических разработок преподавательским составом Московской школы художественных ремесел.

 

Педагогика содержит разделы:

 

•   общие основы педагогики,

•   дидактика (теория обучения),

•   теория воспитания,

•   школоведение.

•   история педагогики,

•   социальная педагогика,


•   профессиональная педагогика,

•   креативная педагогика,

•   нейропедагогика

•   педагогика сотрудничества,

•   сравнительная педагогика,

•   педагогическая инноватика,

•   военная педагогика,

•   специальная педагогика (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика и т. д.).

 

8) Структура педагогической науки. В предыдущем вопросе есть

9) Ведущие понятия педагогики: воспитание, формирование личности, социализация, обучение, образование, самообразование.

Воспитание— целенаправленное формирование  личности в целях подготовки её к участию в общественной и  культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика  И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

•  Воспитание человека составляет помимо прочего предмет  педагогики как науки. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием

специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий

 

Социализация— процесс усвоения  индивидом образцов поведения, психологических установок,  социальных норм и ценностей,  знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в  обществе.

Обуче́ние(в педагогике) — это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Образова́ние— целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).[1] Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Са́мообуче́ние(англ. self-instruction) — направленная индивидуумом деятельность на самостоятельное получение знаний и(или) опыта. Метод известен с древних времен, о чем говорит слово «студент». Студент (лат.) — самообучающийся.

10 Философские основания педагогики.

В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.

Экзистенциализм, или философия существования – это переживание человеком своего бытия в мире. Его основные представители – Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов (Россия), М.Хайдеггер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тиллих (США). Основное понятие экзистенциализма – существование (экзистенция) – индивидуальное бытие человека, погруженного в свое “Я”. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее “Я” каждого.


Неотомизм – учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на материальный и духовный. Материальный мир – мир “низшего ранга”, “он мертв”, “не имеет цели и сущности”, его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только “сверх-разумом”, посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

Неопозитивизм, оставаясь в своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Яркий представитель неопозитивизма – Дж.Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Его книги “Американская средняя школа сегодня”, “Подготовка американских учителей” и др. оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

Прагматизм как философское течение возник на рубеже ХIХ – ХХ вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме – “опыт”, “дело”. Познание действительности они сводят к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него. Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зародился в 40-е гг. ХIХ в. Широкое распространение он получил в ХХ в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители – К.Маркс и Ф.Энгельс распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

11 Понятие о методологии педагогики. Методы исследования педагогики. Методология педагогики- система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы. Особую актуальность сегодня приобретает разработка методологии педагогики в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства. Такая научная школа формируется на базе методологических разработок преподавательским составом  Московской школы художественных ремесел.

1. Традиционно-педагогические методы

 

Наблюдение- наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики.

Изучение опыта- еще один издавна применяемый метод педагогического исследования.

Изучение продуктов ученического творчества— домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному исследователю.


2.  Педагогический эксперимент

 

Эксперимент - это по сути строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет. Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели.

 

3.  Педагогическое тестирование

 

Тестирование - далеко не новый, но до последнего времени мало применяемый в отечественной педагогике метод исследования. Еще в 80-90-е гг. прошлого века исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента - исследования с помощью тестов (А. Дальтон, А. Кеттел и др.). Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода, основы которого были заложены Б.Анри и А. Бине. Измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности многих других качеств с помощью тестов стало неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики. Психология, предоставив педагогике инструмент для анализа, тесно с ней соединилась

(отделить тестирование педагогическое от тестирования психологического иногда невозможно).

4.  Методы изучения коллективных явлений

 

Анкетирование- метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

 

5.  Количественные методы в педагогике

 

качество- это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом; качество традиционно раскрывается с помощью описания признаков.

 

Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).

 

Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

 

Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований (или номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений.

 

Шкалы наименований - самые "слабые" шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Они, по сути, представляют собой наименования какого-либо класса объектов. Их единственная математическая характеристика - принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примерами номинальных шкал можно считать классификации по различным признакам - список специальностей, перечисление характеристик учеников, причин неуспеваемости и т. д.


В порядковых (ранговых) шкалах устанавливается порядок следования, отношения "больше" и "меньше", общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа "выше ростом", "больше пятерок", "меньше пропусков" и т. д.

 

12 Аксиологические основы педагогики. Понятие о педагогических ценностях. Классификация педагогических ценностей: социально-педагогические, групповые, личностные и другие.

Аксиология - «философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам».

Педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Социально-педагогические ценности- это совокупность идей, представлений, правил, традиций, регламентирующих деятельность социума в сфере образования.

 

Групповые педагогические ценностиможно представить в виде концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

 

Личностные педагогические ценности- это социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики педагога.

 

13 Образование как общечеловеческая ценность. Образование и образовательная политика в современной России. Сущность Болонского процесса.

Образова́ние— целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).[1] Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

В Российской Федерации с учётом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме  очной,очно-заочной (вечерней),  заочной; в форме семейного образования (с 1992 г.), самообразования, экстерната.

 

В последние годы интенсивно развивается  дистанционное образование. Допускается сочетание различных форм получения образования.

 

•   Общее образование

•   дошкольное образование

•   начальное общее образование

•   основное общее образование

•   среднее (полное) общее образование

•   дополнительное образование детей

•   Профессиональное образование

•   начальное профессиональное образование

•   среднее профессиональное образование

•   высшее профессиональное образование

•   бакалавриат


•   Магистратура

 

•  Послевузовское профессиональное образование

•   Аспирантура

•   Докторантура

•   Повышение квалификации

•   Второе высшее образование

•   Переподготовка

 

•   Профессиональная подготовка

 

Болонский процесс— процесс сближения и гармонизации систем  образования стран  Европы врамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

 

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

 

Декларация содержит семь ключевых положений:

 

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: предварительного (pregraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять  ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

 

14. Понятие о дидактике. Сущность содержания образования.

Современные концепции содержания образования.

Дидактика(др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел  педагогики; теория образования и обучения.Раскрывает  закономерности усвоения  знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и  структуру содержания образования.

 

Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.

 

Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?»


Объект дидактики — обучение. Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий. Содержание образования:

 

1) опыт познавательной деятельности;

 

2) опыт репродуктивной деятельности;

 

3) опыт творческой деятельности;

 

4) опыт эмоционально-ценностных отношений.

 

15. Законы, закономерности, принципы обучения  как отражение причинно- следственных связей эффективного процесса познания.

Когда говорят о процессе обучение как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения.

Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а по этому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении ИЯ следует руководствоваться следующими дидактическими принципами:

 

*принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;

*принцип систематичности и последовательности;

*принцип наглядности;

*принцип доступности и посильности;

*принцип учета  возрастных особенностях обучаемых;

 

Закон активного обучения: Активное действие заканчивается более успешным обучением, нежели пассивное слушание или чтение.

 

Вставляйте в лекции или задания по чтению активные эпизоды, напр. короткие тесты и паззлы. Давайте участникам возможность задавать вам вопросы, поощряйте их вопросы, отвечайте на их вопросы, задавайте вопросы по их ответам. Используйте Интерактивные Лекции.

 

Закон практики и обратной связи: Обучаемые не могут освоить навыки без повторяемой практики и релевантной обратной связи.

 

Не путайте понимание действия со способностью его воспроизвести. Инвестируйте время в виды деятельности с повторяемой практикой и обратной связью. Убедитесь, что обучающие виды деятельности включают в себя немедленную и полезную обратную связь от соучеников и экспертов. Используйте рейтинговые шкалы, чеклисты и другие инструменты объективной и полезной обратной связи.

 

Закон индивидуальных различий: Разные люди учатся по-разному.

 

Используйте обучающие виды деятельности, соответствующие разным стилям обучения. Убедитесь, что обучаемые могут реагировать письмом, говорением, рисованием и разыгрыванием. Поощряйте обучение в индивидуальном режиме, в парах и в командах.


Закон областей знаний. Различные типы обучаемых требуют различных стратегий обучения.

 

Учитесь распознавать различные типы учебного содержания и целей. Не используйте однотипные виды деятельности для различных видов обучения. Выбирайте соответствующие методы для различных учебных целей, относящихся к понятиям, процедурам и принципам.

 

Закон уровня реакции. Ученики овладевают знаниями и навыками на том уровне, который требуется для самого учебного процесса.

 

Если в вашем виде деятельности от участников требуется только обсуждение процедуры, не ждите, что они будут способны применить ее на рабочем месте. Если вы хотите, чтобы они могли решать рабочие проблемы, то ваши виды деятельности должны включать в себя решение проблем. Избегайте банальных и закрытых вопросов, требующих простого припоминания, в ваших играх и упражнениях. Включайте виды деятельности, требующие инновационных решений.

 

16. Познавательная деятельность школьников и ее стимулирование в процессе обучения.

Активизация познавательной деятельности — побуждение к энергичному, целенаправленному учению. (Колмакова М.Н. Краткий педагогический словарь.)

 

Активизация познавательной деятельности это не только процесс управления активностью учащихся, но и процесс активизации своей деятельности самим учеником. Саморегуляция активной деятельности учеником зависит от его деятельностной позиции в учебном процессе. Это происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, к творческой деятельности.

Среди множества путей активизации познавательной деятельности школьников одним из наиболее эффективных является организация дидактических игр.

 

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит  ребенка,  как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра лишь забава и развлечение.

Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. Это не значит, что участники игры не имеют никаких обязанностей. Опыт показывает, что ученики часто относятся к  ним более ответственно, чем к учебной или трудовой деятельности.

 

Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции,

т. е.  весёлое настроение и удовлетворение от удачного ответа. Поэтому игры должны быть доступны и привлекательны.

В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что значительно повышает самоконтроль учащихся, приучает их к четкому соблюдению установленных правил, а главное, хорошо активизирует деятельность.

Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся.

17. Методы, средства и приемы обучения в современной школе. Классификации методов обучения.

Метод обучения(от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения(обучающий приём)- кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

 

По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:


- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1.Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2.Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3.Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

 

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

 

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

 

18. Формы организации педагогического процесса.

Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Место формы в педагогическом процессе: Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют формы простые, составные и комплексные. Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, диспут, культпоход, "бой эрудитов", шахматный турнир, концерт и т.п. Cocтавные формы строятся на развитии простых или на их разно разных сочетаниях: это урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер, трудовой десант, конференция, КВН. Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр. Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых составных форм: это дни открытых дверей, дни, посвященные выбранной профессии, или защите детей, недели театра, книги, музыки, спорта.

В зависимости от принадлежности к направлениям содержания воспитания выделяют также формы физического, эстетического, трудового, умственного и нравственного воспитания.

Формы организации обучения : урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и пр. Выделяют формы индивидуальной, групповой и коллективной (фронтальной) деятельности учащихся. Можно выделить индивидуализированные формы (консультация, зачет, экзамен), формы взаимодействия (субботник, групповые cоревнования, смотры, диспуты), кооперативные формы (когда цель достигается путем распределения функций между учащимися, например, игры, хозрасчетный кооперативный труд, сборы и т.п.).

19. Педагогическая система Р.Штайнера.

Вальдóрфское образовáние— альтернативная  педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно- сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является  Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско- штайнеровской».

Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками, но день на всех этапах обучения

(от яслей до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и  эвритмическому танцу), креативно- практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить,


рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Кроме того, учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.

Метод «душевной экономии» — основной метод вальдорфской педагогики. Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания, обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребенка.

20. Нормативные документы, определяющие содержание образования в средней школе.

Учебные планы. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Учебные планы. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Базисный учебный план как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой, а для полной средней школы - Министерством образования Российской Федерации.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Российской Федерации.

21. Педагогическая технология В.Ф.Шаталова.

Виктор Фёдорович Шаталов— педагог-новатор,  народный учитель СССР (1990), почётный доктор академии педагогических наук Украины, заслуженный учитель Украины

Педаго́гика сотру́дничества— педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».

 

Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как  креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.


Первый этап прошёл в Подмосковье. Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

 

•  обучение ребёнка в зоне ближайшего развития

•  учение без принуждения

•  набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

•  идея опережения

•  идея крупных блоков

•  идея свободы выбора

•  идея диалогического размышления

•  идея интеллектуального фона класса

•  идея совместной деятельности учителей и учеников

•  идея добровольности в досуговой деятельности

 

Второй этап прошёл в Грузии в 1987 году. На встрече были намечены пути и направления демократизации образования:

 

•  была обоснована вариативность обучения

•  было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы

•  было предложено развивать у учеников творческие способности

•  обучение и воспитание ребёнка в зоне ближайшего развития

•  организация детской половины дня

•  идея самоуважения школьника

 

22 Школа «диалога культур» В.С.Библера.

Школа диалога культур (ШДК) — концепция целостного школьного образования, основанная на определённой логике и определённом понимании культуры; это проекция философии диалога культур В. С. Библера на идею школы.

В основу концепции положено понятие культуры, разработанное В. С. Библером, и идея логики диалога культур[1]. Культура понимается не просто как «совокупность богатств, выработанных человечеством», но как особый феномен духовной жизни человека, насущный именно сейчас, который в работах В. С. Библера осмыслен в следующих поворотах. (1) Культура — это способ самодетерминации индивида, преодолевающей его детерминацию извне. (2) Культура — это сотворение мира впервые, на грани с варварством — в отличие от цивилизации, которая продолжает и продолжается. (3) Культура как диалог культур[2].

В 1-2 классах — подготовительных, которые называются «классы точек

удивления» — завязываются «узелки понимания» будущих культурно-исторически рассматриваемых учебных предметов. Основными предметами в этих классах являются «загадки слова», «загадки числа», «загадки явлений природы», «загадки исторического события»… Здесь разворачиваются первые подходы к современным проблемам различных областей знаний (математика, физика, поэтика, лингвистика и т. д.), более углубленное рассмотрение (и переопределение) которых происходит на последующих этапах обучения. С другой стороны, возникают исходные детские удивления и вопросы по поводу прежде очевидных фактов. Педагогическая задача этих классов — не столько обучение ребёнка неким знаниям, умениям, навыкам, сколько формирование у него установки на понимание, некоторой исходной вопросительности, когда казалось бы знакомые предметы — число, слово, время


и т. п. вдруг оказываются странными, удивительными, непонятными —

требующими понимания.

Дальнейшее обучение (3-11классы) организовано как бы в двух сферах. Первая, базисная сфера — это стихия родного языка, точнее, родной речи, в единстве её реального, — возможного, — поэтического, — нормативного воплощений. «В течение всех десяти или одиннадцати лет обучения в школе диалога культур будет существовать и углубляться единый, сквозной „предмет“ — русская речь, или, в более широком плане, — русская культура. И — на этой основе — развиваться диалог своей собственной речевой культуры (1) и — культур Запада и Востока

(2), — в их историческом движении и постоянном внутреннем общении <…>. Начиная с третьего класса „загадки слова“, отщепляясь от единого курса, перерастут в напряженное сквозное изучение современной русской (вообще — родной) речи, — поэтической речи особенно, — как важнейшего естественного Собеседника иных исторических культур»[6].

 

В 3-4 классах учащиеся осваивают основные смыслы античной культуры, в их актуальности и насущности для культуры современной. Античность предстает как целостное образование в своих разных аспектах (античное искусство, мифология, математика, механика и т. п.). Форма сосредоточения здесь — эйдос, образ предмета понимания, позволяющий понять хаос как эстетически значимый космос. 5-6 классы — классы средневековой культуры в соотнесении с Античностью, Новым временем, современностью. Особая, характерная для этой культуры форма понятия — загадка- энигма.

 

7-8 классы — культура Нового времени. Учебный цикл здесь начинается с культуры Возрождения, диалогов с культурами Античности и Средневековья, характерных для Нового времени. Именно здесь ведущей становится идея познающего разума, основанная на эксперименте, и идея «восходящего развития», характерная для нововременной

мысли — но в постоянном диалоге с другими идеями.

 

9-10 классы посвящены культуре современности, которая понимается как культура диалога культур. Здесь сводятся воедино знания и умения, загадки и отгадки, наработанные в предыдущих классах и учебных циклах. Внутренняя противоречивость современных понятий и современных образов культуры сосредоточивается в форме парадоксов.

 

11 класс выделяется Библером как педагогический в нацеленности на диалоги между классами по основным темам и проблемам диалога культур.

 

23 Индивидуализация и дифференциация обучения. Специфика и формы учебной работы с одарёнными детьми.

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.

 

Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические мышления.

 

Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.


1 группаучащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.

 

2 группа- достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.

 

3 группа- высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.

 

24 Факторы становления и развитие личности. Теории, концепции развития личности и процесс воспитания: периодизация психического развития личности Д.Б.Эльконина.

Период младенчества (от 0 до 2-х лет) это — «непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми... на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивные действия» Интерес и внимание младенцев друг к другу выступает в форме, слитой с практическим действием, - ощупыванием, прикосновением, сдавливанием.

Кризис 1 года связан с актуализацией предметно - практической стороны деятельности, в процессе которой ребенок осваивает социальный опыт, вырабатывает способы обращения с предметами, оценивает свои действия, утверждает позицию <Я> среди других.

В период раннего детства (2- 4 года) — «предметно-орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами»

Кризис трех лет - упрямство и негативизм малыша - испытание силы -Я каждого из участников взаимодействия: и ребенка, и взрослого. К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив свое Я, начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми, обществом.

В дошкольном возрасте - середина детства ( 5-7 лет) — «ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное ее значение состоит в том, что... ребенок моделирует в ней отношения между людьми... На этой основе у ребенка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению»

Опасность этого периода состоит в том, что ребенок еще не знает меры своим силам как физическим, так и умственным, поэтому его воздействие (как на себя, так и на других) может быть чрезмерным, взрослым надо обязательно пресекать агрессивное манипулирование и насилие.

Период конца детства ( 8-12 лет) редко привлекает специальное внимание исследователей. Его традиционно считают одним из самых стабильных периодов жизни человека

У 6-9-летнего ребенка происходит появление теоретического отношения к действительности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий. Между 9 и 10 годами начинается третий уровень социального развития, когда ребенок не только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать себя как субъекта, вступить в широкий круг общественных отношений. Подростковый возраст (13-17лет ) - один из сложных периодов человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются


основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Юность (18-22 года), границы которой связываются с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственность за устройство жизни в той степени, в какой это возможно в конкретных социальных условиях.

25 Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Системный и комплексный подходы к воспитанию. Процесс принятия и исполнения решений в ситуации выбора.

Воспитание— целенаправленное формирование  личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика  И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

•  Воспитание человека составляет помимо прочего предмет  педагогики как науки. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием

специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий

 

Планируя воспитательную работу, педагогу необходимо учитывать важные условия, обеспечивающие качество воспитательно – образовательного процесса:

 

•  Учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей детей.

•  Опора на положительное в личности ребенка.

•  Доверие к ребенку.

•  Выявление мотивов поведения.

•  Дифференцированный подход.

 

В соответствии с этими условиями учитель должен выстроить комплексную систему воспитательной работы на весь период обучения детей в начальной школе. При таком условии эта работа будет планомерной, последовательной и результативной.

 

Системный подход к воспитанию и его идея

Иначе выглядит система методов воспитательного воздействия, методов тактического плана. Исходным для обнаружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальное проявлении, становлении и развитии. Педагог, воздействуя на отношение, корректирует, инициирует отношение, придает фор- мам его культурные контуры.

 

Поэтому в педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому значению.

 

26 Методы, приемы и средства  воспитания.

Методы воспитания- это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания - совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования. Средства воспитания- это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также


конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства - более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Один из главных принципов - безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении. Психолог, гуманистический учитель, по К.Роджерсу, должен обладать двумя главными свойствами: эмпатией и конгруэтностью, и быть самому актуализирующейся личностью. Конгруэтность - это искренность в отношениях с учениками, способность оставаться самим собой и открытым к сотрудничеству. Эмпатия- способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание. Эти два свойства, личность

учителя-актуализатора обеспечивают правильную педагогическую позицию для оказания развивающей помощи.

27 Социальные группы и коллектив, их влияние на становление личности. Социальная группа— объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак,основанный на их участии в некоторой  деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными  социальными институтами.

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

 

•  Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;

•  Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;

•  Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

•  Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

 

Коллектив(от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду

деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

 

Также, в современной теории систем, термин коллектив используется для обозначения некоторых видов распределенных децентрализованных систем.

 

28 А.С.Макаренко: теория формирования воспитывающего коллектива. Коллективные формы воспитания отличают советскую педагогику от буржуазной. “Может быть,— писал Макаренко,— главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной в том и лежит, что у нас детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди должен видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой радостной мечте. Может быть, в этом и заключается истинная педагогическая диалектика”. Необходимо создать, считал Макаренко, совершенную систему крупных и небольших коллективных единиц, выработать систему их взаимоотношений и взаимозависимостей, систему воздействия на каждoгo воспитанника, а также

установить коллективные и личные отношения между педагогами, воспитанниками и руководителем учреждения. Важнейшим “механизмом”, педагогическим


средством является “параллельное воздействие”— одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.

29 Содержание воспитательной работы в современной школе. Проблема трудных детей. Педагогически и социально запущенные дети.

Основные направления национального воспитания.

 

Патриотическое воспитание - формирование патриотических чувств означает выработка высокого идеала служения народу, готовности к трудовому и героическому подвигу во имя процветания государства.

 

Правовое воспитание - формирование правовой культуры - привитие уважения к правам и свободам человека и гражданина, Конституции, государственных символов (Герба, Гимну); знание и соблюдение в поведении Законов; активное противодействие личностям и учреждениям, которые нарушают законы, приносят урон государству.

 

Нравственное воспитание - привитие и развитие нравственных чувств, убеждений и потребностей вести себя достойно с моральными нормами, которые действуют в обществе. Овладение духовной культурой человечества, нации, ближайшего социального окружения. Наследование лучших нравственных примеров своей семьи, народа, нравственных общечеловеческих качеств.

 

Художественно-эстетическое воспитание - предусматривает образованность и воспитанность личности. Воспитывая у молодежи эстетические взгляды, вкусы, которые основываются на народной эстетике и на лучшие достижения цивилизации, необходимо выработать умения собственноручно приумножать достижения культуры и искусства.

 

Трудовое воспитание - формирование творческой, трудолюбивой личности, умелого хозяина, который имеет соответствующие навыки и умения, профессиональным мастерством, на основе современных знаний о рыночной экономике может самостоятельно найти применение собственным способностям в системе производства, науки, образования.

 

Физическое воспитание - утверждение здорового способа жизни как неотъемлемого элемента общей культуры личности. Полноценное физическое развитие личности, формирование ее физических способностей, укрепление здоровья, гармонии тела и духа, человека и природы - основа физического воспитания.

 

Экологическое воспитание детей и молодежи предусматривает формирование экологической культуры личности, осознание себя частью природы, чувство ответственности за нее как за национальное богатство, основу жизни на земле, привлечение воспитанников к активной экологической деятельности.

 

1. дети с нарушениями в сфере общения

 

2. дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)

 

3. дети с недостатками умственного развития


4. дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные) Там же.С.7..

 

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии

М.С. Неймарк характеризует так:

 

1. циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу.

 

2. неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять.

 

3. подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко - табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом.

 

4. аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

 

5. Основными признаками ненормальности поведения трудных детей Д.Футер (1929) считает склонность к праздношатанию - бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность Социология молодёжи. / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г. Кадария и др.-Ростов - на Дону,2002. С. 481.

 

30 Семья как институт воспитания. Типы семей. Особенности семейного воспитания. Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания.

Семья́— организованная  социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. По мысли  Герцена, "семья начинается с детей"

 

В зависимости от форм брака:

 

•  моногамная семья — состоящая из двух партнёров

•  полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров

•   Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариатеесть ограничение на количество жён — не более четырёх

•   Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов  Тибета, Гавайских островов.

 

В зависимости от пола супругов:

 

•  однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.

•  разнополая семья

 

В зависимости от количества детей:

 

•  бездетная, или инфертильная семья;

•  однодетная семья;

•  малодетная семья;


•  среднедетная семья;

•   многодетная семья. В зависимости от состава:

•  простая или  нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

•  элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

•  полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

•  неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

•  составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

•  сложная семья или  патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

 

В зависимости от места человека в семье:

 

•  родительская — это семья, в которой человек рождается

•  репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам

 

В зависимости от проживания семьи:

 

•  матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,

•  патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

•  неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

 

31 Сущность нравственного воспитания, методы и формы нравственного воспитания.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых

положений.»[1. c.155]

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»[12. c. 163]

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.


И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения

(упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

32 Сущность трудового воспитания, методы и формы трудового воспитания. Трудовое воспитание, формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе — в широком смысле — целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть коммунистического воспитания; в более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности.

Важнейшими путями и формами Т. в. являются: подготовка детей и юношества к труду в семье и школе, привлечение их к непосредственному и посильному участию в общественном производстве; использование всех средств морального поощрения передовиков производства и ознакомление широких масс с их опытом; последовательное проведение принципа материальной заинтересованности в результатах труда; создание необходимых условий для роста квалификации трудящихся и участия их в организации и управлении производством; широкое развитие социалистического соревнования; использование в целях Т. в. средств массовой информации и устной пропаганды; решительная борьба с антиобщественным отношением к труду путём общественного и административного воздействия, критики, применения мер принуждения к нарушителям советских законов о труде.

33 Сущность патриотического воспитания, методы и формы патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

 

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

 

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития

 

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:

 

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;


- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

 

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

 

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

 

- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

 

- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

 

- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

 

Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности (Цит. по: Адаменко 2005).

 

Согласно теории К. Маркса и Ф. Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю.

 

В 60-70-е гг. XX века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...