![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перспективы и недостатки интернет-журналистики
Академик А. Колмогоров как-то сказал: «Математику можно уподобить мельнице — выход определяется входом. Если вы заложите зерно, то получите муку. Если вы заложите мусор, то получите перемолотый мусор. И от того, что мусор будет перемолот особенно остроумным в техническом отношении способом, он не станет съедобным». Афоризм не потеряет своей актуальности, если в нем слово «математика» заменить на термин «интернет-журналистика» или его синонимы — «web-журналистика», «кибер-журналистика», «сетевая журналистика», «виртуальная журналистика». Говоря о перспективах Интернета, не стоит ни поддаваться восторгам, ни впадать в ужас. Сам по себе Интернет никого не делает ни лучше, ни хуже — так же, как паровоз или стиральная машина. Он просто дает возможность что-то делать быстрее — но ведь не в скорости же счастье! «Раньше думали: будет радио — и будет счастье. А вот теперь радио есть — а счастья по-прежнему нет» (из записных книжек И. Ильфа).Традиционный для нашей страны вопрос: «С кем вы, мастера журналистской культуры?» — можно будет отнести не только к ориентации на тех или иных инвесторов СМИ, но и к самоопределению в одной из следующих пяти категорий: •пользователи, рассматривающие Интернет только как «входной канал», как источник тематической информации, которую они дальше обрабатывают в рамках традиционных печатных, теле- и радиотехнологий; • web-журналисты, рассматривающие Интернет как свой основной «выходной канал»; • теле- и радиожурналисты прямого интерактивного эфира, использующие для обратной связи не только тексты одиночных, случайно прорвавшихся телефонных сообщений или диаграммы голосования по телефону, но и быстро просматривающие массивы непосредственных текстовых реакций аудитории через Сеть; • журналисты, сумевшие превратить свою персональную сетевую страничку в клуб своих относительно компетентных читателей, зрителей или слушателей (не путать с фэн-клубами), реакция которых позволяет не только тешить самолюбие, но и совершенствовать профессиональное мастерство. На сегодняшний день к первой категории «не пользователей» относятся не менее 95% российских журналистов. Человек 20-30 могут быть отнесены к третьей категории. Четвертая и пятая ниша пока пусты, но те, кто будет пробовать себя в этих качествах, могут получить серьезное конкурентное преимущество перед коллегами.Даже те, кто вообще по тем или иным причинам не работает в Интернете, тем не менее с каждым годом будут ощущать его конкурентное «дыхание в затылок» на рынке журналистского труда. Интернет существенно изменит структуру спроса на те или иные специализации в журналистском «цехе». Сетевые технологии отменяют привычную необходимость «традиционного» журналиста как специалиста по пересказу чужой точки зрения, как посредника между источником и потребителем информации. Развитие Сети объективно приведет к резкой дифференциации журналистского цеха на две противоположные крайности — на сверхскоростных репортеров и неспешных обозревателей (эссеистов и аналитиков). Середина же сегодняшнего спектра специализаций с ее нюансами будет постепенно, но неуклонно размываться. В сущности, профессия собственно журналиста в перспективе будет сводиться к деятельности папарацци.Разумеется, Интернет даже в весьма отдаленном будущем не отменит полностью традиционные газеты и журналы. Новое для всех не может быть лучшим для всех. Но даже при наличии такой альтернативы к Интернету будут психологически тяготеть люди, стремящиеся жить «на больших скоростях» и быть причастными к принятию решений в реальном режиме времени. Подобного рода люди не составляют большинства населения ни в одной нации, но их финансовые ресурсы намного выше, чем у «нормальных» обывателей. И все же привычка во многом формируется экономической целесообразностью — рынок СМИ реагирует на изменения платежеспособного спроса на различные виды информации. В большинстве российских регионов сегодня сложилась ситуация, предопределяющая «системную» убыточность выпуска «небульварных» печатных изданий, которые не могут выжить ни за счет розницы, ни за счет подписки, ни за счет рекламных полос. Конечно, в период избирательных кампаний 1999-го и 2000 годов на какие-то печатные СМИ пролился финансовый дождь, но это явление временное. Перспективы развития сети Интернет все равно выглядят оптимистичнее, чем в сфере печатных изданий. Распространенный аргумент, что никакой Интернет никогда не заменит простого человеческого общения, не очень корректен. Ведь газеты и телевидение тоже не могут заменить простого человеческого общения, а они тем не менее успешно существуют. Представьте, что телевизор вдруг стал интерактивным, а число «кнопок» вызова каналов на нем — исчисляться не единицами, а сотнями и тысячами. Ясно, что назад, к выбору из двух «кнопок» процесс для потребителя уже не вернуть. Так же, как невозможно загнать назад, исключительно на старые каналы «рекламные деньги», тот самый двигатель прогресса СМИ. А ведь традиционным каналам предстоит в будущем уступить сетевым конкурентам не только миллионные аудитории, но и заметную долю своих рекламных доходов. Но почему тогда в России ничего не слышно о «непрограммистских» интернетовских СМИ, способных конкурировать в глазах аудитории, инвесторов и рекламодателей с телеканалами? Ответ на этот вопрос делится на две части. Первая из них традиционна и касается распространенности доступа к Интернету. Действительно, «тиражи» популярных газет и их сетевых версий сегодня различаются в сотни раз для региональных изданий и в десятки раз для столичных. К примеру, Московский регион вполне проходит по такого рода критериям: при огромных тиражах московских газет эффективного виртуального «московского» СМИ так пока и не возникло. В качестве примера адекватного использования свойств Интернета следует привести, например, электронную версию NewYorkTimes, которая предоставляет пользователю сервисы на основе следующих свойств Интернета: 1. Автоматизация. Электронная версия NewYorkTimes предоставляет пользователю следующие сервисы: отправка текущей статьи себе по электронной почте, список самых отправляемых статей (тоже в своем роде показатель их популярности), формат статьи, оптимизированный для распечатки на принтере. 2. Кроме того, пользователь может подписаться на рассылку всех самых свежих новостей от NewYorkTimes или воспользоваться сервисом «NewsTracker», введя интересующие персонально вас ключевые слова и начав получать по почте только те свежие новости, в которых эти слова содержатся (представьте, насколько это удобнее отслеживания одной темы в печатном СМИ «вручную»). 3. Помимо этого на сайте представлены сервисы, обслуживающие печатную версию: например, онлайновая подписка на нее. 4. Гипертекстовость. К каждой статье прилагается набор ссылок на другие статьи, которые так или иначе связаны с темой данного материала. 5. Использование баз данных. Удобный и быстрый поиск по ключевым словам в любом временном промежутке.
В век информации журналист скорее играет роль не «посредника», а «гида» или «сопровождающего». Безусловно, нет необходимости уменьшать поток доступной информации. Более того, необходимо сохранить свободу Интернета, который позволяет практически каждому, у кого есть компьютер, очень дешево «публиковать» свои материалы. Именно свобода отличает Интернет от более жестко контролируемых традиционных СМИ — таких как газеты, телевидение и радио. Резюмируя сказанное, приведем краткий перечень наиболее значимых свойств и функций современных масс-медиа, выявленных в настоящем исследовании. При этом будем подразумевать под масс-медиа систему, объединяющую традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией — политические технологии, PR, рекламу и т.п., иными словами, систему массовых коммуникаций (СМК), порождающую виртуальные реальности информационных пространств. СМК является зеркалом реальности и, одновременно, особой формой реальности. СМК ориентировано не столько на отражение событий, сколько на производство собственных событий, которые заключаются в изменении структуры организации информации. Причем именно структура информации, а не сама информация, является условием коммуникации, следовательно, телекоммуникационное событие — это порождение новых типов коммуникаций. СМК осуществляет глобальную структуризацию мира в языке. СМК — глобальный способ коммуникации, интегрирующий интеркультурные среды посредством возможностей презентации отражений в каждой отдельной культуре любой другой и всех вместе. В СМК истинность сообщения устанавливается не через референцию информационных трансактов, а исключительно через референцию структуры информации, через референцию ее различных сред друг к другу на разных уровнях. СМК подвержено процессу спонтанного повышения уровня своей организованности и сложности, при этом условием выживания каждой подсистемы СМК является ее структурное подобие целой системе и соответствие ей по степени сложности. Каждая отдельная коммуникация в СМК является одновременно и средством коммуникации и самим сообщением. СМК ориентировано на установление субъект-субъектных отношений между участниками коммуникации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 382. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |