Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: Особенности правового статуса республик в составе РФ




В составе РФ в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика. Согласно Конституции РФ (п. 1 ст. 66) статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.
В отличие от других субъектов РФ республики признаются государствами, однако власть в этих государствах не является суверенной – республики самостоятельны только в рамках, установленных Конституцией РФ. Республики не вправе нарушать государственную целостность России и единство системы государственной власти.
Республикав составе РФэто демократическое правовое государство, созданное в рамках РФ.
Отличительные черты республики:

1. Право республик иметь свою конституцию.

Конституция республик имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республик. В республиканских конституциях закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организация и деятельность республиканских органов государственной власти и местного самоуправления. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составляя единое конституционное пространство, основанное на общих принципах.
2. Право республики устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).
В органах государственной власти, органах местного самоуправления республик эти языки употребляются наряду с государственным языком РФ.
3. Наличие у республики своей территории.
Республика имеет свою внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ.
Границы между республикой и другими субъектами РФ согласно ст. 38 Конституции РФ могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.
4. Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику – герб, флаг, гимн, определяют столицу.
Государственная символика республик отражает национально-историческую символику народа.
Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.

1. Республики самостоятельно определяет систему органов государственной власти республики.

Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган (парламент), название которого определяется республикой самостоятельно.
Органы законодательной (представительной) власти республик в составе РФ носят различные наименования, в ряде республик существуют двухпалатные парламенты (например, Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из Палаты Представителей и Законодательной палаты).
Республики в составе РФ имеют своего Президента. Президент республики может быть главой государства и главой исполнительной власти (Адыгея, Кабардино-Балкария).
Республики имеют свое правительство. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору РФ.
6. Республики в составе РФ обладают международной правоспособностью.
Они могут являться самостоятельными участниками ряда международных, прежде всего внешнеэкономических, отношений, если это не противоречит Конституции РФ, федеральным законам и Федеративному договору.
7. Наряду с вопросами совместного ведения имеется ряд вопросов, относящихся к исключительному ведению республик.
Республика самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью. Она устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития; осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития.
Закрепленный в конституциях некоторых республик перечень исключительных полномочий не является исчерпывающим. К полномочиям этих республик могут быть отнесены и другие полномочия, если это не противоречит Конституции РФ.

3 вопрос: Особенности правового статуса краев,областей,

городов федерального значения

Конституционно-правовой статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором 1992 г., уставами соответствующих субъектов РФ и другими федеральными и региональными актами.
Края, области, города федерального значения не имеют выраженной национальной специфики. Это отличает их от республик в составе РФ.
Основные черты рассматриваемых субъектов:
1. Края, области, города федерального значения принимают свои уставы.
Уставу края (области) присущи все признаки Конституции РФ. Данный нормативный правовой акт занимает высшее место в иерархии нормативных актов этого субъекта. Устав принимается законодательным (представительным) органом края (области) и вступает в силу в порядке установленном субъектом Федерации.
2. Наличие территории, границы которой не могут быть изменены без согласия соответствующих субъектов.
3. Края, области, города федерального значения имеют свою государственную символику.
4. Края, области, города федерального значения самостоятельно определяют систему органов государственной власти.
5. Края, области, города федерального значения могут быть самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции РФ и ее федеральным законам.
6. Отличительной чертой правового статуса края, области является возможность вхождения в их состав другого субъекта РФ (автономных округов и автономной области).
7. Элементом конституционно-правового статуса краев, областей, городов федерального значения является наличие предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов и предметы, находящиеся в исключительном ведении краев, областей, городов федерального значения.

4 вопрос: Особенности правового статуса
автономной области и автономных округов

Автономия(от греч. – самоуправление) – это широкое внутреннее самоуправление отдельной части государства, а также предоставление проживающим на этой территории этническим группам (национальным меньшинствам) особых прав в сфере местного самоуправления.
Видами автономий являются:
а) территориальная;
б) национально-территориальная;
в) национально-культурная.
Территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения.
Национально-территориальное автономное образование создается с учетом этнических, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения.
Национально-культурная автономия означает предоставление национальным меньшинствам прав и возможностей использовать свои культурные традиции, язык, религию и др. Формы ее осуществления самые различные – создание и деятельность ассоциаций, фондов, клубов, воскресных школ и др.
Национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными и федеральными. То есть национально-культурная автономия – это способ защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
Согласно п. 1 ст. 65 Конституции РФ в составе РФ в качестве ее субъектов находятся: 1 автономная область и 6 автономных округов.
Автономные округа и автономная область – это национально-территориальные автономии.
Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Автономная область и автономные округа можно охарактеризовать как форму обеспечения малочисленным народам Сибири и Крайнего Севера возможности их сохранения и развития в виде государственных образований.
Автономные образования, хотя и равноправны в соответствии с Конституцией РФ с другими субъектами Федерации, имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе. Так, из 6 автономных округов 5 (за исключением Чукотского) входит в состав края или области. Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяется уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов.
В соответствии с Конституцией РФ отношения автономного округа, входящего в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области (п. 4 ст. 66 Конституции РФ).
Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов определяется Конституцией РФ, Федеративным договором, их уставом.
Автономная область и автономные округа:
1. Обладают элементами учредительной власти, что проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
2. Располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения.
3. Образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции, Федеративного договора, уставов автономной области и автономных округов.
4. Являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей.
5. Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.
6. Устав закрепляет за автономной областью или автономными округами право решать все вопросы их компетенции, иметь государственную символику.
7. Конституция РФ и уставы автономной области и автономного округа определяют предметы их ведения.
Часть из них составляют предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе, часть относится к исключительному ведению данных субъектов.

5 вопрос: Понятие и принципы
административно-территориального устройства России

Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства.
Административно-территориальное устройство государства – это разделение территории государства на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.
Административно-территориальное устройство субъектов РФ базируется на ряде принципов:
1. Экономический, который при образовании административно-территориальных единиц требует учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества населения, состояние путей сообщения.
Реализация этого принципа способствует развитию производительных сил страны и ее частей.
2. Национальный, который предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей РФ.
3. Максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению, т.к. успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению.

Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства, они – область деятельности субъектов Федерации, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям.
Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ.
К базовым административно-территориальным единицам относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения.
К первичным административно-территориальным единицам относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
Район (уезд) – административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации.
Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города.
По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, они подразделяются на следующие основные виды: города республиканского значения; города краевого, областного, окружного значения; города районного значения.
Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы – городские районы. Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения. К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения.
Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.
К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты.
Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющие лечебное значение.
К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании горожан в качестве места летнего отдыха.
Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством.

Помимо перечисленных административно-территориальных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории РФ в последние горды созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, например, территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы.

В РФ имеются также закрытые административно-территориальные образования, перечень которых утвержден федеральным Правительством и включает более 40 таких образований.
Закрытым административно-территориальным образованием признается территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и др. материалов. Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей.

6 вопрос: Федеральные округа и их роль
в государственном строительстве России

Расширение численности субъектов Федерации до 89 после подписания Федеративного договора от 31 марта 1992 г. создало определенные сложности в управляемости Российским государством.
В этот период возникли массовые прецеденты нарушения федерального законодательства, в том числе Конституции РФ со стороны субъектов Федерации, возникли проблемы несоответствия законодательства, несогласованной политики по линии исполнительной власти, неэффективного взаимодействия между федеральными органами исполнительной и органами государственной власти субъектов Федерации. И тогда стал актуальным вопрос о единстве государственной власти и единстве правового пространства.
13 мая 2000 г. Указом Президента РФ были учреждены семь федеральных округов:
1. Центральный федеральный округ (центр – г. Москва)
2. Северо-Западный федеральный округ (центр – г. Санкт-Петербург)
3. Южный федеральный округ (центр – г. Ростов-на-Дону)
4. Приволжский федеральный округ (центр – г. Н. Новгород)
5. Уральский федеральный округ (центр – г. Екатеринбург)
6. Сибирский федеральный округ (центр – г. Новосибирск)
7. Дальневосточный федеральный округ (центр – г. Хабаровск)

По своей природе федеральный округ является административным образованием, охватывающим территорию нескольких субъектов РФ.
В рамках федерального округа:
а) организуется работа по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства;
б) проводится контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти;
в) проводится политика по улучшению социального и экономического положения в каждом округе.

В пределах федерального округа Президента РФ представляет полномочный представитель, который является должностным лицом и федеральным государственным служащим, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту. Он назначается и освобождается от должности Президентом и входит в состав Администрации Президента.

Полномочные представители обладают следующими задачами и функциями:
1. Организуют работу по реализации внутренней и внешней политики России, осуществляют контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти.
2. Обеспечивают реализацию кадровой политики Президента РФ, координируют деятельность органов исполнительной власти.
3. Предоставляют Президенту РФ регулярные доклады об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.
4. Анализируют эффективность деятельности правоохранительных органов, а также состояние кадровой обеспеченностью в этих органах.
5. Организуют взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями и иными общественными объединениями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...