Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная установка и реальное поведение




При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия «социальных установок». По Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует.

 

А далее предыдущий вопрос.


 


Понятие социальной идентичности

По Эрику Эриксону, социальная идентичность – это личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.

Становление идентичности рассматривается Эриксоном как основное содержание процесса развития личности.

Идентичность:

— самотождественность как внутренняя тождественность самому себе во времени и пространстве;

— признание самотождественности личности значимым социальным окружением;

— уверенность в том, что внутренняя и внешняя тождественность сохраняются и имеют стабильный характер.

 

Джеймс Марсия – канадский психолог, выделивший на основе работ Эриксона четыре самостоятельных ориентации или статуса самотождественности Я:

1) размытость самотождественности;

2) предрешенность;

3) мораторий;

4) достижение самотождественности.

 

По А. Тэшфелу, социальная идентичность – это та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (группах) вместе с ценностными и эмоциональным значением, придаваемым этому членству.

 

Тернер добавляет к этому, что индивид формирует для себя психологическую группу посредством категоризации себя с другими.

 

В структуре социально идентичности выделяется три компонента: когнитивный, ценностный, эмоциональный.

 

Cоциальная идентичность есть результат самоидентификаций человека с различными социальными категориями (группами принадлежности) и наряду с личностной идентичностью является важным регулятором социального поведения.

 

Процесс становления социальной идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса:

1. индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории;

2. человек не только включает в свой Я-образ общие характеристики собственных групп членства, но и усваивает нормы и стереотипы поведения, им свойственные;

3. человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения.

 

Человек принадлежит не к какой-либо одной группе, но, как правило, к большому числу микро- и макрогрупп. В силу этого возникает интерференция, взаимовлияние тех систем ценностей норм и стандартов поведения, которые приняты в этих группах. Более того, часто эти системы норм и ценностей, в силу внешних обстоятельств, приходят в противоречие друг с другом и человек оказывается перед внутренним выбором.


 


Фундаментальные и прикладные исследования и практическая работа

В любой сфере научного знания существует проблема соотношения фундаментальных и прикладных исследований. Они различаются между собой прежде всего по такому критерию, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. В самом общем виде различие между фундаментальным и прикладным исследованием сводится к тому, что первое отчётливо ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, а второе – на способы применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.

 

Прикладные исследования обладают следующими чертами:

· Организуется по заказу какого-либо социального института

· Требуется перевод результатов с профессионального языка на человеческий

· Источником формирования гипотез являются практические соображения, результаты претендуют исключительно на подтверждение или отвержение гипотезы

· Существует необходимость чёткого формулирования рекомендаций, указания направлений, сроков и этапов их внедрения

· Критерий эффективности – решение конкретной задачи, поставленной заказчиком.

 

Особая сфера науки – социально-психологическое вмешательство.

 

Положительный момент прикладных исследований: финансирование различными областями народного хозяйства и культуры.

Отрицательный момент: социальная психология зачастую не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но вынуждена их давать, что сказывается на качестве исследований.

Надо чётко понимать, что может, а что не может социальная психология и не давать заказчику невыполнимых обещаний.

 

Существуют следующие практические проблемы реализации прикладных исследований:

· Исследователь приходит на предприятие, не зная, что там происходило, что зачастую приводит к тому, что эмоциональная оценка ситуации, высказанная тем или иным работником, принимается за истинный ответ.

· Исследование надо проводить или в рабочее время, отвлекая людей от работы, или оставлять работников после смены, вызывая недовольство. Если же оставлять только добровольцев, это сожжет привести к получению нерепрезентативной выборки.

· Работники воспринимают психолога как контролера или члена комиссии, следуют просьбы и жалобы.

· Своеобразие адаптации профессионального языка к испытуемому. Отдельные термины и понятия могут восприниматься ситуативно.

· Внедрение рекомендаций социального психолога осуществляет администрация предприятия, а это не социальные психологи.

 

Проведение прикладного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной ответственности.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...