Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальная установка и реальное поведение
При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия «социальных установок». По Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует.
А далее предыдущий вопрос.
Понятие социальной идентичности По Эрику Эриксону, социальная идентичность – это личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя. Становление идентичности рассматривается Эриксоном как основное содержание процесса развития личности. Идентичность: самотождественность как внутренняя тождественность самому себе во времени и пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя тождественность сохраняются и имеют стабильный характер.
Джеймс Марсия – канадский психолог, выделивший на основе работ Эриксона четыре самостоятельных ориентации или статуса самотождественности Я: 1) размытость самотождественности; 2) предрешенность; 3) мораторий; 4) достижение самотождественности.
По А. Тэшфелу, социальная идентичность – это та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (группах) вместе с ценностными и эмоциональным значением, придаваемым этому членству.
Тернер добавляет к этому, что индивид формирует для себя психологическую группу посредством категоризации себя с другими.
В структуре социально идентичности выделяется три компонента: когнитивный, ценностный, эмоциональный.
Cоциальная идентичность есть результат самоидентификаций человека с различными социальными категориями (группами принадлежности) и наряду с личностной идентичностью является важным регулятором социального поведения.
Процесс становления социальной идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса: 1. индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории; 2. человек не только включает в свой Я-образ общие характеристики собственных групп членства, но и усваивает нормы и стереотипы поведения, им свойственные; 3. человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения.
Человек принадлежит не к какой-либо одной группе, но, как правило, к большому числу микро- и макрогрупп. В силу этого возникает интерференция, взаимовлияние тех систем ценностей норм и стандартов поведения, которые приняты в этих группах. Более того, часто эти системы норм и ценностей, в силу внешних обстоятельств, приходят в противоречие друг с другом и человек оказывается перед внутренним выбором.
Фундаментальные и прикладные исследования и практическая работа В любой сфере научного знания существует проблема соотношения фундаментальных и прикладных исследований. Они различаются между собой прежде всего по такому критерию, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. В самом общем виде различие между фундаментальным и прикладным исследованием сводится к тому, что первое отчётливо ориентировано на отыскание законов развития изучаемого предмета, а второе – на способы применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.
Прикладные исследования обладают следующими чертами: · Организуется по заказу какого-либо социального института · Требуется перевод результатов с профессионального языка на человеческий · Источником формирования гипотез являются практические соображения, результаты претендуют исключительно на подтверждение или отвержение гипотезы · Существует необходимость чёткого формулирования рекомендаций, указания направлений, сроков и этапов их внедрения · Критерий эффективности – решение конкретной задачи, поставленной заказчиком.
Особая сфера науки – социально-психологическое вмешательство.
Положительный момент прикладных исследований: финансирование различными областями народного хозяйства и культуры. Отрицательный момент: социальная психология зачастую не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но вынуждена их давать, что сказывается на качестве исследований. Надо чётко понимать, что может, а что не может социальная психология и не давать заказчику невыполнимых обещаний.
Существуют следующие практические проблемы реализации прикладных исследований: · Исследователь приходит на предприятие, не зная, что там происходило, что зачастую приводит к тому, что эмоциональная оценка ситуации, высказанная тем или иным работником, принимается за истинный ответ. · Исследование надо проводить или в рабочее время, отвлекая людей от работы, или оставлять работников после смены, вызывая недовольство. Если же оставлять только добровольцев, это сожжет привести к получению нерепрезентативной выборки. · Работники воспринимают психолога как контролера или члена комиссии, следуют просьбы и жалобы. · Своеобразие адаптации профессионального языка к испытуемому. Отдельные термины и понятия могут восприниматься ситуативно. · Внедрение рекомендаций социального психолога осуществляет администрация предприятия, а это не социальные психологи.
Проведение прикладного исследования требует от социального психолога высоких нравственных качеств и чувства социальной ответственности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |