Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы управления техногенными рисками. Экономические механизмы управления.




Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что наиболее эффективно и чаще всего используется на практике экономические механизмы управления безопасностью риска, а именно:

1. Механизмы экономической ответственности, т.е. предприятие несёт материальную ответственность

2. Фондовые механизмы и механизмы бюджетного финансирования:. Предприятия с большим риском ЧС отправляются в бюджетное финансирование.

3. Механизмы резервирования финансовых, трудовых и материальных ресурсов.

4. Механизм стимулирования повышения уровня безопасности. Существует возможность снижения налогов на предприятии если оно осуществляет деятельность, направленную на осуществление безопасности.

5. Механизм перераспределения риска и страхования.

6. Применение штрафных санкций.

При выборе конкретных экономических механизмов должны учитываться органы управления, ответственные за данный механизм и органы, несущие потенциальную угрозу техногенного воздействия. Сейчас разработаны экспертные системы для принятия управленческих решений с применением экономических механизмов обеспечения безопасности.

При подготовке управленческих решений на основе выбранных экономических механизмов важная роль отводится оценке эффективности вариантов действий.

Управленческие решения по снижению техногенного воздействия принимается на основе экономических критериев (на меньшие потери меньшие затраты).

В качестве критериев эффективности используются различные критерии, основанные на величине риска или его составляющих

                   Критерий минимальной стоимости объекта

                   C(a)            min   или H(a) £ H*

C(a) –стоимость объекта в зависимости от его конструктивных технологических параметров.

 H* -максимально допускаемое нормативное значение технического риска.

 H(a) – технический риск в зависимости от его конструктивных и технологических параметров.

                   Критерий минимального технического риска

                   H(a)            min   или C(a) £ C*

C* -максимально допустимое значение стоимости объекта., а прин. А

Данные критерии могут быть сложнее: например, вместо С(а) может быть математическое ожидание суммы начальной стоимости и расходов, связанных с эксплуатацией объекта. Иногда включают ущерб от аварии.

[С0(а) + Н(а) *Y(a)]          min или Н(a) £ Н*

Y(a) –ущерб связанный с аварией.

С0(а)-начальная стоимость объекта., а прин. А

Такие усложнённые модели допускают учёт расхода, связанный с диагностикой, профилактикой отказа, повторными отказами, ремонтом и восстановлением, и учётом затрат на природоохранные мероприятия.

Возможны критерии учёта факторов времени, а так же аварии по степени приносимого ущерба.

 

[С0(а) + åНα(а,t) * Y(a)]     min    или Hα(t)≤ H*(t), t прин.[0;Т), а прин. А

a - число возможных аварий.

 t –время эксплуатации объекта

 Нα(а, t) –технический риск соответствующий аварии

Y(a) –стоимость соответствующего ущерба

Т* -нормативный срок службы.

При эксплуатации каких-то объектов за пределами срока их службы возможно резкое снижение экономической эффективности из-за резкого увеличения затрат на ремонт. Применение экономических подходов, связанных с оптимизацией ограничены, поскольку неизвестен численный характер, ущерб от аварий, а также экологических и социальных ущербов.

Очень часто используется оптимизационные походы, в которых не используются экономические критерии, например, если безопасность объекта может быть обеспечена чисто техническими мероприятиями, не приводящие к высоким затратам и задача сводится к min техническому риску.

Во многих случаях дешёвому техническому решению соответствует наибольший риск и наоборот, решение с ограниченным риском требуют больших затрат.

Такая обратная взаимосвязь риска и стоимости может определять порядок принятия решения.

Если последствия критического отказа состоят из экономических убытков или их можно свести к ним, то решение может быть представлено в форме поиска экстремума.

     S,H,C

                          S(t) C(t) – стоимость обеспечения безопасной работы.

                       C(t)     H(t) – затраты на ликвидацию последствий с вероятностью Н, тех риск

                                      S(t) – cуммарный график из которого мы видим

                                             Что сущ-ет область оптимал-го решения. 

                                 H(t)                                     

                                                                                                   

                                        t        

  

Пунктиром обозначен экстремум.

 

25. Категории опасных производственных объектов.

Это объекты где получаются , преобразуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

Группы веществ:

1. Воспламеняющиеся вещества(газы при нормальном давлении и смеси с воздухом становятся воспламеняющимися с температурой кипения <20°С).

2. Окисляющие вещества(вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение или способствующие воспламенению других веществ в результате ОВР).

3. Горючие вещества(жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления).

4. Взрывчатые вещества(при определенных видах воздействия способны на быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов: Cl2 и др.).

5. Токсичные вещества(способны при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики)

· Средняя смертельная доза при введении в желудок = 15-200мг/кг.

· Средняя смертельная доза при нанесении на кожу = 50-400мг/кг.

· Средняя смертельная концентрация воздуха = 0.5-2мг/л.

6. Высокотоксичные вещества(способны при воздействии на живые организмы                                                      приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики).

· Средняя смертельная доза при введении в желудок <= 15мг/кг.

· Средняя смертельная доза при нанесении на кожу< = 50мг/кг.

· Средняя смертельная концентрация воздуха <= 0.5мг/л.

7. Вещества с угрозой для ОПС(характеризуется в водной среде следующими показателями острой токсичности:)

· Средне-смертельная доза при воздействии на рыбу в течение 96 часов£10мл/л.

· Средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии в течение 48часов £10мл/л.

· Средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72часов £10мл/л.

8. Предприятия использующее оборудование с Р³700Мпа или t° нагрева воды >115°С(стационарно установленные подъёмные механизмы, эскалаторы, канатные дороги ).

Предельное количество веществ:

· NH3 = 500т.

· Cl2 = 25т.

· Фосген = 0.75т.

Предельное количество опасных вещест:

· Воспламеняющиеся газы = 200т.

· Горючие жидкости на складах = 50 000т.

· Горючие жидкости, используемые в техническом процессе, транспортируемые по магистральному трубопроводу = 200т.

· Взрывчатые вещества = 50т.

Превышение вышеуказанных данных на опасном производственном объекте является основанием для разработки и реализации декларации промышленной безопасности.

26. Понятие надёжности работы человека при взаимодействии с техническими системами. Понятие о системах. Ошибки оператора.

Система – это целостное множество объектов, связанных между собой определенными отношениями, взаимодействующих так, чтобы обеспечить выполнение системой некоторых целей. 

Целостность означает, что относительно ОПС система выступает и воспринимается как нечто целое.

Признаком системности является структурированность системы, т.е. связи отдельных её частей. Элемент своего рода тоже система.

Структура системы это то, что остаётся неизменным при изменении состояния системы, при реализации форм поведения, при совершении каких-то действий.

Системы имеют иерархическую структуру, т.е. могут быть представлены как совокупности подсистем разного уровня. Системы функционируют в пространстве и во времени.

Процесс функционирования системы это переход из одного состояния в другое. Системы бывают:

· Статические

Это системы с одним возможным состоянием

· Динамические

Это системы, меняющие своё состояние в процессе работы.

 Основой систематического подхода является анализ, т.е. разделение целого на элементы, в противоположность синтезу.

С позиции безопасности и анализа риска задача состоит в том, чтобы увидеть как взаимодействуют части системы при достижении заданной цели.

Свойство системы – эмерджентность(отличие свойств системы от свойств её частей).         

Понятие надёжности работы человека при взаимодействии с техническими системами.

 

Технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря такому звену как человек. Согласно данным, около 20%-30% отказов прямо или косвенно связаны с ошибкой человека, а 10%-15% непосредственно с его ошибкой.

Надёжность человека определяется как потребность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на данном этапе функционирования системы в течение заданного интервала времени.

Ошибка человека определяется как невыполнение поставленной задачи или выполнение неправильного действия, что является причиной повреждения оборудования либо запланированного хода операции.

В реальных системах независимо от степени автоматизма требуется участие человека. Там, где работает человек – там ошибки. Они не зависят от уровня квалификации и опыта. Поэтому прогнозирование надёжности оборудования без учёта надёжности человека не может дать реальной картины.

Классификация ошибок взаимодействия “человек-машина”:

1. Ошибки проектирования (неудовлетворительное качество проектирования)

2. Операторские ошибки

3. Ошибки при изготовлении. Возникают на этапе производства из-за:

· Неправильной работы

· Неправильного выбора материала

· Исполнение изделия с отклонением от норм

 

4. Ошибки технического обслуживания. Возникают при эксплуатации из-за:

· Некачественного ремонта

· Неправильного монтажа

· Другие

 

5.  Внесённые ошибки (для которых трудно найти причину)

6. Ошибки контроля.(ошибочная приёмка элементов и устройств, характеристики которых вышли за пределы норм)

7. Ошибки обращения (неправильное хранение и транспортировка)

8. Ошибки организации рабочего места (теснота, шум)

9. Ошибки управления коллективом (недостаточное стимулирование специалистов, их психологическая несовместимость)

 

Интенсивность ошибок определяется параметрами внешней среды, где он работает.

Существует 3 уровня ошибок:

1. Можно предотвратить ошибки

2. Можно избежать нежелательных последствий ошибок, корректируя неправильные выполнения системы.

3. Можно исключить повторное возникновение ситуации, приводящее к ошибкам человека.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...