Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 39. Третьеиньский государственный переворот: суть и значения.ЛИШНЕЕ




 Дума в условиях нового избирательного закона

В стране не был завершен промышленный переворот и Россия оставалась аграрной страной, где крестьянство составляло 77 % населения (1897 г.). Аграрный вопрос стал коренным вопросом I русской революции 1905-1907 гг. Крестьянское движение накладывало существенный отпечаток на весь ход революции. Государственной Думе прения по аграрному вопросу разворачивались в основном между кадетами и трудовиками с одной стороны и царским правительством с другой. Кадеты внесли на рассмотрение в I Думе свой законопроект, где речь шла о принудительном отчуждении «за справедливое вознаграждение» той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. Глава правительства выступил с декларацией, в которой в резкой и оскорбительной форме отказал Думе в праве подобным образом разрешать аграрный вопрос. Дума негодовала и выразила правительству недоверие. Но уйти в отставку правительство не могло (т.к. было ответственно перед царем) и не хотело. Законопроект не был принят, а Дума распущена. Вторая Дума, которая была еще более левая, чем первая, предложила три законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. Эти законопроекты тоже не были одобрены правительством. П.А.Столыпин, используя фальшивку, решил избавится от сильного левого крыла Думы и обвинил 55 социал-демократов в «заговоре» с целью установления республики. Однако Дума создала комиссию для расследования всех обстоятельств, которая пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. Видя такие настроения среди депутатов, царь (3 июня 1907 г.) подписал манифест о роспуске Думы. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции 1905 - 07 гг.

Переворот 3 июня 1907 года и новый избирательный закон.

16 июня (3 июня ст. ст.) 1907 года издан царский манифест о роспуске Государственной Думы и введении нового избирательного закона. На языке левых этот акт получил название «Третьеиюньского переворота». Правительство вынуждено было пойти на эту меру, так как Государственная Дума и первого и второго созыва неспособна была занять конструктивную позицию, отказывалась работать с властью на основе испытанного парламентского инструментария – выработки компромиссов, и по каждому вопросу устраивала антиправительственную обструкцию. Непосредственно перед принятием закона депутат от социал-демократической партии Зурабов публично оскорбил армию, правые депутаты потребовали осудить его, но голоса левых и польских представителей не дали этого сделать. Кроме того, социал-демократические депутаты, пользуясь парламентской неприкосновенностью, вели агитацию в армии, где сформировали «военную организацию социал-демократической партии»; это было уже похоже на военный заговор. Когда на квартире одного депутата от с. – д. партии было арестовано несколько солдат, левые подали протестный запрос. По новому закону никто не лишался избирательных прав, за исключением Средней Азии (было признано, что она еще «не созрела» для выборов). Однако существенно менялся удельный вес отдельных групп избирателей. В Европейской России по старому закону крестьяне избирали 42 процента выборщиков, землевладельцы 31 процент, горожане и рабочие 27 процентов. По новому закону эти показатели менялись: соответственно 22,5 процента, 50,5 процента и те же 27 процентов. Сократилось число представителей национальных окраин: Польши с 36 до 12, Кавказа с 29 до 10. Важно отметить, что принятие манифеста не нарушало законов Российской империи. Большинство историков полагает, что именно с этого дня, с 3 июня 1907 года, Россия окончательно сформировалась как думская монархия. В таком состоянии она досуществовала до Февральской революции 1917 года. После прошедших на основе нового закона выборов Дума поправела, но это было объективным отражением спада революционных процессов в стране. Впоследствии даже лидеры тогдашней оппозиции признавали в мемуарах (написанных как правило в эмиграции), что лишь в III Думе началось конструктивное сотрудничество двух ветвей власти в России.

Вопрос 41. Февральская буржуазная – демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.

Первые реформы.

Изменения в госуд. аппарате.

Временное правительство было сформировано 3 марта 1917 г. Однако правительственные кризисы привели затем к переформированию его состава:

-первоекоа­лиционное правительство было образовано 5 мая,

-второе — 24 июля,

-третье— 25 сентября 1917 г.

За время своей деятельности Временное правительство включило в свой состав ряд вновь образованных ведомств:

-Мини­стерство труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования),

-Министерство продовольствия, унаследовавшее задачи Минис­терства земледелия,

-Министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов.

Были упразднены жандармерия, полиция и управление по печати (цензура). ПриМинистерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Вместе с темсохранились особые совещания (кроме Совещания по продовольствию).

Были образованы новые органы:

-Экономическое совещание,

-Юридическое совещание,

Совещание по реформе местного самоуправления, целью которых стала выработка основ управления новой социально-экономической системой страны.

В составе Сената упразднялись Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.

В марте была объявлена полная амнистия, отменялась смертная казнь, национальные и вероисповедальные ограничения. Отменялись все нарушения финляндской конституции, предполагалось созвать Сейм, на котором будут обсуждены основные законоположения и конституция Финляндии. Провозглашалась полная независимость Польши, которая оставалась связанной с Россией лишь ≪свободным военным союзом≫. Санкционировать эти решения должно было Учредительное собрание. Предполагалось значительное расширение административнойавтономии Литвы и Украины.

В самой России на местах власть губернаторов переходила к председателям губернских и уездных управ. Однообразных директив и установлений не существовало, создавались многочисленные комитеты и советы из представителей разных общественных групп. В деле строительства органов местного самоуправления осуществлялось самое широкое многообразие.

В августе 1917 г. вместо Синода создается Министерство по делам вероисповеданий, действующее в рамках правового статуса церковных организаций (сформированного на церковном Соборе в августе). 

 

Экономика.

Для выработки “общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни“ создаются (положение об этих органах было принято в июне 1917 г.)

1.Экономический Совет. В состав Совета входили представители министерств, общественных и научных организаций, профсоюзов. Комитет состоял из министров, назначаемых правительством. Особые совещания и комитеты были обязаны руководствоваться постановлениями Совета.

2. Главный экономический комитет под председательством Львова (из тридцати шести мест девять в нем отводилось профсоюзам).

Функциями Комитета являлись: руководство деятельностью всех органов, регулирующих народное хозяйство, согласование мероприятий в разных отраслях народного хозяйства, объединение статистической работы.

Юридическое совещание.

Для координации законотворческой деятельности министерств Временное правительство сформировало Юридическое совещание.

При Юридическом совещании действовала Особая комиссия по составлению проекта Основных государственных законов (под председательством Н.И. Лазаревского и В.М. Гессена), работавшая над проектом конституции.

В России предполагалось учредить президентскую республику с двухпалатным парламентом. Комиссия работала во второй половине октября. (После октябрьской революции члены Комиссии дорабатывали проект Конституции Российского государства уже в Париже в 1919 г.)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 315.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...