Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прохождения производственной практики




КАФЕДРА РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

 

ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Специальность: 030602.65 «Связи с общественностью»

 

  Исполнитель: Студент группы 502 ОЗО _____________________ Николаев М.А Руководитель практики от завода: Заведующий дополнительным офисом 035/070 Челябинского М/З  ____________________ Шарипов С.А.         (оценка, роспись) Руководитель практики от кафедры: канд. культ. Доцент кафедры реклама и связи с общественностью ____________________ Борченко И.Д (допущен/не допущен к защите, роспись)

 

 

Челябинск

2013

 

УТВЕРЖДАЮ

                                                                              Руководитель практики от завода:

Заведующий дополнительным

                                      офисом 035/070 Челябинского М/З

______________ Евстропова Т.А.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

прохождения производственной практики

Николаева Максима Алексеевича

(фамилия, имя, отчество студента)

 

Наименования разделов и тем Кол-во рабоч. дней Число, месяц Ф.И.О. и должность непосредственного руководителя практики Отметка о выполнении
1 2 3 4 5 6
 1 Ознакомление с деятельностью кредитной организации. 1 04.06 Евстропова Т.А.  
 2 Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов. 5 08.06- 17.06 Евстропова Т.А.  
 3 Организация и учет кредитных операций. Кредитование юридических лиц. 4 18.06- 20.06 Евстропова Т.А.  
 4 Организация и учет кредитных операций. Кредитование физических лиц. 4 21.06- 22.06 Евстропова Т.А.  
 5 Ознакомление с операциями по вкладам физических лиц. 5 23.06- 29.06 Евстропова Т.А.  

 

 

Куратор производственной практики по месту ее прохождения

Заведующаий дополнительным

офисом 035/070 Челябинского М/З                              _______________ Евстропова Т.А.       

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «Сбербанк»

История Банка…………………………………………………………………..5

Характеристика деятельности Сбербанка России………………………………..8

Общие сведения об ОАО «Сбербанк»……………………………………….10

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОФИСА 035/070

Златоустовского ОСБ

Деятельность кредитного отдела……………………………………………..14

Отдел по обслуживанию юридических лиц………………………………….16

3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Сбербанк»

Финансовые показатели и капитал ОАО «Сбербанк»……………………...18

Перспективы развития ОАО «Сбербанк»……………………………………20

ЗАКЛЮЧЕИЕ……………………………………………………………………...24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………....26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Центральное место в современной банковской системе по праву принадлежит коммерческим банкам, предоставляющим своим клиентам полный комплекс финансового обслуживания, объемы, качество и скорость которого постоянно совершенствуется, и возрастают благодаря внедрению и применению современных технологий.

Коммерческий банк, с одной стороны привлекает свободные денежные средства юридических и физических лиц, формируя тем самым свою ресурсную базу, а с другой стороны ­­- размещает ее от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности. При этом коммерческий банк может осуществлять свои операции только в пределах имеющихся у него ресурсов.

Производственная практика проводится с целью углубления профессиональных знаний студентов и формирования необходимых для будущей профессиональной деятельности умений, навыков и личностных качеств, а также закрепление, углубление, расширение и систематизация теоретических знаний.

Объектом данной производственной практики является отделение по работе с предприятиями банка ОАО «Сбербанк».

Цель производственной практики - формирование профессиональных знаний, умений и навыков в области практической деятельности.

Задачи производственной практики:

– ознакомление с деятельностью ОАО «Сбербанк»;

– постановка понимания ключевых категорий, составляющих сущность банка и их роль в экономике;

– отражение организационно-правовых основ создания банков;

– анализ ликвидности, финансовой устойчивости банка;

– формирование знаний основных законодательных актов и нормативных положений, регламентирующих деятельность банка на территории Российской Федерации.

 

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «Сбербанк»

 

1.1 Краткая история банка

В 1841 году император России Николай I своим указом повелел учредить сберегательные кассы при Московской и Петербургской сохранных казнах – именно этот год и ознаменовал возникновение старейшего банка России – Сбербанка.

Самым первым клиентом первого банка страны стал надворный советник Николай Антонович Кристофари, на свой счет он внес внушительную по тем временам сумму в 10 рублей и стал обладателем сберегательной книжки за номером 1.

Правительственные органы России проводили активную агитационную работу для того, чтобы объяснить населению страны основные преимущества хранения средств в сберегательном банке. Первая российская реклама оказалась эффективной: если в 1842 году сберегательная касса обслуживала в среднем 70 вкладчиков в день, то к 1860 году этот показатель превысил отметку в 500 человек.

Сбербанк России изначально взял курс на масштабную работу со всеми слоями населения страны: среди его вкладчиков были крестьяне, дворянство, купцы, военные, чиновники и даже духовенство.

Расцвет банковского дела в России пришелся на 1865 – 1895 гг. За этот период количество сберегательных касс на всей территории страны увеличилось с 47 до 3875, а число выданных сберегательных книжек превысило 2 миллиона штук.

1 июня 1895 года стало поворотной датой в истории российского банковского сектора. Именно в этот день был принят новый Устав сберегательных касс, который гарантировал каждому сохранение его коммерческой тайны. Кроме того появилось и разнообразие в типах вкладов: можно было открыть сберегательный счет на ребенка или на погребение.

Начало XX века ознаменовалось для России бурными и масштабными потрясениями: Первая мировая война, революция, Гражданская война. Однако ни одно из этих событий не смогло замедлить активного и устойчивого развития Сбербанка.

В кризисные для страны времена Сбербанк смог сохранить вложения своих вкладчиков, объявив их неприкосновенными. Но не обошлось и без негативных последствий – коммерческая тайна, фактически, была упразднена: правительство издало указ, обязывающий сберегательные кассы предоставлять государственным органам информацию о состоянии счета любого вкладчика.

Новая экономическая политика России повлекла за собой и серьезные изменения в банковской структуре: сберкассы стали осуществлять денежные переводы, выпускать собственные заемные сертификаты, проводили операции с процентными и ценными бумагами.

Великая Отечественная война и первое послевоенное время считаются одними из тяжелейших периодов в истории России. Тем не менее, Сбербанк продолжал развиваться и содействовать обществу и в это время. Для привлечения средств он организовывал лотереи для населения и занимался размещением государственных займов.

Важнейшим видом деятельности Сбербанка в 1941–1945 и последующие годы является сотрудничество с государством в сфере атомной и ядерной промышленности. Помощь Сбербанка в привлечении средств и финансирование разработок позволило стать России лидером в сфере производства и переработки ядерного топлива и оставаться им и по сей день.

Несмотря на сложность первых послевоенных лет, начиная уже с 50-ых годов, Сбербанк продолжил свое стремительное и устойчивое развитие. За 30 лет количество сберегательных касс увеличилось вдвое (с 40 тысяч до 79 тысяч), количество клиентов банка возросло в 12 раз, а сумма их вкладов показала рекордные темы роста, увеличившись в 100 раз.

Сбербанк активно участвовал в восстановлении разрушенной войной инфраструктуры страны – были заново построены и отремонтированы дороги и трассы федерального значения. Сегодня Сбербанк, сохраняя традиции, продолжает развивать программы дорожного строительства в России.

В 1987 году в рамках перестроечных реформ сберегательные кассы были реорганизованы в Сберегательный Банк СССР – так знакомый нам финансовый институт получил известное на весь мир название. Уже в 1989 году начал работать первый банкомат Сбербанка и в том же году банк стал членом Всемирного института сберегательных банков.

1991 год ознаменовался распадом СССР, но Сбербанк сохранил свои функции и остался единственным банком на всем бывшем постсоюзном пространстве, который продолжал работать.

В период с 1991 года по 2008 год Сбербанк России претерпел существенные изменения, пережил кризис и окончательно сформировался как современный и универсальный банк, открытый для работы со всеми группами клиентов, опора и поддержка Российской экономики.

– В 1991 году общим собранием акционеров был учрежден Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации.

– В 1993 году в Московских отделениях Сбербанка начали функционировать первые банкоматы.

– В 1995 году был создан Негосударственный пенсионный фонд Сбербанка. Благодаря профессиональному инвестированию пенсионных средств, накопленная за 10 лет доходность НПФ составила 278%.

– В 2001 году началось сотрудничество Сбербанка и Олимпийского комитета. Главный банк страны поддерживал российских спортсменов на играх в Солт-Лейк-Сити (2002), Афинах (2004) и Турине (2006).

– В 2002 году Сбербанк выпустил первые карты VISA «Аэрофлот» – задача этого проекта состояла в том, чтобы сделать внутренние и международные полеты россиян комфортными и экономически привлекательными. Высокий спрос на карты Сбербанка России «Аэрофлот», который сохраняется и сегодня, подтверждают эффективность этого проекта.

– В 2003 году началось плодотворное сотрудничество Сбербанка и Северного флота России. Благодаря ему сегодня военнослужащие, их семьи и гражданский персонал получили доступ к широкому спектру банковских услуг и получили возможность кредитования на льготных условиях.

– В 2006 Сбербанк реализует свою политику расширения на международных рынках и открывает представительство в Казахстане.

– 28 ноября 2007 Греф Г.О. утвержден Председателем Правления Сбербанка России.

– В 2007 открывается представительство Сбербанка на Украине, сегодня оно насчитывает свыше 80 отделений.

– 21 октября 2008 года Наблюдательный Совет Сбербанка единогласно одобрил стратегию «Развитие Сбербанка до 2014 года».

– Разработана Производственная Система Сбербанка (ПСС), основанная на технологии продуманного и экономичного производства.

– Начала работать услуга «Сбербанк ОнЛ@йн», благодаря которой клиенты банка в Московском регионе могут круглосуточно в Интернете совершать банковские операции.

– Внедрен новый проект «Кредитная фабрика», ключевой особенностью которого является автоматизация процесса принятия решения о выдаче кредита.

– С 2008 года Сбербанк получил статус стратегического партнера Всемирного экономического форума в Давосе (Швейцария).

– Началось сотрудничество Сбербанка и Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета: теперь учебное заведение готовит управляющие кадры для крупнейшего банка страны.

– В декабре 2008 года Сбербанк России выпустил благотворительную карту «Подари жизнь» с которой прибыль Сбербанка, полученная от клиентов банка за обслуживание карты, а так же проценты за совершенные им покупки, отчисляется в помощь детям, страдающим тяжелыми онкологическими и гематологическими заболеваниями.

В 2010 году продолжилось устойчивое развитие Сбербанка, был заключен ряд стратегически важных договоров, проведена аттестация и оценка работающего персонала, приняты дополнительные меры по улучшению качества обслуживания граждан, реализованы социально-значимые и экономические проекты.

– Сбербанк отменил все комиссии за рассмотрение и выдачу кредитов.

– Дважды были снижены процентные ставки кредитования.

– Создана Служба Заботы о клиентах Сбербанка, призванная оперативно реагировать на жалобы, пожелания и комментарии клиентов.

– Открыты представительства банка в крупнейших социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook.

– Заключен договор между Сбербанком и профсоюзом, где зафиксированы принципы социальной ответственности банка за своих сотрудников.

1.2 Краткая характеристика деятельности Сбербанка России

Фирменное (полное официальное) наименование Банка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество); сокращенное наименование: Сбербанк России ОАО;

Банк входит в банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, а также Уставом.

Банк является юридическим лицом и со своими филиалами и другими обособленными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России. Имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

Акционерами Банка могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Банк отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Акционеры Банка не отвечают по обязательствам Банка и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости принадлежащих им акций. Банк не отвечает по обязательствам своих акционеров.

Банк вправе участвовать самостоятельно или совместно с другими юридическими и физическими лицами в других коммерческих и некоммерческих организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и соответствующего иностранного государства.

Банк в установленном порядке может создавать филиалы и открывать представительства, которые не являются юридическими лицами.

Банк создается без ограничения срока деятельности и осуществляет свою деятельность на основании лицензии Банка России.

Банк (включая его филиалы) независим от органов государственной власти и местного самоуправления при принятии им решений.

Банковские операции и другие сделки

Основной целью деятельности Банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами для получения прибыли.

Банк осуществляет следующие банковские операции:

Привлекает денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещает указанные выше привлеченные средства от своего имени и за свой счет; открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц, осуществляет расчеты по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов; инкассирует денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических и юридических лиц; покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной формах; привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы; выдает банковские гарантии; осуществляет переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Банк помимо перечисленных выше банковских операций осуществляет следующие сделки:

– выдает поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме;

– приобретает права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

– осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

– осуществляет операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– предоставляет в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;

– осуществляет лизинговые операции;

– оказывает брокерские, консультационные и информационные услуги.

Банк вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Банк вправе осуществлять обслуживание экспортно-импортных операций клиентов с применением различных финансовых инструментов, принятых в международной банковской практике.

Банк осуществляет валютный контроль за операциями клиентов – физических и юридических лиц.

Банк осуществляет эмиссию и обслуживание банковских карт. Банк вправе распространять и обслуживать карты других эмитентов.

Все перечисленные банковские операции и сделки осуществляются в рублях и в иностранной валюте.

Банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с юридическими и физическими лицами.

Банк имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

В пределах своей компетенции Банк обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну.

 

1.3 Основные положения устава.

В Уставе содержатся следующие сведения:

 наименование банка и его местонахождение (почтовый и юридический адрес);

перечень выполняемых им банковских операций;

размер уставного капитала, резервного и иных фондов, образуемых банком;

указание на то, что банк является юридическим лицом и действует на коммерческой основе;

данные об органах управления банка, порядке образования и функциях.

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России), именуемый в дальнейшем "Банк", создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 2 декабря 1990 г. Учредителем Банка является Центральный банк Российской Федерации, именуемый в дальнейшем "Банк России".

Фирменное (полное официальное) наименование Банка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество); сокращенное наименование: Сбербанк России ОАО;

Банк входит в банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами Банка России, а также настоящим Уставом.

Акционерами Банка могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Банк создается без ограничения срока деятельности и осуществляет свою деятельность на основании лицензии Банка России.

Основной целью деятельности Банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами для получения прибыли.

Уставный капитал Банка сформирован в сумме 1 000000000 рублей и разделен на 19000000 обыкновенных акций номинальной стоимостью 50 рублей и 50 000 000 привилегированных акций номинальной стоимостью 1 рубль.

Уставный капитал Банка равен общей сумме номинальной стоимости акций Банка, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества Банка, гарантирующего интересы его кредиторов.

Предельное количество объявленных обыкновенных акций составляет 10 000 000 штук номинальной стоимостью 50 рублей.

Все акции Банка являются именными. Банк размещает обыкновенные и привилегированные акции.

Банк обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах распределения чистой прибыли.

Балансовая и чистая прибыль Банка определяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Из балансовой прибыли уплачиваются соответствующие налоги, другие обязательные платежи в бюджет. Чистая прибыль Банка остается в распоряжении Банка и по решению общего собрания акционеров направляется в резервный фонд, на формирование иных фондов Банка, а также распределяется между акционерами в виде дивидендов, на другие цели в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В качестве ресурсов для кредитования может использоваться прибыль Банка, не распределенная в течение финансового года.

Банк депонирует в Банке России в установленных им размерах и порядке часть привлеченных денежных средств в обязательные резервы, в соответствии с правилами и нормативами, установленными для Банка.

Банк гарантирует тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов.

Банк ведет бухгалтерский учет и предоставляет финансовую и иную отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными актами Банка России.

Банк осуществляет обязательное раскрытие информации в объеме и порядке, установленными законодательством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и Банком России.

Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью Банка, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.

Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется Правлением и Президентом, Председателем Правления Банка.

Права и обязанности Президента, Председателя Правления и членов Правления определяются в соответствии с действующим законодательством и договором, заключаемым каждым из них с Банком. Договор от имени Банка подписывается Председателем Наблюдательного совета или лицом, уполномоченным Наблюдательным советом.

Наблюдательный совет вправе в любое время расторгнуть договор с Президентом, Председателем Правления и членами Правления.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка осуществляется ревизионной комиссией, избираемой общим собранием акционеров Банка сроком на один год в количестве 7 членов.

Члены ревизионной комиссии не могут быть одновременно членами Наблюдательного совета, а также занимать иные должности в органах управления Банка.

Акции, принадлежащие лично членам Наблюдательного совета Банка или лицам, занимающим должности в органах управления Банком, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии Банка.

Банк может быть ликвидирован или реорганизован в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Все изменения и дополнения, вносимые в Устав Банка и принятые общим собранием акционеров или Наблюдательным советом в соответствии с его компетенцией, регистрируются в Банке России в установленном порядке.

 


2 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Сбербанк»

 

2.1 Деятельность кредитного отдела

 

В Банке установлена четкая процедура принятия решений о предоставлении кредита, оформлении кредита и заведении кредитной сделки, а также пролонгации кредита. Общая процедура выдачи кредитных продуктов регламентируется специальными инструкциями.

Этапы выдачи кредита:

1. Заявка и интервью с клиентом.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные данные о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение. Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. В состав пакета сопроводительных документов входят: баланс, счет прибылей и убытков за последние 3 года, отчет о движении кассовых поступлений, прогноз финансирования, налоговые декларации, бизнес-планы. Заявка поступает к кредитному работнику, который проводит беседу с руководством предприятия. Он должен точно определить уровень руководства и порядок ведения дел, обговорить тонкости выполнения обязательств.

2. Изучение кредитоспособности и оценка риска.

Оценка кредитного риска проводится на основе разработанной в Банке рейтинговой системы. В основе рейтинговой системы оценки платеже- и кредитоспособности клиентов лежат методики, разработанные в Банке. Рейтинговая система позволяет оценивать кредитоспособность самого клиента и определять рейтинг кредитного продукта. Кредитоспособность клиента определяется на основе анализа его финансового состояния и бизнес- показателей.

Финансовое состояние оценивается на основе анализа:

- имущественного положения клиента

- финансовой устойчивости

- ликвидности

- дебиторской задолженности

- кредиторской задолженности

- прибыли

Оценка бизнес- показателей производится на основе анализа:

- деловой активности

- рентабельности

- реализации и оборотам по счетам в Банке

- кредитной истории

- качества управления и деловой репутации

- положения на рынке

- оценки конкурентов

Рейтинг кредитного продукта определяется на основе анализа кредитоспособности клиента, а также самого кредитного проекта, финансовых потоков и обеспечения проекта.

Кредитный проект оценивается на основе анализа:

- фактического движения денежных средств за последний отчетный год;

- построение прогнозируемого движение денежных средств;

- специального корректирующего коэффициента риска кредитного проекта;

В качестве обеспечения оцениваются:

- залоги

- гарантии

- поручительства

Рейтинг кредитных продуктов определяется по 5- балльной системы. Рейтинг кредитного продукта является одним из ключевых организационных вопросов формирования кредитного портфеля банка и представляет собой процесс одобрения заявки клиента на получение кредита.

Все системы санкционирования используют один из трех основных методов или их комбинацию:

- индивидуальное санкционирование - кредит утверждается одним лицом, под его персональную ответственность;

 - коллективное санкционирование- кредит утверждается двумя или более лицами;

- кредитный комитет- один из наиболее популярных методов авторизации кредита.

Кредитный комитет банка – это и есть тот ресурс, что определяет банковскую политику в общем. Данный комитет определяет возможные риски банка, связанные с различными видами кредитования и операций, кроме того, это главный орган банка, который принимает окончательное решение по размещению средств в рамках своих полномочий.

Кредитный комитет может одобрить или отклонить сделку, установить персональный лимит клиенту банка. Решение комитета может отменить только Правление банка.

4. Подготовка к заключению договора.

Этот этап называется структурированием ссуды, на котором определяются основные характеристики ссуды:

- вид кредита;

- сумма;

- срок;

- способ погашения;

- обеспечение;

- цена кредита;

- прочие условия.

5. Кредитный мониторинг.

Контроль за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит важным этапом всего процесса мониторинга. Он заключается в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуды и проведения аудиторских проверок.

Система мониторинга выполнения кредитных договоров содержит меры, обеспечивающие:

- отслеживание банком всех изменений текущего финансового состояния клиента;

- предоставление всех кредитных продуктов в соответствии с существующими условиями кредитных договоров;

- исключительное использование клиентом кредитных средств на цели, указанные в кредитном договоре;

- достаточность денежных потоков клиента для обслуживания кредита;

- адекватное покрытие залогом кредитных обязательств клиента;

- современное распознавание проблемных кредитов;

- корректировку резервов на возможные потери по ссудам в зависимости от величины проблемных кредитов.

График проведения мониторинга по всем кредитным продуктам Банка определяется в установленном в Банке порядке. Обычно каждые 30, 60, 90 дней проверяются все крупные кредиты и выборочно- мелкие.

Если оценка кредитного риска при мониторинге выявила увеличение кредитного риска, вызванного ухудшением финансового состояния клиента, результаты мониторинга оформляются и подлежат докладу кредитному комитету соответствующего уровня, а также отдела по управлению кредитными рисками не позднее следующего дня после обнаружения увеличения.

На основании результатов мониторинга разрабатывается, в случае необходимости, комплекс мероприятий по повышению качества кредита и обеспечению своевременного и полного исполнения клиентом своих обязательств перед банком.

 

Отдел по обслуживанию юридических лиц

 

ОАО «Сбербанк» открывает предприятиям и организациям расчетные и текущие счета и предоставляет весь комплекс услуг по рассчетно-кассовому обслуживанию:

- перечисление денежных средств со счета по поручению клиента;

- зачисление поступивших денежных средств на счет клиента;

- прием для исполнения платежных документов и формирование выписки при использовании системы «Клиент-Банк»;

- прием документов на отложенное исполнение;

- формирование платежных поручений по просьбе клиента;

- выдача карточек образцов подписей, лимитированных и денежных чековых книжек;

- свидетельствование подлинности подписи клиента на карточках с образцами подписей и оттиска печати;

- выдача выписок и дубликатов выписок из лицевого счета;

- выдача справок по запросу клиента;

- прием платежных документов на инкассо;

- прием и перечисление денежной наличности для зачисления на счет клиента;

- выдача на основание заявки клиента и в соответствии с законодательством наличных средств;

- консультирование по вопросам оформления расчетно-кассовых документов;

- консолидации денежных средств бизнеса клиента;

- перевод денежных средств в рублях РФ через систему банковских электронных срочных платежей.

Расчетные операции с филиалами ОАО «Сбербанк», а также с банками- корреспондентами осуществляется в течение одного часа.

 

 

 

 

 

3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Сбербанк»

3.1 Финансовые показатели и капитал ОАО «Сбербанк»

 

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker(1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 050 подразделений по всей стране.

Филиалы Банка (территориальные банки, отделения) не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Банка, имеют печать с изображением эмблемы Банка со своим наименованием, а также другие печати и штампы, имеют баланс, который входит в баланс Банка. Изменения в Устав, связанные с открытием, закрытием филиалов и изменением их статуса, вносятся по решению Наблюдательного совета Банка не реже 1 раза в год.

Филиалы Банка (территориальные банки) возглавляются Председателями, назначаемыми Президентом, Председателем Правления Банка, филиалы (отделения) - управляющими, назначаемыми по установленной номенклатуре.

Внутренние структурные подразделения (операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты и дополнительные офисы) территориального банка открываются, закрываются, переподчиняются по решению правления территориального банка; внутренние структурные подразделения отделения - по решению правления территориального банка, в организационном подчинении которого находится отделение; внутренние структурные подразделения отделения в городе Москве -- по приказу Президента, Председателя Правления Банка.

Органами управления Сберегательного банка РФ являются: Общее собрание акционеров, Совет банка и Совет директоров.

Высший орган управления Сбербанка РФ - Общее годовое собрание акционеров; проводится один раз в год. Общее собрание акционеров решает следующие вопросы: утверждение годового отчета, рассматривает отчет ревизионной комиссии, отчет руководства, порядок распределения прибыли и ее использования (размер и порядок выплаты дивидендов), план развития на следующий год, определяет стратегию развития банка, избирает Совет банка.

Совет банка - высший орган управления в период между общими собраниями акционеров. Совет директоров банка утверждается Советом банка по представлению Президента Совета банка, который состоит из первого и четырех вице-президентов и 15 членов Совета директоров банка. Совет директоров - исполнительный орган банка.

Основные вопросы, решаемые Советом директоров - корректировка стратегии развития банка, контроль за деятельностью исполнительных органов. [32]

В системе Сберегательного банка формируется на уровне головного и территориальных банков и возглавляется Председателем банка. В состав Правления входят, кроме Председателя, его заместители, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений (директора основных управлений). В компетенцию Правления входят вопросы кредитной политики, текущего руководства банком, формирования активов и пассивов.

Еще одним органом управления является Кредитный комитет, формируемый на уровне территориальных банков. В его состав входит Председатель банка, главный бухгалтер, руководители подразделений, имеющих непосредственное отношение к процессу кредитования.

Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Белоруссии. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.

Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12%, и было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет 40% объема торгов на ММВБ.

Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 8 мая 2011 г., ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 24%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

В условиях нестабильности на мировых финансовых рынках Сбербанк России продолжает оставаться лидером на российском рынке банковских услуг, демонстрируя высокую эффективность своих операций. Сохраняя долю в активах банковской системы на уровне 25%, по итогам 2009 года банк заработал более 35% прибыли всей банковской системы страны, что на 5 процентных пунктов больше, чем в прошлом году

 

3. 2 Перспективы развития ОАО «Сбербанк»

 

Занимая почти четверть рынка страны, Сберегательный банк России был и остается лидером по объемам активов, имеющемуся капиталу и прибыли.

Так, в 2011 году чистая прибыль (без учета декабря) банка составила 297,6 миллиардов рублей, что почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2010 года. Разумеется, руководство не собирается останавливаться на достигнутом, и перспективы развития Сбербанка России в 2012 году, согласно их плану и прогнозам экспертов, выглядят радужными.

В первую очередь, благодаря новым инвестиционным проектам финансовой организации. В частности, в 2012 Сбербанк планирует продолжать экспансию европейской банковской системы, воспользовавшись достаточно сложной экономической ситуацией в Европе. Уже сейчас можно говорить о покупке швейцарского банка SLB, фактически принадлежащего группе ЛУКОЙЛ. Говорить о том, какую прибыль принесет данная сделка Сбербанку, не стоит: цели, которые ставили перед собой руководители банка, звучат несколько иначе. В частности, став владельцем швейцарского банка, ведущая кредитная организация России может получить лицензию и новые возможности на инвестиционном рынке мира, что означает новую ступень развития Сбербанка. По сути, сам Сбербанк станет швейцарским банком.

Впрочем, для рядовых клиентов ведущего российского банка будут интересны несколько иные перспективы развития Сбербанка России в 2012 году. А для них есть несколько интересных новостей.

В частности, для всех тех, кто хотел бы начать малый бизнес, банк в будущем году планирует предложить особый продукт. В отличие от других организаций, где клиент сам должен разработать бизнес-план и доказать его жизнеспособность, Сбербанк пошел иным путем. В 2012 году планируется предложить клиентам около сотни готовых бизнес-проектов, проверенных на практике. Выбрав один из них, начинающий предприниматель сможет взять кредит на развитие своего бизнеса с куда большей вероятностью. Наличие готового, проверенного проекта (а это может быть и кафе, и стоматологический кабинет, и магазин, и многое другое), значительно упростит процесс получения денег на развитие собственного дела.

Вторая новость - дальнейшее развитие инфраструктуры банковских карт. На данный момент пластиковая карта позволяет не только снимать или сохранять деньги, но и оплачивать услуги ЖКХ, налоги, штрафы через терминалы. В будущем возможности универсальных карт будут существенно увеличены, и владельцы смогут использовать их в терминалах других банков и регионов. Речь об этом шла уже в марте 2011 года, а основная ставка была сделана именно на 2012 год.

Есть и еще одна приятная новость для клиентов Сбербанка, планирующих пользоваться его услугами в будущем году. По заявлениям представителей организации, в 2012 году время ожидания в очередях в отделениях Сбербанка снизится от 2-3 часов до 10-15 минут. При этом максимальное время ожидания - 15 минут - будет фиксироваться лишь в часы пиковых нагрузок. Сделать это позволит внедрение новой системы "Очередей.net", подразумевающей под собой создание гибкого графика для сотрудников банка, благодаря чему в часы повышенных нагрузок клиентов будет обслуживать больше специалистов.

На 2012 год Сбербанк планирует дальнейшее развитие как на "высшем" уровне, так и в отношении обслуживания клиентов, качество которых планируется повысить. Справедливости ради следует сказать, что и на данный момент ведущий российский банк имеет достаточно широкий спектр продуктов и оперативно реагирует на требования современного рынка, открывая новые возможности для своих клиентов.

Заключение

Правильность определенного Концепцией направления развития была подтверждена во время кризиса финансовой системы страны в 1998 году. Сбербанк России не только подтвердил репутацию самого надежного банка страны, пройдя кризис с минимальным уровнем потерь, но и обеспечил доступ к банковским услугам значительному количеству новых клиентов. Реализуя принятую Концепцию, Сбербанк России к 2000 году значительно укрепил свои позиции на приоритетных сегментах рынка. Сбербанк России сохранил лидирующие позиции на рынке розничных банковских услуг, доля в общем объёме рублевых вкладов населения достигла 87%. Существенно укрепились позиции Банка в обслуживании корпоративных клиентов: доля Банка на рынке составляет около 25%, более 1 миллиона юридических лиц – клиенты Сбербанка России. Банк продолжает активно работать на рынке внутренних и внешних государственных обязательств, корпоративных ценных бумаг.

Произошло существенное развитие бизнеса банковских карт (доля на рынке — более 20%), количество эмитированных карточек превысило 1,5 миллиона.

Продолжено совершенствование расчетной системы Сбербанка России, которая сегодня ежедневно обрабатывает более ста тысяч межрегиональных платежей.

Существенно изменилась система управления Банком. Обеспечивается единая процентная политика, учитывающая региональные особенности, действует централизованная система контроля, учета и управления рисками, управления финансовыми потоками и ликвидностью. Разработана и постоянно совершенствуется современная методическая и регламентная база операций Банка, утверждены подходы к развитию новых видов бизнеса. Единая система нормативов и лимитов обеспечивает необходимую децентрализацию управления в сочетании с усилением вертикальной системы контроля. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию организационной структуры Банка, оптимизации филиальной сети.

Предпринятые меры позволили Банку, не имея льгот и преференций, работая с другими банками в рамках единой, установленной Банком России нормативной базы, стать лидером на большинстве сегментов рынка, успешно конкурировать с крупными коммерческими кредитными организациями на российском рынке банковских операций и услуг.

Я проходил практику в отделе расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц. Здесь я мог наблюдать за работой банковских служащих изнутри, что, несомненно, поможет мне в будущем. А так же сам приобрел некоторые навыки работника банка, такие как:

1.Формирование юридического дела клиента по счету;

2. Подборка и сшив платежных документов;

3. Последующий контроль кассовых документов;

4. Проверка правильности заполнения карточки с образцами подписей и оттиска печати.

5. Проверка расчета на установление лимита остатка кассы и формирования разрешения на расходования наличных денежных средств из выручки поступающей в кассу;

6. Занесение данных в справочник RS-Банка с карточек с образцами с образцами подписей и оттиска печати.

7. Просмотр юридических дел клиентов банка и занесение сведений в справочник RS-Банка.

Так же я выполнил индивидуальное задание, которое заключалось в следующем: заключение кредитного договора. Это задание потребовало от меня не только навыка работы с клиетами, но и теоретический знаний о правильности заполнения такого рода документов, которые я изучил в Инструкции Центрального Банка России.

Особенно хотелось бы отметить в конце моей работы то радушие, которое проявили к нам работники банка, несмотря на свою занятость, они всегда уделяли нам внимание и помогали в решении наших проблем, как текущих, так и связанных с предоставлением информации для отчета.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания данного отчета были сделаны следующие выводы:

1. Банк предоставляет широкий спектр услуг юридическим и физическим лицам. Среди которых можно выделить кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование, потребительское кредитование, валютные операции, прием платежей, депозиты.

2. Основными фондами формируемыми СберБанком являются:

§ резервный фонд;

§ фонд накопления;

§ фонд председателя правления;

§ фонд на благотворительные цели;

§ эмиссионный доход;

§ амортизационный фонд;

§ резервы на возможные потери по ссудам; 

§ неиспользованная прибыль прошлых лет и текущего года.

3. Основными источниками финансовых ресурсов банка являются привлеченные средства, на которые приходится более 75%. Основными источниками привлеченных средств являются средства клиентов и средства кредитных организаций.

4. Для осуществления комплексного банковского обслуживания в СберБанке существуют различные отделы (кредитный, валютный, отдел продаж МСБ).     

Функциями кредитного отдела являются привлечение клиентов на кредитные программы банка, анализ кредитоспособности, выдача кредитов и контроль за погашением кредитов. 

Валютный отдел предоставляет различные услуги по валютным операциям в долларах и евро (купля-продажа валюты в наличной и безналичной формах, конверсионные операции и т.д.). Основной задачей отдела продаж малому и среднему бизнесу является привлечение клиентов на расчетно-кассовое, депозитное обслуживание.

5. Банк соблюдает все установленные нормативы по достаточности капитала и нормативам ликвидности, что свидетельствует о достаточно хорошем финансовом состоянии банка.

Учитывая высокие темпы развития бизнеса банка, а также наличие достаточно сбалансированной структуры активов можно судить о том, что руководством банка выбрана правильная стратегия развития, которая позволит банку и в дальнейшем осуществлять свою деятельность и получать прибыль.

 

 

Библиографический список


1. Инструкция Центрального Банка Российской Федерации N 91-И от 4 октября 2000

2. Инструкция Центрального Банка Российской Федерации N 86-И от 13 октября 1999 года.

3.Концепция развития Сбербанка России до 2005 года.

4. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 2-П

5. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 года № 14-П

6. «Анализ динамики банковских нормативов на примере среднестатистического коммерческого банка» // Бухгалтерия и банки. № 1. 1998.

7.«Деньги, Кредит, Банки» Е.Ф. Жуков Москва 2001г.

8. «Сбережения» № 3 2003 год.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 130.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...