Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы построения бюджетной системы.




БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Бюджетное устройство. Бюджетная система и её структура.

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, её структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы. Бюджетное устройство Украины определяется с учётом государственного устройства и административно-территориального разделения Украины.

    В основу бюджетного устройства положено:

- определение видов бюджетов;

- определение принципов построения бюджетной системы;

- разграничение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;

- организация взаимоотношений между бюджетами разных уровней.

Бюджетное устройство определяется закреплённым в Конституции Украины государственным порядком Украины и её административно-территориальным делением. Украина – унитарное государство, которое разделено на 25 административно-территориальных единиц (АР Крым и 24 области).

Бюджетная система –совокупность отдельных её звеньев, юридически связанных между собой, которые базируются на общепринятых принципах, которые отвечают международным стандартам.

        Как правило, существуют бюджетные системы двух типов. В унитарных государствах – двухуровневая система, которая включает государственный и местные бюджеты. В государствах с федеративным устройством (США, Германия, Россия) бюджетные системы включают 3 или 4 уровня: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты, а также бюджеты земель.

    Экономическая природа и суть бюджетной системы определяется не её структурой, т.е. не сколько в ней звеньев, а в том, какие финансовые возможности законодательно закреплены за каждым звеном и какой уровень финансовой независимости имеют эти звенья при осуществлении возложенных на них Конституцией и действующим законодательством функций.

    Бюджетная система Украины – это совокупность гос.бюджета и местных бюджетов, построенная с учётом экономических отношений, гос. И административно-территориального устройства и урегулированная нормами права.

В соответствии со статьёй 5 Бюджетного кодекса «Структура бюджетной системы Украины»:

1. Бюджетная система Украины состоит из гос.бюджета и местных бюджетов.

2. Бюджетами местного самоуправления являются бюджеты территориальных громад, сёл, посёлков, городов и их объединений.

3. Местными бюджетами являются бюджет АР Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов содержат преимущественно закреплённые доходы, т.е. те, которые поступают за счёт распределения общегосударственных налогов и сборов. Бюджеты местного самоуправления содержат как доходы аналогичного характера, так и значительный круг собственных поступлений, доходов, которые формируются за счёт собственных источников соответствующих территориальных громад: местных налогов и сборов; оплата за землю, налога с собственников транспортных средств, налога на промысел; плата за аренду имущественных комплексов, которые находятся в коммунальной собственности. Бюджеты местного самоуправления – базовые бюджеты.

Согласно статьи 2 Кодекса бюджетная системы Украины – совокупность гос.бюджета и местных бюджетов, построенная с учётом экономических отношений, государственного и административно-территориального устройства и урегулированная нормами права.

Таким образом, на содержание и состав бюджетной системы Украины влияют несколько составных :

а) экономические отношения;

б) государственное устройство;

в) административно-территориальный устрой.

 Бюджетная система в унитарных государствах имеет двухуровневую структуру (включает государственный и местные бюджеты), в федеральных государствах – трёхуровневую (включает ещё и третье звено – бюджеты членов федерации).

    В унитарных системах для отображения всех бюджетных обязательств и финансов страны составляется сводный бюджет.

    Совокупность показателей всех бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы Украины, есть сводный бюджет Украины. Он используется для анализа и прогнозирования экономического и социального развития Украины. Сводный бюджет Украины включает показатели государственного бюджета Украины, сводного бюджета АР Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.

    Сводный бюджет АР Крым объединяет показатели бюджета АР Крым и сводные бюджеты районов и городов республиканского значения.

    Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета и сводного бюджетов районов и городов областного значения этой области.

    Сводный бюджет районов объединяет показатели районного бюджета, бюджеты городов районного значения, поселковые и сельские бюджеты этого района.

    Сводный бюджет города, который имеет районное разделение, включает городской бюджет и бюджеты районов, которые входят в его состав.

    В бюджетную систему входит 2 самостоятельных звена – 2 бюджета городов Киева и Севастополя.

    Бюджетная система Украины объединяет около 12000 бюджетов, в том числе:

- бюджет АР Крым;

- 24 бюджета области;

- бюджеты городов Киева и Севастополя;

- 171 бюджет городов областного значения;

 - 488 бюджетов районов;

- свыше 11000 бюджетов посёлков и сел.

Сводные бюджеты существуют с целью:
а) расчетов социальных и финансовых нормативов, норм для составления проектов бюджетов;
б) анализа эффективности бюджетных расходов;
в) выяснения оснований предоставления трансфертов.
Сводные бюджеты не утверждаются, а имеют расчетно-информационный характер.
В отличие от Закона Украины «О бюджетной системе Украины » в редакции от 29 июня 1995, где определения состава бюджетной системы и сводный бюджет содержалось в одной статье (ст. 2), в действующем Бюджетном кодексе Украины - это две статьи: статья 5 «Структура бюджетной системы Украины» и статья 6 «Сводный бюджет».
Несмотря на то, что статья 6 содержит шесть частей, фактически они объединяются в две составляющие этой статьи: понятие сводного бюджета и состав соответствующих сводных бюджетов (Украины, Автономной Республики Крым, области, района, города с районным делением) , построенный по однотипной схеме.

 







Принципы построения бюджетной системы.

Соответственно бюджетного кодекса, бюджетная система базируется на принципах единства, сбалансированности, самостоятельности, полноты, обоснованности, эффективности, субсидиарности, целевого использования бюджетных средств, справедливости, прозрачности и ответственности участников бюджетного процесса.

1. принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой социально-экономической политикой.

Принцип единства бюджетной системы Украины выделяет общие основания соотношения, взаимодействия разных типов бюджетов, на базе которых они объединяются и действуют как элементы единой бюджетной системы Украины (единственная правовая база и денежная система, единое регулирование бюджетных отношений и бюджетная классификация, единство бюджетного процесса и бухгалтерского учета и отчетности. За счет аккумулирования средств на бюджетных счетах создаётся возможность централизации денежных фондов для выполнения  функций государства. Запрет учета средств бюджетных учреждений на банковских счетах, переход исключительно на казначейский учет еще больше усилили единство средств в пределах бюджетной системы.
Материальный содержание этого принципа усиливается и отображается и нормой статьи 92 Конституции Украины относительно установки Государственного бюджета Украины, бюджетной системы Украины исключительно законами. Общее определение бюджетного процесса, его стадий, единство бюджетной классификации, применяется ко всем типам бюджетов, - все это обеспечивает единство звеньев бюджетной системы.
2. принцип сбалансированности означает, что полномочия на осуществление затрат бюджета должны соответствовать объёму поступлений в бюджет согласно бюджетному периоду.

Фактически этот принцип закладывает основы бюджетного планирования на бюджетный период, его соблюдение создаёт условия для избежания дефицита и профицита бюджета.

3. Гос. Бюджет Украины, бюджет АР Крым, местные бюджеты явл. Самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников дохода и правом определения направлений их использования, согласно законодательства Украины.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, а также правом соответствующих органов власти самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать ответствующие бюджеты.

4. Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех доходов и расходов, что осуществляется согласно нормативно-правовых актов органов гос. Власти, органов власти АР Крым, и органов местного самоуправления.

5. Принцип обоснованности означает , что бюджет формируется на реальных макропоказателях экономического и социального развития государства и в расчётах поступлений в бюджет и затрат бюджета, которые осуществляются согласно утверждённых методик и правил.

6. Принцип эффективности состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремится достичь запланированных целей при вовлечении минимального объёма бюджетных средств и достичь максимального результата при использовании определённого бюджетом объёма средств.

7. Принцип субсидиарности – это распределение видов расходов между гос.бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами, который базируется на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю.

8. Принцип целевого использования бюджетных средств состоит в использовании их только на цели, определённые бюджетными назначениями. Такой подход даёт возможность контролировать движение бюджетных средств и установить ответственность участников бюджетного процесса за нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств.

9. Принцип справедливости обеспечивает базирование бюджетной системы Украины на основе справедливого распределения общественного богатства в стране. Этот принцип обеспечивает уровни возможности доступа к бюджетным и социальным услугам, которые предоставляются государством в каждой административно-территориальной единицы страны на относительно одинаковом уровне.

За счет бюджетной системы Украины обеспечивается равный доступ всех граждан Украины к социальным программам, образования, независимо от места их проживания, как на стадии поступлений доходов соответствующих бюджетов, так и при выделении трансфертов, сбалансировании бюджетов.

10. Принцип публичности и прозрачности означает, что гос.бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения касаемо отчёта про их исполнение принимаются соответственно Верховной Радой Укр., Верховной радой АР Крым и соответствующими местными бюджетами.

Нормы Бюджетного кодекса гарантируют доступность информации о каждой стадии бюджетного процесса, показателей проекта бюджета, принятого бюджета, отчета о его исполнении, проекта Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период. Соответствующими процессуальными нормами обеспечиваются гарантии гласности, обнародование закона и решений о бюджете, этапов подготовки и рассмотрения отчетов об исполнении бюджета и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...