Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ




УРАЛЬСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Утверждаю:

Ректор ____________ В.И. Назаров

«___» ________________ 2011 г.

 

                                            

 

 

           

                          БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

             УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

федерального компонента

цикла СД (СД. 07) ГОС ВПО

по специальности 080105.65 «Финансы и кредит»

 

    

 

Екатеринбург 2011

 

Бюджетная система РФ. Учебно-методический комплекс для общеобразовательных учреждений высшего профессионального образования. Екатеринбург: Уральский финансово-юридический институт, 2011 г.

 

 

Программу составила: О.А. Бойтуш, к.э.н., доцент

Рассмотрена на заседании Методического Совета и одобрена Ученым Советом Уральского финансово-юридического института и рекомендована в качестве учебной программы

 

 

©Уральский финансово-юридический институт, 2011

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Программа дисциплины «Бюджетная система РФ» федерального компонента цикла СД.07 составлена в соответствии с примерной программой по «Бюджетной системе РФ» для образовательных учреждений финансового профиля.

Изучение дисциплины «Бюджетная система РФ» предполагает углубленное освоение не только нормативно- правовой базы, текущей практики функционирования финансового механизма, но и теоретических течений и концепций в области финансов, бюджета, налогов, как в мировом масштабе, так и отечественных, включая исторический аспект.

В соответствии с учебным планом дисциплина традиционно включает определенное количество часов лекционных и практических занятий. Посещение как лекций, так и семинарских занятий является обязательным. В случае, если по определенным причинам студент пропустил занятие, то ему необходимо изучить пропущенную тему и согласовать с преподавателем, ведущим лекции или семинарские занятия, порядок сдачи. В противном случае студент может быть не аттестован и не допущен к сдаче итогового экзамена.

Во время аудиторских занятий практически невозможно охватить всю полноту изучаемого материала. Поэтому особое значение придается самостоятельной работе студентов. Для нее необходимо использовать не только учебную литературу, приведенную в конце данных методических указаний, но и такие периодические издания, как журналы «Финансы», «Налоговый вестник», «Рынок ценных бумаг», «Вопросы экономики», «Экономист», «Коммерсант», «Эксперт» газеты «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Российская газета». Помимо этого, нельзя забывать и о современных источниках получения информации, таких, как «Интернет» и информационных системах типа «Гарант», «Консультант плюс».

Конкретные формы самостоятельной работы, предлагаемые студентам, могут быть следующие:

1. Проблемные семинары. В данном случае группа заблаговременно предупреждается преподавателем о такой форме работы. Студенты академической группы предварительно разбиваются на несколько подгрупп. Одна или несколько подгрупп выступают с изложением традиционной, общепринятой теории или с собственным мнением по исследуемой проблеме. Остальные студенты выступают оппонентами.

2. Деловые игры. Ситуация деловой игры, ее непосредственные участники и выполняемые ими роли определяются заранее. Игра может начаться с обыгрывания простейших ситуаций, переходя на более высокие уровни экономических отношений.

3. Подготовка докладов и выступлений на студенческих научных конференциях. Студент, под руководством преподавателя, выбирает тему доклада и готовит научное сообщение для выступления на одной из конференций.

4. Перевод студента на индивидуальный график занятий. Это наивысшая и самая ответственная форма организации самостоятельной работы студентов дневной формы обучения. Индивидуальный график обучения требует от студентов более ответственного и осознанного подхода к специальности в целом и к данной дисциплине в частности. Переход на самостоятельный график изучения дисциплины не освобождает от обязанности в установленный деканатом срок сдать общую отчетность за учебный семестр.

Учебным планом УрФЮИ на изучение дисциплины «Бюджетная система РФ» на очной форме обучения отводится следующее количество часов:

общее количество часов - 100

лекции - 25

семинарские и практические занятия - 25 самостоятельная работа - 50

Форма отчетности - экзамен.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ»

(очная форма обучения)

 

№ п/п Названия разделов и тем Всего часов

В том числе

      Лекции Практ. занятия Самост. работа
1. Введение в дисциплину «Бюджетная система РФ» 2 2 - -
2. Теоретические основы бюджета 19 4 6 9
3. Бюджетная система России 19 6 6 7
4. Доходы и расходы федерального бюджета России 30 6 6 18
5. Бюджетный дефицит 14 4 4 6
6. Бюджетный процесс 16 3 3 10

ИТОГО

100 25 25 50

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТА

 

Понятие бюджета. Анализ различных определений понятия «бюджет». Функции и роль бюджета. Особенности роли бюджета в экономике государства. Основные понятия бюджета: доходы бюджета, межбюджетные трансферты, дотация, субсидия, субвенция, бюджетный кредит, расходы бюджета, расходные обязательства, бюджетные обязательства, дефицит. Содержание бюджетной классификации.

 

Контрольные вопросы

1. Дать понятие бюджета (предлагаемое экономистами в XIX веке, в начале и конце XX века, определения, даваемые зарубежными авторами).

2. Суть понятия «бюджет государства». Функции и роль бюджета. Экономическое содержание бюджета страны.

3. Основные понятия. Консолидированный бюджет. Дефицит. Профицит (суффицит). Секвестр.

4.  Основные понятия. Расходы бюджета; бюджет текущих расходов, бюджет развития.

5. Основные понятия. Доходы бюджета: закрепленные и регулирующие.

6. Основные понятия. Минимальный бюджет. Дотация. Субвенция. Субсидия. Бюджетное регулирование.

7. Основные понятия. Заемные средства. Что может выступать заемными средствами бюджета? Понятие кассового разрыва бюджета.

8.  Бюджетная классификация Российской Федерации (классификация доходов бюджетов Российской Федерации; ведомственная классификация расходов федерального бюджета, функциональная и экономическая классификации расходов бюджетов России; классификации долга и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов).

9.  Особенности роли бюджета всовременных условиях выхода из экономического, финансового и бюджетного кризисов.

10. Проблемы бюджета России в текущем году. Бюджетная политика Российской Федерации на текущий год и на перспективу, проблемы ее преемственности.

ТЕМА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

 

Эволюция развития бюджетной системы России. Бюджетное устройство. Структура бюджетной системы. Принципы построения бюджетной системы в Российской Федерации. Характеристика бюджетного законодательства на федеральном уровне. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Понятие межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения в России и их противоречия.

Контрольные вопросы

1. Понятие бюджетной системы, ее структура. Бюджетное устройство.

2. Принципы построения бюджетной системы, нашедшие отражение в Бюджетном кодексе России (10 принципов). Охарактеризовать необходимость и целесообразность выделения именно этих принципов.

3. Основные принципы построения бюджетной системы в зарубежных странах.

4. Государственные финансы. Государственный бюджет, понятие регионального бюджета. Межбюджетные отношения.

5. Разграничение полномочий между уровнями власти. Взаимоотношения: федеральный бюджет - бюджет субъекта Федерации.

6. Суть бюджетных отношений в России и их противоречия.

7. Бюджетное законодательство в Российской Федерации. Необходимость новых законов. Совершенствование бюджетного законодательства в России.

8. Правовые основы формирования федерального бюджета и региональных бюджетов. Понятие бюджетного регулирования.

9. Способы бюджетного регулирования (методики расчета экономического потенциала территорий, минимальных бюджетов). Проблемы бюджетного регулирования в России.

10. Бюджетный федерализм в развитых экономических странах. Зарубежный опыт решения проблемы бюджетного регулирования.

ТЕМА З. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИИ

 

Правовая основа формирования федерального бюджета. Понятие и виды доходов и расходов. Общие принципы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Структура доходов и структура расходов консолидированного бюджета России и структура федерального бюджета России за период 1999 - 2005 гг. Проблемы исполнения доходной базы и расходов федерального бюджета в текущем году. Бюджет ряда зарубежных стран.

Контрольные вопросы

1. Доходы государственного бюджета: до 1942 г., структура и динамика доходов федерального бюджета с 1992г.

2. Охарактеризовав структуру доходов федерального бюджета России за три предыдущих года и за текущий год.

3. Правовые основы формирования доходной базы федерального бюджета. Налоговые поступления федерального бюджета.

4. Правовые основы формирования доходной базы федерального бюджета. Неналоговые доходы (в частности: доходы от приватизации, от реализации государственной собственности) и безвозмездные поступления федерального бюджета.

5. Расходы государственного бюджета: до 1992 г., структура и динамика расходов федерального бюджета с 1992 г.

6. Правовые основы формирования расходной базы федерального бюджета. Структура расходов федерального бюджета России по функциональной классификации расходов за три предыдущих года и за текущий год.

7. Расходы федерального бюджета РФ. Расходы на государственное управление. Анализ структуры и динамики. Проблемы и перспективы.

8. Расходы федерального бюджета РФ. Расходы на обеспечение внутренней и внешней безопасности. Анализ структуры и динамики. Проблемы и перспективы.

9. Расходы федерального бюджета РФ. Расходы на международную деятельность. Анализ структуры и динамики. Проблемы и перспективы.

10. Расходы федерального бюджета РФ. Расходы на содействие научно-техническому прогрессу и па народное хозяйство. Анализ структуры и динамики. Проблемы и перспективы.

11. Расходы федерального бюджета РФ. Расходы на социально-культурное развитие страны. Анализ структуры и динамики. Проблемы и перспективы.

12. Государственный бюджет ряда зарубежных стран (например, Федеральный бюджет США: структура доходов и расходов).

ТЕМА 4. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

 

Понятие бюджетного дефицита и его классификация. Причины возникновения бюджетного дефицита. Последствия бюджетных дефицитов. Методы регулирования бюджетным дефицитом. Управление бюджетным дефицитом в России.

 

Контрольные вопросы

1. Понятие бюджетного дефицита. Причины появления бюджетного дефицита.

2. Предельный размер бюджетного дефицита.

3. Классификация бюджетного дефицита (по экономическому содержанию: структурный и циклический; по факторам, вызывающим дефицит: активный и пассивный).

4. Основные последствия бюджетного дефицита. Государственный долг.

5. Социальные и экономические последствия бюджетного дефицита в России. Государственный долг Российской Федерации.

6. Понятие управления бюджетным дефицитом. Основные способы управления бюджетным дефицитом. Управления бюджетным дефицитом России в текущем году.

7. Управление государственным долгом в России.

8. Проблемы государственного долга и управления бюджетным дефицитом в зарубежных странах.

 

ТЕМА 5. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Понятие бюджетного процесса. Взаимоотношения законодательных и исполнительных органов государственной власти в бюджетном процессе. Бюджетный процесс Российской Федерации по Бюджетному кодексу РФ. Разработка социально-экономической программы развития страны, подготовительная работа над проектами федерального бюджета России, составление проекта федерального бюджета. Взаимосвязь бюджетных процессов на различных уровнях бюджетной системы. Проблемы бюджетного планирования. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета в первом, во втором, третьем и четвертом чтениях. Исполнение федерального бюджета. Контроль за исполнением федерального бюджета и составление отчета об исполнении. Основы казначейской системы исполнения федерального бюджета.

Контрольные вопросы

1. Понятие бюджетного процесса и бюджетной процедуры.

2. Этапы бюджетного процесса в РФ.

3. Взаимоотношения уровней государственной власти в бюджетном процессе. Взаимоотношения законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе.

4. Особенности бюджетного процесса Российской Федерации. Бюджетный процесс Российской Федерации по Бюджетному кодексу РФ:

5. Составление проекта бюджета.

6. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

7. Исполнение бюджета.

8. Контроль за исполнением бюджета и составление отчета об исполнении.

9. Зарубежный опыт подготовки, прохождения и принятия бюджета (опыт США, Германии и ряда иных зарубежных стран).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТА

1. Понятие бюджета. Бюджет государства и государственный бюджет. Функции и роль бюджета.

2. Основные понятия бюджета: консолидированный бюджет; бюджет текущих расходов, бюджет развития; доходы бюджета: закрепленные и регулирующие; минимальный бюджет; финансовая помощь: дотация, субсидия, субвенция, трансферты; бюджетное регулирование; заемные средства; дефицит, суффицит; секвестр.

3. Бюджетная классификация. Классификация доходов бюджетов, классификация расходов бюджетов, классификация источников финансирования дефицита бюджета и классификация видов долга.

4. Особенности роли бюджета в современных условиях выхода из экономического, финансового и бюджетного кризисов.

 

Методические указания

 

При изучении темы необходимо уделить внимание тому, что понятие бюджета можно рассматривать как с финансовой, так и с экономической точки зрения.

Рассматривая понятие бюджета, следует отличать бюджет государства и государственный бюджет, различать бюджет текущих расходов и бюджет развития, различные виды выделения финансовой помощи (в виде дотаций, субсидий, субвенций).

ТЕМА 2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

 

1. Бюджетное устройство. Структура бюджетной системы.

2. Принципы построения бюджетной системы а Российской Федерации. Основные принципы построения бюджетной системы в зарубежных странах.

3. Бюджетные отношения в России и их противоречия. Совершенствование бюджетного законодательства в Российской Федерации.

4. Понятие межбюджетных отношений. Бюджетное регулирование.

5. Проблемы бюджетного регулирования в России.

6. Бюджетный федерализм в развитых экономических странах.

Методические указания

При изучении темы необходимо уделить особое внимание специфике понятий «бюджетное устройство» и «бюджетная система». Рассмотреть механизмы межбюджетных отношений в Российской Федерации и сравнить их с особенностями зарубежных стран.

ТЕМА З. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИИ

 

1. Правовая основа формирования федерального бюджета.

2. Доходы, зачисляемые преимущественно в федеральный бюджет, и расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета.

3. Структура доходов и структура расходов консолидированного бюджета России и структура федерального бюджета России за период 1992г. по настоящее время.

4. Проблемы исполнения доходной и расходной частей федерального бюджета в текущем году. Проблемы соотношения доходов и расходов.

Методические указания

При изучении темы необходимо проанализировать основные законодательные и нормативные акты, на основе которых строится формирование доходов и расходов федерального бюджета.

Сравнить структуру и динамику доходов и расходов консолидированного бюджета России и федерального бюджета за период с 1992г. по текущий год. Выявить основные тенденции.

ТЕМА 4. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

 

1. Понятие бюджетного дефицита и его классификация.

2. Последствия бюджетных дефицитов. Государственный долг и его классификация. Структура государственного долга за последние три года.

3. Управление бюджетным дефицитом.

4. Бюджетный дефицит в России и управление государственным долгом в текущем году.

Методические указания

 

При изучении темы особое внимание следует уделить теоретическим основам дефицита вообще и бюджетного дефицита (в частности, его видам и экономическим последствиям). Соотнести эти аспекты с бюджетной ситуацией в России в текущем году.

ТЕМА 5. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

 

1. Понятие бюджетного процесса. Взаимоотношения законодательных и исполнительных органов государственной власти в бюджетном процессе.

2. Бюджетный процесс Российской Федерации по Бюджетному кодексу РФ:

2.1. Разработка прогноза социально-экономического развития страны.

2.2. Подготовительная работа, предшествующая составлению проектов федерального и консолидированного бюджетов России, минимальный бюджет, составление проекта федерального бюджета. Взаимосвязь бюджетных процессов на федеральном и региональном уровнях. Бюджетное регулирование и «выравнивание дотационных регионов», в том числе создание Фонда финансовой поддержки регионов.

2.3. Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета в первом, во втором, третьем и четвертом чтениях.

2.4. Исполнение федерального бюджета.

2.5. Контроль за исполнением бюджета и составление отчета об исполнении.

3. Зарубежный опыт подготовки, прохождения и принятия бюджета.

Методические указания

 

При изучении темы необходимо детально изучить основные этапы бюджетного процесса и организацию подготовительной работы. Проанализировать ход бюджетного процесса втекущем году (либо в предшествующем). Сопоставить действующий в России ход бюджетного процесса с зарубежным опытом организации прохождения бюджета.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...