Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.1 Основания для разработки




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

О Т Ч Е Т

По технологической практике

учащегося 4 курсаП 43группы

по специальности «Программное обеспечение информационных технологий»

 

Толкач Андрей Александрович

/фамилия, имя, отчество/

ГУО «Средняя школа № 18 г. Полоцка»

/место прохождения практики: организация, район, область/

 

 

 за период с 7 декабря2017 г.

по 31 января 2018г.

 

 

Руководитель практики от организации Тихомирова Анастасия Сергеевна, инженер-программист

/фамилия, имя, отчество, должность/

 

Руководитель практики от колледжаСмородин Андрей Евгеньевич, преподаватель ЦКИТ

/фамилия, имя, отчество, должность/

 

 Дата сдачи отчета

 

 Дата защиты

 

 Оценка

 



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБЩЕЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРАКТИКИ.. 5

1.1Анализ функций учреждения образования. 5

1.2Организационная структура учреждения образования. 7

1.3Изучение нормативной документации учреждения образования. 7

1.4Изучение должностных инструкций персонала рабочих мест. 7

1.5Изучение структуры сети учреждения образования. 9

1.6Особенности, имеющихся в учреждении образования информационных систем.. 10

1.7Изучение существующих методов защиты информации. 11

1.8Изучение организации взаимодействия с глобальными сетями. 11

1.9Изучение средств организации, уровней и форм электронного документооборота. 11

1.10 Изучение организации регистрации и устранения сбоев и ошибок программного обеспечения и аппаратуры.. 11

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРАКТИКИ 12

2.1Анализ исходных данных и постановка задачи. 12

2.1.1 Анализ предметной области. 12

2.1.2 Анализ аналогов и прототипов. 14

2.1.3 Анализ функциональной структуры разрабатываемого приложения. 18

2.1.4 Анализ нефункциональных требований. 19

2.1.5 Анализ архитектуры разрабатываемой системы.. 20

2.1.6 Вывод по анализу данных и постановке задачи. 20

2.2Проектирование программного обеспечения. 21

2.2.1 Обоснование выбора инструментальных средств разработки. 21

2.2.2 Логическая модель данных. 26

2.2.3 Физическая модель данных. 28

2.2.4 Вывод по проектированию программного обеспечения. 30

2.3 Реализация и тестирование. 30

2.3.1 Реализация программного продукта. 30

2.3.2 Тестирование программного продукта. 31

2.3.3 Вывод по реализации и тестированию.. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 36

ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Диаграмма вариантов использования. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Техническое задание. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) Диаграмма IDEF1X.. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Руководство оператора. 42

ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное) Описание программы.. 47

ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) Программа и методика испытаний. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж (обязательное) Содержание электронного носителя. 55

 


ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе информационные технологии используются во многих сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования.

В школах учителя и руководящий состав тратят много времени на контроль и подсчет успеваемости учащихся, к журналу с оценками имеется довольно широкий доступ. Школы хранят информацию об учениках завершивших обучение на данной ступени образования, эти данные не в электронном виде занимают значительное место. В связи с этим возникает необходимость в автоматизации процесса контроля над успеваемостью, его защите от искажений и ограничения доступа посторонних лиц.

Школа является средним учреждением образования, выполняющим функцию обучения и воспитания подрастающего поколения, дающая определенные навыки в самостоятельной работе учащихся с учебным материалом, освоение базовых знаний и материалов под руководством учителя. На данном этапе развития общества средняя школа ставит перед собой такие основные задачи, как:

- обеспечение базового и среднего образования;

- развитие трудовых умений и навыков с учетом конкретных возможностей каждого ученика в средней школе;

- формирование у обучающихся гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ учащимися;

- формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья учащегося.

    Главная цель, которая стоит перед школой состоит в подготовке всесторонне образованного и физически развитого учащегося для его дальнейшего совершенствования на следующих ступенях образования. По отношению к учащимся школа стремится предоставить сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации, повышения статуса образования как фактора развития региона. По отношению к педагогическому коллективу школа создает условия для профессиональной самореализации учителя, социальной защиты и повышения квалификации педагогических работников. По отношению к обществу и государству миссия школы направлена на реализацию программ развития личности, формирующих человека, способного к продуктивной творческой деятельности в различных сферах, а также на формирование личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социальных и культурных ценностей и традиций.

Объектом исследования является учет преподавателей в ГУО «Средняя школа № 18 г. Полоцка им. Евфросинии Полоцкой», данная школа является учреждением, предоставляющим образовательные услуги средней ступени.

Предметом исследования является «Информационная система учета работающих учителей ГУО «Средняя школа № 18 г. Полоцка им. Евфросинии Полоцкой».

Выбранная тема актуальна, так как в большинстве школ на данный момент учет преподавателей осуществляется в бумажном виде и при необходимости собрать информацию об учителе необходимо поднимать большое количество бумаг. Актуальность данной темы обуславливается тем, что при помощи разработанной программы можно будет найти всю необходимую информацию об учителе в одном месте.

Целью разработки данного проекта является создание клиент-серверной «Многопользовательской информационной системы отдела кадров и учителей в  ГУО «Средняя школа № 18 г. Полоцка им. Евфросинии Полоцкой», автоматизирующей деятельность школы для ведения учета информации об учителях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- поиск необходимой информации;

- выявление требований к разрабатываемой информационной системе;

- реализация информационной системы;

- тестирование информационной системы;

- разработка программной документации.

В ходе курсового проектирования большинство задач было решено средствами Delphi 7. Разработанное приложение позволяет упростить работу с отделом кадров в учебном заведении. 


1 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБЩЕЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРАКТИКИ

1.1 Анализ функций учреждения образования



Школа является средним учреждением образования, выполняющим функцию обучения и воспитания подрастающего поколения, дающая определенные навыки в самостоятельной работе учащихся с учебным материалом, освоение базовых знаний и материалов под руководством учителя.

Важнейшей частью образовательного процесса в средней школе является оценка знаний и навыков учащихся. Ученики в обязательном порядке посещают занятия по изучаемым предметам. В процессе оценивания знаний участвуют учителя и завучи, которые оценивают полученные учениками знания и контролируют процесс обучения и выставления оценок.

Секретарь занимается ведением документации и отчетности необходимой для учебного процесса, контролирует правильность их ведения в средней школе, а также распределением педагогической нагрузки на учителей, которая представляет собой назначение учителей ведущих определенный предмет за учебными классами.

В средней школе учитель выполняет следующие должностные обязанности:

-  осуществляет обучение и воспитание учащихся;

-  производит оценку знаний с учетом специфики преподаваемого предмета;

-  способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

-  обеспечивает уровень подготовки учащихся соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

-  обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.

Каждый учитель может вести один или несколько предметов в средней школе. Учебный процесс организуется в форме урока с целью овладения учащимися изучаемого материала. Предмет, который ведет учитель, посещает заранее определенный расписанием занятий класс. Класс представляет собой относительно постоянный учебный коллектив, а также группу совместно обучающихся людей на определенном этапе обучения и схожей базой знаний. У каждого класса в средней школе есть свой учетный номер, нумерация класса состоит из числа (от 1 до 11), которое отображает год обучения, и буквы, которая отображает в алфавитном порядке количество классов на данном году обучения. Например «1А класс», обозначает, что ученики на данном этапе находятся на первом году обучения и являются первыми по количеству классов в этой учебной параллели среди первых классов данной средней школы.

В средней школе учитель во время урока обучает учащихся и контролирует их знания по своему предмету, оценивая их по специальной шкале оценок. На данный момент в современной белорусской школе введена десятибалльная система оценивания знаний учащихся. Оценка, которую зарабатывает ученик во время урока или домашние задания, выставляется учителем в классный журнал и дневник учащегося. Учителя оценивают знания учащихся по десятибалльной системе (от 1 до 10 баллов), чем более высокий уровень знаний показывает ученик, тем выше его оценка по изучаемому предмету.

Учебный год в средних школах разделяется на четыре четверти, которые представляют собой определенные периоды времени, разделенные между собой каникулами. После окончания школьной четверти подводятся итоги по оцениванию базы знаний каждого из учеников учебного класса по соответствующему предмету. Учителя подсчитывают средний балл каждого учащегося класса средней школы. Средний балл представляет собой сумму оценок выставленных ученику за четверть, разделенных на количество оценок. Данная оценка фиксируется в классном журнале, дневнике ученика и ведомостях за определенный период времени. По каждому классу также фиксируется общий средний балл за четверть по всем предметам. После окончания учебного года по итогам полученных учащимися оценок по предметам за четверти, выставляется итоговая годовая оценка, которая представляет собой сумму всех итоговых четвертных оценок по изученным предметам, разделенных на их количество.

Анализом итоговой успеваемости учеников в средней школе, контролем учебного процесса и знаний, осуществлением контроля успеваемости занимается завуч. Завуч проводит плановые проверки учебных классов, посредством посещения учебных занятий учащихся. По итогам четверти завуч проводит отчетность по итоговым оценкам за данный период времени, подводит итоги по оцениванию знаний учеников в классе, а также оценивает общий уровень знаний в классе по определенным предметам, проводит расчеты суммарного уровня знаний учащихся всей школы. По истечении учебного года завуч проводит отчетность по годовым оценкам, подводит общие итоги по ученикам, отдельным классам и всей школе за прошедший учебный год.

Так же в учебном заведении находится более 70 рабочих компьютеров, в нескольких компьютерных аудиториях. Компьютеры оснащены как стандартными программами такими как MicrosoftOffice, так и специализированное программное обеспечение, например «География. Учебный курс». Компьютеры нуждаются в постоянном осмотре, который предусматривает:

- обновление ПО;

-  проверка компьютеров на вредоносные программы;

-  чистка компьютеров от программ препятствующих учебному процессу;

- замена при необходимости составляющих компьютера.

1.2 Организационная структура учреждения образования

В организационную структуру учреждения образования входят следующие лица:

- директор;

- заместитель директора по учебной работе;

- заместитель директора по воспитательной работе;

- заместитель директора по административно-хозяйственной работе;

- учителя высшей, первой и второй категории;

- социальный педагог;

- педагоги-психологи;

- дефектологи;

- инженер-программист;

- технический персонал;

- родительский комитет;

- учащиеся школы.

1.3 Изучение нормативной документации учреждения образования

В ходе прохождения практики была изучена следующая нормативная документация: устав учреждения образования, должностные инструкции и правила трудового распорядка, инструктивно-методические письма, перечень административных процедур.

1.4 Изучение должностных инструкций персонала рабочих мест

В ходе прохождения практики была изучена должностная инструкция инженера-программиста. В должностную инструкцию входят следующие пункты: общие положения, должностные обязанности, права, взаимоотношения (связи по должности), оценка работы и ответственность.

Инженер-программист должен знать:

- руководящие нормативные материалы, регламентирующие методы разработки программ, алгоритмов и использования вычислительной техники при обработке информации;

- основные принципы структурного и объектно-ориентированного программирования;

- виды программного обеспечения;

- стандарты программной документации;

- системы счислений, шифров и кодов;

- основные методы, средства и методологии средств программного обеспечения;

- стандартные алгоритмы;

- языки программирования;

- технология автоматизированной обработки информации;

- методы квалификации и кодирования информации;

- формализованные языки программирования;

- виды и порядок оформления технической документации;

- стандарты качества программного обеспечения;

- основные общепринятые технологии в области разработки программных продуктов;

- иностранный язык;

- технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, назначение режима работы оборудования, правила его технической эксплуатации;

- передовой отечественный и зарубежный опыт программирования и использования вычислительной техники;

- основы организации труда и управления;

- основы законодательства о труде;

- правила и нормы организации труда и пожарной безопасности.

В должностные обязанности инженера-программиста входит:

- на основе анализа математических моделей, научных, прикладных экономических и других задач, разрабатывает программы, обеспечивающие возможность выполнения средствами вычислительной техники алгоритма и постановленной задачи;

- участвует в выборе языка программирования для описания алгоритмов и структур данных;

- разрабатывает, отлаживает, анализирует и оптимизирует программный код на основе готовых спецификаций;

- интегрирует программные компоненты;

- проводит проверку программ на основе логического анализа;

- определяет совокупность данных, обеспечивающих решения максимального числа требований, включенных в программу, выполняет работу по отладке;

- проводит отладку разработанных программ, корректирует их в процессе стабилизации и сопровождения;

- принимает участие в создании библиотек стандартных программ, в разработке форм документов, подлежащих электронной обработке, в проектировании программ, позволяющих расширить их область применения вычислительной техники;

- выполняет работу по унификации процессов работы программ;

- разрабатывает и внедряет методы автоматизации программирования;

- участвует в проведении экспертизы программного обеспечения: контроль и качество программного кода путем инспекции когда-либо с помощью специальных программ, первичным контролем качеством разрабатываемого программного обеспечений;

- участвует в сопровождении программного обеспечения;

- оказывает помощь специалистам на разных стадиях разработки программного обеспечения при сборе и документировании требований пользователя, разработки спецификаций;

- ведет и предоставляет установленную отчетность

- обязанности по охране труда.

1.5 Изучение структуры сети учреждения образования, сетевого программного обеспечения

При объединении в сеть большего числа компьютеров возникает целый комплекс проблем. В первую очередь необходимо выбрать способ организации физических связей – топологию. Под топологией вычислительной сети понимается конфигурация графа, вершинам которого соответствуют компьютеры сети (иногда и другое оборудование, например концентраторы), а ребрам – физические связи между ними.

Выбор топологии электрических связей существенно влияет на многие характеристики сети. Например,наличие резервных связей повышает надежность сети и делает возможным балансирование загрузки отдельных каналов.

Таким образом, понятие «топология» описывает структуру, образуемую узлами сети и каналами связи, то есть свойства сетей, не зависящие от размера сети.

В месте прохождения практики используется топология звезда активная, представленная на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Топология звезда активная

Главное преимущество этой топологии перед общей шиной – существенно большая надежность. Любые неприятности с кабелем касаются лишь того компьютера, к которому этот кабель присоединен, и только неисправность концентратора может вывести из строя всю сеть. Еще одно преимущество этой структуры в том, что никто другой не может влиять на среду передачи. Все периферийные станции могут обмениваться друг с другом только через центральный узел.

1.6 Особенности, имеющихся в учреждении образования информационных систем

В учреждении образования имеются следующие информационные системы:

1) Сетевой программно-технологический комплекс «ПараГраф» – многофункциональная, модульная, развивающаяся система, предназначенная для автоматизации таких важных процессов управления образовательным учреждением, как: 

- подготовку в электронной и печатной формах разнообразных списков и отчетов;

- составление учебных планов и распределение нагрузки;

- автоматический выбор данных с заданными параметрами;

- многофакторный анализ четвертной и годовой успеваемости;

- составление расписания и осуществление замен преподавателей;

- учет пропусков и опозданий;

- учет физического развития и спортивных достижений;

- учет учебных достижений;

- учет состояния здоровья и профилактической работы;

- подготовку данных для тарификационных списков и т.д.

2) Directum 5.1 ­– учет документов об образовании, система электронного документооборота, позволяющая управлять договорами, совещаниями и заседаниями, электронными документами и деловыми процессами.

4) БД Эталон – информационно-правовая система, которая включает в себя законы и постановления РБ, законы и указы, правовые акты.

1.7 Изучение существующих методов защиты информации от несанкционированного доступа

Чтобы получить доступ к учреждению образования необходимо отметиться на вахте. Чтобы получить доступ к беспроводной сети необходимо знать пароль. Чтобы получить физический доступ к компьютеру необходимо присутствие инженера-программиста. Работа на компьютере инженера-программиста происходит под строгим контролем инженера-программиста.

1.8 Изучение организации взаимодействия с глобальными сетями

В учреждении образования имеется свой сайт, который администрируется инженером-программистом. На сайте имеется форма обратной связи с администрацией школы. Информация между администрацией и учителями передается через электронную почту.

1.9 Изучение средств организации, уровней и форм электронного документооборота

Для изучения средств организации, уровней и форм электронного документооборота используется программа Directum 5.1, также электронная почта и сайт школы.

1.10 Изучение организации регистрации и устранения сбоев и ошибок программного обеспечения и аппаратуры

Для организации регистрации боев и ошибок программного обеспечения и аппаратуры используется журнал регистрации сбоев. Устранение сбоев и ошибок программного обеспечения и аппаратуры производится в рабочее время инженера программиста.


2 РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРАКТИКИ

2.1 Анализ исходных данных и постановка задачи

2.1.1 Анализ предметной области

Темой проекта по технологической практике является клиентская часть клиент-серверной информационной системы «Отдел кадров школы», предназначенной для анализа работающих учителей ГУО «Средняя школа № 18 г. Полоцка».

В рамках технологической практики необходимо разработать клиентскую часть клиент-серверной информационной системы «Отдел кадров школы», которая позволит вести учет учителей в школе.

Школа является учреждением образования, выполняющим функцию обучения и воспитания подрастающего поколения. Основными задачами школы являются:

- обеспечение базового и среднего образования;

- развитие трудовых умений и навыков с учетом конкретных возможностей каждого ученика, школы;

- формирование у обучающихся гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям;

- улучшение организации коррекционной работы по формированию навыков социально-адаптивного поведения учащихся, имеющих отклонения в психофизическом развитии, а также затруднения в обучении;

- внедрение в педагогическую практику принципов инклюзивного подхода в экспериментальных классах в рамках реализации республиканского проекта «Апробация модели инклюзивного обучения в учреждениях образования».

Школа создает оптимальные условия для решения следующих задач:

- коррекционно-развивающего разноуровневого обучения учащихся на основе дифференцированного подхода;

- развития механизмов у учащихся продуктивного общения;

- освоения учащимися моделей коммуникативного поведения, позволяющих решить проблему социальной интеграции каждого воспитанника в своевременное общество.

Важнейшим предметом образовательного процесса в школе является оценка знаний и навыков учащихся по предметам. Учителя оценивают знания учащихся по десятибалльной системе. Оценка, поставленная педагогом, заносится не только в классный журнал, но и в дневник ученика.

Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

- осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

- способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

- обеспечивает уровень подготовки обучающихся соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

- систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

- осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);

- обеспечивает охрану жизни и здоровьяобучающихся в период образовательного процесса.

    В школе занятия проходят в форме уроков. Урок – это форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Школьный урок длится 45 минут.

    Предмет, который ведет учитель, посещает заранее определенный расписанием занятий класс. Класс представляет собой группу совместно обучающихся учащихся на определенном этапе обучения и схожей базой знаний. У каждого класса в школе есть свой номер, нумерация класса состоит из цифры (от 1 до 11), которые отображают год обучения, и буквой, которая отображает в алфавитном порядке количество классов в этом учебном году. Учитель на уроке обучает учеников и контролирует их знания по своему предмету, оценивая их по специальной шкале. Оценка, которую зарабатывает ученик, выставляется педагогом в классный журнал и дневник учащегося. По истечении школьной четверти, подводятся итоги по базе знании каждого ученика по соответствующему предмету. Учителя подсчитывают средний балл каждого из учащихся, на базе оценок выставленных ученику за пройденную четверть и выставляют его в школьный дневник и классный журнал. По каждому ученику также фиксируется общий средний балл за четверть по всем предметам. Аналогичные действия проходят по истечении учебного года, только средний балл за предмет считается по оценкам за пройденные четверти.

    Основными данными, которые необходимо собрать и обработать, является информация об оценках, выставляемых учителями в классный журнал, информацию об учениках класса, учителях и предметах.

2.1.2 Анализ аналогов и прототипов

Аналогами и прототипами информационной системы «Учет успеваемости учащихся» послужили следующие программные средства:

1.  Программное средство «Отклик учителя» представляет собой приложение, рассчитанное на формирование стандартных отчетов по учебным периодам.

К преимуществам данного программного средства можно отнести следующее:

- формирование отчета по оценкам за четверть или год;

- формирование отчета по оценкам за год;

- подсчет процентов и итогов по выставленным оценкам;

- экспортотчетавMicrosoft Office Excel.

К недостаткам данного программного средства можно отнести следующее:

- отсутствие просмотра общей статистики оценок по классу;

- отсутствие просмотра общей статистики оценок по школе;

- возможность просмотра данных только за один учебный год;

- отсутствие аутентификации в системе, у каждого пользователя одинаковый уровень доступа к данным;

- отсутствует возможность просмотра количества каждой из оценок у учеников школы;

- отсутствие сведений об учителях.

Главное окно программы «Отклик учителя» приведено на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Главное окно программы «Отклик учителя»

2. Программное средство «Школа» – это программа для завуча, позволяет вести электронную базу данных школы, которая хранит данные об учителях, расписании, кабинетах, классах, учениках и их оценках по стандартным периодам (оценки по четвертям и годовая оценка).

Преимущества программы «Школа»:

- формирование списков оценок по четвертям;

- автоматический расчет годовой оценки;

- удобный поиск по любым данным, возможность выбора класса, периода обучения и класса;

- автоматический расчет количества учеников;

- указывается количество контрольных работ, сданных учеником;

- вывод количества учеников по классам;

- вывод статистики успеваемости учеников.

Недостатки программы «Школа»:

- отсутствие отчета по оценкам одного ученика;

- отсутствие аутентификации в системе, у каждого пользователя одинаковый уровень доступа к данным;

- неудобный интерфейс, программа сложная для освоения пользователю заранее не прошедшему обучение по программе.

Окно поиска по расписанию, с возможностью выбора дня, класса, номера урока, предмета, преподавателя и кабинета, в программе «Школа» приведено на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Поиск по расписанию в программе «Школа»

        Главное окно программы «Школа», на котором представлены такие пункты меню, как редактирование данных, поиск по заданным критериям, отчет по работе школы, справка о количестве учеников, приведено на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Главное окно в программе «Школа»

        Форма редактирования оценок в программе «Школа» приведена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 – Форма оценки в программе «Школа»

3.  Программное средство«Учет в школе» предназначено для автоматизации учета в школах. Программа обеспечит решение задач данной предметной области:  ведение учета учащихся, ведение расписания уроков, учет в школьной библиотеке, учет оборудования по классам.

Преимущества программы «Учет в школе»:

- ведение учета классов, учащихся, учителей, родителей, оборудования;

- присутствует система напоминаний: сообщение об актуальных задачах, заданных пользователям в указанный срок.

Недостатки программы «Учет в школе»:

- отсутствие возможности просмотра и выставления оценок;

- отсутствие разделения прав доступа.

Окно учета учащихся в программе «Учет в школе» приведено на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 – Окно учета учащихся в программе «Учет в школе»

      Окно ведения учета учителей в программе «Учет в школе» приведено на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 – Окно учета учителей в программе «Учет в школе»

      Изучив программные средства аналогичной тематики, можно сделать вывод, что большинство систем схожи, многие из них имеют удобный и простой интерфейс, несложный и лаконичный дизайн, вследствие чего на обучение персонала для работы в этой системе будет затрачено меньше времени. К преимуществам подобных систем можно отнести то, что они могут вести учет учителей, учеников и оценок, подсчитывать итоговые оценки за четверть и год. Из недостатков рассмотренных программных средства можно выделить то, что почти все из них не имеют разграничения прав доступа и вывода отчетов по ученикам, вследствие чего данная система будет актуальна среди школ, которые нуждаются в автоматизации учета выставляемых оценок.

2.1.3 Анализ функциональной структуры разрабатываемого приложения

Для определения функциональной структуры информационной системы «Учет успеваемости учащихся» была разработана диаграмма вариантов использования.

Диаграммавариантов использования описывает взаимоотношения и зависимости между группами вариантов использования и действующими лицами, участвующими в процессе. Варианты использования предназначены в первую очередь для определения функциональных требований к системе и управляют всем процессом разработки. Все основные виды деятельности, такие как анализ и проектирование, выполняются на основе вариантов использования.

 Диаграмма вариантов использования состоит из актеров, для которых система производит действие и действия, которое описывает то, что актер хочет получить от системы.

Для данной информационной системы учета итоговой успеваемости учащихся ГУО «Средняя школа № 18 г. Полоцка» была построена диаграмма вариантов использования UML, которая представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А.

Из разработанной диаграммы следует, что с данной информационной системой смогутработать три типа пользователей: Начальник отдела кадров, Секретарь и Завуч. Каждый из перечисленных пользователей обладает своими правами доступа к информации.

В разрабатываемой информационной системе Начальник отдела кадровсможет выполнять следующие действия:

-  формирование списка учителей работающих в школе, добавление, редактирование, удаление учителя;

- выбор категории;

- выбор предмета преподавания;

- В разрабатываемой информационной системе пользователь Секретарь сможет выполнять следующие действия:

- формирование педагогической нагрузки.

- формирование графика работы учителей.

- В разрабатываемой информационной системе Завуч сможет выполнять следующие действия:

- просмотра всей необходимой информации об учителях;

-  формирование отчетов, включая выбор вида отчета и возможность его экспорта в MSExcel 2007.

2.1.4 Анализ нефункциональных требований

Нефункциональные требования, описывают, какдолжна работать система и какими свойствами или характеристиками она должна обладать. Нефункциональные требования определяют системные свойства, такие как производительность, удобство сопровождения, расширяемость, надежность, средовыефакторыэксплуатации.

При проектировании информационной системы были рассмотрены следующие требования: доступность (атрибут качества, определяющий время непрерывной работы приложения), надежность (описывает поведение приложения в нештатных ситуациях), к времени хранения данных, к удобству использования, безопасности, производительности и ограничения (системные характеристики, при которых приложение должно эффективно выполнять возложенные на него задачи).

Требования к доступности для информационной системы «Учет успеваемости учащихся» следующие:

- время непрерывной работы информационной системы неограниченно.

Требования к надежности:

- возможность сохранения данных;

- создание резервной копии базы данных.

Требования к времени хранения данных:

- база данных используется в качестве постоянного хранилища данных;

- продолжительность хранения данных не ограничена.

Требования к удобству использования:

- информационная система будет обладать простым и интуитивно понятным интерфейсом.

Требования к безопасности:

- разграничение прав доступа;

- возможность работы будет распределена между четырьмя типами пользователей: администратор, секретарь, учитель и завуч.

Требования к производительности:

- одновременная работа с системой до 100 пользователей.

Требования к аппаратной части для информационной системы «Учет успеваемости учащихся»следующие:

1) Для сервера базы данных:

- 2 CPU Cores;

- 1 GB RAM.

Данные системные требования приведены в соответствии cминимальными системными требованиямиMSSQL.

2) Для клиентской части системы:

- Intel Celeron CPU 1.70 GHz;

- 512 MB RAM.

Данные системные требования приведены в соответствии с техническими характеристиками компьютеров в школе.

2.1.5 Анализ архитектуры разрабатываемой системы

Среди сетевых архитектур информационных систем различают файл-серверную и клиент-серверную архитектуру. Клиент-серверная система характеризуется наличием двух взаимодействующих самостоятельных процессов – клиента и сервера, которые, могут выполняться на разных компьютерах и обмениваясь данными по сети. Клиент-серверная архитектура подразделяется на двухзвенную и трехзвенную (многозвенную). Для проектирования информационной системы была выбрана клиент-серверная двухзвенная архитектура, так как она обеспечивает высокую производительность при многопользовательской работе, в ней присутствует механизм транзакций, снижается стоимость клиентского приложения, также сервер не вызывает сторонние сетевые приложения и не обращается к сторонним ресурсам для выполнения какой-либо части запроса, сервер отвечает на клиентские запросы напрямую и в полном объеме, при этом используя только собственные ресурсы.

    В информационной системе «Отдел кадров школы» предполагается до 5 пользователей с различными правами доступа к системе, которым необходим совместный доступ к данным. Данные хранятся удаленно, за счет этого повышается защита системы. У информационной системы нет привязки к определенному оборудованию, можно вносить изменения в базу данных из разных мест. Хранением и непосредственным манипулированием данными занимается сервер баз данных. Формированием пользовательского интерфейса занимается клиент. Клиент посылает на сервер запросы, сервер обрабатывает эти запросы и передает клиенту результат.

2.1.6 Вывод по анализу данных и постановке задачи

В процессе анализа исходных данных и постановки задачи был проведен анализ предметной области ГУО «Средняя школа № 8 г. Новополоцка». Были рассмотрены аналоги и прототипы для информационной системы «Учет успеваемости учащихся», проведен анализ функциональной структуры разрабатываемого приложения, разработана диаграмма вариантов использования, которая представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А, проведен анализ нефункциональных требований и архитектуры системы. В качестве архитектуры разрабатываемого приложения была выбрана клиент-серверная двухзвенная архитектура.Также в процессе анализа исходных данных и постановки задачи был разработан документ «Техническое задание», который представлен в ПРИЛОЖЕНИИ Б.

2.2 Проектирование программного обеспечения

2.2.1 Обоснование выбора инструментальных средств разработки

2.2.1.1 Выбор языка программирования

При разработке программного продукта важное место занимает проблема производительности. Выбор языка программирования играет большую роль в решении этой проблемы. Для выбора наиболее подходящих средств разработки, будут рассмотрены следующие критерии:

- производительность;

- наличие библиотеки визуальных компонентов;

- компоненты для работы с СУБД;

-   минимизация затрат при использовании дополнительного программного обеспечения.

Из современных языков программирования для написания объектно-ориентированных проектов для работы с базами данных наиболее часто используются следующие:

- С++;

- С#.

C# – объектно-ориентированныйязык программирования. Разработан в 1998 –2001 годах группой инженеров под руководством Андерса Хейлсберга в компании Microsoft, как язык разработки приложений для платформы Microsoft .NET Framework и впоследствии был стандартизирован как ECMA - 334 и ISO/IEC 23270. C# относится к семье языков с C-подобным синтаксисом. Синтаксис языка наиболее близок к C++ и Java.

Язык имеет статическую типизацию, поддерживает полиморфизм, перегрузку операторов, делегаты, атрибуты, события, обобщённые типы и методы. Также поддерживает свойства, итераторы, анонимные функции с поддержкой замыканий, LINQ, исключения и комментарии в формате XML.

    Переняв многое от своих предшественников – языков C++, Pascal, Модула, Smalltalk и Java. С#, опираясь на практику их использования, исключает некоторые модели, зарекомендовавшие себя как проблематичные при разработке программных систем, например, C# в отличие от C++ не поддерживает множественное наследование классов.

    С# позволяет быстрее начать разработку, это позволяет быстрее получить прототип решения. Скорость разработки на С# на начальных этапах проекта значительно выше по сравнению с С++. Когда инфраструктура проекта создана, основные подходы и библиотеки выбраны, скорость разработки на С++ и скорость разработки на С# становятся примерно одинаковыми. В коротких малобюджетных проектах С# будет иметь преимущество по скорости разработки.

    Почти любая задача на С++ может быть решена с меньшими требованиями к ресурсам. Поэтому в тяжелых задачах, связанных с обработкой большого количества данных, С++ имеет сильные преимущества перед С#. Но при выборе неправильного подхода, на С++ можно написать код, который будет работать медленнее кода на C#, выполняющего туже задачу.

    Исходя из совокупности простоты разработки, «красоты кода», и объективной производительности, то используя C# проще написать код, удовлетворяющий этим критериям одновременно.

        Отличие ассортимента С++ и С# библиотек в том, что С++ библиотек больше, они отлажены и оптимизированы, часто кроссплатформенны, многие с открытым кодом. Однако при всех положительных сторонах С++ библиотеки имеют очень разную, часто даже архаичную архитектуру, часто не объектный, а структурно-процедурный интерфейс. Связано это с тем, что многие С++ библиотеки это библиотеки языка С. Еще одна неприятная особенность С++ библиотек – это создание и переопределение своих базовых типов. Многие С++ библиотеки заводят свои типы строк, контейнеров, переопределяют некоторые базовые типы, однако не добавляет удобства использования и красоты кода. Базовые же С++ библиотеки дают не так много, как дают стандартные библиотеки С#, поэтому подборправильных библиотек для проекта С++ – это задача, необходимая даже в сравнительно простых проектах.

    В С# перечисленных выше проблем значительно меньше. Огромное количество библиотек .net идет в базе, к ним также идет множество свободно доступных библиотек, это покрывает практически все первостепенные задачи разработки под Windows. Наличие большого количества стандартных типов почти избавляет от библиотек, где базовые типы переопределены. Библиотеки С# сравнительно молодые, интерфейсы библиотек, лучше вписываются в те или иные шаблоны проектирования, что часто упрощает их изучение.

    Исходя из вышесказанного, языком программирования был выбран C#, код на С#, выглядит проще и лаконичнее, чем код С++. Языковые конструкции С++ и С# очень схожи, однако существенные различия можно найти в деталях. Используя С#, меньше шансов допустить ошибку в принципиально сложном коде и больше шансов написать чистый код, обладая теми же ресурсами. Это может быть полезно при решении достаточно сложных задач. Сборка С++ проектов заметно сложнее сборки проектов С#.

2.2.1.2 Выбор среды разработки

Из современных сред разработки для написания объектно-ориентированных проектов наиболее часто используются следующие:

- Microsoft Visual Studio 2015;

- Qt.

Microsoft Visual Studio – это линейка продуктов компании Microsoft, включающих интегрированную среду разработки программного обеспечения и ряд других инструментальных средств. Данные продукты позволяют разрабатывать как консольныеприложения, так и приложения с графическим интерфейсом. Также приложения с поддержкой технологии Windows Forms, веб-сайты, веб-приложения, веб-службы как в родном, так и в управляемом кодах для всех платформ, поддерживаемых Windows, Windows Mobile, Windows CE, .NET Framework, Xbox, Windows Phone.NET Compact Framework и Silverlight.

Visual Studio включает в себя редактор исходного кода с поддержкой технологии IntelliSense и возможностью простейшего рефакторинга кода. Встроенный отладчик может работать как отладчик уровня исходного кода, так и отладчик машинного уровня. Остальные встраиваемые инструменты включают в себя редактор форм для упрощения создания графического интерфейса приложения, веб-редактор, дизайнер классов и дизайнер схемы базы данных. Visual Studio позволяет создавать и подключать сторонние дополнения для расширения функциональности, включая добавление поддержки систем контроля версий исходного кода, добавление новых наборов инструментов или инструментов для прочих аспектов процесса разработки программного обеспечения.

В MicrosoftVisualStudio 2015 есть встроенное ядро СУБД, которое упрощающее работу с базами данных. Для установки сервера баз данных не требуется запускать процесс установки. Основными преимуществами среды разработки является: использование вычислительных мощностей локального компьютера и облака, простая реализация общих задач, быстрое создание высококачественного кода, функция поддержки двух мониторов, возможность реализации идей и решений для широкого спектра платформ.

    Qtпредставляет собой кроссплатформенный инструментарий разработки программного обеспечения на языке программирования C++. Есть также «привязки» ко многим другим языкам программирования: Python – PyQt, PySide; Ruby– QtRuby; Java – QtJambi; PHP – PHP-Qt и другие.

    Qt позволяет запускать написанное с его помощью ПО в большинстве современных операционных систем путём простой компиляции программы для каждой ОС без изменения исходного кода. Включает в себя все основные классы, которые могут потребоваться при разработке прикладного программного обеспечения, начиная от элементов графического интерфейса и заканчивая классами для работы с сетью, базами данных и XML. Qt является полностью объектно-ориентированным, легко расширяемым и поддерживающим технику компонентного программирования.

    Qt дает возможность создания платформо-независимых приложений для работы с базами данных, используя стандартные СУБД. Qt включает «родные» драйвера для Oracle, Microsoft SQL Server, SybaseAdaptiveServer, IBM DB2, PostgreSQL, MySQL и ODBC-совместимых баз данных. Также включает специфичные для баз данных виджеты, поддерживает расширение для работы с базами данных любых встроенных или отдельно написанных виджетов.

    Исходя из вышесказанного, средой разработки MicrosoftVisualStudio 2015, так как Visual Studio позволяет создавать и подключать сторонние дополнения для расширения функциональности, добавление новых наборов инструментов или инструментов для прочих аспектов процесса разработки программного обеспечения, также имеет встроенное ядро СУБД и наличие большого количества компонентов для работы с базой данных.

2.2.1.3Обоснование выборасреды разработки

    Информационная система «Учет успеваемости учащихся» имеет клиент-серверную двухзвенную архитектуру. Данную архитектуру поддерживают следующие СУБД: Oracle, Firebird, Interbase, IBM DB2, Informix, MS SQL Server, SybaseAdaptiveServerEnterprise, PostgreSQL, MySQL, Caché, ЛИНТЕР.

    Из перечисленных СУБД наиболее часто используются следующие:

- MySQL;

- PostgreSQL;

- MSSQL.

    MySQL – свободнаяреляционная система управления базами данных. Разработку и поддержку MySQL осуществляет корпорация Oracle, получившая права на торговую марку вместе с поглощённой SunMicrosystems, которая ранее приобрела шведскую компанию MySQL AB. Продукт распространяется как под GNU GeneralPublicLicense, так и под собственной коммерческой лицензией. Помимо этого, разработчики создают функциональность по заказу лицензионных пользователей. Именно благодаря такому заказу почти в самых ранних версиях появился механизм репликации.

MySQL является решением для малых и средних приложений. Входит в состав серверов WAMP, AppServ, LAMP и в портативные сборки серверов Денвер, XAMPP, VertrigoServ. Обычно MySQL используется в качестве сервера, к которому обращаются локальные или удалённые клиенты, однако в дистрибутив входит библиотека внутреннего сервера, позволяющая включать MySQL в автономные программы.

Гибкость СУБД MySQL обеспечивается поддержкой большого количества типов таблиц: пользователи могут выбрать как таблицы типа MyISAM, поддерживающие полнотекстовый поиск, так и таблицы InnoDB, поддерживающие транзакции на уровне отдельных записей. Более того, СУБД MySQL поставляется со специальным типом таблиц EXAMPLE, демонстрирующим принципы создания новых типов таблиц. Благодаря открытой архитектуре и GPL-лицензированию, в СУБД MySQL постоянно появляются новые типы таблиц.

PostgreSQL – свободнаяобъектно-реляционнаясистема управления базами данных (СУБД). PostgreSQL базируется на языке SQL и поддерживает многие из возможностей стандарта SQL:2011. Свободно распространяемая и максимально соответствует стандартам SQL.

Основными преимуществами PostgreSQL являются высокопроизводительные и надёжные механизмы транзакций и репликации, расширяемая система встроенных языков программирования, наследование, легкая расширяемость.

К недостаткам PostgreSQL относится низкая производительность – при простых операциях чтения PostgreSQL может значительно замедлить сервер и быть медленнее своих конкурентов, таких как MySQL. PostgreSQL не следует использовать, когда нужна высокая скорость обработки данных и простая настройка базы.

Microsoft SQL Server 2012 – система управления реляционными базами данных (РСУБД), разработанная корпорацией Microsoft. Основной используемый язык запросов – Transact-SQL, создан совместно Microsoft и Sybase. Transact-SQL является реализацией стандарта ANSI/ISO по структурированному языку запросов (SQL) с расширениями. Используется для работы с базами данных размером от персональных до крупных баз данных масштаба предприятия; конкурирует с другими СУБД в этом сегменте рынка.

К преимуществам Microsoft SQL Server 2012 можно отнести то, что, несмотря на наличие диалектов, и различий в синтаксисе, в большинстве своём тексты SQL-запросов, содержащие DDL и DML, могут быть достаточно легко перенесены из одной СУБД в другую. Наличие стандартов и набора тестов для выявления совместимости и соответствия конкретной реализации SQL общепринятому стандарту способствует «стабилизации» языка. С помощью SQL программист описывает только то, какие данные нужно извлечь или модифицировать. То, каким образом это сделать, решает СУБД непосредственно при обработке SQL-запроса.

К основным недостаткам можно отнести сложность работы с иерархическими структурами и несоответствие реляционной модели данных.

Тексты SQL-запросов могут быть легко перенесены из одной СУБД в другую, Microsoft SQL Server 2012 обладает высоким быстродействием, относительно невысокой стоимостью, распространен и прост в администрировании, также очень быстро развивается, исходя из этого для разработки была выбрана СУБД MS SQLServer 2012, которая является на сегодняшний день самой популярной СУБД.

2.2.2 Логическая модель данных

Логическая модель данных является визуальным графическим представлением структур данных, их атрибутов и связей. Логическая модель представляет данные таким образом, чтобы они легко воспринимались пользователями. Проектирование логической модели должно быть свободно от требований платформы и языка реализации или способа дальнейшего использования данных.

При разработке используются требования к данным и результаты анализа для формирования логической модели данных. Логическую модель приводят к третьей нормальной форме, и проверяет ее на соответствие модели процессов.

Основными компонентами логической модели являются:

- сущности;

- атрибуты сущности;

- связи между сущностями.

Согласно описанию предметной области информационной системы «Отдел кадров школы  » была реализована логическая модель данных, представленная на рисунке В.1 в ПРИЛОЖЕНИИ В.

Информационная система «Отдел кадров школы» представлена следующими сущностями: Учитель, предмет, категория, график работы.

Описание сущности Учитель, предназначенной для хранения данных об учителях, представлено в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Описание сущности Учитель

Название атрибута Заполнение Описание
1 2 3
ID_Учителя Обязательное (ключевое поле) Код учителя
ФИО Обязательное   Фамилия имя отчество учителя
Категория Обязательное Название категории присвоенной учителю
Предмет Обязательное Название предмета, который ведет учитель
Стаж Обязательное Количество отработанных лет месяцев дней
Телефон Обязательное Личный телефон учителя

Описание сущности Предмет, предназначенной для хранения данных овсех предметах, которые ведутся в школе, представлено в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Описание сущности Предмет

Название атрибута Заполнение Описание
ID_Предмета Обязательное (ключевое поле) Код предмета
Наименование предмета Обязательное   Наименование предмета

 

Описание сущности Категория, предназначенной для хранения данных  о категориях, представлено в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Описание сущности Категория

Название атрибута Заполнение Описание
ID_Категории Обязательное (ключевое поле) Код категории
Наименование категории Обязательное   Фамилия ученика
ID_Учителя Обязательное (внешнее ключевое поле) Код учителя

Описание сущности График работы, предназначенной для хранения данных о датах работы учителей, представлено в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – Описание сущности График работы

Название атрибута Заполнение Описание
ID_Графика Обязательное (ключевое поле) Код графика
Дата Обязательное   Точная дата работы учителя
ID_Учителя Обязательное (внешнее ключевое поле) Код учителя
ID_Предмета Обязательное (внешнее ключевое поле) Код предмета
ID_Категории Обязательное (внешнее ключевое поле) Код категории

Связи между сущностями в информационной системе «Отдел кадров школы»:

Предмет – Учитель. Связь отражает то, какой предмет ведет учитель.

Учитель – Категория. Один кодному. Учитель может иметь только одну категорию в настоящий момент.

Учитель – График работы. Связь один ко многим. Один учитель может работать во много дней и дат.

График работы – Категория. Связь один ко многим. График работы составляется в соответствии с категорией учителя.

    Предмет – График работы. Один ко многим. В графике работы учитывается предмет, который ведет учитель.

2.2.3 Физическая модель данных

    Физическая модель данных описывает реализацию объектов логической модели на уровне объектов конкретной базы данных. Физическая модель баз данных определяет способы размещения данных в среде хранения и способы доступа к этим данным, которые поддерживаются на физическом уровне.

    Построение физической модели базы данных производилось на основе логической модели, представленной на рисунке В.1 в ПРИЛОЖЕНИИ В. Схема физической модели представлена на рисунке В.2 в ПРИЛОЖЕНИИ В. Подробное описание сущностей приведено в таблицах 2.8 – 2.14.

Сущность Журнал, предназначенной для хранения данных об оценках учеников, подробное описание сущности представлено в таблице 2.8.

Таблица 2.8 – Описание сущности Учитель

Название атрибута Тип данных Описание
ID_Учителя integer Код учителя
ФИО Varchar (30)   Фамилия имя отчество учителя
Категория Varchar (30)   Название категории присвоенной учителю
Предмет Varchar (30)   Название предмета, который ведет учитель
Стаж datetim Количество отработанных лет месяцев дней
Телефон integer Личный телефон учителя

Описание сущности Предмет, предназначенной для хранения данных о всех предметах, которые ведутся в школе, представлено в таблице 2.9.

Таблица 2.9 – Описание сущности Предмет

Название атрибута Тип данных Описание
ID_Предмета integer Код предмета
Наименование предмета Varchar (30)   Наименование предмета

Описание сущности Категория, предназначенной для хранения данных о категориях, представлено в таблице 2.10.

Таблица 2.10 – Описание сущности Категория

Название атрибута Тип данных Описание
ID_Категории integer Код категории
Наименование категории Varchar (30)   Фамилия ученика
ID_Учителя integer Код учителя

Описание сущности График работы, предназначенной для хранения данных о датах работы учителей, представлено в таблице 2.11.

Таблица 2.11 – Описание сущности График работы

Название атрибута Тип данных Описание
ID_Графика integer Код графика
Дата Varchar (30) Точная дата работы учителя
ID_Учителя integer Код учителя
ID_Предмета integer Код предмета
ID_Категории integer Код категории

2.2.4Вывод по проектированию программного обеспечения

В процессе проектирования информационной системы «Отдел кадров школы» был обоснован выбор инструментальных средств разрабатываемого приложения: в качестве языка программирования был выбран Delphi7, в качестве СУБД выбран MicrosoftAccess 2010.

В ходе проектирования выявлены следующие сущности: учитель, предмет, категория, график работы. Описаны связи между сущностями и разработана логическая и физическая модель данных, которая приведена на рисунках B.1 – B.2 в ПРИЛОЖЕНИИ В.

2.3 Реализация и тестирование

2.3.1 Реализация программного продукта

    Объектом разработки является клиентская часть клиент-сервернойинформационной системы «Отдел кадров школы» для ГУО «Средняя школа № 18 г. Полоцка». Программное обеспечение, необходимое для функционирования программы: операционная система семейства Windows (WindowsXP, Windows 7, Windows 8, Windows 10), а также MSExcel 2010.

Пример программного кода аутентификации пользователя в системе представлен в листинге 2.1.

Листинг 2.1 – Аутентификацияпользователя

private void button1_Click(object sender, EventArgs e)

   {

loginTableAdapter.ClearBeforeFill = true;

schoolDataSet.Login.Clear();

ls.Clear();

lsi.Clear();

loginTableAdapter.Fill(this.schoolDataSet.Login, textBox1.Text, textBox2.Text);

try

       {

Подробное описание пользовательского интерфейса представлено в документе «Руководство оператора» (ПРИЛОЖЕНИЕ Г). Подробное описание назначения и структуры приведено в документе «Описание программы» (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).

2.3.2 Тестирование программного продукта

Тестирование программного обеспечения – процесс исследования, испытания программного продукта с целью демонстрации разработчикам и заказчикам соответствия программы требованиям и выявления ситуация, в которых поведение программы является неправильным, нежелательным или не соответствующим спецификации.

В соответствии с документом «Программа и методика испытаний» (ПРИЛОЖЕНИЕ Е), производилось три вида тестирования (модульное, интеграционное и функциональное).

Функциональное назначение:

1. Проверить прохождение аутентификации пользователей:

-начальник отдела кадров;

-завуч;

-секретарь.

2. Проверить формирование списка учителей:

1.

2.

3.

- добавление учителя;

- редактирование учителя;

- удаление учителя.

3. Проверить формирование списка учителей в графике работы:

- добавление учителя;

- редактирование учителя;

- удаление учителя.

4. Проверка формирования списка категорий:

1.

2.

3.

4.

5.

- добавление категории;

-редактирование категории;

- удалениекатегории.

5. Проверить формирование списка предметов:

- добавление предмета;

- редактирование предмета;

-удаление предмета.

6. Проверка формирования графика работы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

- добавление графика работы;

- редактирование графика работы;

- удаление графика работы.

 

 

Нефункциональное назначение:

- проверить запуск приложения на Windows XP, Windows 7, Windows 8,   Windows 10.

Результаты тестирования информационной системы «Отдел кадров школы» представлены в табл. 2.15.

Таблица 2.15 – Результаты модульного и функционального тестирования

Тестовый случай Входные данные Ожидаемые результаты Фактический результат Результат тестирования
1 2 3 4 5

Аутентификация начальника отдела кадров

Ввод корректных данных. Рабочее окно начальника отдела кадров Рабочее окно начальника отдела кадров

Ошибок не выявлено

Ввод некорректных данных. Сообщение об ошибке Сообщение об ошибке

Аутентификация завуча

Ввод корректных данных. Рабочее окно завуча Рабочее окно завуча

Ошибок не выявлено

Ввод некорректных данных. Сообщение об ошибке Сообщение об ошибке

Аутентификация секретаря

Ввод корректных данных. Рабочее окно секретаря Рабочее окно секретаря

Ошибок не выявлено

Ввод некорректных данных. Сообщение об ошибке Сообщение об ошибке

Продолжение табл. 2.15

1 2 3 4 5

Добавление учителя

Ввод корректных данных. Добавлена новая строка в таблицу «Учитель» Добавлена новая строка в таблицу «»

Ошибок не выявлено

Ввод некорректных данных. Сообщение об ошибке   Сообщение об ошибке  

Редактирование учителя

Ввод корректных данных. Данные изменены в таблице «» Данные изменены в таблице «Учитель»

Ошибок не выявлено










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...