Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕЖДИСЦИПИНАРНЫЙ КОНТЕКСТ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ




       Термин «философия образования» возник в первой четверти XX века, а становление философии образования, как самостоятельной дисциплины, произошло во второй половине ХХ века, родоначальником которой является Джон Дьюи. Прежде всего, она представляет собой совокупность множества методологий, концепций и подходов к анализу всего «образовательного знания" в целом как самостоятельной системы, так и в контексте метасистем – культуры, циви- лизации, общества

       Эта область философского знания призвана служить помощником в решении проблем вос- питания и образования. Как говорил Л. Н. Тол- стой «И воспитание, и образование нераздель- ны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Педагог должен не только передавать знание из поколения в поколение, но также использовать эффективные методы изучения науки, чтобы пробудить радость от творческого выражения и получения знаний. Именно воспитательная сторона образования формирует в человеке те качества, которые помогают ему совершенство- вать не только себя, но и мир вокруг, посколь- ку моральные ценности и идеалы, жизненные цели и культура направляют и корректируют его деятельность. В современном мире мы сталкиваемся с про- блемой незаинтересованности обучающихся в освоении мира, изучении наук и развитии са- мого себя. Причиной этого является появление нового мышления, осознание новой роли и ме- ста человека в мире. Эта тенденция проявля- ется в установлении критериев могущества и экономического прогресса стран. Следует от- метить, что в нашем веке основным критерием является разработка и создание новых техноло- гий, которые, в свою очередь, связаны с разви- тием науки благодаря человеку. Поэтому главное богатство любой страны – человек, но не тот, который является представителем рода че- ловеческого, а тот, кто владеет необъятным ко- личеством знаний и способен вывести высший разум на новый уровень. Мы можем рассмо- треть пример прогрессивного развития Япо- нии и Южной Кореи, где используются меры по стимулированию развития науки и техноло- гий в отраслях, способных развивать не только экономику страны, но и венчурный бизнес. [7. C. 8] Также одной из причин можно считать из- менение фенотипа человека и его моральных и духовных ценностей. Стоит отметить пробле- му акселерации, которая проявляется в раннем физическом и половом созревании. Человек, имеющий сформировавшееся тело взрослого, будет считать себя таковым и по годам. Имен- но это ошибочное суждение нарушает грани- цы общения взрослого и ребёнка. То же самое может проявляться в изменении сексуальных норм, которые приводят к ослаблению контро- ля над детьми. Непререкаемость и властность совсем пропадают в отношениях взрослого и ребенка. Если прежде существовало табу, ре- гулирующее взаимоотношения поколений и устанавливающее строгие границы, то сейчас «нормы взрослости» становятся размыты. Од- нако сегодня молодые люди достаточно вы- соки задолго до того момента, когда их в дей- ствительности можно считать взрослыми. Это опять же создает проблему авторитета взрослых, поскольку он для детей всегда основывал- ся на том, что взрослые выше и сильнее.

       Мно- гие проблемы авторитета в школах и семьях, по данным М. Трузи [6. С. 153], обостряются именно потому, что подростки сейчас по внеш- нему виду не отличаются от взрослых. В об- разовательно-воспитательной сфере эта про- блема имеет огромное значение, потому что ребёнок увлечён «игрой во взрослую жизнь» больше, чем формированием целостной карти- ны мира и освоением новых знаний. [2. С. 248] Для решения этих проблем следует обра- титься к методам осуществления образова- тельного процесса. Чтобы строить программу обучения, нужно учитывать цели обучения и воспитания. Поэтому формулирование и кон- кретная разработка целей образования начи- нают все больше входить в систему самого «педагогического производства». В системе педагогики появляется особая специальность педагога-проектировщика, разрабатывающе- го проект человека будущего общества. Когда учебные средства построены в соответствии с программой, приемы обучения обеспечивают освоение этих средств, то вся система «инкуба- тора» в целом дает возможность формировать именно таких людей, какие нужны обществу. Если на ранних стадиях начать правильный процесс завлечения человека в мир знаний, то это станет для него привычкой, и его желание быть образованным человеком станет сильнее.

       Основными методами считаются:

• Стимулирующие методы;

• Игровые методы;

 • Соревновательные методы;

• Практические методы;

 • Деятельные методы.

 

        По словам журналиста Анатолия Вассерма- на в ряде его устных выступлений, современ- ное образование нацелено не столько на фор- мирование целостной картины мира, сколько на её разрушение. В нашей стране проявляется принудительное насаждение реформ в системе образования. Примером этого является Единый Государственный Экзамен, вопросы которого, прежде всего, должны быть направлены не на знания, а на понимание». Именно из-за такой ошибочного направления в сфере образования отсутствует стремление учащихся и студентов к обучению. По мнению журналиста, нашей стране стоит вернуть советскую систему обра- зования, когда она считалась одной из самых лучших в мире. Так, С.Н. Некрасов пишет: «По- нятно, что инновационные технологии разви- тия социума и интерактивные формы обучения компетенциям востребованы в первую очередь при переходе сознания к рыночной рациональ- ности, которая выступает одной из множества интерпретаций мотивов поведения индивидов. И когда чиновники РФ пытаются представить образовательную систему как «рыночную ус- лугу», они при помощи новых форм обучения строят в нашей стране чисто западный образ человека»[4]

       И в другой работе он же отмечает: «Чело- век с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая це- лым комплексом знаний и умений - владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, ин- формационное поведение; умение грамотно формулировать свои информационные потреб- ности и запросы; способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традицион- ных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; умение ра- ционально хранить и оперативно перерабаты- вать большие потоки и массивы информации; знание норм и правил «информационной эти- ки» и умение вести информационно-коммуни- кационный диалог.»

       Таким образом, представляется, что нужно изменить концепции воспитания, по-другому организовывать образовательный процесс, ме- тоды его осуществления и использовать новые технологии.

 

2. ОНТОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

       Общая характеристика. Онтология — слово греческого происхождения. «Онтос» по-древнегречески означает сущее, т.е. существующее; «логос» — слово, закон, порядок, понятие, рассуждение, разум. Стало быть, онтология — это учение о существующем. Любой отдельный философ и всякая философская школа решают для себя проблему подлинного, истинно существующего в мире, а не кажущегося бытия. Разумеется, мнения при этом расходятся. Представители разных конфессий религиозного мировоззрения полагают истинно существующим только Господа (каждая своего) и считают, что его бытие является главным условием человеческой жизни. Неверующие полагают эти представления плодом человеческого воображения и строят различные теории происхождения жизни, которые также не являются неотразимо убедительными. Однако само существование человека и человечества, культуры и цивилизации, земли, луны, солнца и звезд этими антагонистами не оспаривается.
       В философии образования (как подсистеме общей философии) онтологические основания также не монолитны: само существование и роль образования в человеческой жизни, его наличие в семье, школе и обществе никем не оспариваются, но мнения относительно объектов и процессов, которые составляют сущность образования, расходятся довольно резко.
       Философское исследование отличается от научного тем, что оно совершается в области чистой мысли, здесь не предполагается проведение экспериментов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть выдвигаемые философами предположения. Вместе с тем это и не пустые фантазии — фундаментальные предположения относительно основ бытия подвергаются внимательному анализу, проводятся сопоставления и логические рассуждения, все подробности устройства мира рассматриваются в свете основных предположений. Так поступают в общей философии, соответственно этому действует философия образование в своей сфере.

Генетическое определение поясняет, как возникает, образуется рассматриваемый объект. Конструируя его, мы должны описать, как, если можно так выразиться, образуется образование.

Операциональное определение предлагает измерительные процедуры, посредством которых можно найти численное значение измеряемой величины. Скажем, градусы шкалы Цельсия характеризуют температуру в некоторых условных единицах — сотых долях разницы между температурами кипения воды и таяния льда. А психологи почти не шутя утверждают, что интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта, все же другие определения — чистые метафоры. Правда, как измерять образование, они пока еще не придумали. То, что фиксируют в школе при помощи баллов, это не образование, а условная степень освоения школьной программы.

Возможно еще контекстуальное определение, когда смысл понятия выясняется благодаря его неоднократному употреблению вместе с другими, известными словами и выражениями. Этот способ — самый естественный и глубоко укорененный в жизненной практике. Им бессознательно пользуется ребенок, постепенно выясняя значение слов в процессе овладения естественным языком; очень краткий контекстуальный анализ мы провели чуть выше, когда обнаружили три основных смысла слова «образование». И мы старались так построить эту книгу, чтобы она вся была одним большим контекстуальным определением понятия «образование».



АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аксиология (от греч. «аксиа» — ценность) — философское учение о структуре мира ценностей, их месте в реальности.

       Происходящие в обществе перемены активизировали поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, способов их включения в учебно-воспитательный процесс.

Решению проблемы преодоления культурного кризиса и развития ценностной сферы человека способствует становление педагогической аксиологии как методологического подхода в осмыслении педагогических явлений.

       Аксиологический подход органически присущ современной педагогике, в которой воспитанник рассматривается в ней как высшая ценность общества. В связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики.

       Центральным понятием в аксиологии является понятие ценности, которое характеризует социокультурное значение явлений действительности, включенных в ценностные отношения. Последние формируются на основе различения человеком добра и зла, истины и заблуждений, красивого и безобразного и других культурно значимых характеристик действительности. Эти аспекты общей аксиологии следует учитывать и при разработке педагогической аксиологии. Педагогическая действительность как часть социальной включает всю совокупность конкретных педагогических явлений, которые объединяет их принадлежность к целенаправленному процессу образования человека.

       Сюда входят и сами субъекты этого процесса (воспитатели и

воспитанники), содержание и процесс образования, разнообразные формы,

методы и средства воспитания. В целом проблема критериев ценности

явлений в педагогической аксиологии нуждается в серьезных

теоретических исследованиях.

2. Предметом педагогической аксиологии являются ценности:

       1. Научно педагогического исследования. Результаты исследования по их ценностному качеству характеризуются общенаучными критериями новизны, актуальности, теоретической и практической значимости. Конкретно-научные критерии зависят от типа исследования (дидактика, теория воспитания и т. д.). В зависимости от эффективности возможна оценка исследований с позиций научной, практической, социальной и экономической значимости.

       2. Инновационной деятельности. Если этот результат приближается к цели, которую ставило образование, то его содержание и процесс как ценности обладают большой социально-педагогической значимостью. И здесь также можно говорить о новизне педагогических явлений, практической значимости и других критериях ценности. Невозможно усвоить теоретическое и практическое значения новых педагогических новшеств (аспектов содержания и процесса обучения и воспитания) без выяснения ценностной природы педагогических новшеств, без определения системы педагогических ценностей и критериев оценки педагогических явлений. А именно эти вопросы и должны войти в содержание педагогической аксиологии и определять специфику ее предмета в целом.

       3. Педагогических явлений. Педагогическая аксиология обращена не только к новшествам, но и к тем явлениям и процессам в педагогике, которые давно включены в педагогическую действительность и воспроизводятся в ней как особые ценности в массовой практике. Педагогические явления образуют первую большую группу ценностей, которую должна исследовать педагогическая аксиология. Педагогические явления качественно отличаются друг от друга: их качество — это специфика явления по его содержанию, определенности. Именно это содержание детерминирует, в конечном счете, их оценку и ценность. При этом следует различать категорию «качество» в смысле определенности вещи, явления, отличия и в оценочном (аксиологическом) смысле. Это принципиальное положение для педагогической аксиологии. Следует иметь в виду и то, что всякое явление педагогической действительности может получить оценку, быть оценено, однако не всякое может выступать как ценность, поскольку некоторые педагогические явления могут носить деструктивный для развития личности характер или со временем терять ценность.

4. Конкретных ценностей необходимых для формирования у субъектов образовательного процесса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...