Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт,




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 8-ом КЛАССЕ2017-2018 уч.г.

Билет № 1

1. Что послужило толчком к написанию А.С. Пушкиным «Пиковой дамы»? В чём заключается трагедия Германа?

Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино. Тема безумства очень интересовала поэта в этот период. Повесть пользовалась большим успехом у читателей, об этом говорил и сам Пушкин в своем дневнике.

Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт. Внук поставил на эти карты и отыгрался. Но Пушкин изменил немного историю, услышанную от князя Голицына. Он ввел новых персонажей, у Пушкина главный герой нерусский по рождению, в отличие от рассказа Голицына. Старуха и Германн – не родственники. Да и финал повести Пушкина совсем не походит на радужный конец карточного приключении Голицына – герой сходит с ума. Все дело в том, что Пушкин переосмысливает реальные события, перед ним стояла задача всегда – не просто изображать, а давать изображение с конкретной, определенной целью

Цель жизни Германа - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Герману тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть.

Герман опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Пушкин в повести «Пиковая дама» говорит о том, что люди, подобные Герману, ослепленные страстью быстрой наживы, желанием получить все и сразу, не понимают невозможность этого и становятся безнравственными, то есть в своем стремлении переходят границы разумного, переступают через других, через себя, теряют человеческое, губят свою душу. И в этом их трагедия.

 

2. Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).

Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. Народные песни помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути. С помощью народных песен формировались национальные особенности русского народа и который продолжает влиять на многие современные тенденции.

Лирические песни - это песни, отображающие чувства, мысли, настроения события из повседневной жизни народа.

Лирические песни бывают: песни любовные, семейные; ямщицкие,бурлацкие, солдатские, разбойничьи; - песни хороводные, шуточные, игровые, плясовые; - припевки, частушки.

Например, песня «Вдоль по улице метелица метет». Это песня о любви. Как и многие народные песни, она построена на диалоге. Первые две строки пропеваются от лица девицы-красавицы, которая на улице встретила своего милого. Остальная часть песни поется от лица молодого человека, влюбленного в девушку. Она иссуши-ла и измучила его, однако он не теряет надежды. Именно поэтому песня проникнута задорным и игривым настроением.

Художественные особенности лирической песни:

1. Повтор строк.

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,

На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения. В нашей песне это оптимизм и жизнелюбие.

Исторические песни — народные повествовательные песни, посвященные историческим событиям и их героям. Таковы русские исторические песни о царе Иване Грозном, Ермаке, Степане Разине, Пугачёве и др.

Русские исторические песни, так же как и былины, являются произведениями устного народного творчества, сложены былинным стихом и исполняются нараспев.

«Пугачёв в темнице» - это историческая песня, в которой рассказывается о Пугачёве после разгрома его восстания. Эта народная песня характеризуется использованием определённых народнопоэтических средств.

Так, например, в ней используются постоянные эпитеты: лес тёмный, садик зелёный, ворота решётчатые, добрый молодец.

Как и в любом произведении фольклора, используются лексические повторы: «Ты, звезда ли моя, звёздочка…» , «Кандалы мои, кандалики… » Кроме лексического повтора используется анафора – единоначатие: «Выше леса тёмного, Выше садика зелёного», «Доставались мне кандалики, доставались мне тяжёлые… » Другая стилистическая фигура, характерная не только фольклору, но и любому поэтическому произведению, это инверсия – обратный порядок слов: «Становилась та звёздочка над воротами решётчатыми. » Ещё одна стилистическая фигура – риторические вопросы и обращение: «По ком вы, кандалики, доставалися? » «Ты, звезда ли моя, звёздочка… »

Русский фольклор характеризуется использованием слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: звёздочка, кандалики, садик, тятенька, маменька.

Лирические песни Исторические песни
В лирических песнях отображаются человеческие чувства и переживания: печаль и радость, любовь и дружба, жалость и ревность, жажда воли и протест против угнетения. В исторических песнях содержатся сведения о конкретных событиях истории (войнах, походах, восстаниях), а также о народных героях и исторических лицах.
Особенности лирических песен таковы: они медленные, протяжные. Для них характерна народная символика, парал­лелизм, повторы, постоянные эпитеты. Например: «В тёмном лесе, в тёмном лесе, в тёмном лесе, за лесью, за лесью». «Уж ты ночка,ночка ты, ноченька тёмная, ты, тёмная ночка, осенняя!» В лирических песнях всегда присутствуют символы. И каждый символ имеет своё значение: «ясный месяц» - молодец, «лебёдушка» - девица, «ясны звёздочки» - дети и т.д. Характерные признаки лирической песни: широта мелодии, душевность и красивое созвучие голосов. Исторические песни: «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», «Там татары шли» по форме близкик лирическим. В исторических песнях часто встречаются образы лирических песен – удалый добрый молодец, солдатушки, общие для народной песни эпитеты (лес тёмный, садик зелёный, ворота решётчатые, добрый молодец, красное солнышко), сравнения, запевы.  
Лирические песни дают возможность познать народный быт и русский национальный характер. Историческая песня позволяет увидеть отношение народа к важным событиям истории; из неё порой можно получить такие сведения, каких нет в исторических документах. Например, об отношении народа к Пугачёву мы узнаём из исторической песни «Пугачёв казнён»: «Нет больше народного заступника…». В официальных документах Пугачёв – злодей. Таким образом, историческая песня – своеобразный свидетель истории.

3. Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» (гимн лицейскому братству). Определите, какие человеческие качества ценит автор в своих лицейских друзьях.

Стихотворение посвящено друзьям-лицеистам. 19 октября 1911- день открытия лицея, и в этот день бывшие однокурсники встречались каждый год. Стихотворение написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, когда поэт не может присутствовать на встрече одноклассников. Воспоминания о друзьях вызывают у поэта радостное настроение, прилив творческих сил....

А. С. Пушкин ценит в своих друзьях преданность дружбе, общность интересов, готовность прийти на помощь в трудную минуту, эмоциональную отзывчивость.

В    стихотворении упомянуты несколько человек, в первую очередь те, кто посетил поэта в михайловской ссылке. Это И. И. Пущин, который «поэта дом опальный… первый посетил».

С    добрыми чувствами пишет А. С. Пушкин и о А. М. Горчакове, карьерном дипломате, будущем министре иностранных дел России, который под старость вместе с поэтом и дипломатом Ф. И. Тютчевым многое сделает для восстановления международного статуса России после провала Крымской кампании. Но это в будущем, а пока «фортуны блеск холодной не изменил души твоей свободной: все тот же ты для чести и друзей». И хотя прекрасно осознает А. С. Пушкин, что пути их разошлись, встреча их была радостной, и они «братски обнялись».

Поэт А. А. Дельвиг назван сыном «лени вдохновенной». Встреча с ним пробудила «сердечный жар, так долго усыпленный». Так возвышенно и с романтическим подъемом вспоминает А. С. Пушкин о встрече с другом. Общие поэтические увлечения лицеистов — огромная духовная ценность, приобретенная с отроческих лет.

Вспоминается поэт- декабрист В. К. Кюхельбекер, близкий друг Пушкина, впоследствии главный герой романа Ю. Н. Тынянова «Кюхля».

Об авторе складывается впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти навечно ушедших (Н. А. Корсаков, поэт), или постоянно находящихся в дальних странствиях (Ф. Ф. Матюшкин, моряк). Верен поэт и каждому из друзей в отдельности, и всему лицейскому братству, и Отечеству, именуемому Царское Село. Мы видим в А. С. Пушкине доверчивость, готовность «предаться дружбе нежной».

НАИЗУСТЬ:

Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «19 октября»

 

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

 

 

Билет № 2

1. Раскройте особенности одного из стихотворений русских поэтов ХХ в. о Родине, родной природе. Прочитайте его наизусть.

Поэты — особые люди, наиболее тонко чувствующие красоту окружающего мира. Собственные переживания становятся для них источником творческого вдохновения. Наиболее светлые и прекрасные чувства вызывает в человеке созерцание родной природы.

Образы природы — неизменная составляющая русской лирики. Они окрашены любовью и уважением, преклонением перед силой и красотой природы.

Именно таково стихотворение А. А. Блока «Летний вечер».

НАИЗУСТЬ:

 

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошенной межи.

 

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

 

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

Перед нами сельский пейзаж: поле ржи и роща. Автор рисует конец летнего дня: солнце садится, природа засыпает.

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Всё успокоилось, затихло, замерло.

 Не слышно «ни ветерка, ни крика птицы…». И только песня жницы звучит вдалеке.

Вечерний пейзаж наполнен умиротворением. Он успокаивает душу лирического героя. Чувства человека и жизнь природы находятся в гармонии.

Это произведение выдержано в духе лучших русских поэтических традиций, в нем присутствует динамика и образность. Но, вместе с тем, стихотворение «Летний вечер» доступно для восприятия любого человека, который хотя бы раз в жизни бывал за городом и мог наблюдать, как размеренно и плавно течет сельская жизнь.

Автор рассказывает о том, как лучи заходящего солнца окрашивают сжатое поле и еще нескошенные луга, даря ощущение спокойствия и умиротворения. В этот час заката кажется, что замирает сама природа – ветер больше не шелестит в листве, не слышно щебета птиц и даже «замирает песня жницы среди вечерней тишины». Однако в душе автора происходит борьба совершенно противоположных чувств. С одной стороны, ему хочется насладиться красотой и безмятежностью летнего вечера, который принес с собой прохладу и терпкий аромат луговых трав. Но при этом внутренний голос словно бы нашептывает поэту: «Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне». И эта противоречивость чувств доставляет Блоку огромное удовольствие. Он по-настоящему свободен и может оседлать коня, чтобы встретить на лугу восход луны, а может любоваться закатом из окна поместья, понимая, что в этот миг весь мир лежит у его ног.

Изобразительные средства такие, как: олицетворения ( « лучи заката лежат», « дремотой розовой объята …»), метафоры ( « красный диск луны», эпитеты ( « дремотой розовой», «последние лучи», «красный диск», « вечерней тишины» придают стихотворению необычайную образность.

     В заключение поэт призывает забыть « заботы и печали» и умчаться

…без цели на коне

В туман и в луговые дали,…

    Возможно, в мире чудесной и бескрайной природы откроются невидимые нити вселенной, которые покажут путь «навстречу ночи и луне».

Образы родной природы традиционны в русской поэзии. Лирика XX века органично продолжила по­этическую традицию века предшествующего. Такие стихи полны особой нежности и нередко лёгкой грусти. В них переживания человека созвучны жизни окружающей его природы.

 

2. Расскажите о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования.

«Повесть о житии …Александра Невского» была написана в 80-х гг. ΧІІІ в. Само заглавие произведения дает определение его специфики: "Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра" – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости". 

Цель данного «Жития…» - прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли.

Была написана книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело князя А. Невского.

Автор жития широко начитан, писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы. Он создаёт «Повесть…» по рассказам современников, соратников Александра, «самовидец», говорит он в произведении.

Он повествует о трёх подвигах Александра Невского:

 - битве на Неве со шведами (1240 г.),

- о Ледовом побоище с немцами на Чудском озере (1242 г.),

- о поездке в Орду.

 Битва на Неве - это было первое серьезное испытание для молодого князя. Надо сказать, что выдержал он его с честью, при этом проявив качества не только блестящего полководца, но и мудрого политического деятеля. С маленькой дружиной, не дожидаясь помощи от отца и других князей, Александр отправился в поход. По пути он объединился с ладожанами и внезапно напал на шведский лагерь. Как известно, русское войско разбило шведов. При огромных потерях неприятеля русичи потеряли 20 человек. Есть мнение, что потери в войске Александра несколько занижены, но вместе с тем значение битвы на Неве очевидно – несмотря на монгольское иго, Русь была способна защищать свои границы. Безоговорочная победа была очень важной для двадцатилетнего князя. Она принесла ему громкую славу и почетное имя – Невский.

Битва на Чудском озере, которая в истории получила название Ледового побоища. Эстонцы и немцы, движущиеся «свиньей» (клином), пробили передовой отряд русских, но вскоре были окружены и уничтожены.

Два первых подвига отличаются от третьего тем, что первый и второй - «бранные», т.е. военные.

3-й подвиг - это подвиг самопожертвования.

Александр Невский поехал к хану отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу. Александр Невский рисковал собственной жизнью, но не побоялся лично поехать к хану. Новгородский князь побеждал любого неприятеля на поле брани, но при этом мог, проявляя особые организаторские и дипломатические способности, уступить более сильному врагу, чтобы спасти свой народ от напрасных жертв.

Духовный подвиг:

 - Возвращаясь в 1263 году из своей четвертой по счету поездки в Орду, Александр заболел. В Городце, который расположен на Волге, чувствуя, что его дни сочтены, князь принял монашеский постриг, а 14 ноября его не стало.

«Житие Александра Невского» рассказывает нам о жизни великого человека, вклад которого в историю Государства Российского трудно переоценить. Подвиги Александра Невского, его жизнь, победы на поле брани и заслуги на дипломатическом поприще заслуживают восхищения и уважения.

 

3. Определить роль эпиграфа к главе V «Любовь» в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Ах ты, девка, девка красная!

 Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

 Ума-разума, приданова.                      (Песня народная)

Буде лучше меня найдешь, позабудешь.

Если хуже меня найдешь, воспомянешь.                    (Песня народная)

Первый эпиграф - фрагмент из народной песни «Ах ты, Волга, Волга матушка» из сборника Н.И. Новикова «Собрание народных русских песен».

Второй эпиграф - отрывок из песни «Вещевало мое сердце, вещевало». Эпиграфы намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним.

 

 

Билет № 3

1. Гротеск и гипербола как приемы сатирического изображения в «Повести о Шемякином суде».

Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве.

Сочувствие вызывают герои повести «Шемякин суд» поп и «житель града», у которого погиб отец. Они потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи.

Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд.

Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до того времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земледельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.

Гипербола — художественный приём, основанный на преувеличении; гротеск — совмещение несовместимых явлений.

  Решения Шемяки несовместимы с решением судьи. Поэтому их можно назвать гротескными: предложение ждать, пока у лошади не вырастет новый хвост; предложение повторить ситуацию со смертью отца городского жителя, которого везли в баню, и также спрыгнуть на бедняка, чтобы попытаться убить его; решение заставить бедняка исправить смерть сына попа тем, чтобы жить с попадьёй как с женой до тех пор, пока не родится у них ребёнок взамен убитого.

Гиперболами можно назвать вырывание хвоста у лошади, беспрестанное совершение бедняком непредумышленных убийств, вероятность которых даже поодиночке практически равна нулю.

 

2. Как раскрывается проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого "... ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!.."

Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: "... имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена..." Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. "...Золотой болван - все болван..."

Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих?Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его:

- Поди ж дай позавтракать ребенку.

- Он уж и так пять булочек скушал.

- Так тебе жаль шестой, бестия?

Вот какое усердие! извольте смотреть.

"... Митрофанушка, коли ученьетак опасно для твоей головушки, так по мне перестань..."

Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана - он растет невеждой.

Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучкми. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. "... Не хочу учиться, хочу жениться..."

Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.

В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.

"... Вот злонравия достойные плоды!" Эта реплика Стародума говрит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.

Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия "Недоросль". Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.

 

3. Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Объясните роль описания бурана в произведении.

Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран — символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное. В «Капитанской дочке» из метели так же неожиданно появляется Пугачев. Таким образом, Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям.

 Образ Пугачева в поэме, безусловно, неоднозначен. В нем есть и ум, и отвага, и великодушие, но «жить убийством и разбоем» — значит «клевать мертвечину» . А «шайки разбойников» Пугачева злодействуют повсюду, разоряют селения, крепости, самовластно казнят и милуют. .

Значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг — и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой. Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки, источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев спасает его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше.

Однако, кроме определенного духовного дидактизма, в повести достаточно сильно звучит и идея судьбы, значения ее в человеческой жизни. Встреча с незнакомым чернобородым мужиком в страшный, смертельно опасный буран определяет всю дальнейшую судьбу героя. Вожатый выводит Гринева к постоялому двору, не дав молодому человеку погибнуть от снежной стихии. Точно так же впоследствии Пугачев «выводит» его из вихря исторических событий, не дав своим «молодцам» его повесить и пощадив Машу. Эти события в повести предваряет не только картина бурана, но и «пророческий» сон Гринева.

НАИЗУСТЬ:

Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или, точнее, по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал:

 -Барин, не прикажешь ли воротиться?

- Это зачем?

- Время ненадёжно: ветер слегка подымается; - вишь, как он сметает порошу .

- Что ж за беда!

- А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)

- Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

- А вон-вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силён; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

 

Билет № 4

 

1. Назовите признаки исторической песни как жанра устного народного творчества. Прочитайте наизусть народную песню (на выбор).

Исторические песни – это эпические и лиро-эпические устные произведения о конкретных событиях отечественной истории.

Для них характерен живой интерес к реальным эпизодам и героям. Именно в народной песне воплотилась жизнь во всем ее многообразии.

Наиболее ранние исторические песни относятся к середине XIV века.

В период борьбы с татарским игом откликом на события общественной и военной истории стало появление исторических песен.

В исторических песнях раскрываются две основные темы:

а) военно-героическая – борьба с врагами за свою независимость, описание военных действий: это песни о воинах и полководцах;

б) повстанческая – песни посвящены народным восстаниям под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева.

Отличительные черты жанра:

а) исторические песни отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами;

б) в ранних исторических песнях присутствует поэтика былин (отдельные былинные мотивы: похвальба врага, его посрамление), былинные эпитеты, сравнения, гиперболы;

в) создание циклов произведений (цикл – ряд, совокупность, группа песен, посвященных какому-либо историческому деятелю, например: циклы песен об Иване Грозном, о Степане Разине, Петре I, Емельяне Пугачеве, Александре Суворове и другие).

НАИЗУСТЬ:

Историческая песня

ПУГАЧЕВ КАЗНЕН

Нет больше народного заступника.

Емельян ты наш родный батюшка!

На кого ты нас покинул?

Красное солнышко закатилось...

Как остались мы, сироты горемычны,

Некому за нас заступиться,

Крепку думушку за нас раздумать...

 

2. Раскройте смысл говорящих фамилий героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Первое, на что обращаем внимание при знакомстве с комедией Д.И. Фонвизина «Недоросль», — это фамилии действующих лиц. «Говорящие» фамилии сразу задают представление о персонаже, рисуют его образ.

В самом начале у нас сразу складывается определенное мнение по поводу того или иного героя, читатель понимает сразу, где отрицательные персонажи и где положительные.

Руководствуясь не только фамилиями, но и поступками героев, действующих лиц можно разделить три группы:

— первая группа — отрицательные (Простаковы, Митрофан, Скотинин);

— вторая группа — положительные (Правдин, Милон, Софья, Стародум);

— в третью группу входят все остальные персонажи; это, большей частью, слуги иучителя.

Госпожа Простакова и господин Простаков- родители Митрофана. Их фамилия говорит об очень важном качестве - простота. Что же до типа этой простоты, то очевидно, в первую очередь следует предположить простоту душевную. Из чего также вытекает бедный духовный мир героев. Простакова происходит из рода дворян по фамилии Скотинины. Отец у неё был неучем, собственно поэтому, она и ее брат (Скотинин) - невежды. Простакова - очень своенравный человек, везде ищет для себя выгоду. Вся ее сущность отражается в её фамилии.
Госпожа Простакова: урожденная Скотинина (до замужества носила эту фамилию), также скотоподобная, грубая и жестокая помещица. Скотининские корни можно заметить и в ее речи. Любимое ругательство — «скот».

Простаков - полная противоположность своей жены. Простаков во всем угождает своей жене, не имеет собственного слова.

Митрофан Простаков: в переводе с греческого имя "Митрофан" означает "похожий на свою мать". Митрофан действительно походит на свою мать, госпожу Простакову. Скотининские корни выражаются у него в изобретательности ругательств: «старая хрычовка», «гарнизонная крыса».

Тарас Скотинин: брат г-жи Простаковой. Автор не зря дал ему именно эту фамилию. Скотинин всех сравнивает со свиньями. Свиньи - его интерес.скотоподобный и скотолюбивый. Речь его состоит из слов, которые большей частью используются на скотном дворе: свинья, хлевок, поросята. Все его представление о жизни ограничивается лишь скотным двором. Он не мыслит своего существования без свиней, которых ласково называет свинками. Он гордится тем, что у него для каждой свинки есть отдельный хлевок. Себя он тоже с гордостью называет свиным сыном. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: «Я и своих поросят завести хочу», «коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку». И гордится этим: «Ну, будь я свиной сын, если…»

Стародум:придерживается старины, старинных дворянских добродетелей. В уста этого героя автор вложил свою нравственную идею: правила, принципы, нравственные законы, по которым «любочестивый человек» должен жить. Диалог Стародума с Софьей — это свод правил, и «…всякое слово врезано будет в сердце». Речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.

Правдин- от слова «правда»: он стоит за правду, то есть герой является носителем правды и беспристрастного правосудия.Говорит только правду и при этом полагает, что все также по правде и поступают. В комедии чиновник выступает ревизором, олицетворяя букву закона, высшую справедливость и строгость в решениях, – он наказывает виновных, забирая у Простаковых деревню, выясняет, кто из учителей служил честно, а кто только обманывал Простакову. Мужчина решает и судьбу Митрофана, забирая к себе на службу.

Милон: милый молодой человек.Имя пришло из западных языков. Обозначает милый, любимый. Можно утверждать, что Фонвизин дал имя герою неслучайно, так как Софья любит Милона, отсюда и «любимый».           

Софья:по-гречески София означает "мудрость". Действительно, героиня - разумная, умная девушка.

Вральман: врун, обманывающий своих хозяев.

Цыфиркин:обучает математике, то есть цифрам

Следующие герои: Стародум, Правдин, Скотинин, Кутейкин, Цыфиркин и Вральманимеют соответствующие «говорящие» фамилии, которые характеризуют персонажей даже больше, чем их речевые обороты.
Еремеевна - няня Митрофана, простая русская баба, любящая своего воспитанника как своего собственного сына и всегда готовая встать на его защиту.
Итого, 13 героев, 13 разных имен, 13 разных образов. Но всех их объединяет то, что Д.И. Фонвизин дал им имена, схожие с их характерами, что лишний раз подчеркивает мастерство автора. Имена героев становятся изюминкой произведения. И вот мы подходим к выводу, что имя и характер героев в произведении неотъемлемо связанны друг с другом.

 

3. Объясните, почему Л.Н. Толстой использует в рассказе «После бала» повествование как от первого, так и от третьего лица.

Рассказ основан на реальных событиях того времени: все это происходило с братом писателя — Сергеем Николаевичем Толстым .

Интересно, что писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи.

Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, обладает доверительной интонацией. Эта форма позволяет особенно сильно выразить состояние человека, его настроение, переживания.

В повествовании от третьего лица рассказчик выступает как человек, который знает больше, чем повествователь от первого лица . Он наблюдает героя произведения как бы со стороны. Нам кажется, что всё, рассказанное Толстым, — правда, что именно так оно и было.

Но все же в основном рассказ ведется от первого лица — Ивана Васильевича.

 

Билет № 5

1. Дайте определение понятию «трагедия» и проиллюстрируйте на примере произведения В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Трагедия — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к трагическому исходу.

В основе трагедии-конфликт, столкновение героев, интересов, позиций, внутреннего противоречия героев.

Конфликт в трагедии разрешается через страдание человека, часто приводит к гибели героя, но и к его духовному росту.

В конфликт вовлекаются все участники трагедии. Суть трагедии: через сочувствие трагической судьбе героя определить границы добра и зла, подлинные человеческие ценности.

В основе  трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» - конфликт живого

чувства и семейной  вражды,     столкновение   чистой, безгрешной   любви с

окружающим миром, в котором царят предрассудки семейной морали. Конфликт между уходящим и новым миром приводит к гибели героев.

Вражда семей Монтекки и Капулетти- это не конфликт трагедии, это лишь повод для конфликта. Вражда идёт из прошлого, а повод для нее давно забыт, о нем никто ни разу и не вспомнил. Оба старика, главы враждующих домов, в душе тяготятся этой вековой распрей, но по инерции поддерживают ее.

Ромео и Джульетта погибают жертвами семейной вражды, но их любовь празднует в пьесе свою победу. Своей жертвенной смертью Ромео и Джульетта достигают торжества любви и мира: «вражда отцов с их смертью умерла».

Любовь Ромео и Джульетты одерживает победу над старым миром семейных предрассудков, искореняет ненависть семей, бывшие враги у могил детей протягивают друг другу руки.

 Трагедия заканчивается полным миром, но куплен он дорогой ценой.

 

2. Дайте определение термину «антитеза» и проиллюстрируйте на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (изображение полковника на балу и после бала).

Антитеза ( противопоставление) - одна из стилистических фигур, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» построен на приеме антитезы путём изображения двух противоположных эпизодов: сцена на балу и событий после бала. Контраст наблюдается во всем: в облике полковника на балу и на плацу; в описании картин бала и в сцене экзекуции; в музыкальном сопровождении бала и «жестокой, нехорошей музыкой» после бала.

Например:

1.    Цветовая гамма: При описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье с розовым поясом», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки».

Белый цвет- олицетворение чистоты, света, радости в душе рассказчика. В сцене наказания присутствуют другие краски: «чёрные мундиры», «черные ружья», вид красной, пёстрой мокрой от крови спины.

2.    Звуки: Музыкально сопровождение на балу говорит о душевной радости Ивана Васильевича, состоянии влюбленности: «веселая кадриль», «нежный плавный вальс», «задорная полька», мазурка, нежная красивая музыка. Во второй части -это «бой барабана», « визгливая мелодия флейты, «жестокая нехорошая музыка».

3.    Состояние рассказчика: На балу «был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро, я обнимал в то время весь мир своей любовью». При виде жестокого наказания солдата: «вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища, как будто я был уличён в самом постыдном поступке».

После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми избальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.

 

Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.

Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.

По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».

Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.

Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.

Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека – преступления по отношению к себе, к своей душе.

3. Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Определите виды рифм и способ рифмовки

НАИЗУСТЬ:

К ***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.                                                                   

 

РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе.

 

В представленном стихотворении  прослеживается мужская, женская и перекрестная рифма.

Перекрестная рифма(попеременная)

Рифмовка по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: абаб. Созвучны первая и третья, вторая и четвертая строки соответственно.

Если при разборе строфы дугами соединить слова-рифмы, то бросится в глаза такой факт: дуги пересекутся, как бы образуя крест. Потому-то это явление и называют "рифма перекрестная".

Например:

Я помню чудное мгновенье: (а)

Передо мной явилась ты, (б)

Как мимолетное виденье, (а)

Как гений чистой красоты. (б)

 

В томленьях грусти безнадежной, (а)

В тревогах шумной суеты, (б)

Звучал мне долго голос нежный (а)

И снились милые черты. (б)

 

Рифмы мужские(ударение на последний, т. е. рифмующийся слог: ты - красоты, суеты - черты, вновь - любовь);

рифмы женские (ударение на второй слог от конца: мгновенье - виденье, мятежный - нежный, упоенье - вдохновенье).

 

Билет № 6

 

1. Раскройте понятие «поэма». Расскажите о пути героя на войне в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Поэма – это крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико-драматическая и др.

В поэме речь идет о событиях, имеющих общечеловеческое значение. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры.

Поэму «Василий Тёркин» сам А. Твардовский обозначил так- «Книга про бойца», тем самым он хотел сказать, что произведение выходит за рамки жанра поэмы. Это произведение воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. От поэмы «Книга про бойца» отличается глубиной реалистического изображения войны, бедствий, страданий и подвига народа.

В    центре поэмы- образ главного героя – Василия Тёркина. Теркин- значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач». «Жизнью тёртый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.

Реального прототипа у Теркина нет, это собирательный образ, вместивший в себе типичные черты облика и характера русского солдата,

Из военной биографии Тёркина мы узнали, что он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны. Говорит, что воюет с самого начала войны.трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, который на своих плечах вынес все тяготы военной жизни,- олицетворение национальной силы духа и воли к жизни.

Каждая глава рассказывает об отдельном событии из жизни бойца. Например,

Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями. Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии. По дороге на фронт Теркинпопадает в дом стариков-крестьян, помогает им по хозяйству. Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и с трудом берет его в плен. Или неожиданно для себя из винтовки сбивает немецкий штурмовик. Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивает командира, первым врывается в село. Он был тяжело ранен. Лежа в поле, беседует со Смертью, которая уговаривает его не цепляться за жизнь. Но Теркин говорит солдатам, обнаружившим его: «Уберите эту бабу, Я солдат ещё живой».

Юмор Тёркина помогал бойцам пережить трагедию войны. Василий Теркин – прирожденный гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая убитому накануне командиру танкистов, мы узнаем из главы "Гармонь “. Эти танкисты вспомнили Теркина, которого они, раненого, доставляли однажды в санбат.

И от той гармошки старой,

Что осталось сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.        

Тёркин – настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат. Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя. Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. В этом его простота и обыкновенность. Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль.

 

2. Какую роль играет эпизод схватки Мцыри с барсом в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Поединок Мцыри с барсом в поэме можно назвать КУЛЬМИНАЦИЕЙ.

 

В    этом поединке автор воплотил основной мотив своего творчества - МОТИВ БОРЬБЫ.

Битва Мцыри с разъяренным барсом – это кульминация трех его вольных дней, до предела символичная. Барс олицетворяет злую мощь и волю природы, которая отвернулась от героя.

И    в этой смертельной схватке Мцыри проявляет высшую форму героизма – душевный героизм. Всё, что угрожает его свободе, должно быть сломлено и повержено. И он смело расправляется со всеми роковыми обстоятельствами, которые мешают ему быть свободным, а в данном случае их олицетворяет барс.

Дремавшие ранее инстинкты просыпаются, и всю нерастраченную энергию Мцыри вкладывает в борьбу. Его движения молниеносны, глаз точен, и рука не дрогнула. Побеждая разъяренного зверя, он берет верх и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами.

Описывая сцену схватки, автор использует яркие эпитеты и выразительные глаголы, держа читателя в напряжении и тревоге за судьбу героя. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.

В    этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову.

 

3. Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В чём, по вашему мнению, заключается символичность описания бурана? Назовите средства художественной выразительности, которые использует автор произведения.

НАИЗУСТЬ:

Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или, точнее, по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал:

 -Барин, не прикажешь ли воротиться?

- Это зачем?

- Время ненадёжно: ветер слегка подымается; - вишь, как он сметает порошу .

- Что ж за беда!

- А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)

- Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

- А вон-вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силён; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

Буран — символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное. В «Капитанской дочке» из метели так же неожиданно появляется Пугачев. Таким образом, Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям.

Значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг — и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой. Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки, источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете.

Средства художественной выразительности, которые использует автор произведения:

Эпитеты:печальные пустыни, белая степь, ясное небо, белое облачко.

Олицетворение(наделение неживых объектов свойствами живых):простирались пустыни, солнце садилось, ветер подымается, ветер сметает порошу.

 

 

Билет № 7

 

1. Раскройте роль изобразительно-выразительных средств (эпитетов и метафор), повторов в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Кавказ». Прочитайте стихотворение наизусть.

НАИЗУСТЬ:

«Кавказ»

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

Кавказ для Лермонтова — это символ вольной, неукротимой, самобытной природы, вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией. Образ Кавказа появляется во многих произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.

Стихотворение Лермонтова «Кавказ»- одно из ярких лирических произведений

о Кавказе. Изобразительные средства в стихотворении помогают понять состояние души лирического героя.

Произведение насыщено метафорами («на заре моих дней», «пять летпронеслось»),олицетворениями(«степь повторяла», «сердце лепечет»),эпитетами(«розовый час», «сладкая песня», «божественных глаз»), сравнениями («каксладкую песню отчизны моей»).

Лермонтов использует рефрен«Люблю я Кавказ!»- повторяющиеся строки. Это повторяющееся восклицание выражает о восхищение автором красотой этого удивительно прекрасного края. Введение в стихотворение обращений к природе («Я счастлив был с вами,ущелия гор», «О южные горы») свидетельствуют о подлинной любви поэта к Кавказу, он видит её живой. Использование инверсии(обратный порядок слов)(«отчизны моей»,«люблю я»,«розовый вечера час»)усиливает выразительность произведения.

Восприятие величественной природы Кавказских гор находит свое отражение

в романтическом мироощущении Лермонтова и в его душевных переживаниях, становясь фактом его личной биографии и рождая наполненные подлинным чувством строки: «Чтоб вечно их помнить,там надо быть раз».

 

2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Николай Васильевич Гоголь в комедии «Ревизор» изобразил типичный для первой половины19 века небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных властей, отсутствием необходимого контроля запорядком в городе, невежественностью его обитателей, грязью, неблагоустроенностью.

                В комедии поднимаются как социальные проблемы, так и нравственные. Н.В. Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России…».

Гоголь рисует широкую картину разложения российского чиновничества. Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий. Автор изображает облик мошенника,взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши. Для городничего не существует никаких законов и ограничений: он может справлять именины дважды в году, чтобы получить больше поборов с купцов, в лавках которых он хозяйничает, как у себя дома. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви. Он, безусловно умен, но ум его направлен на дела нечестные. Городничий озабочен не выполнением своих должностных обязанностей, а собственным материальным благополучием.

Под стать правителю города и его окружение.

Это судья Ляпкин-Тяпкин, который прочитал за всю жизнь 5 — 6 книг. Судья относится к службе равнодушно. Он занят охотой, а непременные для российского чиновника взятки берет борзыми щенками. О состоянии городского суда можно судить по вскользь сделанным замечаниям градоначальника: под ногами посетителей шныряют гуси, а в самом присутствии, где вершится правосудие, висит охотничий арапник.

Попечитель богоугодных заведений Земляника так говорит об особенностях медицинского обслуживания во вверенной ему больнице: "Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет". Он подхалим, ябедник и доносчик. Реплики городничего, адресованные попечителю Землянике, говорят о бедственном положении больных, беспомощных людей, всецело зависящих от плута и вора.

Смотритель уездных училищ Хлопов — насмерть запуганный человек; крайне нечистоплотный. В училище творится беспредел и анархия.

 

Почтмейстер Шпекин — необыкновенно глупый человек. Свою службу он считает "приятным время препровождением". Чтобы служба была еще приятнее, почтмейстер распечатывает и с удовольствием читает чужие письма, а наиболее интересные из них попросту коллекционирует.

Расширить рамки уездного чиновничества помогает образ Хлестакова, проезжающего через город мелкого петербургского чиновника, который был принят за могущественного тайного ревизора. Главные черты характера Хлестакова — это лживость и хвастливость. Лжет он вдохновенно, артистически, потому что только в этот момент иллюзорно возвышается до всеми уважаемого человека. В действительности же он ничего из себя не представляет. Абсолютное ничтожество, он выдает себя за известного писателя; пошляк и волокита, изображает благородного человека, вечно голодный, хвастается роскошным обедом, который ему доставляют из Парижа.

Культурный уровень чиновников крайне низок, о чем свидетельствуют также их обычные и любимые занятия — попойки, картежные игры, сплетни. Никого из чиновников нельзя назвать честным. Все они во главе с городничим берут и дают взятки, обкрадывают казну. У них полностью отсутствует понятие о долге, чести, достоинстве. Каждого из них одна цель — карьера и богатство. О том, как относятся чиновники к своим должностным обязанностям, говорят многие эпизоды пьесы.

Несмотря на различие характеров, положения, возраста, умственных способностей, чиновничество, изображенное в гоголевской комедии, воплощает типичные черты, характерные для государственного административного аппарата николаевской России.

Итак, пьеса "Ревизор" убеждает нас в том, что чиновники занимают государственные должности не для того, чтобы заботиться о благе страны и народа. Они используют свое служебное положение только в сугубо личных материальных интересах, подхалимствуя перед вышестоящими и самодурствуя над подвластными. Значит, чиновников в комедии объединяет жадность, корыстолюбие, нечестность, халатное отношение к службе, умственное и нравственное убожество. Белинский считал комедию Н. В. Гоголя "Ревизор" бичом казнокрадства, произвола и лихоимства, характеризующих всю бюрократическую государственную систему России.

Пороки чиновничества, которые разоблачает в своей комедии Н.В.Гоголь:

· взяточничество

· казнокрадство

· низкопоклонство и подличанье перед властями знатностью и богатством

· скотская грубость перед низшими

· самоуправство

· халатность в службе

· корыстолюбие

· произвол

· мошенничество

· подобострастие

· безнравственность

 

 

3. Составьте «Словарь историзмов комедии Д. Фонвизина «Недоросль», объясняя лексические значения данных слов.

Историзмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов или явлений объективной действительности: боярин, стольник, алтын.

НЕДОРОСЛЬ - 1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу (истор.) . 2. Глуповатый и простоватый юноша-недоучка из обеспеченной семьи.

Кафтан - русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.
обузил - сделать слишком узким.
околоток - соседняя местность, окрестность
застращать - запугать
бестия - плут, пройдоха.
обойми меня - пойми меня

 

Билет № 8

 

1. Определите особенности жанра исторического романа и проиллюстрируйте на примере произведения Скотта «Айвенго».

Исторический роман – это жанр повествовательной литературы, показывающий человеческие судьбы и характеры, передающий облик той или иной исторической эпохи.

Черты исторического романа по Вальтеру  Скотту:

1. Показ переломных моментов истории, когда решается судьба страны.

2. Частная жизнь людей связана историческим процессом.

3. В романе действуют представители разных сословий.

4. Показана роль народных масс.

Время,изображенное в романе: время феодальных междусобиц 12 века, третьего крестового похода (1189-1192 гг). Раннее средневековье Период царствования Ричарда Львиное сердце.

Исторические события в романе: Завоевание Англии норманским герцогом Вильгельмом (битва при Гастингсе) Истребление или лишение владений саксонской знати Крестовые походы.

Исторические лица в романе: Ричард Львиное Сердце, сын короля Генриха II Норманнский герцог Вильгельм Принц Джон.

Изображение жизни средневековой Англии: исторические картины, распри феодалов, картины быта богачей и отшельников, популярных развлечений и праздников, привычек людей и примет той поры, образы рыцарей, феодалов, духовенства, крестьян.

         В центре сюжета романа эпизоды, типичные для эпохи: турнир рыцарей, осада и штурм замка с целью освобождения заложников и т.д.

Но исторические события в романе разворачиваются на фоне любовных отношений молодого рыцаря Айвенго и прекрасной леди Ровены.

 

2. Как изображен образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

В    основе замысла повести Гоголя «Шинель» лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, ведущий к бунту смиренного чиновника. Повесть описывает не только случай из жизни героя, мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем о его службе, цели приобрести новую шинель и смерти. В повести предстает история жизни "маленького человека», его внутреннего мира, чувств и переживаний.

Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Он во всем обижен судьбой, но он не ропщет. За всю свою службу он не поднялся чином выше титулярного советника. Он смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью». Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами,и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал лишь о том, что "что-то Бог пошлет переписывать завтра». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль

За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное — 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа — только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическуюминуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину.В повести Н. В. Гоголя "Шинель» идея сострадательного, гуманного отношения к "маленькому человеку» выражается прямо.

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни - новая шинель. "Он даже сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность... » Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. После приобретения новой шинели и "...существование его сделалось как-то полнее...». Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть. 

Каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катас
















Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...