Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организационно-экономическая характеристика центра «Торговый комплекс БГЭУ»
Содержание Введение…………………………………………………………………………. 1.Организационно-экономическая характеристика центра «Торговый комплекс БГЭУ»………………………………………………………………… 2. Характеристика основных производственных помещений центра «Торговый комплекс БГЭУ»………………………………………………….... 2.1 Особенности работы мясорыбного цеха……………………………….. 2.2 Организация работы горячего цеха…………………………………….. 2.3Организация работы холодного цеха……………………………………. 2.4Организация работы кондитерского цеха………………………………. 2.5Организация работы моечного отделения………………………………. 3. Организация хранения продуктов…………………………………………… 3.1 Хранение готовых блюд…………………………………………………. 3.2 Хранение мяса, рыбы,мясных и рыбных продуктов………………….. 3.3 Хранение молока, молочных продуктов и яиц………………………… 3.4Хранение консервов……………………………………………………… 3.5Хранение сухих продуктов………………………………………………. 4. Организация обслуживания в центре «Торговый комплекс БГЭУ»………. 5. Организация снабжения. Выбор поставщика……………………………….. 6. Приемка товаров, их значение для ритмичной работы предприятия……… Заключение………………………………………………………………. Приложение А Приложение Б Приложение В Приложение Г Приложение Д Приложение Е Приложение Ж ПриложениеЗ Приложение И Приложение К ВВЕДЕНИЕ Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам, специализации. Развитие общественного питания дает существенную экономию общественного труда вследствие более рационального использования техники, сырья, материалов. Предоставляет рабочим и служащим в течение рабочего дня горячую пищу, что повышает их работоспособность, сохраняет здоровье. Дает возможность организации сбалансированного рационального питания в детских и учебных заведения. Успешная деятельность предприятия (фирмы) определяется качеством производимых услуг, которые должны: четко отвечать определенным потребностям, удовлетворять требования потребителя, соответствовать применяемым стандартам и техническим условиям, отвечать действующему законодательству и другим требованиям общества, предоставляться потребителю по конкурентоспособным ценам, обеспечить получение прибыли. Для достижения поставленных целей предприятие должно учитывать все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции и ее безопасность. Повышение эффективности общественного питания основывается на общих для всего народного хозяйства, принципах интенсификации производства - достижение высоких результатов при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов. Создание необходимых условий для удовлетворения потребностей людей в полноценном питании по месту работы, учебы, жительства и отдыха, повышение качества обслуживания и предоставление дополнительных услуг предприятиями общественного питания - важнейшие социально-экономические задачи государства. Профессионализм работников кухнидолжен быть на уровне заведения и ни как не ниже. Ведь качество блюд также является определяющим фактором при оценке работы предприятий общественного питания. От правильности процесса приготовления, соблюдения всех санитарных норм и главное от качества сырья, зависит самое главное человеческое богатство- здоровье. В общем и целом- это и есть культура обслуживания на предприятиях общественного питания, и не важно столовая это или кафе, должно быть сделано все для организации отдыха людей и они обязательно останутся благодарны, что является наилучшей наградой для работников. Что касается организационнойпрактики, то нужно сказать, что она является важным этапом в подготовке высококвалифицированных специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях. Практика направлена на закрепление знаний, полученных в университете, по дисциплине «Организация общественного питания», предварительное ознакомление с дисциплинами «Коммерческая деятельность», «Электронная коммерция», «Экономика предприятий торговли», на овладение передовыми технологиями, а также на приобретение навыков самостоятельной работы в сфере торговли. В ходе прохождения ознакомительной практики я ознакомился с организационной структурой управления, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и правилами техники безопасности, должностными инструкциями работников коммерческого отдела, продавцов,товароведов и других работников предприятия «Торговый комплекс БГЭУ» . Передо мной был поставлен ряд задач, с которыми я практически справился. Мне следовало изучить и проанализировать: v существующие и потенциальные возможности торговой организации (производственного предприятия) на рынке; v организационную структуру управления торговой организацией (производственным предприятием); v структуру персонала организации торговли (производственного предприятия); v экономические показатели развития торговой организации (производственного предприятия) и ее (его) структурных подразделений; v документооборот торговой организации (производственного предприятия); v соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины; v эффективность использования рабочего времени различных категорий работников; v устройство, планировку и оборудование торговой организации (производственного предприятия); v выполнение операций торгово-технологического (складского) процесса в магазине (на складе) (на производственном предприятии); v процесс обслуживания покупателей; v работу с поставщиками и товаром на уровне заключения и исполнения договоров; v управление коммерческой деятельностью; v планирование и управление товарными ресурсами; v внешнеэкономическая деятельность по закупкам (продаже) товаров; v формирование и управление товарным ассортиментом; v взаимодействие торговой организации (производственного предприятия) с государственными и местными исполнительными и распорядительными органами; v применение АСУ и использование возможностей электронной коммерции в деятельности торговой организации (производственного предприятия). Прохождение организационной практики позволяет предметно подходить к изучению специальных дисциплин в соответствии с избранной специализацией. Организационно-экономическая характеристика центра «Торговый комплекс БГЭУ» Центр «Торговый комплекс БГЭУ» является обособленным структурным подразделением Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» (далее БГЭУ) без права юридического лица, с выделением на самостоятельный баланс, имеющий субсчет для хранения денежных, средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Торговый комплекс БГЭУ является государственным предприятием и в своей деятельности руководствуется Положением о центре «Торговый комплекс БГЭУ», действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом БГЭУ и другими нормативными правовыми и организационно-распорядительными актами Университета. Организация зарегистрирована по адресу: Республика Беларусь, г. Минск, пр. Партизанский, 26 а. До торгового комплекса можно достаточно легко добраться со станции метро «Партизанской» на троллейбусе № 3, либо автобусе № 79 (ост.«пл. Ванеева»); на автобусе № 93 (ост. «ЭканамічныУнiверсiтэт») , а так же от железнодорожного вокзала на троллейбусе № 3, либо автобусе № 79 (ост. пл.«Ванеева»). Рисунок 1 – Схема размещения «Торгового комплекса БГЭУ»
Примечание – Источник: электронный источник [www.maps.by]. Имущество организации является собственностью Белорусского государственного экономического университета и принадлежит Торговому комплексу БГЭУ на праве хозяйственного ведения. Имущество торгового комплекса составляют материальные, финансовые активы, отражаемые в его самостоятельном балансе. Источником формирования имущества торгового комплекса являются доходы, полученные от реализации покупных товаров и продукции собственного производства, работ, услуг, а также от других видов деятельности, внебюджетные средства университета, кредиты банков, капитальные вложения и дотации из бюджета, иные источники, не запрещенные действующим законодательством Республики Беларусь. Главной целью деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» согласно Положению о Центре «Торговый комплекс БГЭУ», утвержденному приказом ректора БГЭУ от 30 марта 2005 года 238-А, является хозяйственная деятельность, направленная на решение государственной социально-значимой задачи — наиболее полное удовлетворение потребности в питании, товарах и услугах студентов, преподавателей и сотрудников БГЭУ и других потребителей; удовлетворение социальных и экономических интересов коллектива и интересов собственника имущества структурного подразделения; получение прибыли.
Предметом деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» является: v организация питания студентов, преподавателей, сотрудников БГЭУ; v доработка, производство и реализация товаров и услуг; v торгово-закупочная деятельность; v коммерческая деятельность; v выполнение других работ.
В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Торговый комплекс БГЭУ осуществляет следующие виды деятельности: розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание (лицензия №50000/0469887 продлена на основании решения Минского городского исполнительного комитета М 391 от 27.02.2009г. сроком на пять лет и действительна до 22.04.2014г.) [Приложение А]. Свидетельство о государственной регистрации выдано Мингорисполкомом от 16.08.2001. Данная организация зарегистрирована по адресу: Республика Беларусь, г. Минск, пр. Партизанский, 26а. [Приложение Б]. Центр «Торговый комплекс БГЭУ» на 01. 01. 2012г обладает следующей торговой сетью, представленной в таблице 1. Таблица 1 – дислокация сети торговых объектов центра «Торговый комплексБГЭУ»
Примечание – Источник: собственная разработка. Столовые, буфеты относятся к третьей наценочной категории. Продажные цены на изделия собственного производства реализуются в столовых и буфетах с 40% наценкой. Кафе «Галактика» и кафе первого этажа присвоена вторая наценочная категория, и продажные цены на продукцию собственного производства реализуются с наценкой 70%. В меню столовых с учетом требований ассортиментного перечня включают холодные закуски, первые блюда, вторые блюда, несколько видов гарниров, большой выбор напитков, а также мучные кондитерские изделия, некоторые виды десертов [Приложение В-Е]. Торговый комплекс возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности ректором БГЭУ. Организационная структура управления центра «Торговый комплекс БГЭУ» представлена в таблице 2. Тип структуры управления центра «Торговый комплекс БГЭУ» - линейная.
Таблица 2 – организационная структура управления центра «Торговый комплекс БГЭУ».
Примечание – Источник: собственная разработка. Основные показатели хозяйственно-экономической деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» за 2010-2011 гг. приведены в таблице 2. Информационной базой для составления таблицы и расчета показателей является Бухгалтерский баланс,Отчет о прибылях и убытках за 2011г и документ о финансово-хозяйственной деятельности торгового комплекса.
Таблица 3 – Основные показатели хозяйственно-экономической деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» за 2010-2011 гг.
Примечание – Источник : собственная разработка. *Индекс цен (в %), используемый при расчетах изменений товарооборота в сопоставимых ценах (продовольственные товары) : январь-декабрь 2011г. к январю-декабрю 2010г. – 153,2. Из данных таблицы 2 можно сделать следующие выводы: объем розничного товарооборота организации в сопоставимых ценах в отчетном 2011 году составил тыс. р. и возрос по сравнению с 2010 годом на 171 млн. р. или 3,9%. Возрос объем товарооборота общественного питания на 203 млн.р. и составил 4442 млн.р в сопоставимых ценах, что на 4,8 % больше, чем в 2010 г. В организации увеличилась реализация продукции собственного производства в сопоставимых ценах на 87 млн. р. или 2,7%. Важным показателем является ее доля в общем товарообороте, которая в 2011 году составила 75,21%, однако снизилась по отношению к 2010 году на 1,55%. Доходы от производства и реализации продукции собственного производства и покупных товаров составили в отчетном году тыс.р., что на 999812,2тыс. р. или 56,3% больше показателя прошлого года. Темп роста доходов от реализации превышает темп роста расходов на производство и реализацию на 1,8%. Так, сумма расходов на производство и реализацию в отчетном году составила 2654227,6тыс.р., что на 925112,7тыс. р. или 53,5% больше, чем в предыдущем году. Общая прибыль составила в отчетном периоде 93589 тыс. р., и возросла по сравнению с предыдущим годом на 64648,3 тыс.р. или 224,1 %. Рентабельность продаж так же увеличилась, разница составила 0,55%. Среднесписочная численность работников в отчетном периоде составила 96 человек и сократилась на 2 человека по сравнению с предыдущим годом. Среднемесячная заработная плата в 2011 году составила 1287860 руб. и значительно возросла по сравнению с прошедшим 2010 годом в связи с экономическим положением страны — на 528718 руб. (или на 69,6%). Таким образом, проанализировав основные показатели финансово-хозяйственной деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ» можно сделать вывод, что наблюдается положительный рост большинства результатных показателей торгово-производственной деятельности центра «Торговый комплекс БГЭУ». Динамику основных показателей финансово-хозяйственной деятельности за последнюю пятилетку можно просмотреть в Приложении З. Нужно отметить, что в целом за 2007-2011, так же как и за 2010-2011 годы наблюдался динамичный рост основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности. Однако в то же время был заметен спад уровня рентабельности. Наибольший процент рентабельности за последние пять лет приходился на 2009 год и составил 2,71%. И уже в 2010 году он существенно упал и составил всего 0,45%. В центре «Торговый комплекс БГЭУ» по данным за 2011 год работают 96 сотрудников : Директор (начальник), Начальник бухгалтерского учета и отчетности, Заместитель директора, Инженер- технолог, Администраторы (2 человека), Заведующие производством (5 человек), Заместитель заведующего производством, Заведующий кондитерским участком, Заведующий складом, Основные функциональные обязанности некоторых работников представлены в таблице 4. Таблица 4 – Основные должностные обязанности работников «Торгового комплекса БГЭУ»
|