Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладкеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Задание 1 № 22113 Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Пояснение. Наследственная изменчивость затрагивает генотип и передается по наследству. Она бывает комбинативной и мутационной. Комбинативная изменчивость — появление новых сочетаний признаков вследствие перекомбинации генов. Комбинативная изменчивость является важнейшим источником всего колоссального наследственного разнообразия, характерного для живых организмов. Однако перечисленные источники изменчивости не порождают существенных для выживания стабильных изменений в генотипе, которые необходимы, согласно эволюционной теории, для возникновения новых видов. Такие изменения возникают в результате мутаций.
Ответ: комбинативная.
---------- Дублирует задание 20463. Задание 2 № 22114 Выберите два верных ответа из пяти и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод используют для определения
1) степени влияния среды на формирование фенотипа 2) наследования сцепленных с полом признаков 3) кариотипа организма 4) хромосомных аномалий 5) возможности проявления признаков у потомков Пояснение. Основа метода — микроскопическое изучение хромосом человека. Цитогенетический метод применяется для анализа кариотипа и его аномалий у отдельных индивидуумов. Кариотип — совокупность признаков (число, размеры, форма и т. д.) полного набора хромосом, присущий клеткам данного биологического вида (видовой кариотип), данного организма (индивидуальный кариотип) или линии (клона) клеток. Кариотипом иногда также называют и визуальное представление полного хромосомного набора (кариограммы).
Ответ: 34.
---------- Дублирует задание 20464. Задание 3 № 22115 В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только количество хромосом.
ИЛИ
В ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 18%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число. Пояснение. В половых клетках (в сперматозоиде) рыбы 28 хромосом, т. е. в два раза меньше, чем в соматических Ответ: 28
ИЛИ
Согласно Правилу Чаргаффа количество нуклеотидов в двухцепочечной ДНК вычисляется по формуле: (А+Т) + (Г+Ц) = 100%, при этом, по принципу комплиментарности А=Т; Г=Ц Если известно, что А=18%, значит, Ц = (100% - (18%+18%))/2= 32% Ответ: 32
---------- Дублирует задание 20465. Задание 4 № 22116 Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) наличие хлоропластов 2) наличие гликокаликса 3) способность к фотосинтезу 4) способность к фагоцитозу 5) способность к биосинтезу белка
ИЛИ
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль 2) переносит информацию к месту синтеза белка 3) в комплексе с белками строит тело рибосомы 4) способна самоудваиваться 5) в комплексе с белками образует хромосомы Пояснение. НА рисунке изображена растительная клетка (т.к. хорошо видна плотная клеточная стенка, крупная центральная вакуоль и хлоропласты), т.е. для описания изображённой на рисунке клетки можно использовать пункты: 135. При этом к биосинтезу белка способны все типы клеток. "Выпадающие" из общего списка признаки: наличие гликокаликса и способность к фагоцитозу. Ответ: 24
ИЛИ Для описания молекулы ДНК можно использовать пункты: состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль; способна самоудваиваться; в комплексе с белками образует хромосомы. Значит, "выпадающие" из общего списка признаки: 2) переносит информацию к месту синтеза белка (это иРНК); 3) в комплексе с белками строит тело рибосомы (это рРНК). Ответ: 23
---------- Дублирует задание 20466. Задание 5 № 22117 Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. Энергетический обмен клетки — совокупность реакций расщепления органических веществ, сопровождающихся выделением энергии. Энергия, освобождающаяся при распаде органических веществ, не сразу используется клеткой, а запасается в форме АТФ. Первый из них — подготовительный. Второй этап — бескислородный, или гликолиз. Образовавшиеся на подготовительном этапе вещества — глюкоза, аминокислоты и др. — подвергаются дальнейшему ферментативному распаду без доступа кислорода. Происходит в цитоплазме клеток. Образуется 2 АТФ. Третий этап энергетического обмена — стадия кислородного расщепления, или аэробного дыхания, происходит в митохондриях. Полное окисление органических веществ с образованием 36 АТФ. Бескислородный: расщепление глюкозы в цитоплазме, образование молочной кислоты, образование ПВК (пировиноградной кислоты). Кислородный: синтез 36 молекул АТФ, полное окисление до СО2, Н2О.
Ответ: 12121.
---------- Дублирует задание 20467. Задание 6 № 22118 Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания. Пояснение. При моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании соотношение фенотипов 3:1 (правило расщепления Менделя).
Ответ: 31.
---------- Дублирует задание 20468. Задание 7 № 22119 Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гонада 2) спора 3) оплодотворение 4) овогенез 5) почкование Пояснение. Для описания полового размножения организмов используются термины: Гонада — орган, в котором образуются или (как у высших позвоночных и человека) только размножаются, растут и созревают половые клетки. Оплодотворение — слияние мужской и женской половых клеток — гамет, в результате чего образуется зигота, способная развиваться в новый организм. Оплодотворение лежит в основе полового размножения и обеспечивает передачу наследственных признаков от родителей потомкам. Овогенез — это процесс формирования яйцеклеток. Овогенез — оогенез — это один и тот же термин — греч. «оон», «овон» — яйцо, «генезис» — рождение. Два термина, «выпадающих» из общего списка: Спора (растений) — клетки или группы клеток, служащие для бесполого размножения. Споры бактерий — способ существования бактерий в неблагоприятных условиях. Почкование — тип бесполого или вегетативного размножения животных и растений, при котором дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек).
Ответ: 25.
---------- Дублирует задание 20469. Задание 8 № 22120 Установите соответствие между примером биологического явления и формой изменчивости, которую он иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
ИЛИ
Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. 1) генотипическая: появление коротконогой овцы в стаде овец с нормальными конечностями; появление мыши-альбиноса среди серых мышей; проявление у детей цвета глаз одного из родителей. 2) фенотипическая: формирование у стрелолиста разных форм листьев в воде и на воздухе; изменение размера кочана капусты в зависимости от интенсивности полива. Примечание. Генотипическая изменчивость характеризуется тем, что: передается по наследству; генотип особи подвергается изменениям; носит случайный характер. В зависимости от того, какими именно изменениями генотипа определяется Генотипическая изменчивость, выделяют две её формы: мутационную (в результате мутаций) и комбинативную (как следствие новых комбинаций генов). Ненаследственная модификационная (фенотипическая). Модификационная изменчивость не вызывает изменений генотипа, она связана с реакцией данного, одного и того же генотипа на изменение внешней среды: в оптимальных условиях выявляется максимум возможностей, присущих данному генотипу. Так, продуктивность беспородных животных в условиях улучшенного содержания и ухода повышается (надои молока, нагул мяса). Ответ: 11212 ---------- Дублирует задание 18701
ИЛИ Сначала определяем, какие зародышевые листки обозначены цифрами 1 и 2. 1 - Эктодерма; 2 - Мезодерма. Из эктодермы образуются: нервная ткань и кожный эпидермис; из мезодермы: кровь, скелет и гладкая мышечная ткань Ответ: 12221
---------- Дублирует задание 20470. Задание 9 № 22121 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны 1) четырёхкамерное сердце 2) наружное оплодотворение 3) кожные покровы с чешуйками или щитками 4) постоянная температура тела 5) ячеистые лёгкие 6) развитие зародыша в матке
ИЛИ
Известно, что бактерия туберкулёзная палочка – аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии. Цифры укажите в порядке возрастания.
(1)Размеры туберкулёзной палочки составляют в длину 1–10 мкм, а в диаметре 0,2–0,6 мкм. (2)Организм неподвижен и не способен образовывать споры. (3)При температуре выше 20 °C во влажном и тёмном месте сохраняет жизнеспособность до 7 лет. (4)Для своего развития организм нуждается в наличие кислорода. (5)Туберкулёзная палочка является паразитическим организмом. (6)В природе организм распространяется не только с каплями жидкости, но и ветром. Пояснение. На рисунке изображен мозг млекопитающего (скорее всего кролика, т.к. извилины переднего мозга есть, но слабот выражены. Это НЕ мозг птицы, т.к. не выражен средний мозг). У млекопитающих: 1) четырёхкамерное сердце; 4) постоянная температура тела; 6) развитие зародыша в матке. 3 и 5 — это признаки Пресмыкающихся. Ответ: 146
ИЛИ Из перечисленных предложений, которые описывают туберкулёзную палочку, необходимо выбрать те, которые соответсвуют условиям: аэробный, микроскопический, болезнетворный. аэробный: (4) Для своего развития организм нуждается в наличие кислорода. микроскопический: (1) Размеры туберкулёзной палочки составляют в длину 1–10 мкм, а в диаметре 0,2–0,6 мкм. болезнетворный:(5) Туберкулёзная палочка является паразитическим организмом.
Ответ: При выполнении данного задания не требуется соблюдать последовательность цифр в ответе, поэтому засчитывается любой вариант: 145/415 и т.д.
---------- Дублирует задание 20571. Задание 10 № 22122 Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. 1) корень: осуществление минерального питания; поглощение воды; сохранение питательных веществ во время зимовки растений; 2) лист: синтез органических веществ из неорганических; транспирация; поглощение углекислого газа и выделение кислорода.
Ответ: 1, 1, 2, 2, 1, 2.
---------- Дублирует задание 18702. Задание 11 № 22123 Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Мятлик луговой 2) Мятлик 3) Покрытосеменные 4) Однодольные 5) Растения 6) Злаковые Пояснение. Последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона: Царство Растения → Отдел Покрытосеменные → Класс Однодольные → Семейство Злаковые → Род Мятлик → Вид Мятлик луговой.
Ответ: 534621.
---------- Дублирует задание 20473. Задание 12 № 22124 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Во время бега в организме человека Цифры укажите в порядке возрастания. 1) растёт синтез желчи клетками печени 2) ускоряется процесс биосинтеза белка в скелетных мышцах 3) снижается количество лейкоцитов в плазме 4) усиливается приток крови к коже 5) возрастает потоотделение 6) повышается возбудимость нервной системы
ИЛИ
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) наружный слуховой проход 2) барабанная перепонка 3) слуховой нерв 4) стремя 5) полукружный канал 6) улитка Пояснение. Во время бега в организме человека (активируется симпатическая нервная система): 4) усиливается приток крови к коже; 5) возрастает потоотделение; 6) повышается возбудимость нервной системы Ответ: 456
ИЛИ Три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха»: 1) наружный слуховой проход 2) барабанная перепонка 6) улитка
НЕ верно: 3) слуховой нерв — это слуховая труба (евстахиева труба) 4) стремя — это слуховая косточка - молоточек (передающая колебания от барабанной перепонки к молоточку) 5) полукружный канал — это слуховая косточка - наковальня (передающая колебания от молоточка к стремечку). Ответ: 126
---------- Дублирует задание 20474. Задание 13 № 22125 Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. Эпителиальная: образует наружный покров кожи (ороговевающий многослойный эпителий); состоит из тесно прилегающих клеток. Соединительная: выполняет функцию опоры (костная, хрящевая) и питания (кровь); вырабатывает антитела (кровь). Нервная: обладает проводимостью; образует серое вещество спинного мозга.
Ответ: 321213.
---------- Дублирует задание 20475. Задание 14 № 22126 Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) интенсивное всасывание воды 2) набухание и частичное расщепление белков 3) начало расщепления крахмала 4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь 5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров Пояснение. Последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи: начало расщепления крахмала (ротовая полость) → набухание и частичное расщепление белков (желудок) → расщепление всех биополимеров пищи до мономеров (двенадцатиперстная кишка) → всасывание аминокислот и глюкозы в кровь (тонкий кишечник) → интенсивное всасывание воды (толстый кишечник).
Ответ: 32541.
---------- Дублирует задание 20476. Задание 15 № 22127 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Сосна обыкновенная — светолюбивое растение. (2) Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки. (3) Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. (4) У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. (5) На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. (6) Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение. Пояснение. Критерии вида — это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным. Морфологический — внутреннее и внешнее строение. Физиолого-биохимический — как работают органы и клетки — 6 предложение. Поведенческий — поведение, особенно в момент размножения. Экологический — совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.) — 1 и 3 предложение. Географический — ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид. Генетический — одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство. Необходимо выбрать три предложения описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида: (2) Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки.(4) У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. (5) На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки.
Ответ: 245.
---------- Дублирует задание 20477. Задание 16 № 22128 Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. Методы изучения эволюции — это доказательства эволюции живой природы. Палеонтологический метод: останки зверозубых ящеров; филогенетический ряд лошади. Сравнительно-анатомический метод: колючки кактуса и колючки барбариса; многососковость у человека; аппендикс у человека.
Ответ: 21122.
Примечание. Палеонтология — наука, изучающая остатки вымерших организмов, выявляющая их сходства и различия с современными организмами. Благодаря палеонтологическим данным удалось установить переходные формы и филогенетические ряды. Филогенетические ряды — последовательные ряды ископаемых форм организмов, эволюция которых совершалась в указанных направлениях. Такие ряды видов, последовательно сменяющих друг друга организмов, свидетельствуют о существовании эволюционного процесса.
---------- Дублирует задание 20478. Задание 17 № 22129 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) большим видовым разнообразием 2) отсутствием редуцентов 3) большой численностью хищников 4) разветвлёнными пищевыми сетями 5) колебанием численности популяций 6) замкнутым круговоротом веществ Пояснение. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса (может быть указан любой биогеоценоз) определяется: большим видовым разнообразием; разветвлёнными пищевыми сетями; замкнутым круговоротом веществ.
Ответ: 146.
---------- Дублирует задание 20479. Задание 18 № 22130 Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. Абиотический (факторы неживой природы): повышение давления атмосферного воздуха; изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением. Биотический (факторы живой природы): изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии; взаимодействие между волками в стае; конкуренция за территорию между соснами в лесу.
Ответ: 11222.
---------- Дублирует задание 20480. Задание 19 № 22131 Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) выход организмов на сушу 2) возникновение фотосинтеза 3) формирование озонового экрана 4) абиогенный синтез органических веществ 5) появление клеточных форм жизни Пояснение. Эволюционные процессы на Земле в хронологическом порядке: образование коацерватов в воде → появление клеточных форм жизни → возникновение фотосинтеза → формирование озонового экрана → выход организмов на сушу.
Ответ: 4, 5, 2, 3, 1.
---------- Дублирует задание 17087. Задание 20 № 22132 Рассмотрите рисунок с изображением бабочки берёзовой пяденицы и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к формированию двух форм бабочек. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Список терминов: 1) идиоадаптация 2) мимикрия 3) конвергенция 4) движущая 5) ароморфоз 6) маскировка 7) стабилизирующая
ИЛИ
Проанализируйте таблицу «Структуры клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Структуры клетки
Список терминов: 1) гликолиз 2) хлоропласт 3) биосинтез белка 4) митохондрия 5) транскрипция 6) ядро 7) цитоплазма 8) клеточный центр Пояснение. Изображен "промышленный меланизм бабочек" тип приспособления: 6) маскировка; форма естественного отбора: 4) движущая направление эволюции: 1) идиоадаптация
Историческая справка: Во время промышленной революции в Англии из-за загрязнения воздуха резко сократилось количество лишайников на стволах деревьев. Поэтому бабочки исходной, светлой формы (typica), незаметные на фоне светлых лишайников, стали бросаться в глаза на темной голой коре. Избирательное выедание птицами светлых бабочек привело к тому, что частота встречаемости формы carbonaria в промышленных районах Англии выросла от 0 до 99%. Но триумф черных бабочек был недолгим: в 1960–1970-е годы борьба с загрязнением воздуха стала приносить ощутимые плоды, и лишайники постепенно вернулись на стволы деревьев. Частота встречаемости формы carbonaria начала снижаться и к настоящему времени упала до 5%. Аналогичные процессы на фоне индустриализации происходили с несколькими десятками видов бабочек в разных странах. Ответ: 641
ИЛИ
Структуры клетки
Ответ: 463
---------- Дублирует задание 20482. Задание 21 № 22133 Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке».
Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке
1) Оптимальное количество яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, – 5. 2) Гибель птенцов объясняется случайными факторами. 3) Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве. 4) Чем больше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов. 5) Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.
ИЛИ
Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Скорость размножения бактерий
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды. 2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии. 3) зависит от генетической программы организма. 4) в интервале от 20 до 36 °С повышается. 5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии.
ИЛИ
Проанализируйте гистограмму состава рациона животного Z. По оси х расположены таксоны позвоночных животных, которыми питается животное Z, а по оси у – их количество в рационе. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы.
Животное Z относят к 1) всеядным животным 2) консументам II порядка 3) производителям органических веществ 4) полуводным животным 5) обитателям тундры Пояснение. Проанализировав таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке» находим верные выводы: 1) Оптимальное количество яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, – 5. (необходимо высчитать количество выживших птенцов в каждой кладке, и убедиться, что в кладке из 5 яиц - 80% это 4 птенца) 3) Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве. Остальные выводы НЕЛЬЗЯ сделать на основе этой таблицы. Ответ: 13
ИЛИ Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Скорость размножения бактерий: 4) в интервале от 20 до 36 °С повышается. 5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии. Примечание. 5 предложение не вполне корректно, т.к. на основе графика нельзя выяснить причину снижения скорости размножения бактерий Ответ: 45
ИЛИ Проанализируем гистограмму состава рациона животного Z. Данное животное: 2) консумент II порядка (т.к. в рационе только животные); 4) полуводное животное (т.к в рационе есть и рыбы с амфибиями; и рептилии) Не верные предложения: 1) всеядное животное (нет растений в рационе); 3) производителям органических веществ; 5) обитатель тундры (в тундре не водятся амфибии и рептилии). Ответ: 24
---------- Дублирует задание 20483. Задание 22 № 22134 Известно, что в плазме крови концентрация раствора солей в норме составляет 0,9%. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображение нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более 0,9%, менее 0,9%, равна 0,9%).
ИЛИ
Известно, что в растительных клетках присутствуют два вида хлорофилла: хлорофилл a и хлорофилл b. Учёному, для изучения их структуры, необходимо разделить эти два пигмента. Какой метод он должен использовать для их разделения? На чём основан этот метод?
ИЛИ
Анализа результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С — 11%, между генами С и В — 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется? Пояснение. Элементы ответа: 1) эритроцит в растворе сморщился из-за потери воды, которая по причине диффузии поступила из эритроцита в раствор; 2) концентрация раствора соли в стакане более 0,9%.
ИЛИ
Элементы ответа: 1) метод хроматографии; 2) метод основан на разной скорости движения веществ смеси через адсорбент в зависимости от их молекулярной массы.
ИЛИ
Элементы ответа: 1)
2) за единицу расстояния между генами принят 1% кроссинговера, эта величина названа морганидой ---------- Дублирует задание 20496. Задание 23 № 22135 Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?
ИЛИ
На рисунках изображены скелет и отпечаток перьев и реконструкция вымершего животного, обитавшего 150–147 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм? Это животное учёные считают переходной формой. Назовите классы, к которым можно отнести изображённое животное. Какие черты внешнего строения позволяют отнести его к этим классам?
Геохронологическая таблица
Пояснение. Элементы ответа: 1) А – фагоцитоз (захват клеткой твёрдых частиц); Б – пиноцитоз (захват капель жидкости); 2) в этих процессах участвует плазматическая мембрана клетки; 3) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой, его содержимое подвергнется расщеплению (лизису); образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму
ИЛИ
Элементы ответа: 1) Эра — Мезозойская; Период — Юрский; 2) к рептилиям животное можно отнести на основании наличия челюсти с зубами, длинного хвоста и развитых пальцев; 3) к птицам животное можно отнести на основании наличия перьевого покрова и крыльев
---------- Дублирует задание 14141. Задание 24 № 22136 Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4)Железы внутренней секреции – эндокринные железы – выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. (5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон поджелудочной железы – инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови. (7)Гормон щитовидной железы – адреналин – повышает возбудимость нервной системы, учащает сердечные сокращения. Пояснение. Ошибки допущены в предложениях: 1) 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают не только на поверхность тела, но и в полости тела; 2) 3 – секреты желёз внутренней секреции поступают непосредственно в кровь, так как железы внутренней секреции протоков не имеют; 3) 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон надпочечников
---------- Дублирует задание 20498. Задание 25 № 22137 В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково. Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом. Пояснение. Элементы ответа: 1) уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде; 2) измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением; 3) С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев
---------- Дублирует задание 20499. Задание 26 № 22138 Какие процессы обеспечивают постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)? Приведите не менее трёх процессов и поясните их. Пояснение. Элементы ответа: 1) при фотосинтезе регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: выделяется кислород и поглощается углекислый газ; 2) при дыхании и брожении регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: поглощается кислород и выделяется углекислый газ; 3) в результате азото-фиксации бактериями поглощается молекулярный азот из атмосферы, при денитрификации азот выделяется
---------- Дублирует задание 20500. Задание 27 № 22139 Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |