Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке




Задание 1 № 22113

Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

Пояснение.

Наследственная изменчивость затрагивает генотип и передается по наследству. Она бывает комбинативной и мутационной.

Комбинативная изменчивость — появление новых сочетаний признаков вследствие перекомбинации генов. Комбинативная изменчивость является важнейшим источником всего колоссального наследственного разнообразия, характерного для живых организмов. Однако перечисленные источники изменчивости не порождают существенных для выживания стабильных изменений в генотипе, которые необходимы, согласно эволюционной теории, для возникновения новых видов. Такие изменения возникают в результате мутаций.

 

Ответ: комбинативная.

 

----------

Дублирует задание 20463.

Задание 2 № 22114

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод используют для определения

 

1) степени влияния среды на формирование фенотипа

2) наследования сцепленных с полом признаков

3) кариотипа организма

4) хромосомных аномалий

5) возможности проявления признаков у потомков

Пояснение.

Основа метода — микроскопическое изучение хромосом человека. Цитогенетический метод применяется для анализа кариотипа и его аномалий у отдельных индивидуумов. Кариотип — совокупность признаков (число, размеры, форма и т. д.) полного набора хромосом, присущий клеткам данного биологического вида (видовой кариотип), данного организма (индивидуальный кариотип) или линии (клона) клеток. Кариотипом иногда также называют и визуальное представление полного хромосомного набора (кариограммы).

 

Ответ: 34.

 

----------

Дублирует задание 20464.

Задание 3 № 22115

В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только количество хромосом.

 

ИЛИ

 

В ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 18%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

Пояснение.

В половых клетках (в сперматозоиде) рыбы 28 хромосом, т. е. в два раза меньше, чем в соматических

Ответ: 28

 

ИЛИ

 

Согласно Правилу Чаргаффа количество нуклеотидов в двухцепочечной ДНК вычисляется по формуле: (А+Т) + (Г+Ц) = 100%, при этом, по принципу комплиментарности А=Т; Г=Ц

Если известно, что А=18%, значит, Ц = (100% - (18%+18%))/2= 32%

Ответ: 32

 

----------

Дублирует задание 20465.

Задание 4 № 22116

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) наличие хлоропластов

2) наличие гликокаликса

3) способность к фотосинтезу

4) способность к фагоцитозу

5) способность к биосинтезу белка

 

ИЛИ

 

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль

2) переносит информацию к месту синтеза белка

3) в комплексе с белками строит тело рибосомы

4) способна самоудваиваться

5) в комплексе с белками образует хромосомы

Пояснение.

НА рисунке изображена растительная клетка (т.к. хорошо видна плотная клеточная стенка, крупная центральная вакуоль и хлоропласты), т.е. для опи­са­ния изоб­ражённой на ри­сун­ке клет­ки можно использовать пункты: 135. При этом к биосинтезу белка способны все типы клеток. "Выпадающие" из общего списка признаки: на­ли­чие гли­ко­ка­лик­са и спо­соб­ность к фа­го­ци­то­зу.

Ответ: 24

 

ИЛИ

Для опи­са­ния мо­ле­ку­лы ДНК можно использовать пункты: со­сто­ит из двух по­ли­нук­лео­тид­ных цепей, за­кру­чен­ных в спи­раль; спо­соб­на са­мо­удва­и­вать­ся; в ком­плек­се с бел­ка­ми об­ра­зу­ет хро­мо­со­мы.

Значит, "выпадающие" из общего списка признаки: 2) пе­ре­но­сит ин­фор­ма­цию к месту син­те­за белка (это иРНК);

3) в ком­плек­се с бел­ка­ми стро­ит тело ри­бо­со­мы (это рРНК).

Ответ: 23

 

----------

Дублирует задание 20466.

Задание 5 № 22117

Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
А) расщепление глюкозы в цитоплазме Б) синтез 36 молекул АТФ В) образование молочной кислоты Г) полное окисление веществ до СО2 и Н2О Д) образование пировиноградной кислоты   1) бескислородный 2) кислородный

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

Энер­ге­ти­че­ский обмен клет­ки — со­во­куп­ность ре­ак­ций рас­щеп­ле­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ, со­про­вож­да­ю­щих­ся вы­де­ле­ни­ем энер­гии. Энер­гия, осво­бож­да­ю­ща­я­ся при рас­па­де ор­га­ни­че­ских ве­ществ, не сразу ис­поль­зу­ет­ся клет­кой, а за­па­са­ет­ся в форме АТФ. Пер­вый из них — под­го­то­ви­тель­ный. Вто­рой этап — бес­кис­ло­род­ный, или гли­ко­лиз. Об­ра­зо­вав­ши­е­ся на под­го­то­ви­тель­ном этапе ве­ще­ства — глю­ко­за, ами­но­кис­ло­ты и др. — под­вер­га­ют­ся даль­ней­ше­му фер­мен­та­тив­но­му рас­па­ду без до­сту­па кис­ло­ро­да. Про­ис­хо­дит в ци­то­плаз­ме кле­ток. Об­ра­зу­ет­ся 2 АТФ. Тре­тий этап энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на — ста­дия кис­ло­род­но­го рас­щеп­ле­ния, или аэроб­но­го ды­ха­ния, про­ис­хо­дит в ми­то­хон­дри­ях. Пол­ное окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ с об­ра­зо­ва­ни­ем 36 АТФ.

Бес­кис­ло­род­ный: рас­щеп­ле­ние глю­ко­зы в цитоплазме, об­ра­зо­ва­ние мо­лоч­ной кис­ло­ты, об­ра­зо­ва­ние ПВК (пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты). Кис­ло­род­ный: син­тез 36 мо­ле­кул АТФ, пол­ное окис­ле­ние до СО2, Н2О.

 

Ответ: 12121.

 

----------

Дублирует задание 20467.

Задание 6 № 22118

Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Пояснение.

При мо­но­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии двух ге­те­ро­зи­гот­ных ор­га­низ­мов при пол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии соотношение фенотипов 3:1 (правило расщепления Менделя).

 

Ответ: 31.

 

----------

Дублирует задание 20468.

Задание 7 № 22119

Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) гонада

2) спора

3) оплодотворение

4) овогенез

5) почкование

Пояснение.

Для опи­са­ния по­ло­во­го раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов используются термины:

Го­на­да — орган, в котором образуются или (как у высших позвоночных и человека) только размножаются, растут и созревают половые клетки.

Опло­до­тво­ре­ние — слияние мужской и женской половых клеток — гамет, в результате чего образуется зигота, способная развиваться в новый организм. Оплодотворение лежит в основе полового размножения и обеспечивает передачу наследственных признаков от родителей потомкам.

Ово­ге­нез — это процесс формирования яйцеклеток. Ово­ге­нез — оогенез — это один и тот же термин — греч. «оон», «овон» — яйцо, «генезис» — рож­дение.

Два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка:

Спора (растений) — клетки или группы клеток, служащие для бесполого размножения. Споры бактерий — способ существования бактерий в неблагоприятных условиях.

Поч­ко­ва­ние — тип бесполого или вегетативного размножения животных и растений, при котором дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек).

 

Ответ: 25.

 

----------

Дублирует задание 20469.

Задание 8 № 22120

Установите соответствие между примером биологического явления и формой изменчивости, которую он иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР ЯВЛЕНИЯ   ФОРМА ИЗМЕНЧИВОСТИ
А) появление коротконогой овцы в стаде овец с нормальными конечностями Б) появление мыши-альбиноса среди серых мышей В) формирование у стрелолиста разных форм листьев в воде и на воздухе Г) проявление у детей цвета глаз одного из родителей Д) изменение размера кочана капусты при недостатке влаги   1) генотипическая 2) фенотипическая

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

 

ИЛИ

 

Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, из которых эти структуры формируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СТРУКТУРЫ   ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ
А) нервная ткань Б) кровь В) скелет Г) гладкая мышечная ткань Д) кожный эпидермис   1) 1 2) 2

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

1) ге­но­ти­пи­че­ская: по­яв­ле­ние ко­рот­ко­но­гой овцы в стаде овец с нор­маль­ны­ми ко­неч­но­стя­ми; по­яв­ле­ние мыши-аль­би­но­са среди серых мышей; про­яв­ле­ние у детей цвета глаз од­но­го из ро­ди­те­лей.

2) фенотипическая: фор­ми­ро­ва­ние у стре­ло­ли­ста раз­ных форм ли­стьев в воде и на воз­ду­хе; из­ме­не­ние раз­ме­ра ко­ча­на ка­пу­сты в за­ви­си­мо­сти от ин­тен­сив­но­сти по­ли­ва.

При­ме­ча­ние.

Ге­но­ти­пи­че­ская из­мен­чи­вость ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что: пе­ре­да­ет­ся по на­след­ству; ге­но­тип особи под­вер­га­ет­ся из­ме­не­ни­ям; носит слу­чай­ный ха­рак­тер.

В за­ви­си­мо­сти от того, ка­ки­ми имен­но из­ме­не­ни­я­ми ге­но­ти­па опре­де­ля­ет­ся Ге­но­ти­пи­че­ская из­мен­чи­вость, вы­де­ля­ют две её формы: му­та­ци­он­ную (в ре­зуль­та­те му­та­ций) и ком­би­на­тив­ную (как след­ствие новых ком­би­на­ций генов).

Не­на­след­ствен­ная мо­ди­фи­ка­ци­он­ная (фе­но­ти­пи­че­ская). Мо­ди­фи­ка­ци­он­ная из­мен­чи­вость не вы­зы­ва­ет из­ме­не­ний ге­но­ти­па, она свя­за­на с ре­ак­ци­ей дан­но­го, од­но­го и того же ге­но­ти­па на из­ме­не­ние внеш­ней среды: в оп­ти­маль­ных усло­ви­ях вы­яв­ля­ет­ся мак­си­мум воз­мож­но­стей, при­су­щих дан­но­му ге­но­ти­пу. Так, про­дук­тив­ность бес­по­род­ных жи­вот­ных в усло­ви­ях улуч­шен­но­го со­дер­жа­ния и ухода по­вы­ша­ет­ся (надои мо­ло­ка, нагул мяса).

Ответ: 11212

----------

Дублирует задание 18701

 

ИЛИ

Сначала определяем, какие зародышевые листки обозначены цифрами 1 и 2.

1 - Эктодерма; 2 - Мезодерма.

Из эктодермы образуются: нервная ткань и кожный эпидермис; из мезодермы: кровь, скелет и гладкая мышечная ткань

Ответ: 12221

 

----------

Дублирует задание 20470.

Задание 9 № 22121

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны

1) четырёхкамерное сердце

2) наружное оплодотворение

3) кожные покровы с чешуйками или щитками

4) постоянная температура тела

5) ячеистые лёгкие

6) развитие зародыша в матке

 

ИЛИ

 

Известно, что бактерия туберкулёзная палочка – аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

(1)Размеры туберкулёзной палочки составляют в длину 1–10 мкм, а в диаметре 0,2–0,6 мкм. (2)Организм неподвижен и не способен образовывать споры. (3)При температуре выше 20 °C во влажном и тёмном месте сохраняет жизнеспособность до 7 лет. (4)Для своего развития организм нуждается в наличие кислорода. (5)Туберкулёзная палочка является паразитическим организмом. (6)В природе организм распространяется не только с каплями жидкости, но и ветром.

Пояснение.

На рисунке изображен мозг млекопитающего (скорее всего кролика, т.к. извилины переднего мозга есть, но слабот выражены. Это НЕ мозг птицы, т.к. не выражен средний мозг). У млекопитающих: 1) четырёхкамерное сердце; 4) постоянная температура тела; 6) развитие зародыша в матке. 3 и 5 — это признаки Пресмыкающихся.

Ответ: 146

 

ИЛИ

Из перечисленных предложений, которые описывают туберкулёзную палочку, необходимо выбрать те, которые соответсвуют условиям: аэроб­ный, мик­ро­ско­пи­че­ский, бо­лез­не­твор­ный.

аэроб­ный: (4) Для сво­е­го раз­ви­тия ор­га­низм нуж­да­ет­ся в на­ли­чие кис­ло­ро­да.

мик­ро­ско­пи­че­ский: (1) Раз­ме­ры ту­бер­кулёзной па­лоч­ки со­став­ля­ют в длину 1–10 мкм, а в диа­мет­ре 0,2–0,6 мкм.

бо­лез­не­твор­ный:(5) Ту­бер­кулёзная па­лоч­ка яв­ля­ет­ся па­ра­зи­ти­че­ским ор­га­низ­мом.

 

Ответ: При выполнении данного задания не требуется соблюдать последовательность цифр в ответе, поэтому засчитывается любой вариант: 145/415 и т.д.

 

----------

Дублирует задание 20571.

Задание 10 № 22122

Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ   ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ
А) осуществление минерального питания Б) поглощение воды В) синтез органических веществ из неорганических Г) транспирация Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода   1) корень 2) лист

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Пояснение.

1) ко­рень: осу­ществ­ле­ние ми­не­раль­но­го пи­та­ния; по­гло­ще­ние воды; со­хра­не­ние пи­та­тель­ных ве­ществ во время зи­мов­ки рас­те­ний;

2) лист: син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских; транс­пи­ра­ция; по­гло­ще­ние уг­ле­кис­ло­го газа и вы­де­ле­ние кис­ло­ро­да.

 

Ответ: 1, 1, 2, 2, 1, 2.

 

----------

Дублирует задание 18702.

Задание 11 № 22123

Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) Мятлик луговой

2) Мятлик

3) Покрытосеменные

4) Однодольные

5) Растения

6) Злаковые

Пояснение.

По­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния си­сте­ма­ти­че­ских так­со­нов рас­те­ния, на­чи­ная с са­мо­го круп­но­го так­со­на: Царство Рас­те­ния → Отдел По­кры­то­се­мен­ные → Класс Од­но­доль­ные → Семейство Зла­ко­вые → Род Мят­лик → Вид Мят­лик лу­го­вой.

 

Ответ: 534621.

 

----------

Дублирует задание 20473.

Задание 12 № 22124

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Во время бега в организме человека

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) растёт синтез желчи клетками печени

2) ускоряется процесс биосинтеза белка в скелетных мышцах

3) снижается количество лейкоцитов в плазме

4) усиливается приток крови к коже

5) возрастает потоотделение

6) повышается возбудимость нервной системы

 

ИЛИ

 

 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) наружный слуховой проход

2) барабанная перепонка

3) слуховой нерв

4) стремя

5) полукружный канал

6) улитка

Пояснение.

Во время бега в организме человека (активируется симпатическая нервная система): 4) уси­ли­ва­ет­ся при­ток крови к коже; 5) воз­рас­та­ет по­то­от­де­ле­ние; 6) по­вы­ша­ет­ся воз­бу­ди­мость нерв­ной си­сте­мы

Ответ: 456

 

ИЛИ

Три верно обо­зна­чен­ные под­пи­си к ри­сун­ку «Стро­е­ние уха»:

1) на­руж­ный слу­хо­вой про­ход

2) ба­ра­бан­ная пе­ре­пон­ка

6) улит­ка

 

НЕ верно:

3) слу­хо­вой нерв — это слуховая труба (евстахиева труба)

4) стре­мя — это слуховая косточка - молоточек (передающая колебания от барабанной перепонки к молоточку)

5) по­лу­круж­ный канал — это слуховая косточка - наковальня (передающая колебания от молоточка к стремечку).

Ответ: 126

 

----------

Дублирует задание 20474.

Задание 13 № 22125

Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ТИПЫ ТКАНИ
А) обладает проводимостью Б) выполняет функцию опоры и питания В) образует наружный покров кожи Г) вырабатывает антитела Д) состоит из тесно прилегающих клеток Е) образует серое вещество спинного мозга   1) эпителиальная 2) соединительная 3) нервная

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Эпи­те­ли­аль­ная: об­ра­зу­ет на­руж­ный по­кров кожи (ороговевающий многослойный эпителий); со­сто­ит из тесно при­ле­га­ю­щих кле­ток. Со­еди­ни­тель­ная: вы­пол­ня­ет функ­цию опоры (костная, хрящевая) и пи­та­ния (кровь); вы­ра­ба­ты­ва­ет ан­ти­те­ла (кровь). Нерв­ная: об­ла­да­ет про­во­ди­мо­стью; об­ра­зу­ет серое ве­ще­ство спин­но­го мозга.

 

Ответ: 321213.

 

----------

Дублирует задание 20475.

Задание 14 № 22126

Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) интенсивное всасывание воды

2) набухание и частичное расщепление белков

3) начало расщепления крахмала

4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь

5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров

Пояснение.

По­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка при пе­ре­ва­ри­ва­нии пищи: на­ча­ло рас­щеп­ле­ния крах­ма­ла (ротовая полость) → на­бу­ха­ние и ча­стич­ное рас­щеп­ле­ние бел­ков (желудок) → рас­щеп­ле­ние всех био­по­ли­ме­ров пищи до мо­но­ме­ров (двенадцатиперстная кишка) → вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот и глю­ко­зы в кровь (тонкий кишечник) → ин­тен­сив­ное вса­сы­ва­ние воды (толстый кишечник).

 

Ответ: 32541.

 

----------

Дублирует задание 20476.

Задание 15 № 22127

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Сосна обыкновенная — светолюбивое растение. (2) Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки. (3) Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. (4) У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. (5) На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. (6) Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.

Пояснение.

Критерии вида — это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

Морфологический — внутреннее и внешнее строение.

Физиолого-биохимический — как работают органы и клетки — 6 предложение.

Поведенческий — поведение, особенно в момент размножения.

Экологический — совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.) — 1 и 3 предложение.

Географический — ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.

Генетический — одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

Необходимо выбрать три предложения описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:

(2) Она имеет вы­со­кий строй­ный ствол, крона фор­ми­ру­ет­ся толь­ко вб­ли­зи вер­хуш­ки.(4) У неё хо­ро­шо раз­ви­ты глав­ный и бо­ко­вые корни, ли­стья иг­ло­вид­ные, по две хво­ин­ки в узле на по­бе­ге. (5) На мо­ло­дых по­бе­гах раз­ви­ва­ют­ся зе­ле­но­ва­то-жёлтые муж­ские шишки и крас­но­ва­тые жен­ские шишки.

 

Ответ: 245.

 

----------

Дублирует задание 20477.

Задание 16 № 22128

Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ   МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
А) колючки кактуса и колючки барбариса Б) останки зверозубых ящеров В) филогенетический ряд лошади Г) многососковость у человека Д) аппендикс у человека   1) палеонтологический 2) сравнительно-анатомический

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

Методы изучения эволюции — это доказательства эволюции живой природы. Па­ле­он­то­ло­ги­че­ский метод: остан­ки зве­ро­зу­бых яще­ров; фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди. Срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ский метод: ко­люч­ки как­ту­са и ко­люч­ки бар­ба­ри­са; мно­го­сос­ко­вость у че­ло­ве­ка; ап­пен­дикс у че­ло­ве­ка.

 

Ответ: 21122.

 

Примечание.

Па­ле­он­то­ло­гия — наука, изу­ча­ю­щая остат­ки вы­мер­ших ор­га­низ­мов, вы­яв­ля­ю­щая их сход­ства и раз­ли­чия с со­вре­мен­ны­ми ор­га­низ­ма­ми. Бла­го­да­ря па­ле­он­то­ло­ги­че­ским дан­ным уда­лось уста­но­вить пе­ре­ход­ные формы и фи­ло­ге­не­ти­че­ские ряды.

Фи­ло­ге­не­ти­че­ские ряды — по­сле­до­ва­тель­ные ряды ис­ко­па­е­мых форм ор­га­низ­мов, эво­лю­ция ко­то­рых со­вер­ша­лась в ука­зан­ных на­прав­ле­ни­ях. Такие ряды видов, по­сле­до­ва­тель­но сме­ня­ю­щих друг друга ор­га­низ­мов, сви­де­тель­ству­ют о су­ще­ство­ва­нии эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са.

 

----------

Дублирует задание 20478.

Задание 17 № 22129

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) большим видовым разнообразием

2) отсутствием редуцентов

3) большой численностью хищников

4) разветвлёнными пищевыми сетями

5) колебанием численности популяций

6) замкнутым круговоротом веществ

Пояснение.

Устой­чи­вость эко­си­сте­мы влаж­но­го эк­ва­то­ри­аль­но­го леса (может быть указан любой биогеоценоз) опре­де­ля­ет­ся: боль­шим ви­до­вым раз­но­об­ра­зи­ем; раз­ветвлёнными пи­ще­вы­ми се­тя­ми; за­мкну­тым кру­го­во­ро­том ве­ществ.

 

Ответ: 146.

 

----------

Дублирует задание 20479.

Задание 18 № 22130

Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
А) повышение давления атмосферного воздуха Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии Г) взаимодействие между волками в стае Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу   1) абиотический 2) биотический

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

Абио­ти­че­ский (факторы неживой природы): по­вы­ше­ние дав­ле­ния ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха; из­ме­не­ние ре­лье­фа эко­си­сте­мы, вы­зван­ное зем­ле­тря­се­ни­ем. Био­ти­че­ский (факторы живой природы): из­ме­не­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции зай­цев в ре­зуль­та­те эпи­де­мии; вза­и­мо­дей­ствие между вол­ка­ми в стае; кон­ку­рен­ция за тер­ри­то­рию между сос­на­ми в лесу.

 

Ответ: 11222.

 

----------

Дублирует задание 20480.

Задание 19 № 22131

Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) выход организмов на сушу

2) возникновение фотосинтеза

3) формирование озонового экрана

4) абиогенный синтез органических веществ

5) появление клеточных форм жизни

Пояснение.

Эво­лю­ци­он­ные про­цес­сы на Земле в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке:

об­ра­зо­ва­ние ко­ацер­ва­тов в воде → по­яв­ле­ние кле­точ­ных форм жизни → воз­ник­но­ве­ние фо­то­син­те­за → фор­ми­ро­ва­ние озо­но­во­го экра­на → выход ор­га­низ­мов на сушу.

 

Ответ: 4, 5, 2, 3, 1.

 

----------

Дублирует за­да­ние 17087.

Задание 20 № 22132

Рассмотрите рисунок с изображением бабочки берёзовой пяденицы и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к формированию двух форм бабочек. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Тип приспособления Форма естественного отбора Направление эволюции
________________(А) ________________(Б) ________________(В)

 

Список терминов:

1) идиоадаптация

2) мимикрия

3) конвергенция

4) движущая

5) ароморфоз

6) маскировка

7) стабилизирующая

 

ИЛИ

 

Проанализируйте таблицу «Структуры клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Структуры клетки

 

Объект Расположение в клетке Функция
_________(А) Цитоплазма Биологическое окисление
ДНК ____________ (Б) Хранение и передача наследственной информации клетки и организма
Рибосома Цитоплазма ____________ (В)

 

Список терминов:

1) гликолиз

2) хлоропласт

3) биосинтез белка

4) митохондрия

5) транскрипция

6) ядро

7) цитоплазма

8) клеточный центр

Пояснение.

Изображен "промышленный меланизм бабочек"

тип при­спо­соб­ле­ния: 6) мас­ки­ров­ка;

форма есте­ствен­но­го от­бо­ра: 4) дви­жу­щая

на­прав­ле­ние эво­лю­ции: 1) идио­адап­та­ция

 

Историческая справка:

Во время промышленной революции в Англии из-за загрязнения воздуха резко сократилось количество лишайников на стволах деревьев. Поэтому бабочки исходной, светлой формы (typica), незаметные на фоне светлых лишайников, стали бросаться в глаза на темной голой коре. Избирательное выедание птицами светлых бабочек привело к тому, что частота встречаемости формы carbonaria в промышленных районах Англии выросла от 0 до 99%. Но триумф черных бабочек был недолгим: в 1960–1970-е годы борьба с загрязнением воздуха стала приносить ощутимые плоды, и лишайники постепенно вернулись на стволы деревьев. Частота встречаемости формы carbonaria начала снижаться и к настоящему времени упала до 5%. Аналогичные процессы на фоне индустриализации происходили с несколькими десятками видов бабочек в разных странах.

Ответ: 641

 

ИЛИ

 

Структуры клетки

 

Объект Расположение в клетке Функция
МИТОХОНДРИЯ -4 (А) Цитоплазма Биологическое окисление
ДНК ЯДРО - 6 (Б) Хранение и передача наследственной информации клетки и организма
Рибосома Цитоплазма БИОСИНТЕЗ БЕЛКА - 3 (В)

Ответ: 463

 

----------

Дублирует задание 20482.

Задание 21 № 22133

Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке».

 

Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке

 

Количество яиц в кладке Доля выживших птенцов (в %)
1 100
2 95
3 90
4 83
5 80
6 53
7 40
8 35
9 32

 

1) Оптимальное количество яиц в кладке, позволяющее сохранить численность скворцов, – 5.

2) Гибель птенцов объясняется случайными факторами.

3) Чем меньше в кладке яиц, тем эффективнее забота о потомстве.

4) Чем больше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.

5) Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.

 

ИЛИ

 

Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

 

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.

Скорость размножения бактерий

 

1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.

2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.

3) зависит от генетической программы организма.

4) в интервале от 20 до 36 °С повышается.

5) уменьшается при температуре выше 36 °С в связи с денатурацией части белков в клетке бактерии.

 

ИЛИ

 

Проанализируйте гистограмму состава рациона животного Z.

По оси х расположены таксоны позвоночных животных, которыми питается животное Z, а по оси у – их количество в рационе. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа гистограммы.

 

Животное Z относят к

1) всеядным животным

2) консументам II порядка

3) производителям органических веществ

4) полуводным животным

5) обитателям тундры

Пояснение.

Проанализировав таблицу «Вы­жи­ва­ние птен­цов сквор­ца в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства яиц в клад­ке» находим верные выводы:

1) Оп­ти­маль­ное ко­ли­че­ство яиц в клад­ке, поз­во­ля­ю­щее со­хра­нить чис­лен­ность сквор­цов, – 5. (необходимо высчитать количество выживших птенцов в каждой кладке, и убедиться, что в кладке из 5 яиц - 80% это 4 птенца)

3) Чем мень­ше в клад­ке яиц, тем эф­фек­тив­нее за­бо­та о потом­стве.

Остальные выводы НЕЛЬЗЯ сделать на основе этой таблицы.

Ответ: 13

 

ИЛИ

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов.

Ско­рость раз­мно­же­ния бак­те­рий:

4) в ин­тер­ва­ле от 20 до 36 °С по­вы­ша­ет­ся.

5) умень­ша­ет­ся при тем­пе­ра­ту­ре выше 36 °С в связи с де­на­ту­ра­ци­ей части бел­ков в клет­ке бак­те­рии.

Примечание.

5 предложение не вполне корректно, т.к. на основе графика нельзя выяснить причину снижения скорости размножения бактерий

Ответ: 45

 

ИЛИ

Про­ана­ли­зи­руем ги­сто­грам­му со­ста­ва ра­ци­о­на жи­вот­но­го Z.

Данное животное: 2) кон­су­мен­т II по­ряд­ка (т.к. в рационе только животные); 4) по­лу­вод­ное жи­вот­ное (т.к в рационе есть и рыбы с амфибиями; и рептилии)

Не верные предложения: 1) все­яд­ное жи­вот­ное (нет растений в рационе); 3) про­из­во­ди­те­лям ор­га­ни­че­ских ве­ществ; 5) оби­та­те­ль тунд­ры (в тундре не водятся амфибии и рептилии).

Ответ: 24

 

----------

Дублирует задание 20483.

Задание 22 № 22134

Известно, что в плазме крови концентрация раствора солей в норме составляет 0,9%. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображение нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более 0,9%, менее 0,9%, равна 0,9%).

 

ИЛИ

 

Известно, что в растительных клетках присутствуют два вида хлорофилла: хлорофилл a и хлорофилл b. Учёному, для изучения их структуры, необходимо разделить эти два пигмента. Какой метод он должен использовать для их разделения? На чём основан этот метод?

 

ИЛИ

 

Анализа результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С — 11%, между генами С и В — 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами? Как она называется?

Пояснение.

Элементы ответа:

1) эритроцит в растворе сморщился из-за потери воды, которая по причине диффузии поступила из эритроцита в раствор;

2) концентрация раствора соли в стакане более 0,9%.

 

ИЛИ

 

Элементы ответа:

1) метод хроматографии;

2) метод основан на разной скорости движения веществ смеси через адсорбент в зависимости от их молекулярной массы.

 

ИЛИ

 

Элементы ответа:

1)

 

2) за единицу расстояния между генами принят 1% кроссинговера, эта величина названа морганидой

----------

Дублирует задание 20496.

Задание 23 № 22135

Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?

 

ИЛИ

 

На рисунках изображены скелет и отпечаток перьев и реконструкция вымершего животного, обитавшего 150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм? Это животное учёные считают переходной формой. Назовите классы, к которым можно отнести изображённое животное. Какие черты внешнего строения позволяют отнести его к этим классам?

 

Геохронологическая таблица

 

Эры

Периоды
Название и продолжительность, млн. лет Возраст (начало эры), млн. лет Название и продолжительность, млн. лет

Кайнозойская, 66

66

Четвертичный, 2,58
Неоген, 20,45
Палеоген, 43

Мезозойская, 186

252

Меловой, 79
Юрский, 56
Триасовый, 51

Палеозойская, 289

541

Пермский, 47
Каменноугольный, 60
Девонский, 60
Силурийский, 25
Ордовикский, 41
Кембрийский, 56

Пояснение.

Элементы ответа:

1) А – фагоцитоз (захват клеткой твёрдых частиц); Б – пиноцитоз (захват капель жидкости);

2) в этих процессах участвует плазматическая мембрана клетки;

3) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой, его содержимое подвергнется расщеплению (лизису); образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму

 

ИЛИ

 

Элементы ответа:

1) Эра — Мезозойская; Период — Юрский;

2) к рептилиям животное можно отнести на основании наличия челюсти с зубами, длинного хвоста и развитых пальцев;

3) к птицам животное можно отнести на основании наличия перьевого покрова и крыльев

 

----------

Дублирует задание 14141.

Задание 24 № 22136

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4)Железы внутренней секреции – эндокринные железы – выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. (5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон поджелудочной железы – инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови. (7)Гормон щитовидной железы – адреналин – повышает возбудимость нервной системы, учащает сердечные сокращения.

Пояснение.

Ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают не только на поверхность тела, но и в полости тела;

2) 3 – секреты желёз внутренней секреции поступают непосредственно в кровь, так как железы внутренней секреции протоков не имеют;

3) 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон надпочечников

 

----------

Дублирует задание 20498.

Задание 25 № 22137

В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.

Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.

Пояснение.

Элементы ответа:

1) уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;

2) измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением;

3) С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев

 

----------

Дублирует задание 20499.

Задание 26 № 22138

Какие процессы обеспечивают постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)? Приведите не менее трёх процессов и поясните их.

Пояснение.

Элементы ответа:

1) при фотосинтезе регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: выделяется кислород и поглощается углекислый газ;

2) при дыхании и брожении регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: поглощается кислород и выделяется углекислый газ;

3) в результате азото-фиксации бактериями поглощается молекулярный азот из атмосферы, при денитрификации азот выделяется

 

----------

Дублирует задание 20500.

Задание 27 № 22139

Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...