Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Графика. Виды письма. Значение письменности. Алфавит.




ГРАФИКА - а) совокупность начертаний, через которые устная речь передаётся на письме (буквы, ударение, апострофы); в) способы обозначения фонем и их сочетаний при помощи алфавита.

Графика ориентирована только на фонемы, в отличие от ОРФОГРАФИИ, она не учитывает смысловых единиц, морфем, слов. По традиции, также называется и сама наука, изучающая вышеперечисленные явления. По А.А. Зализняку: «обоз

Письмо́ — всё то, что приводит к созданию надписи в целом[1][2]. В Западной культуре под письмом чаще всего понимается только представление языка в текстовом виде с помощью набора знаков или символов (известных как письменность). При письме могут использоваться абстрактные символы, которые отображают фонетические элементы речи, как, например, в индоевропейских языках, либо могут использоваться упрощённые изображения объектов и понятий, как в восточноазиатской и древнеегипетской пиктографических письменных формах. Тем не менее, они отличаются от иллюстраций, таких как наскальные рисунки и живопись, а также от несимвольных способов хранения речи на нетекстовых носителях информации, например, на магнитных аудиокассетах.

Изучением письма как особой знаковой системы занимаются такие дисциплины, как грамматология, эпиграфика и палеография.

Письмо является расширением человеческого языка во времени и пространстве. Чаще всего письмо возникало в результате политической экспансии древних культур, которые нуждались в надёжных средствах передачи информации, поддержании финансовой отчетности, сохранении исторической памяти и аналогичной деятельности. В IV тысячелетии до нашей эры сложность торговых отношений и административного управления переросли возможности человеческой памяти, и письмо стало более надёжным способом учёта и представления взаимодействий на постоянной основе[3]. Как в Месоамерике, так и в Древнем Египте письмо развивалось через календари и политическую необходимость записи общественных и природных событий.

Виды письменности

Основные виды письменностей (методы записи речи) по большому счёту делятся на четыре категории: логографические, слоговые, буквенные и характеристические. Есть ещё одна, пятая категория — идеографическое письмо (символы идей), которая никогда не была развита до уровня представления языка. Шестая категория — пиктографическое письмо, сама по себе недостаточна для представления языка, но часто составляет основу логографических систем.

Логограммы

Логограмма представляет собой запись знаков, отображающих отдельные слова или морфемы. Чтобы записать речь, требуется огромное количество логограмм, а чтобы выучить их, нужно много лет. Это является основным недостатком логографического письма по сравнению с алфавитным. Однако, после того, как такой язык выучен, проявляется его главное преимущество — быстрота чтения[5]. Ни одна система письма не является полностью логографической: все они наряду с логограммами имеют фонетические компоненты («логосиллабические» компоненты в случае китайского письма, клинописи и письма майя, где символ может обозначать морфему, слог или то и другое; «логоконсонантные» компоненты в случае иероглифов). Многие из них включают идеографические компоненты (китайские «радикалы», иероглифические «определители»). Например, в письме майя символ для «плавника» произносится «ка», и он также используется для представления слога «ка», всё равно, необходимо ли указать на произношение логограммы или если логограмма отсутствует. В китайском письме около 90 % символов соединяются семантическим (смысловым) элементом, называемым радикалом, с символом для обозначения произношения, называемого фонетическим. Однако, фонетические элементы дополняют логографические элементы, а не наоборот.

Основной логографической системой, используемой в настоящее время, являются китайские иероглифы, используемые с некоторыми изменениями в различных языках Китая, Японии и, в меньшей степени, в корейском языке Южной Кореи. Другой пример — классическое «письмо и».

Слоговое письмо

Слоговое письмо представляет собой набор письменных знаков, которые представляют (или аппроксимируют) слоги. Знак в слоговом письме обычно отображает сочетание гласный-согласный, или просто один гласный звук. Но в некоторых случаях знаки отображают более сложные слоги (например, согласный-гласный-согласный или согласный-согласный-гласный). Фонетическая связь слогов не находит отражения в алфавите. Например, слог «ка» будет выглядеть совсем непохожим на слог «ки», и в алфавите не будет схожих слогов с такими же гласными.

Слоговое письмо лучше всего подходит для языков с относительно простой структурой слога, таких, как японский. Из других языков, использующих слоговое письмо, можно назвать микенское линейное письмо Б, письмо чероки и ндюка, креольский язык Суринама на основе английского языка, а также язык ваи в Либерии. Большинство логографических систем имеют сильные слоговые компоненты. Эфиопское письмо, хотя оно технически основано на алфавите, имеет слитные согласные и гласные звуки, поэтому это письмо изучается таким образом, будто оно слоговое.

Значение письма

Д. Брестед американский историк однажды сказал: « Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человечества»

И я не смею с ним не согласиться. Изобретение письма положили подлинное начало человеческой цивилизации, а значит и всему, что с ней связано.

Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, вряд ли задумываются в этот момент о своих предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без письменности. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься вне цивилизации, вне общества. Я думаю, каждому ясно, что без письма рушится фундамент образования, а без последнего и сам человек остаётся лишь безвольной щепкой, вынужденной мотаться по воле волн, поскольку нет возможности рассчитывать на продуктивный опыт предыдущих поколений. Таким образом изобретение письменности является необходимой ступенью к повышению социальной организации живого существа, дающей возможность к дальнейшему прогрессу и совершенствованию на пути вверх от обезьяны к Человеку.

В дописьменные времена человечество жило в неизвестности. Появлялись и пропадали племена не оставляя ничего после себя. Но в тот момент, когда человек выцарапал первую надпись, появилась история. С появлением письменности человек стал ее частью. Итак, второе, чем обязано человечество письму, – история, а с ней – новая значимость всех событий и поступков. Он теперь знает о событиях, которых никогда не видел, может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не поговорит.

Большую роль сыграла письменность и в развитии науки. Древние вавилоняне много времени уделяли изучению небесных тел. Астрономия складывалась веками, данные накапливались, уточнялись, передавались из поколения в поколение. Накопленные ими сведения позволили грекам построить первую научную картину мира, заложить основы естествознания. Всё это не могло состояться без письменности. Наука – это прежде всего диалог, чтобы сделать свой шаг, учёный должен оттолкнуться от того, что сделали предшественники, подвергнуть критическому переосмыслению всё, в чём, казалось бы, нельзя сомневаться. Поэтому письменность- основа технологического прогресса.

Обращу ваше внимание на другое значение письменности – в религии. Вера древних людей была основана на устных мифах и легендах, не терпящих никакого сомнения. Записанный же текст предания уже мог подвергаться критике, что давало повод вдумываться в тексты, анализировать их смысл. Право религии единолично, монопольно решать вопросы о смысле жизни, сущности человека, принципах нравственности осталось в прошлом. Письменность стала шагом к свободе мысли, к свободе совести.

А теперь попробуем себе представить что в современном мире исчезло понятие документально зафиксированной договорённости.

Мне кажется, что цивилизация мгновенно рассыпалась бы. Экономика, политика, законы – всё потеряло бы смысл. Надёжность и достоверность информации и как следствие развитая экономика и правовая система – это тоже плоды письменности.

Подумайте только, как при большом количестве людей можно управлять страной, городом. Делать это как в старину общим сбором на площади уже не представляется возможным, времена, когда за всех решали вожди, цари или диктаторы тоже прошли. Важнейшие решения должны приниматься всеобщим голосованием, которое сегодня невозможно представить без письменности. Таким образом, возможность граждан влиять на решения, которые их касаются, т.е. демократия, – тоже плод письменности.

Конечно, это не всё, что дала человечеству письменность. Можно вспомнить о великой литературе, о письмах, связывающих людей, разделённых тысячами километров, о множестве жизней, спасённых благодаря записке в бутылке. Но у всех разнообразных даров письменности есть нечто общее. Это – свобода. Свобода от времени и расстояния, от невежества и обмана, свобода принимать решения, общаться, верить, творить. И сам путь развития письменности – путь свободы. Совсем недавно по историческим меркам письмо имело эзотерический характер, а книги – недоступным сокровищем. Сегодня мир стоит на пороге всеобщей грамотности. Миллионы книг, богатства Интернета – всё в распоряжении человека, готового принять бесценный дар предков – письменность.

Алфави́т (др.-греч. ἀλφάβητος), также а́збука, — форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков. В алфавите отдельные знаки — буквы — обозначают фонемы языка, хотя однозначное соответствие звук ↔ буква наблюдается редко и имеет обыкновение утрачиваться в процессе развития устного языка. Алфавит отличается от пиктографического (идеографического) письма, где знаки обозначают понятия (шумерская клинопись) и морфемного и логографического письма, где знаки обозначают отдельные морфемы (китайское письмо) или слова. Выделяются следующие разновидности алфавитов:

  • Консонантно-вокалические алфавиты — буквы обозначают как гласные, так и согласные;
  • Консонантные алфавиты — буквы обозначают только согласные, гласные могут обозначаться с помощью специальной системы диакритических знаков (огласовки);
  • Слоговые алфавиты — буквы обозначают целые слоги, причём слоги с одинаковой согласной, но разные гласные могут обозначаться близкими знаками (т. н. абугиды, типа индийского письма), а могут быть совершенно разными (напр., кана); в узком смысле может не считаться алфавитом.

Использование знаков для отдельных фонем ведёт к значительному упрощению письма в результате сокращения количества используемых знаков. Также, порядок букв в алфавите является основой алфавитной сортировки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...