Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. Демократия и общественный порядок в Новгороде Великом




1. Великий Новгород занимал особое место среди русских княжеств. Как и Киев, Новгород был центром славянских земель на Северо-западе Руси. Новгородская земля располагалась между озерами Ильмень и Чудским, по берегам рек Волхов, Ловать, Великая. Она делилась на пятины, а они, в свою очередь, на сотни и погосты. Новгород, как и Ростово-Суздальское княжество, вел активную завоевательную политику, в результате которой к Новгородской земле были присоединены земли карелов, воль, заволодской чуди (финно-угорские племена), саамы и ненцы; они платили Новгороду дань. Новгород сложился из трех разноплеменных поселений, по отношению к ним он был «новым городом» со своим кремлем. Река Волхов делила Новгород на две стороны — Софийскую и торговую. В город входило пять районов (концы), которые делились на улицы. Купцы и ремесленники создавали по профессиональному признаку свои объединения (уличанские сотни и братчины).

Природные условия Новгорода были непригодны для земледелия, поэтому он развивался как торговый и ремесленный центр. Основу хозяйственной деятельности Новгорода составляли ремесло, скотоводство, рыболовство, пушные и соляные промыслы, добыча железной руды. Кузнецы, ткачи, гончары, ювелиры, оружейники, плотники производили изделия очень высокого качества. Ремесленники в основном работали на заказ, но ткачи, кожевники, представители некоторых других специальностей уже производили свои изделия для рынка, как внутреннего, так и внешнего. Географическое положение Новгорода было исключительно благоприятным для торговли. Новгородские купцы торговали с Германией, Швецией, Средней Азией, Закавказьем, вывозя пушнину, воск, мед, лен, моржовую кость, кожи. С Запада везли сукно, вина, цветные и драгоценные металлы. В городе стояли «Немецкий» и «Готский» дворы. В торговле участвовали не только купцы, но и бояре, священники, монахи. Интересы боярства, купечества, церкви сплетались воедино, городская верхушка — аристократия играла большую роль в политической жизни. Здесь сложился особый политический строй — феодальная демократия. Высшим органом власти в Новгороде являлось вече — народное собрание. Оно собирало на площади около торга самых знатных людей города — бояр, примерно 400 человек — столько в Новгороде было боярских усадеб. На нем часто присутствовали и феодально-зависимые, кабальные люди. Они не имели права голоса, но бурно реагировали при обсуждении тех или иных вопросов. Выборы зачастую сопровождались потасовками, драками на мосту через Волхов. Вече избирало посадника из бояр, он ведал всеми делами феодальной республики, вершил суд, контролировал деятельность князя. Избирался тысяцкий, который занимался сбором налогов (с каждой тысячи населения), возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. На вече избирался также новгородский архиепископ (владыка), который не только возглавлял церковь, но и ведал казной и внешними сношениями. Рядовые новгородцы свои вопросы решали на вечах улиц, здесь же выбирались старосты. Вечевой строй Новгорода — форма феодальной демократии. Фактически власть принадлежала боярству и верхушке купечества. Все управленческие должности — посадские, тысяцкие — занимали только представители аристократической знати.

Исторически сложилось так, что в Новгороде не было своей княжеской династии. В XI в. здесь обычно сидел на правах князя-наместника старший сын великого киевского князя.

Но по мере развития политического сепаратизма Новгород становился все более независимым от Киева. В 1136 г. в Новгороде княжил внук Мономаха — Всеволод, которым новгородцы были недовольны. Произошло восстание, князя арестовали, предъявили ряд обвинений и изгнали из города. С этого момента новгородцы сами приглашали князя, заключая с ним договор. Князь не имел права передавать власть по наследству, не мог вмешиваться в гражданские дела, не имел права владеть землями и жить в самом городе. Он охранял город от врагов, на его имя поступала дань, он играл роль третейского судьи. Если князь не нравился, то его изгоняли. После событий 1136 г. Новгород стал окончательно боярской аристократической республикой, где крупные бояре, купцы, архиепископ определяли политику города. Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в XII—XIV вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляли их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием. Хотя некоторые из князей делали попытки сохранить единое государство, процесс распада в этот период был необратим.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Любечский съезд: правовое оформление политической раздробленности или приостановление дробления страны? Ваше мнение.

В чем Вы видите положительные и отрицательные стороны политической раздробленности Руси?

Объясните понятие «Новгородская аристократическая боярская республика».

Можно ли считать 4 апреля 1147 г. днем основания Москвы? Почему?


Вопрос 5. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (Х-ХIII вв.)


ПЛАН ОТВЕТА

А. Особенности формирования древнерусской культуры.

Б. Письменность, школьное образование. Летописи. Литература.

В. Зодчество.

Г. Искусство, музыка, устное народное творчество.

Д. Быт и нравы Древней Руси.

А. Особенности формирования древнерусской культуры

1. Восточные славяне получили от первобытной эпохи народную, в основе своей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор — былины, сказки, обрядовые и лирические песни.

2. Культура Киевской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Она создавалась на основе древнеславянской культуры. В ней отразились культурные традиции отдельных славянских племен — полян, вятичей, новгородцев и др., а также соседних племен — утро-финнов, балтов, скифов, иранцев. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений. Культура Киевской Руси отражала жизнь и быт славянских народов, она была связана с расцветом торговли и ремесел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей.

3. Огромное влияние на культуру в целом — на литературу, зодчество, живопись — оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре средневековой Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными.

 

Б. Письменность, школьное образование. Летописи. Литература

1. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако факты неопровержимо свидетельствуют,что славянская письменность существовала еще в начале Х в.:

> глиняный смоленский сосуд с надписью на славянском языке (конец IX в.);

> договор (911 г.) князя Олега с Византией является одним из первых памятников славянской письменности;

> Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.

2. После принятия христианства в XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. В сельской местности население было неграмотным. Ярослав Мудрый, его дети знали несколько языков. Ремесленники ставили надписи-клейма на своих изделиях. Появились переводы греческих, болгарских книг, исторические сочинения — знаменитая «Академия» — книга о походах Александра Македонского, книги по естествознанию и географии. Книги стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами. Из 130 сохранившихся книг XI—XII вв. более 80 — богослужебные.

3. Были открыты первые школы при церквах, монастырях, в городах. Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц. Сестра Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Посадские люди (горожане — ремесленники, торговцы), как правило, были грамотны, умели хорошо считать. Об этом говорят найденные в Новгороде и Пскове берестяные грамоты — письма, хозяйственные документы, судебные решения, прошения, а также граффити — надписи на стенах церквей (жалобы, молитвы); сохранилась надпись Мономаха: «Ох, тяжко мне». У славян были достаточно обширные познания в географии, полученные из книг и в результате путешествий. Им были хорошо известны четыре действия арифметики, дроби, начала геометрии, астрономии.

4. Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи — погодное изложение исторических событий. Летописцы, как правило, грамотные, литературно одаренные монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей и изредка нерядскими делами. Первая летопись появилась в конце Х в., она рассказывала об истории Рюриковичей до введения христианства. Летопись не сохранилась. Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром. Третья и четвертая создавались митрополитом Илларионом при князе Святославе.

5. Многие предания вошли в летопись «Повесть временных лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Человек высокообразованный для своего времени, талантливый писатель и глубокий историк, он ставит вопрос о происхождении Русского государства и его развитии: «Откуда есмь пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть». Нестор не только сообщает факты, но и делает философско-религиозные обобщения, показывает историю Руси и княжеской власти Киевского государства на фоне мировой истории. Он описывает бояр, посадников, дружинников, монахов, говорит о военных походах, восстаниях, княжеских усобицах, жизни простого народа. Нестор осуждает убийства, предательство, хвалит честность и смелость. Все события летописец оценивает с позиций религиозной морали и государственности. Нестор оставил также два других выдающихся произведения: «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия». В 1118 г. при Мономахе игумен Сильвестр написал новый свод, где были особо описаны деяния Владимира Мономаха. По мере распада Руси появляются центры местного летописания в Смоленске, Пскове, Галиче, Владимире, Суздале и других городах. Местные летописи писали по заказу князя приближенные бояре или дружинники. Они рассказывали о жизни князя и его семьи, его взаимоотношениях с боярами, другими князьями и т. п. Местные летописи отличались предметом повествования, стилистикой. В Киеве появилась библиотека летописных сводов.

6. Помимо исторических сочинений в Киевской Руси создаются произведения и других жанров. В 1049 г. митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати» — знаменитое произведение, которое свидетельствовало о глубоком проникновении идеологии христианства в сознание русских отцов церкви. В нем Илларион славит новые идеи и понятия христианства, а также Русь, русский народ, «старых» и «славных» князей земли Русской, подчеркивает право русской церкви на самостоятельность. В конце XI в. написаны произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси». Наибольшую известность получило «Поучение детям» Владимира Мономаха, главная цель которого — необходимость борьбы с княжескими междоусобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе земли Русской. В произведении «Хождение игумена Даниила на Восток» описывается длинный, трудный путь ко гробу Господню в Палестину. Выделяются связанные между собой два произведения: «Слово» и «Моление». Как полагают ученые, они написаны — одно в XII в., другое в XIII в. — двумя авторами, носившими имя Даниил и называвшими себя Заточниками. Оба из заточения обращаются к своим князьям, оба ратуют за сильную княжескую власть. Великим памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Единственная дошедшая до Нового времени рукопись «Слова...» погибла в пожаре Москвы во время нашествия Наполеона в 1812 г. В произведении рассказывается о походе князя Игоря Святославовича в 1185 г. против половцев. Первое сражение закончилось победой русских войск. Во втором сражении русское войско потерпело поражение, а Игорь попал в плен. Половцы опустошили левобережье Днепра. Неизвестный автор «Слова...» преодолел узость интересов своего княжества и выступил с позиций общерусских интересов, он ратует за единство всех русских князей в борьбе против кочевников и осуждает тех из них, кто не пришел на помощь Игорю. Это поэтическое повествование о мужестве русских людей и плач по погибшим.

В. Зодчество

1. Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. Самая ранняя постройка Киева — церковь Богородицы-Десятинная (конец Х в.), названная так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят 13 куполов.

2. Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Стены собора сложены из розового кирпича — плинфы, чередующегося с толстым слоем белой извести. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли 8 малых. Вокруг храма шла открытая галерея. Внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Многие фрески были посвящены не только религиозным, но и бытовым сюжетам: на них изображены семья Ярослава Мудрого, скоморохи, кулачный бой, охота и т. д. Мозаика имела 130 оттенков. В соборе было много икон. Соборы в честь святой Софии были построены также в Новгороде, Полоцке; в Чернигове — Спасо-Преображенский собор (многокупольные храмы).

3. В XII в. строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галине, Пскове, Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружен каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...