Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социологический метод в изучении роли общественной среды в




Ретрология как учение об историческом прошлом криминологии

Преемственность, или ретрология криминологии. Обращение к опыту прошлого – очень важный принцип науки. Принцип преемственности, который выступает мощным фактором развития науки. Понимание «прошло-го» никак не связывается со смыслом выражения «канувшее в Лету». Историческое прошлое, в том числе и в криминологии, – это накопленный опыт, система знаний, которая не просто обогащает, но, возрастая количественно, обеспечивает переход знания в новое качество. Преемственность позволяет глубже проникать в суть исследуемых социально-юридических явлений, их состояний и особенностей в историческом и настоящем времени. «Деятельность предшествующих поколений не проходит бесследно, но, становясь моментом исторической среды, определяет направление деятельности последующих поколений». Это относится и к поколениям криминологов. В преемственности выражено динамическое развитие и накопление истинных знаний, которые не только питают современную науку, но и нуж- даются в бережном отношении к ним, в защите их от различных (идеологических, политических, карьеристских, завистнических и другого рода) фальсификаций или невежественных оценок.

Это наводит на мысль о целесообразности разработки новой отрас- ли знаний – криминологической ретрологиикак науки о прошлом, «очищаю щей» это криминологическое прошлое, а не воссоздавая его по особым пра-вилам  в угоду нечестных политиков, недобросовестных учёных и т.п. И в какой-то мере реализация этой идеи ставилась задачей в настоящем исследовании.

О ретрологии как «проектируемой» науке «о прошлом, которая иссле-довала бы общие закономерности наследования и использования культур- ных, научных и технических достижений прошлого» , говорят и пишут дав- но. И мне импонирует, например, позиция авторов учебника «Философия и методология», в котором они поддерживают «предложение начать специализацию ученых по истории познания и создать специальную отрасль знания – ретрологию» .

 

2.Учение о криминале как интегрированная донаучная теория
Криминологию можно представить как интегрированное учение о преступлении, подразумевая под этим, разумеется, и преступника, наказание (его исполнение), причинность, превенцию, а также уголовную политику.
Со временем, по мере более глубокого и тщательного исследования природы и сущности преступления, возможностей его предупреждения, про- изойдёт дифференциация уголовной теории. В учении о преступлении сло-жатся два основных – уголовно-правовое и уголовно-социологическое – направления, в каждом из которых получит начало разработка соответствующих частных концепций, или концепций частно-научного уровня, т. е. ис- пользуемых преимущественно в определённой, конкретной науке, например, в социологии, психологии. Так, в числе уголовно-правовых теорий выделились теория преступления, теория ответственности, теория наказания, исправления, устрашения и др.; в числе уголовно-социологических теорий или в целом социологии – теория обучения (преступному поведению), теория стигматизации (преступной карьеры), теория подражания и др. учения о криминале (этим занимается история права), а основных её проблем, в которых выражена их юридическая, социологическая и политиче-ская сущность. В данном случае важно сосредоточить внимание на тех идеях, которые в той или иной мере имеют основополагающее значение для разви-тия как общей научной теории преступления, так и её частных концепций; т. е. идеях, относящихся, главным образом, к преступлению и преступнику, наказанию и предупреждению, политике их реализации, а также методам изучения.

 



Просветительно-гуманистические начала криминологии

Эпоха Просвещения (примерно конец XVII – середина XVIII вв.) зна-менует активное развитие философской, научной и общественной мысли, в которой основополагающую роль играла критика исторически сложившихся и существовавших властных, правовых, религиозных отношений. Под влия-нием просветительно-гуманистических идей, которые высказывали, прежде всего, философы, а затем общественные деятели, правоведы, экономисты и др., предпринимались и соответствующие реформы, направленные на пере- стройку общественной жизни, правовых систем.
Выдающиеся мыслители того времени Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Франсуа Мари Аруэ (Вольтер), Шарль Луи Монтескьё и другие, опираясь на положения естественного права и исходя из разумной природы человека, вы- сказывали идеи, которые закладывали основы нового, гуманистического подхода в дальнейшем развитии права и правовой политики, в том числе и уголовной теории. Анализируя этот исторический период, можно прийти к выводу о том, что преимущественно философское учение о преступлении античного периода получило дальнейшее развитие в воззрениях нового времени и представляло собой методологическую основу, из которой затем проистекали правовые идеи, формировались направления, школы, разрабатывались част-ные научные концепции уголовной теории. Например, об идее объективной необходимости законов и обязанности их неукоснительного соблюдения, о справедливости и равноправииразмыш-лял выдающийся английский философ, психолог и педагог Джон Локк (1632 – 1704). В своих трактатах о правлении, целях политического общества и правления учёный исходил из понимания феномена «свободы» в двух смыс-лах: как свободы естественной и свободы общественной, или свободы чело- века в обществе. Естественная свобода заключается в том, что человек, живущий в природе, сам себе власть и поэтому руководствуется только законами приро-ды, а не теми законами, которые устанавливаются законодательной властью  другого человека. Свобода человека в обществе заключается в ином: человек подчиняется не законам природы, а законам, установленным законодатель-ным органом, которому человек оказал в этом доверии в надежде на то, что ему будет обеспечена личная и имущественная безопасность от такой же естественной (абсолютной) свободы других людей. Другой мыслитель – французский философ и писатель Жан Жак Руссо (1712 – 1778) размышляет об условиях общественной жизни, в которых от- ношения людей основываются на соглашении между собой. Возникшее та- ким образом «общественное состояние» является священным правом, которое служит основанием для остальных прав. Это право, основанное на соглашении, не является естественным. Но при этом оно не только не уничтожает естественного равенства людей, а напротив, заменяет равенством их как личностей .В России идеи Просвещения получили распространение в работах писателей-просветителей Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина; законоведа А. Я. Поленова (переводившего статьи Ш. Л. Монтескьё); историка и переводчика С. С. Башилова (переведшего на русский язык некоторые произведения гре-ческих учёных, Вольтера, Монтескьё, Руссо); государственного деятеля и ис- торика В. Н. Татищева; историка и публициста, просветителя и литератора М. М. Щербатова (ученика М. В. Ломоносова);

 


Идеологические основ изначального осмысления учения о

Преступлении.

Формально-логический метод юридического учения о преступлении.

Антропологический метод в изучении преступника и его роли в

Причинности преступления.

Социологический метод в изучении роли общественной среды в

Причинности преступления

Методы исследования (именуемые сегодня социологическими), прежде всего, эксперимент, наблю-дение, документальный анализ и, в частности, использовали эксперимен- тальные данные антропологии, физиологии, психопатологии, уголовной ста- тистики, так называемый закон больших чисел, классификации и типизации, социально-демографические, и др.

Основная идея социологического подхода к пониманию преступности заключается в том, что преступность - это болезнь социума, а преступле­ния - симптомы (признаки) этой болезни. Харак­тер и масштабы преступности не зависят напря­мую от воли законодателя - от того, какие деяния запрещены под угрозой уголовной репрессии (криминализация), а какие разрешены. Как свиде­тельствует история, в законодательной практике возможны и ошибки, и произвол, и лоббирование, и корыстная заинтересованность (конструирова­ние правовой среды, в которой можно безнаказан­но совершать общественно опасные деяния и даже разрушать государственность).

Преступность зависит от характера сложив­шихся в социуме общественных отношений. Ее объективной характеристикой является опас­ность (в этом смысле количество людей, испыты­вающих страх оказаться жертвой преступных по­сягательств, - характеристика преступности куда более объективная, чем число зарегистрирован­ных преступлений).

Сущность социологического подхода к опреде­лению преступности характеризуется следующим:

- во-первых, рассмотрением преступности не как системы преступлении, а как специфической характеристики общества - способности порож­дать преступления в большом количестве;

- во-вторых, разработкой категории «преступление»,не зависящей от зако­нодательства (исключение такого признака, как противоправность, при сохра­нении виновности и акцентировании внимания на общественной опасности).

В рамках социологического подхода одни ученые считают преступность нормальным и вечным явлением (Э. Дюркгейм), другие полагают, что при радикальном изменении характера общественных отношений общество мо­жет избавиться от этого порока (Э. Фромм).

Социологический подход в определенной мере стирает границы между традиционным пониманием преступности и ее причин. Однако при этом не отрицается причинность. Напротив, этот подход создает установку на поиск глубинных, сущностных детерминант. Исследование такого феномена как самодетерминация преступности показывает условность и относительность границ между явлением и его причиной: сама преступность в зависимости от исследовательского угла зрения может рассматриваться и как следствие, и как детерминанта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 578.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...