Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инструкция по выполнению работы




Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

 

Ответ:КОМБИНАТИВНАЯ.

 

Ответ: 9331.


Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без  пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1
Рассмотрите предложенную схему строения нейрона.

В ответ запишите пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

нейрон


 

3 4 6

 

Ответ:


отростки


тело


 

 


А Б В Г Д
2 1 1 2 2

 

Ответ:

 

 

Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или


кроткие- дендриты


длинный-

?


обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

 

Желаем успеха!


Ответ:                                                               

 

2
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры,под которыми они указаны. В световую фазу фотосинтеза в клетке

1)образуется кислород в результате разложения молекул воды

2)происходит синтез углеводов из углекислого газа и воды

3)происходит полимеризация молекул глюкозы с образованием крахмала

4)осуществляется синтез молекул АТФ

5)энергия молекул АТФ расходуется на синтез углеводов


 


Ответ:

 

3
Сколько нуклеотидов находится в участке гена, в котором закодирована первичная структура молекулы белка, содержащего 130 аминокислот?

 

Ответ:                                                               

 

4
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, характеризуют строение бактериальной клетки. Определите два признака,

«выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры,под которыми они указаны.

1) отсутствие оформленного ядра

2) наличие лизосом

3) наличие плотной оболочки

4) отсутствие митохондрий

5)

5
отсутствие рибосом Ответ:

Установите соответствие между признаками обмена веществ у

человека и его этапами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИЗНАКИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ                  ЭТАПЫ ОБМЕНА


 

Какова процентная доля карликовых форм при самоопылении

6
гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель – А)? В ответе запишите только число процентов.

 

Ответ:                                                                  

 

7
Чем профаза первого деления мейоза отличается от профазы митоза? В ответ запишите цифрыдвух верных вариантов из пяти предложенных.

1) исчезает ядерная оболочка

2) происходит спирализация хромосом

3) происходит конъюгация хромосом

4) хромосомы располагаются беспорядочно

5)

8
происходит кроссинговер Ответ:

Установите соответствие между признаком растений и видом

изменчивости, к которому его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИЗНАК                              ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ


А) вещества окисляются

Б) вещества синтезируются

В) энергия запасается в молекулах АТФ

Г) энергия расходуется

Д) в процессе участвуют рибосомы Е) в процессе участвуют

митохондрии


1) пластический обмен

2) энергетический обмен


А) появление в отдельных соцветиях

цветков с пятью лепестками вместо четырёх

Б) усиление роста побегов в благоприятных условиях

В) появление единичных листьев, лишённых хлорофилла

Г) угнетение роста и развития побегов при сильном затенении

Д) появление махровых цветков среди растений одного сорта


1) мутационная

2) модификационная


А Б В Г Д Е
           

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:


 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


 


 

А Б В Г Д
         

 

Ответ:

 

 

9
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры,

под которыми они указаны.

Вирусы, в отличие от бактерий

1) имеют клеточное строение

2) имеют неоформленное ядро

3) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой

4) относятся к свободноживущим формам

5) размножаются только в других клетках

6) являются неклеточной формой жизни

 

     

 

Ответ:

 

10
Установите соответствие между признаком животного и классом, к которому его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО                          КЛАСС


Установите последовательность процессов, характерных для листопада. Запишите в таблицу соответствующую

11
последовательность цифр.

1) образование отделительного слоя на черешке

2) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

3) опадение листьев

4) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света

5)

12
         

 

изменение окраски листьев Ответ:

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры,

под которыми они указаны.

Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой

1) состоит из многоядерных клеток

2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром

3) обладает большей быстротой и энергией сокращения

4) составляет основу скелетной мускулатуры


А) кожа тонкая, слизистая

Б) дышит при помощи лёгких и влажной кожи В) кожа сухая, органы дыхания – лёгкие

Г) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке

Д) сердце трёхкамерное без перегородки в желудочке

Е) размножается в воде


1) Земноводные

2) Пресмыкающиеся


5) располагается в стенках внутренних органов

6)

13
     

 

сокращается медленно, ритмично, непроизвольно Ответ:

Установите соответствие между характеристикой клеток крови

человека и их видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ХАРАКТЕРИСТИКА                    ВИД КЛЕТОК


 

А Б В Г Д Е
           

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

Ответ:


А) переносят кислород Б) содержат гемоглобин

В) участвуют в фагоцитозе

Г) участвуют в свёртывании крови Д) имеют амёбовидную форму


1) эритроциты

2) лейкоциты

3) тромбоциты


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А Б В Г Д
         

 

 ХАРАКТЕРИСТИКА           НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ


Ответ:

 

 

14
Установите последовательность перемещения пищи, поступившей в пищеварительную систему человека.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) глотка

2) толстая кишка


А) многообразие видов Б) ограниченный ареал

В) небольшое число видов

Г) широкие экологические адаптации Д) широкий ареал

Е) уменьшение числа популяций


1) биологический прогресс

2) биологический регресс


3) желудок

4) ротовая полость

5) пищевод

6) прямая кишка

7) двенадцатиперстная кишка

 

 

             

 

Ответ:

 

15
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны

описания экологического критерия вида мышь домовая. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Домовая мышь - млекопитающее рода Мыши. (2)Исходный ареал - Северная Африка, тропики и субтропики Евразии. (3)Селится преимущественно вблизи обитания человека. (4)Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. (5)В помёте обычно рождается от 5 до 7 детенышей. (6)В естественных условиях

16
     

 

питается семенами. Ответ:

Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

17
А Б В Г Д Е
           

 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры,под которыми они указаны.

В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

1) майскими жуками

2) черемухой

3) грибами

4) шиповником

5) орешником

6)

18
     

 

мышами Ответ:

Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


 ХАРАКТЕРИСТИКА                     ФАКТОРЫ СРЕДЫ


КОЛЕБАНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ОСОБЕЙ

Численность особей в популяциях непостоянна. Её периодические


А) постоянство газового состава атмосферы

Б) изменение толщины озонового экрана В) изменение влажности воздуха

Г) изменение численности консументов


1) биотические

2) абиотические


колебания называются             (А). Их значение для эволюции состоит в том, что при росте численности популяции число мутантных особей увеличивается во столько же раз, во сколько возросло число особей. Если численность особей в популяции сокращается, то её

(Б) становится менее разнообразным. В этом случае в результате (В) из него могут исчезнуть особи с

 


Д) изменение численности продуцентов

Е) увеличение численности паразитов

 

19
А Б В Г Д Е
           

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1) распространение признака в популяции

2) появление мутаций в новых условиях жизни

3) пространственная изоляция популяций

4) отбор особей с полезными изменениями

5) образование нового вида

 

Запишите в таблицу соответствующую последовательностьцифр.

         

 

Ответ:

 

20
Вставьте в текст «Колебания численности особей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения


определёнными           _ (Г).

 

Список терминов:

1) популяционная волна

2) борьба за существование

3) изменчивость

4) генофонд

5) естественный отбор

6) генотип

7) фенотип

8) наследственность

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А Б В Г
       

 

Ответ:

 

 

21
Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – количество

проросших семян от общего их числа (в %)).


Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика.

1) Чем больше семена находятся в земле, тем лучше их всхожесть.

2) На 11 день прорастают 15% семян.

3) После 10 дня зависимость прорастания семян от

продолжительности нахождения в земле становится обратно пропорциональной.

4) Семена начинают всходить на 4-6 день.

5) На 8 день всхожесть семян максимальная.

 

Запишите в ответномеравыбранных утверждений.

 

Ответ:             _                

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22 –28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

22
Какие процессы происходят в ядре клетки в интерфазе?

 

23
Назовите объект, изображённый на рисунке. Какие вещества входят в его состав? Каковы особенности его жизнедеятельности?


 

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

24
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.

3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция

является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.

 

25
Докажите, что корневище растений – видоизмененный побег.

 

26
Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это положение.

 

27
В соматических клетках мухи дрозофилы содержится 8 хромосом.

Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при

сперматогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этих зонах?

 

28
Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген формы глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с редуцированными крыльями и щелевидными глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой?

Определите их генотипы.


 



 

 


22.

Ответ
1 аксон
2 14
3 390
4 25
5 212112
6 25
7 35
8 12121
9 356
10 112211
11 24513
12 256
13 11232
14 4153726
15 346
16 122112
17 245
18 222111
19 32415
20 1457
21 34

 

1) Транскрипция (синтез РНК)

2) Репликация (удвоение ДНК)


Ответы.


23.1) вирус- бактериофаг

2)стержень с нуклеиновой кислотой–ДНК или РНК и белковая оболочка- капсид

3) облигатный внутриклеточный паразит, не имеет обмена веществ, собственного размножения и питания

 

24.1) одного вида

4) популяция -элементарная единица эволюции

5) не являются популяцией (т.к. существование мелкой лужи ограничено узкими временными рамками)

 

25.1) корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментальные листья и почки, верхушечная почка определяет рост побега;

2) от корневища отходят придаточные корни;

3) внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

 

26.1) большой численностью таксонов внутри надкласса 2) большим видовым разнообразием 3) высокой приспособленностью к разнообразным условиям обитания внутри своей среды.

 

27.1) в зоне размножения 2n4с – перед митозом – 8 хромосом, 16 ДНК и 2n2c

– после митоза – 8 хромосом, 8 ДНК (в условии задачи не уточняется)

2) в конце зоны созревания – после мейоза - nc – 4 хромосомы и 4 ДНК.

 

28.Родители АаХВХв и АаХВУ – нормальные крылья и нормальные глаза F1 - ♀ 6 А_ХВХ_ - нормальные крылья нормальные глаза – самки фенотипически сходные с родительской самкой

37,5% от общего числа потомков

2 ааХВХ_ - редуцированные крылья нормальные глаза

♂ 3 А_ ХВУ - нормальные крылья нормальные глаза 3 А_ХвУ - нормальные крылья щелевидные глаза

1 ааХВУ - редуцированные крылья нормальные глаза 1 ааХвУ   - редуцированные крылья щелевидные глаза










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...