Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В НУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ




Синергетический подход в образовании, по сути, заключается в стимулирующем, пробуждающем образовании как открытии себя в сотрудничестве с другими людьми. Чтобы действовать наиболее эффективно, надо действовать в нужное время и в нужном месте. Действия обучающего и обучаемого не приведут к успеху, когда и поскольку они не согласованы с внутренними тенденциями развития последнего. Если эти действия не являются надлежащими, резонансными, они наверняка будут напрасными.

С синергетической точки зрения процедура обучения – это создание условий, при которых становятся возможными процессы приобретения знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество. Благодаря совместной активности учитель и ученик начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе, попадают в один и тот же взаимосогласованный темпомир. Учитель и ученик со­трудничают друг с другом, взаимообучаются и взаимообогащаются. Обучение становится интерактивным.

Самоорганизация, являясь одним из ключевых понятий синергетики, в аспекте образования означает самообразование. Научить мыслить синергетически – значит научить мыслить нелинейно, в альтернативах, предполагая возможность смены темпа развертывания событий и качественной ломки, фазовых переходов в сложных системах, какой и является обучающийся. Осуществляя выбор, обучающийся ориенти­руется на один из собственных путей эволюции, а также на свои личные ценностные предпочтения. Он выбирает наиболее благо­приятный для себя путь, определяемый внутренними свойствами этой сложной системы.

Синергетический подход в сфере образования как разновидность системного подхода позволяет по-новому ставить и решать проблему соотношения опыта, мышления и теории. Он способствует рождению и осмыслению понятий «воспитательная система школы», «воспитательное пространство». Изучить объект в сфере воспитания в качестве устоявшейся и сложившейся системы проще; сложнее – в качестве проектируемой, созидаемой, развивающейся, меняющейся, так как в развитии существуют и остановки, и движение вспять, и всплески творчества, и уход в повседневность. Но есть закономерность: какой бы системный объект в сфере воспитания мы ни взяли, он развивается не только под воздействием управленческого или педагогического воздействия извне, но и за счет внутренних процессов самоорганизации. В развитии можно выделить две линии: задаваемую сверху и возникающую изнутри – они перекрещиваются, переплетаются и определяют истинную траекторию развития объекта.

С позиций синергетического подхода, лучшее управление – это самоуправление. Специалисты в области синергетического подхода Е.Н.Князева и С.П. Курдюмов показывают, как можно «управлять, не управляя», как резонансными воздействиями подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для нее путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое воздействие. Суть образования они видят в открытии человеком себя в сотрудничестве с самим собой и другими. А важнейшей задачей образования – содействие развивающемуся человеку и человеческой общности в обретении способности жить в ситуации нестабильности, неустойчивости и динамичности систем.

Синергетический подход к совершенствованию управления учебно-воспитательным процессом в контексте формирования социокультурной образовательной среды способствует повышению ее структурного и функционального многообразия и предполагает:

o переход от традиционной формы управления процессом усвоения знаний и умений, основанной на жесткой регламентации действий учащихся (воспитанников), к самоорганизации, позволяющей решать проблемы учебно-воспитательного и информационного взаимодействия;

o создание образовательных технологий, органично сочетающих разнообразные педагогические подходы;

o взаимосвязь с научными организациями и образовательными учреждениями, позволяющими осуществлять научно-методическое сопровождение инновационной и экспериментальной деятельности;

o создание единого социокультурного педагогического поля семьи и школы, позволяющее педагогическому коллективу эффективно организовать учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей возрастного периода в развитии учеников, наладить позитивное педагогическое взаимодействие с учащимися и их родителями.

Таким образом, синергетический подход, во многом перекликаясь как с социокультурным, так и с аксиологическим подходами в образовании, составляет совместно с ними единую научно-методологическую основу для моделирования социокультурного системного развития образовательного учреждения в современных условиях.

ВОПРОС 23

ПРИЧИННАЯ И ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА
логич. система, в которой высказываниям (суждениям, утверждениям, предложениям), помимо истины и лжи, приписываются «промежуточные» истинностные значения, наз. вероятностями истинности высказываний, степенями их правдоподобия, степенями подтверждения и т. п. Поскольку понятие вероятности естественно соотносить с некоторым событием, а наступление события есть факт, допускающий (хотя бы в принципе) эмпирич. проверку, то В. л. представляет собой уточнение индуктивной логики. Взаимные переходы от языка высказываний к языку событий и обратно совершаются т. о., что каждому событию сопоставляется высказывание о его наступлении, а высказыванию сопоставляется событие, состоящее в том, что оно оказалось истинным. Специфика В. л. состоит в принципиальной неустранимости неполной достоверности («относит. истинности») посылок и выводов, присущей всякому индуктивному познанию.
Проблематика В. л. развивалась уже в древности (напр., Аристотель), а в новое время — Г. В. Лейбницем, Дж. Булем, У. С. Джевонсом, Дж. Венном.
Как логич. система В. л.— разновидность многозначной логики: истинным высказываниям (достоверным событиям) приписывается истинностное значение (вероятность) 1, ложным высказываниям (невозможным событиям) — значение 0; гипотетич. же высказываниям может приписываться в качестве значения любое дей-ствит. число из интервала (0,1). Вероятность гипотезы, зависящая как от её содержания, так и от информации об уже имеющемся знании («опыта»), есть их функция. Над истинностными значениями (вероятностями) гипотез определяются логические операции: конъюнкция (соответствующая умножению событий в теории вероятностей) и дизъюнкция (соответствующая сложению событий); мерой (значением) отрицания гипотезы является вероятность события, состоящего в её неподтверждении. Значения гипотез образуют при этом т. н. нормированную булеву алгебру, аппарат которой позволяет легко аксиоматизировать теорию вероятностей и является простейшим вариантом В. л.
Интенсивное развитие получила проблематика В. л., базирующаяся на связи теоретиковероятностных понятий с идеями теории информации и логич. семантики










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...