Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о видах «движения населения».




Различают два вида движения населения: естественное и механическое (миграционное). Второй из двух названных видов движения (изменения) населения специа­листы предпочитают в последние годы называть миграционным движени­ем (это перемещение населения по территории) или еще проще — мигра­цией населения.

Естественное движение населения— это непрерывное изменение численности и структуры населения в результате рождений, смертей, бра­ков и разводов. В естественное движение населения включаются также и изменения половозрастной структуры населения ввиду тесной взаимосвя­зи ее изменений со всеми демографическими процессами. Слово «естественное» в приложении к таким явлениям, как рождения, смерти, браки, разводы, осталось нам в наследство от статистики прошлого века, когда они понимались именно как тесно связанные с биологической природой человека, как в основном природные, биологические. Подобный взгляд на рождения, смерти, браки и разводы как на явления биологические в своей основе еще далеко не изжит, особенно среди ученых, занятых в естествен­ных науках. Рассуждая о демографических тенденциях в мире, большинст­во естественников (а они, к сожалению, слишком часто берутся обсуждать проблемы роста населения без предварительного приобретения необходи­мых для этого познаний в демографии) трактуют эти процессы почти исключительно как биологические, не проводя различия между человеческим обществом и сообществом животных или даже насекомых. Конечно же, люди имеют биологическую конституцию, которая играет большую роль в их поведении и организации общественной жизни. В то же время люди жи­вут в обществе, в культуре,т.е. в системе социальных норм, информации и традиций. Все процессы в человеческом обществе, конечно же, двойствен­ны, диалектичны, биологическая природа человека опосредована социаль­ными условиями, в которых человек живет и действует. И любое отдельное явление, любой процесс, в котором участвуют люди, имеет социально-био­логическую структуру, в которой, однако, чаще всего социальная, культур­ная сторона преобладает над биологической. Иначе говоря, мы живем в бо­льшой степени в искусственнойсреде, созданной и создаваемой (и разрушаемой) самим человечеством (населением), именуемой культурой, которая оказывает решающее влияние на все поведение, деятельность лю­дей, зачастую даже подавляя их биологическую природу.

Еще относительно недавно, лет 20 назад, в учебниках по демографии иногда предлагалось следующее разрешение противоречия между биологической и социальной сторонами демографических процессов. Утвержда­лось, что каждое отдельное демографическое событие, к примеру рожде­ние человека или его смерть, — событие биологическое, случайное, но совокупность таких событий становится уже явлением социальным, закономерным. С таким пониманием нельзя согласиться. К примеру, рождение ребенка, роды — акт физиологии. Но не только физиологии. Каждое такое событие происходит в разных общественных условиях и различается в за­висимости от того, к примеру, происходит ли оно с участием врача (и в за­висимости от квалификации врача), в родильном доме (и в хорошем при этом) или вне его. Имеет значение (для успеха родов), желанный это ребе­нок или нет (т.е. фактор психологический). Каждое рождение стоит опре­деленных финансовых затрат, а это уже фактор экономический, и т. д. Таким образом, каждоеотдельное рождение человека — событие много­плановое имеющее аспекты как биологические, так и экономические, со­циологические, психологические, медицинские, этнографические и мно­гие другие. Смерть — тоже акт физиологический, но не только. Все люди смертны, но продолжительность жизни существенно зависит от многих условий и обстоятельств в основном социального характера. То же отно­сится и к любому другому демографическому событию. Социальные и биологические факторы тесно сплетены в каждом отдельном человеке, в каждом его поступке. Другое дело, что закономерностилюбых процессов проявляются лишь в массе случаев, причем не в любой массе, а сгруппиро­ванной по однородным характеристикам, по определенным правилам, т.е. в массе фактов статистических.

Признавая ведущую роль социальных факторов в демографических процессах, некоторые специалисты на этом основании высказываются против термина «естественное» в применении его к демографическим процессам, предлагают заменить его другим термином, более «социальным» по внешнему виду, или, по крайней мере, брать это слово в кавычки. Но пока такой замены не найдено. Думается, она и не нужна. И кавычки не нужны. Конечно, термин «естественное» в применении к движению населения является в значительной степени условным. Но такова судьба мно­гих терминов (если не большинства). В данном случае условность (если по­мним о ней) не создает никаких терминологических трудностей.

Итак, население непрерывно изменяется, находится в движении. Люди рождаются, умирают, вступают в брак или разводятся, меняют профессию, место работы, жительства и проч. В результате непрерывно меняется численность населения и его структура. За счет рождений население непрерывно растет и одновременно за счет смертей — непрерывно убывает. Одно поколение сменяется следующим. Такого же рода процессы роста и убыли происходят непрерывно и одновременно во всех структурах населения: по возрасту, брачному состоянию, семейному положению, социаль­ной принадлежности и т. п. В зависимости от соотношения чисел родив­шихся и умерших, или, в более общем виде, между вступлением людей в те или иные социальные группы и выбытием из них, численность этих групп, или населения в целом, либо увеличивается, либо уменьшается, либо оста­ется неизменной (если число прибывших равно числу выбывших).

Непрерывный процесс возобновления населения (который математически может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус) происходит всецело под воздействием законов развития общества, является неотъем­лемой частью общественной жизни и потому имеет социальный характер. Рождение большего или меньшего числа детей в семье, продолжитель­ность жизни, вступление в брак или безбрачие — все эти социальные фак­ты подвержены действию общественных законов, являются частью функ­ционирования общественного организма, или, правильнее будет сказать, общественного воспроизводства (воспроизводства общественной жизни). Демографическая сфера является составной частью (подсистемой) обще­ственной жизни, результатом деятельности людей. Поэтому вместо возоб­новления населения правильнее говорить о его воспроизводстве, что под­черкивает и его социальный характер, и активную роль социальных механизмов в изменениях численности населения и его структуры.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 380.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...