Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




Программа учебной дисциплины

ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Направление подготовки

031300 – журналистика

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

Уфа

 

2011


  1. Цели освоения учебной дисциплины

Получить целостное представление о фундаментальных положениях и законах функционирования СМИ; ориентирован на то, чтобы помочь студентам освоить общие закономерности журналистики как творческой деятельности в их практически значимых проявлениях. Здесь рассматривается система понятий, которые представляют журналистское творчество как профессиональную деятельность со сложной структурой, определяющей многообразие профессиональных обязанностей журналиста. Цель курса – подготовить студентов к выполнению этих обязанностей на достаточно высоком профессиональном уровне, сформировав у них устойчивые профессиональные представления и практические умения, постепенно переходящие в навыки. Овладеть базовыми принципами предмета; применять полученные знания и умения в процессе теоретической и практической деятельности.

 


Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в раздел Б.3. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031300– «Журналистика».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, и получаемые в процессе изучения курсов «Система и организация СМИ», «Современная зарубежная журналистика», «Жанры периодической печати» и др.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

осознать, что журналистика представляет собою специализированную область творческой деятельности, протекающей как осуществление определенных профессиональных обязанностей;

уяснить, какие факторы формируют данную систему профессиональных обязанностей и как они влияют на их характер;

уточнить представление о составе профессиональных обязанностей журналиста в периодической печати, на радио и телевидении;

освоить основные формы участия журналиста в планировании, организации, конструировании массовых информационных потоков и выпуске их «в свет» и «в эфир»;

получить навыки редакторской работы;

иметь представление об основных чертах журналистского произведения, его отличиях от других информационных продуктов и освоить на теоретическом и практическом уровне способ творческой деятельности журналиста как автора;

составить развернутое представление о жанровых разновидностях авторского журналистского творчества и получить навыки работы в наиболее востребованных практикой жанрах.

· Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031300– «журналистика»:

· а) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обо­б­щению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

- понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

·            б) профессиональными(ПК):   

·

понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);

ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ПК-17);

понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ПК-21);

осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста (ПК-22);

знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики (ПК-23);

осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, ориентация в современной жанровой и стилевой специфике (ПК-28);

организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии (ПК-55);

 

Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 63 часа.

 

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1 Введение 3 1  Л 2 С     К  
2 Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Система профессиональных обязанностей журналиста   3 2-5  Л 2 СР 3 ПР- К : еженед. Тест / Собесед.   Участие в практ. занятии – творчество журналиста
3 Журналистское произведение как особый тип текста 3 6-8 Л 2 СР 3     Лаб:  К : еженед. Пр.задания-Участие в лаборат. занятии – профобязанности журналиста
4  Способ журналистского творчества   3 9-12 Л 4 СР 4 ПР К : еженед. Тест / Собесед. - Участие в практ. занятии – Журналистское произведение
5 Жанровые разновидности журналистского творчества 3 13-15 Л 4 СР 5 ПР К : еженед Мастер-классы  
6 Участие журналиста в коллективной творческой деятельности   3 16-18 Л 2 СР 3 К К : еженед. Экзамен

 

 

Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, мастер-классы по журналистской деятельности. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий. 

В рамках учебного курса предусматриваются встречи с известными журналистами РБ и РФ, участие в проведении мастер-классов экспертов и публицистов СМИ РБ.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Основы творческой деятельности журналиста. Уч.пособие под ред. Корконосенко С.Г. СПБ.2000, 272 с.

2. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.

3. Шостак М. И. Жанры газеты. М., 2000.

б) дополнительная литература:

Авраамов Д. С.Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

Кашинская Л. В. Метод наблюдения в журналистике. М., 1987.

Кашинская Л. В. Эксперимент как метод журналистской деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 1986. – № 6.

Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

Красноярова О. В. Структура журналистского текста. Иркутск, 2002.

Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

Лукина М. М. Технология интервью. М., 2003.

Мельник Г. С., Теплячкина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2004.

Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

Российская журналистика: свобода доступа к информации. М., 1996.

Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. М., 1999.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1999.

Социальная практика и журналистский текст. М., 1990.

Тертычный А. А.Аналитическая журналистика. М., 1998.

Тертычный А. А. Расследовательская журналистика. М.: Аспект-Пресс, 2002.

Уллмен Д. Журналистское расследование: современные методы и техника. М., 1998.

Фэнг И.Теленовости: секреты журналистского мастерства. М., 1993.

Шостак М. И. Журналист и его произведение. М., 1998.

Шостак М. И. Оперативная журналистика. М., 2000.

Шостак М. И. Аналитическая публицистика: методы и жанры. М., 1999.

Шостак М. И. Жанры художественной публицистики. М., 2000.

Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1997.

Юровский А. Я. и др.Телевизионная журналистика. М., 1994.

     http://www.ruj.ru

     http://www.mediachannel.org

     http://www.message-online.com










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 488.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...