Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 9. Классификация языковСтр 1 из 2Следующая ⇒
Аннотированная программа модуля «Основы языкознания» Направление: 030300 «Психология», очное
Квалификация: бакалавр Составители: к.ф.н. Тинякова Е.А. (доц. каф. Общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин) Сергиев Посад - 2011 Цель: дать систематизированный свод общелингвистических знаний, являющихся базовыми для формирования гуманитарного профиля специалиста в целом, познакомить с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, основными понятиями, которые углубляют понимание психической сферы человека.
Задачи: 1. Развить лингвистическое мышление на основе фактов языкознания 2. Понимать роль языка в специфике психического функционирования человека. 3. Углубление понимания использования языка в личности другого. 4. Понимать психологическую сторону отличия устной и письменной речи. Объем в ЗЕ:2 кредита Время изучения:курс 1 семестр 2 Всего: 72 ч.= 36 ауд.+ 36 сам. 2 с.= 20 ч. лекций + 16 ч. практ. + экзамен Взаимосвязь с другими модулями: Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: русский язык и культура речи, основы русского языка, иностранный язык, культурология, философия (цикл ГСЭ), педагогика, риторика, общая психология, введение в специальность, профессиональная этика. Групповая принадлежность ОМ:общекультурный, общепрофессиональный. Кластерная принадлежность ОМ:теоретико-практический Модуль направлен на формирование следующих компетенций : −обращение к роли языка в укреплении психического и физического здоровья человека; −использование языка в установлении толерантности с окружающим миром; −через понимание системы и структуры языка овладевать культурой мышления; −использование общелингвистических положений в профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации. Формы освоения ОМ : при прохождении модуля обязательно использование учебников по общему языкознанию последних лет издания (с 2005), приучать студентов к самостоятельному поиску литературы по расширению учебных текстов, использование учебных интернет-ресурсов по предмету «общее языкознание»; теоретическому знанию давать практическое приложение; при прохождении модуля обязательно использование активных методов обучения, форм контекстного обучения. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 60/40 % - теоретико-практический кластер КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. Сущность человеческого языка Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Современная структура знаний о языке. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание. Определение языка. Различные подходы к классификации функций языка.
Раздел 2. Язык как общественное явление Язык как особое общественное явление. Социальная обусловленность языка. Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Социальная дифференциация языков. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Языковая личность, вторичная языковая личность.
Раздел 3. Связь языка и мышления Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования.
Раздел 4. Структура языка Концептуальная картина мира. Языковая картина мира. Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке. Понятие лингвистического знака. Учение Ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке. Основные единицы языка. Членение речевого высказывания. Сравнение структуры естественного и искусственного языков. Понятие о языковой логике. Раздел 5. Звуковая природа языка Звуковой и акустический аспект языка. Фонетика, фонология, орфоэпия. Единицы звуковой формы языка: языковый и неязыковый звук, фонема, слог. Типология фонем по функциям. Фонетические процессы и фонетические законы в языке. Слог и ударение. Интонология. Понятие об интонеме. Раздел 6. Лексика и семантика Науки, изучающие смысл элементов языка. Базовые понятия: «лексема», «сема». Слово как единица языка. Лексическое изучение слова, синхронический и диахронический аспекты. Лексические процессы в языке (полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, художественные тропы). Понятие о литературной норме. Фразеология, типы фразеологизмов. Лексикография. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов. Диалектология. Исторические процессы в лексике языка. Графика, орфография и ее основные принципы.
Раздел 7. Грамматика Грамматика и логика. Грамматика формальная и функциональная. Сравнительная грамматика. Грамматическая категория и грамматическое поле. Роль грамматики в создании искусственных языков. Основные понятия грамматической системы языка. Исторические процессы в грамматике языка.
Раздел 8. Происхождение языка Основные теории происхождения языка. Историческая необходимость перехода древнего языка в письменную форму. Этапы развития письменности. Изучение древних текстов. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи. Развитие национальных языков. Живые и мертвые языки. Понятие о лингвистической реконструкции.
Раздел 9. Классификация языков Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический и др. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков. Типологическая классификация языков. Языковая карта мира.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 169. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |