Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми
Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми могут быть вызваны различными причинами, и, консультируя клиента по этому поводу, прежде всего необходимо выяснить, каковы причины его неудач в этом плане. Такими причинами могут стать, в частности, следующие: • Наличие у клиента отрицательных черт характера, отталкивающих окружающих людей и настраивающих их против него. • Наличие у клиента форм поведения, которые невольно вызывают отрицательные реакции со стороны окружающих людей. • Неумение клиента вести себя в определенных жизненных ситуациях таким образом, чтобы сохранить и укрепить добрые человеческие взаимоотношения с окружающими людьми. • Неумение клиента противостоять тем, кто провоцирует его на конфликты, например его неспособность привести в нормальное состояние эмоционально возбужденного человека, не отвечать на его выпады и т.п. • Неправильная интерпретация клиентом целей, намерений, мотивов поведения других людей, а также ситуаций, в которых он оказывается. • Неумение клиента правильно воспринимать и оценивать психологию людей. • Неспособность клиента гибко менять свое поведение в зависимости от сложившейся ситуации и от действий партнера по общению. Можно достаточно точно определить причины неудач клиента, касающихся установления добрых человеческих взаимоотношений с окружающими людьми, задав ему ряд специальных вопросов. • Замечали ли вы у самого себя какие-либо черты характера, которые мешают установлению нормальных личных взаимоотношений с людьми? • Говорили ли вам окружающие люди о том, что у вас есть такие черты характера, которые мешают им нормально общаться с вами? • Замечали ли вы в своем поведении по отношению к людям нечто такое, что с их стороны нередко вызывало явную отрицательную реакцию? Если замечали, то что это было? • Говорили ли вам люди о том, что в вашем поведении есть что-то отталкивающее? Если говорили, то на что конкретно они указывали? • Были ли в вашей жизни такие ситуации, оказавшись в которых, вы испытывали трудности установления с людьми добрых взаимоотношений? Если такие ситуации были, то что они собой представляли? • Всегда ли вам удавалось не вступать в конфликты с окружающими людьми, которые провоцировали вас на конфликты и которые старались испортить ваши личные взаимоотношения с другими людьми? Где, когда и как это чаще всего происходило? • Бывало ли в вашей жизни так, что, оказавшись в какой-либо ситуации, вы попадали впросак из-за того, что неправильно понимали смысл происходящего? Если такое действительно случалось, то что это была за ситуация и как все это происходило? • Всегда ли вы правильно понимаете цели, намерения, мотивы поведения людей? Не возникали ли у вас проблемы из-за того, что люди обижались на вас за то, что вы неверно интерпретировали (объясняли) мотивы их поведения? • Всегда ли вам удавалось правильно понимать и оценивать людей, с которыми вы общались? Не случалось ли так, что вы принимали какого-либо человека не за того, кем он был на самом деле? Если такое случалось, то как это происходило? • Насколько хорошо вам удавалось общаться с разными людьми, приспосабливаться к их индивидуальным особенностям, устанавливать и сохранять с ними добрые взаимоотношения? • Можете ли вы нормально, с искренним интересом разговаривать с человеком, который выше или ниже вас по уровню интеллектуального развития? • Способны ли вы поддерживать разговор с человеком, который выше вас по положению, занимаемому в обществе, например, является высокостоящим начальником? • Удается ли вам вести диалог, устанавливать добрые отношения с людьми, которые намного старше вас по возрасту? • Способны ли вы с интересом общаться с человеком, который уступает вам по уровню образования и культуре? • Нет ли у вас проблем при общении с людьми, занимающими гораздо более низкое положение в обществе, чем вы сами? • Удается ли вам поддерживать хорошие взаимоотношения, нормально общаться с детьми, которым всего полтора–два года? Поставив точный диагноз, определив трудности, с которыми сталкивается клиент, общаясь с разными людьми, далее можно приступить к основной части проведения психологического консультирования. Перед ее началом клиенту сообщается о том, в чем состоит его действительная проблема, и как ее решать. Если проблема заключается в том, что у клиента обнаруживаются отрицательные черты характера, неадекватные формы коммуникативного поведения, то ему необходимо предложить, во-первых, по мере возможности стараться сдерживать себя, тщательно контролировать свое поведение в процессе общения с людьми, во-вторых, стремиться проявлять по отношению к ним свои лучшие черты. Как это практически сделать? На данный вопрос должен будет ответить клиенту психолог-консультант и подсказать ему (а если нужно – показать на собственном примере), как правильно общаться с людьми. Хорошо, если сам клиент прежде, чем покинуть психологическую консультацию, продемонстрирует консультанту, что он вполне может правильно вести себя в общении с людьми. Если суть проблемы клиента состоит в том, что его собственное, неосознаваемое или неконтролируемое, поведение невольно вызывает отрицательные реакции со стороны окружающих людей, то рекомендации консультанта должны состоять в том, чтобы полностью исключить подобное поведение из практики общения клиента с людьми. Здесь, как и в предыдущем случае, требуется, чтобы, находясь в консультации, клиент продемонстрировал свою способность вести себя иначе, чем вел до сих пор. Желательно также, чтобы клиент лично смог убедиться в том, что предложенные ему новые формы поведения действительно успешно решают его проблему и делают его общение с людьми более эффективным. Если выясняется, что причиной неблагополучных отношений клиента с людьми являются специфические ситуации, оказавшись в которых, он теряется, не знает, как себя вести, или ведет себя так, что в результате ухудшаются его взаимоотношения с людьми, то клиенту нужно, во-первых, объяснить, как следует правильно себя вести, во-вторых, показать ему это на примере, в-третьих, дать возможность клиенту увидеть, оценить себя со стороны в новой для него коммуникативной роли. Оценка поведения клиента консультантом, оценки других, значимых для него, людей, демонстрация аудио- или видеозаписи его собственного коммуникативного поведения могут помочь клиенту оценить свои недостатки. Если обнаружится, что проблема клиента состоит в том, что он просто не в состоянии правильно воспринимать и оценивать людей, что он неверно понимает или ошибается в интерпретации целей, мотивов поведения людей, вступающих в общение с ним, то с таким клиентом необходимо будет провести специальные занятия, направленные на развитие соответствующих умений и навыков. Полезным может оказаться участие клиента в групповом тренинге сензитивности или в каком-либо другом виде тренинга, где у его участников активно вырабатываются нужные коммуникативные умения и навыки. Неспособность человека гибко менять свое поведение в зависимости от сложившейся ситуации, от партнеров по общению и от ряда других факторов также требует специальной коррекции. Она, в частности, включает в себя создание такой обстановки, при которой клиент попадает в разные жизненные ситуации, где он вынужден общаться с различными людьми по различным поводам, брать на себя разные социальные роли. Из известных видов тренинга клиенту можно порекомендовать личное участие, например, в психодраме или в занятиях со специалистами по театральному искусству. Обязательной во всех этих случаях является так называемая обратная связь между клиентом и окружающими людьми. Он должен регулярно видеть себя со стороны и оценивать адекватность своего поведения. Упражнения 1. Припомните, случались ли в вашей жизни неудачи личного характера. Если они случались, то дайте им точное психологическое описание (определение). 2. Вспомните, какие способности в детстве вам хотелось иметь, но не удалось развить. Попробуйте теперь, по прошествии многих лет, определить, каким образом вам или вашим родителям нужно было поступить для того, чтобы добиться развития у вас соответствующих способностей. 3. Назовите те основные факторы, которые желательно учитывать в процессе проведения психологического консультирования о недостатках в развитии у человека каких-либо потребностей или интересов. 4. Определите, имеются ли лично у вас какие-либо проблемы в эмоциональной сфере. Если такие проблемы у вас есть, то в чем они проявляются. 5. Какие особенности своего темперамента или характера вы считаете недостатками и почему? 6. Скажите, были ли у вас какие-либо психологические комплексы. Если были, то дайте им развернутое описание и объясните, когда и почему они возникли. 7. Припомните случаи из вашей жизни, когда вы вели себя агрессивно по отношению к другим людям. Проанализируйте эти случаи, определите причины своего агрессивного поведения и способы его устранения, чтобы исключить его повторение в будущем. 8. Вспомните те случаи из вашей жизни, когда вам не удавалось устанавливать хороших личных взаимоотношений со значимыми для вас людьми. Попытайтесь теперь психологически объяснить, почему это происходило. Практические задания 1. Выберите кого-либо в качестве своего потенциального клиента. Проведите с ним психологическую консультацию на тему о неудачах личного (персонального) характера. 2. Проведите психологическое консультирование кого-либо из знакомых родителей – того, кто особенно озабочен проблемой раз вития у ребенка каких-либо полезных для жизни способностей. Предложите этому родителю практические рекомендации по развитию у ребенка соответствующих способностей. 3. Проведите психологическое консультирование кого-нибудь из родителей по вопросу о развитии у детей ценных потребностей и интересов. 4. Найдите среди своих знакомых подростка или старшеклассника, у которого есть серьезные проблемы в области эмоций. Проведите с ним психологическую консультацию и дайте ему практические советы, как решить его эмоциональные проблемы. 5. Сделайте то же, что в предыдущем случае, но по поводу недостатков темперамента или характера у клиента. 6. Проведите психологическое консультирование клиента, у которого есть комплекс вины. 7. Проконсультируйте клиента по поводу комплекса враждебности. 8. Проведите психологическую консультацию человека, у которого в явном виде проявляется комплекс психологической защиты. 9. Проконсультируйте кого-либо, кто страдает комплексом неполноценности. 10. Проведите с кем-либо психологическую консультацию на тему о преодолении комплекса превосходства. Ключевые слова Регрессивные изменения личности и поведения человека. Стресс. Душевные болезни. Органические заболевания. Задатки. Способности. Базисная мотивация клиента. Психологическое подкрепление (стимул). Личностный смысл. Безразличие (холодность) человека. Неадекватность выражения эмоций. Импульсивность. Интимные взаимоотношения. Жизненный тонус. Депрессия. Эмоциональная недостаточность. Паралингвистические компоненты эмоциональных реакций. Генотип. Максимализм. Актуальное сознание человека. Цензура. Условно-рефлекторные реакции. Обобщенность условно-рефлекторных реакций. Личность. Подавление (вытеснение). Сублимация. Рационализация. Валидность психодиагностической методики. Надежность психодиагностической методики. Социальные действия. Комплекс вины. Комплекс враждебности. Комплекс защиты. Комплекс неполноценности. Комплекс превосходства. Социальная установка. Социокультурная среда. Мотивы поведения человека. Неадекватные формы коммуникативного поведения. Групповой тренинг сензитивности. Психодрама.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |