Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях
Отсутствие взаимности в личных человеческих симпатиях – довольно распространенное явление. На него как на жизненно волнующую их проблему чаще всего жалуются сравнительно молодые люди. При проведении консультирования на данную тему важно иметь в виду следующие обстоятельства: Во-первых, далеко не всегда эту проблему можно практически решить только за счет советов, которые психолог-консультант может дать клиенту. Дело в том, что причинами отсутствия межличностных симпатий людей могут быть весьма трудноустранимые факторы, например, подсознательные, недостаточно осознаваемые и, следовательно, плохо контролируемые. Во-вторых, таких причин обычно бывает несколько, и, устранив одну из них, можно не добиться желаемого результата в устранении других причин, так как реально действующими при этом останутся иные, не менее весомые факторы. В-третьих, прежде чем приступить к проведению психологического консультирования на тему отсутствия взаимных человеческих симпатий, желательно знать типичный перечень причин возникновения подобной проблемы. Такое знание поможет правильно поставить диагноз и, следовательно, быстрее выявить и устранить возможные причины. Обсудим подробнее обозначенные проблемы, но сделаем это несколько в ином порядке, чем они были поставлены. Начнем с выяснения возможных причин отсутствия взаимных симпатий между людьми. Прежде всего необходимо отметить, что по вполне естественным законам люди противоположного пола испытывают симпатии друг к другу чаще, чем люди одного и того же пола. Поэтому полностью решить проблему обеспечения взаимных симпатий между людьми одного и того же пола труднее, чем решить аналогичную проблему для людей разного пола. Есть немало индивидуальных психологических особенностей, в силу которых люди, независимо от того, с кем конкретно они общаются, могут не испытывать особых симпатий друг к другу. Это может быть, например, постоянная неудовлетворенность человека самим собой, при которой, будучи недовольным собой, данный человек вряд ли с выраженной симпатией будет относиться и к другим людям. В свою очередь, те люди, к которым он, находясь в состоянии хронического недовольства собой, не будет проявлять особых симпатий, могут воспринимать это как признак плохого личного к ним отношения. Они будут склонны считать, что данный человек плохо относится именно к ним, и в ответ будут платить ему тем же. У многих людей имеются устойчивые негативные черты характера, такие, например, как недоверие к людям, подозрительность, замкнутость, агрессивность. Обладая такими, как правило, недостаточно осознаваемыми и плохо контролируемыми чертами характера, эти люди будут невольно проявлять их в общении с другими людьми и тем самым осложнять свои личные взаимоотношения с ними. К этому же случаю можно отнести наличие у человека потребностей и интересов по разным причинам несовместимых с потребностями и интересами других людей. В силу данного обстоятельства между такими людьми довольно часто будут возникать конфликты и, конечно, будут отсутствовать взаимные симпатии. Сюда же можно отнести и случаи, когда люди просто не умеют культурно вести себя, чем и вызывают антипатию окружающих людей. Можно определенно утверждать, что значительная доля причин отсутствия межличностных симпатий людей заложена в самом человеке, в его личной психологии, а не во взаимоотношениях или в обстоятельствах жизни. Тем не менее ряд причин связан именно с этими обстоятельствами. Рассмотрим их подробнее. Одной из довольно часто встречающихся в жизни причин человеческих антипатий является следующая причина. Какой-либо человек, сам того не замечая, невольно, своими непродуманными действиями может существенно затронуть жизненно важные интересы других людей, задеть их самолюбие, уронить престиж, нарушить принятые в обществе или группе правила поведения, очень важные для соответствующих людей. В любом из названных случаев следствием происходящего, скорее всего, станет отсутствие симпатий к человеку, нарушающему сложившиеся нормы поведения, со стороны окружающих людей. Вторая причина связана со следующими обстоятельствами. Люди случайно могут оказаться в такой ситуации, которая вынудит их вести себя в отношении друг к другу далеко не лучшим образом. В силу этого они невольно произведут друг на друга не вполне благоприятное впечатление и поэтому не смогут рассчитывать на взаимные симпатии. Третье обстоятельство можно охарактеризовать так. Допустим, что в вашей личной жизни кто-либо раньше причинил вам немало неприятностей, и в результате этого к данному человеку с вашей стороны сложилось устойчивое негативное отношение. Предположим далее, что на вашем жизненном пути случайно встретился другой человек, внешне похожий на того, кто доставил вам немало неприятных минут. Он не вызовет к себе симпатии с вашей стороны по той простой причине, что он внешне похож на неприятного вам человека. Еще одной вероятной внешней причиной отсутствия взаимных симпатий между людьми может оказаться невольно сформировавшаяся отрицательная социальная установка одного человека на личность другого человека. Известно, что любая социальная установка в качестве главных ее компонентов включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Первая из них относится к знаниям человека об объекте социальной установки. Вторая содержит связанные с этим объектом эмоциональные переживания. Третья касается практических действий, предпринимаемых в отношении соответствующего объекта. Знания и переживания, в свою очередь, формируются под влиянием жизненного опыта, накапливаемого человеком, в частности опыта познания других людей. У каждого конкретного человека этот опыт всегда ограниченный, так как любой человек не в состоянии исчерпывающим образом знать окружающих его людей. Если в силу случайно сложившихся обстоятельств наши знания о людях будут в основном негативными, то и в последующем люди не будут вызывать к себе наших симпатий. В данном случае вряд ли можно будет рассчитывать и на ответные симпатии к нам со стороны окружающих нас людей. Как проводить в психологической консультации диагностику, направленную на выяснение причин отсутствия симпатий к клиенту со стороны значимых для него людей? Проще всего попытаться это сделать путем подробного, целенаправленного расспроса самого клиента. Для того чтобы получить от него не случайную, а целенаправленную и необходимую информацию, желательно последовательно задать клиенту следующие вопросы: • Какие взаимоотношения и с кем конкретно в связи с отсутствием взаимных симпатий больше всего вас беспокоят? • Когда, в каких ситуациях и в чем проявляется отсутствие взаимных симпатий между вами и соответствующими людьми? • Чем, по вашему мнению, это вызвано? Если клиент легко и вполне конкретно отвечает на эти вопросы, и в том, что он говорит, уже фактически содержатся ответы на один или несколько следующих вопросов, то они клиенту не задаются. В противном случае следует получить определенные ответы от клиента и на следующие вопросы. • Есть ли какие-либо причины, связанные с вами лично или с вашим поведением, в силу которых вы не можете рассчитывать на взаимные симпатии со стороны людей, о которых шла речь в ваших ответах на предыдущие вопросы? • Есть ли в поведении данных лиц что-либо такое, что вызывает отсутствие к ним симпатий с вашей стороны? • Есть ли какие-либо жизненные обстоятельства, не зависящие от вас или какого-либо другого человека и помимо вашего желания осложняющие отношения между вами и другими людьми? • Что вы предпринимали уже для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию? • Какими оказались результаты предпринятых вами усилий? Внимательно выслушав ответы клиента на все эти вопросы, психолог-консультант в результате анализа этих ответов и личного наблюдения за поведением клиента во время беседы с ним делает определенные выводы относительно сути проблемы клиента, намечает возможные пути ее решения, которые затем обсуждаются им совместно с клиентом. Следует помнить о том, что клиент вряд ли сможет сразу же дать точные, полные и исчерпывающие ответы на все задаваемые ему вопросы. Если бы это было так, то клиент и сам смог бы решить свою проблему, не обращаясь за помощью в психологическую консультацию. После того как поставлен правильный психологический диагноз проблемы клиента, консультант непосредственно может приступить к выработке совместно с клиентом рекомендаций по практическому решению его проблемы. Существуют общие советы, которыми можно воспользоваться в типичных случаях проведения психологического консультирования на обсуждаемую тему. Эти советы, даваемые клиенту, следующие. Внимательно анализировать собственное поведение, выясняя, нет ли в нем чего-либо такого, что само по себе может вызывать отрицательную реакцию со стороны других людей. Если это так, то следует изменить свое собственное поведение, сделав его таким, чтобы оно не вызывало антипатий. Наблюдать за реакциями другого человека и одновременно экспериментировать над своим собственным коммуникативным поведением, устанавливая и закрепляя в собственном опыте общения с людьми те его формы, которые вызывают положительные реакции со стороны людей. Попытаться оказать влияние на обстоятельства жизни с расчетом на то, чтобы изменить в лучшую сторону сложившуюся жизненную ситуацию. Убедить клиента в том, что если ему не удастся решить свою проблему, то ему необходимо будет принять сложившуюся жизненную ситуацию такой, какая она есть, и просто смириться с ней. Если, проанализировав коммуникативные действия клиента, психолог-консультант придет к выводу, что клиент действительно сделал все от него зависящее, чтобы решить свою проблему, то ее причина, вероятнее всего, кроется не в личности клиента, а в независящих от него обстоятельствах. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 309. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |