Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта
Систематическое повышение профессиональной квалификации – это такое же обязательное требование к профессиональной подготовке психолога-консультанта, как и его общее и специальное высшее психологическое образование. Необходимость постоянного повышения квалификации вызывается следующими основными причинами. Во- первых, знания, полученные в вузе, со временем устаревают, и возникает необходимость в их обновлении. Во-вторых, каждая психологическая консультация, каждый консультант-психолог накапливает полезный для других опыт практической работы, и обмен им обычно производится во время повышения квалификации. В соответствии с основными областями и направлениями профессиональной подготовки психологов-консультантов и с предъявляемыми к работе психолога-консультанта требованиями можно назвать следующие главные направления повышения его профессиональной квалификации: 1. Получение новейших научных и практически полезных знаний в тех областях современной психологии, которые лежат в основе деятельности психолога-консультанта. Эти знания могут приобретаться различным путем: на специальных факультетах повышения квалификации, курсах, семинарах, а также самостоятельно за счет постоянного знакомства с новейшими научными и научно-практическими публикациями. 2. Подготовка и защита диссертаций, сдача квалификационных экзаменов для получения более высокого профессионального разряда. Это направление обычно контролируется со стороны государственных или общественных организаций, официально наделенных соответствующими полномочиями. 3. Освоение психологом-консультантом новых методов психотерапии или психокоррекции. Хотя в обязанности психолога-консультанта обычно не входит оказание прямого психотерапевтического или психокоррекционного воздействия на клиента, ему надо знать и при необходимости уметь пользоваться соответствующими методами. Чем лучше психолог-консультант будет знать эти методы, тем выше будет уровень его профессионального мастерства. 4. Прохождение стажировки в других психологических консультациях и под руководством более опытных психологов-консультантов. Эта форма повышения квалификации связана с обменом опытом работы, а такой постоянный обмен необходим для поддержания и развития собственного профессионального мастерства любому психологу-консультанту. 5. Прохождение психологического консультирования в роли клиента, знакомство с консультированием, методами психокоррекции и психотерапии на самом себе. Данная форма повышения квалификации играет вдвойне положительную роль в работе психолога-консультанта. Во-первых, благодаря ей он имеет возможность решить собственные психологические проблемы, которые у него, как и у любого живого человека, наверняка есть. Не решив для себя эти проблемы, не избавившись от них, он вряд ли сможет успешно консультировать других людей. Во-вторых, выступая в роли клиента, психолог-консультант может научиться глубже понимать и чувствовать своих будущих клиентов, лучше овладеет соответствующими методами психокоррекции и психотерапии. Упражнения 1. Определите, есть ли у вас те знания и умения, которые необходимы психологу-консультанту в работе. 2. Установите, каких психологических качеств, знаний и умений вам не хватает для того, чтобы стать высококвалифицированным консультантом-психологом. 3. С учетом ответов на сформулированные выше вопросы наметьте конкретный план повышения своей профессиональной квалификации в качестве психолога-консультанта. Практические задания 1. Определите для себя перечень психологических дисциплин, которые необходимо изучить для того, чтобы стать высококвалифицированным консультантом-психологом. 2. Установите совокупность методов практического психологического воздействия на клиентов, которые вам как будущему психологу-консультанту желательно освоить. Ключевые слова Супервизор. Профессиональная подготовка психолога-консультанта. Общая психология. Психология развития. Социальная психология. Психофизиология. История психологии. Медицинская психология. Психология семьи. Психология управления. Экономическая психология. Психодиагностика. Психокорреция. Психотерапия.
ГЛАВА IV ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Контрольные вопросы 1. При каких условиях возникает необходимость создания и начала практической работы психологической консультации? 2. Каковы основные типы существующих психологических консультаций? 3. Каково содержание общих вопросов по организации работы психологической консультации? 4. Как правильно выбрать место для размещения психологической консультации? 5. Как подобрать кадры для работы в психологической консультации? 6. Что такое внутренний (для сотрудников) и внешний (для посетителей) режим работы психологической консультации ? 7. Каков оптимальный режим работы психологической консультации для клиентов? 8. Каков оптимальный режим работы психологической консультации для ее сотрудников? 9. Как в норме должно соотноситься время, отводимое на проведение психологического консультирования и на другие виды работ, выполняемые в психологической консультации? 10. Что значит оптимальная организация индивидуальной работы психолога-консультанта? 11. Каким может быть оптимальный режим работы психолога-консультанта? 12. Когда целесообразна узкая специализация в деятельности психологов-консультантов? 13. Что практически означает психологическая совместимость друг с другом работников консультации? 14. Как наилучшим образом распределить обязанности между работниками психологической консультации? 15. Каковы примерные средние нормы, затрат времени на разные виды работ психолога-консультанта? 16. Что обычно понимается под эффективным взаимодействием психолога-консультанта с другими специалистами, вместе с ним работающими в психологической консультации? 17. Как консультанту-психологу следует действовать в том случае, когда он не вправе принимать единоличное ответственное решение о проблеме клиента или способах ее решения? 18. Как следует действовать психологу-консультанту в том случае, если он вправе принять вполне самостоятельное решение относительно проблемы клиента, но ему как консультанту не хватает для этого знаний? 19. Каким образом взаимодействуют друг с другом специалисты, разного профиля в психологической консультации в составе экспертных комиссий при принятии решений? 20. Как организуется и проводится повышение квалификации специалистов разного профиля, вместе работающих в составе экспертных комиссий? 21. Что в профессиональном отношении представляет собой вспомогательный персонал психологической консультации? 22. Каким образом психолог-консультант взаимодействует со вспомогательным персоналом психологической консультации? |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |