Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуации самокритики и самосозерцания




 

 С и т у а ц и я 1.

Д о ч ь (Д.): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком?

Отец (О.): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы нравить­ся мальчикам?

Д. Да. Мне кажется, я почему-то им не нравлюсь, и я не понимаю, почему?..

О. Ты не можешь понять, почему ты им не нравишься.

Д. Ну, допустим, я мало разговариваю. Я боюсь разговаривать в присутствии мальчиков.

О.То есть в присутствии мальчиков ты чувствуешь себя скованно и тебе труд­но расслабиться?

Д. Да. Боюсь ляпнуть что-нибудь такое, из-за чего они посчитают меня ду­рочкой.

О. Ты не хочешь, чтобы они считали тебя глупой?

Д. Конечно. А когда я молчу, я нисколько не рискую.

О. Молчать, конечно, безопаснее.

Д. Да, но это ничего мне не дает, поскольку из-за этого они все считают меня скучной.

О.Молчание не дает тебе того, к чему ты стремишься?

Д.:Не дает. Наверное, все-таки надо рискнуть?!

В о п р о с ы и з а д а н и я

 

1. Какой можно сделать вывод из содержания диалога?

2. Какой стиль преобладает в отношениях отца и дочери?

3. Оцените форму педагогического руководства со стороны отца в ходе анализа поведения дочери и в ее поиске стиля взаимоотношений с мальчиками.

4. Какова роль родителей в подготовке детей к взрослой жизни?

С и т у а ц и я 2.

Катя, ученица 7-го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см. В классе она выше всех. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулит­ся. Каждый выход к доске — страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать — пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реп­лики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекру­чивает?», когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нра­вится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя перед зеркалом вечерами, Катя горевала:

—Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну разве у нормального человека бывают такие руки?.. И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?..

 

 В о п р ос ы и з а д а н и я

 

1. Какими психологическими особеностями подросткового возраста обусловле­ны суждения и действия Кати?

2. Как помочь Кате в решении ее проблем?

3. Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?

 

Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении

В начале урока ученик обнаружил, что с его парты исчезла тетрадь с домаш­ним заданием. Он... (Как прореагировал и что сказал учителю?).

На следующей перемене к пострадавшему ученику подошла девочка из парал­лельного класса:

— Извини, пожалуйста! У нас в этом же кабинете был предыдущий урок, но я после урока должна была позвонить домой, прибежала перед звонком на урок, в спешке и прихватила твою тетрадь.

— Бывает, но в другой раз постарайся быть повнимательнее, — сказал в от­вет мальчик.

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. О чем говорит вам эта ситуация?

2. Какие сведения о воспитании юноши и девушки вы получаете?

3. Можно ли сказать о них, что они воспитанны? Почему?

 

Ситуации пренебрежения и неуважения других

Ситуация1

Саша пришел в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его харак­тер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.

Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоя­тельство педагоги почти не обратили внимания. Но вот однажды на уроке физики после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относитель­ности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам — на вес зо­лота, и возможно, ее предложение нарушало его планы. Но, желая смягчить от­каз, он предложил:

— Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, — он кивнул (и достаточно вежливо) в сто­рону класса, — это ни к чему. Каждый может и должен искать сам...

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. Какие сведения о ценностных ориентациях Саши вы получили из этой ситу­ации?

2. Какой стиль взаимоотношений между Сашей и учащимися класса, между Са­шей и учителем просматривается в данной ситуации?

3. Что можно сказать о самооценке Саши?

4. Можно ли по этим зарисовкам определить линию поведения учителя?

С и т у а ц и я 2.

В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:

— Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался.

Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гос­тям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Дру­гим он почти не давал и рта раскрыть — говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.

 В о п р о с ы и з а д а н и я

 1. Дайте оценку поведения юноши.

2. Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми?

3. Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека?

4. Что бы вы делали, оказавшись в компании такого человека?

 

Ситуация выбора профессии

 

Мы много спорили с подругой — какую профессию выбрать. И то вроде не под­ходит, и это...

— Я точно знаю, куда не пойду: в учителя — не хочу портить нервы; не пойду в химическое производство, так как от общения с химическими препаратами мож­но потерять здоровье; на фабрику не пойду, так как там превратишься в робота, выполняя механическую и однообразную работу. Я хочу, чтобы на моей работе не портилось здоровье и было интересно. Хотелось, чтобы она была связана с живот­ными и большим количеством поездок.

— Тогда тебе нужно идти работать в цирк! — воскликнула подруга и добави­ла, — а по мне — лишь бы получать прилично.

Я потом долго думала. Сомневаюсь, есть ли у меня талант для цирка. Может быть, подруга права, и, если нет призвания, надо думать о заработке?

В о п р ос ы и з а д а н и я

1. Каковы мотивы выбора профессии у девушек?

2. Какой прием педагогического воздействия был использован в данной ситу­ации?

С и т у а ц и я 2.

Во время встречи выпускников между ребятами произошел вот какой разговор.

Вера — маленькая худенькая девушка. Она уже фармацевт. Слушать, как она говорит о своей профессии — одно удовольствие:

— Лекарства для ребят, — говорит она, — это очень ответственно. Малей­шая ошибка, и даже страшно подумать, что может случиться... Они же могут от­равиться. Я чуть сама не отравилась, так напробовалась...

Она сыплет названиями лекарств, рецептами. Ребята смеются:

— С тобой невозможно говорить по-русски, все латынь и все о лекарствах.

— Так это же моя работа, — улыбается она. Среди выпускников — еще один будущий медик — Алла П. Она будет стома­тологом.

— Алла, почему ты пошла в стоматологический?

— Марина решила, ну и я с ней.

— И как, нравится?

— Да ничего, только много, знаете, разных ненужных предметов. Ну, хотя бы английский. Зачем зубному врачу нужен английский язык? А вообще, я хочу пе­рейти в стоматологический техникум. Буду техником.

— Из университета в техникум? Но зачем?

— — Надоело учиться, и потом, мы проходили практику в поликлинике, так я

— — узнала, что техник может заработать больше врача.

 

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. 2. Сравните две позиции в отношении выбора профессии.

2. 3. Какими критериями оценки труда пользуются девушки?

3. 4. Как вы понимаете профессиональное самоопределение и творческую самореализацию человека?

 

 

Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам1

 

— Садитесь, пожалуйста, и раскройте букварь на той странице, где буква «Я»! И дети читают рассказ о том, как маленький Паата, выучив все буквы, приходит домой радостный и предлагает бабушке: « Хочешь, я научу тебя читать? Это совсем просто!»

— А теперь на следующей странице прочтите другой рассказ!

— Страниц больше нет!

— Как нет?

— Мы закончили книгу!

— Совсем закончили!..

— Тогда закройте учебник... И давайте поговорим: чему он вас научил?

— Он научил чтению и письму!

— Научил родному языку... Как правильно говорить! Дал знания!

— Учил нас быть добрыми, уметь дружить!

— Любить читать... Любить книгу!

— Уважать родителей!

— Быть вежливыми!

— В нем много смешных и веселых рисунков!

— Еще там ребусы, кроссворды, скороговорки!

— Я очень люблю эту книгу! Когда вы разрешили брать ее домой, я клала ее под подушку, и она спала вместе со мной!

—А я всем показывал, и соседям тоже!

— А теперь опустите головы на парты! Закройте глаза! — учитель понижает голос. — Я чувствую, вы полюбили вашу первую книгу, правда?

— Да, — шепчут дети.

— И вам, наверное, хочется сказать ей добрые слова благодарности?

— Да, — шепчут дети.

— — Так подумайте, какими словами вы бы выразили свою ей благодарность.

 

 В о п р о с ы и з а д а н и я

 

1. Какие педагогические задачи решает педагог в этой ситуации?

2. Какую концепцию или модель обучения демонстрирует данный фрагмент?

3. Какие закономерности соблюдены педагогом в организации педагогического взаимодействия на уроке?

4. О каких особенностях педагогической деятельности учителя говорит эта си­туация?

1 Фрагмент урока Ш. А. Амонашвили — урока прощания с букварем.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...