Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Непроизвольное и произвольное запоминание: определение и характеристика.




Непроизвольное запоминание –это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий.

Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае,когда он включен в условия, способы достижения этой цели.

Пример: Простой текст – текст средней сложности сложный текст с составлением плана.

Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесёмся к содержанию выполняемой задачи. Так, если ученика интересует урок, он запоминает его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает только для «порядка».

Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемических действий, т е таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания – четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на результат.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая для школьника устойчивой значимости, может быстро забыться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что им надопомнить.

Забывание как психический процесс. Причины забывания.

Забывание – процесс, противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт.

Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности.

Позитивная функция забывания: оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перегрузки памяти.

Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

Забывание в кратковременной памяти происходит следующим образом.Интерференция. Кратковременная память может вместить ограниченное количество единиц. Забывание вызывается интерференцией со стороны вновь предъявленных единиц информации, т.к. каждое новое предъявление приводит к утрате одного старого.Постепенное стирание следов временем. Чем дольше единица остается в памяти, тем слабее она становится, пока,наконец, не исчезнет полностью.

Забывание в долговременной памяти объясняют следующие теории.Теория систематической деформации следовпамяти утверждает, что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. Если инф-я долгое время не используется, ее воспрн-ие будет долгое время затруднено.Теория ретроактивного и проактивного торможения:любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о пред-х событиях (ретроактивное торможение).Т.о. любое предыдущее обучение негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проактивное торможение). Сказанное относится скорее к оперативной памяти.Теория мотивированного забывания:цель и мотивация человека влияют на забывание. Например, человек забывает травмирующую информацию, которая вызывает боль, страх или вину.З. Фрейд посвятил много времени изучению мотивированного забывания

Причины забывания информации.

Классификация видов памяти

1) По содержанию запоминаемой информации:

· двигательная п. (п. движений и их систем);

· эмоциональная п. (п. чувств и эмоций);

· образная п. (вкусовая, обонятельная, осязательная);

· словесно-логическая (п. на содержание мыслей).

2) По способу запоминания:

· механическая п.;

· логическая п.

3) По наличию цели запоминаемой информации:

· непроизвольная п.;

· произвольная п.

4) По длительности хранения информации:

· иконическая п. (точное запоминание информации, при малом хранении);

· кратковременная п. (без хранения);

· долговременная п. (с усвоением информации);

· оперативная п. (для какой-либо деятельности человека).

На эмоциональную п. существует 2 точки зрения:

1. Фрейд: человеку свойственно забывать неприятности.

2. Блонский: человек долго помнит негативные моменты его жизни.

Эйдетическая п. – разновидность зрительной образной п., полное и точное запоминание информации.

1. Время:

Реминисценция проявляется в том, что отсроченное воспроизведение информации оказывается более полным и точным, чем, то, которое происходит сразу после запоминания. Обычно это бывает при изучении большого по объему материала.

Интерференция – отрицательное влияние предшествующей и последующей информации на запоминание.

· ретроактивная интерференция – отрицательное влияние на предшествующую информацию;

· проактивная интерференция – отрицательное влияние на последующую информацию.

Мы всегда запоминаем лучше начало и конец, середину – плохо.

2. Частота использования заученной информации.

3. Вытеснение – бессознательное забывание событий или моментов в жизни человека, которые он по каким-либо причинам не хотел бы помнить.

Проявляются в особенностях протекания в процессах, в видах и в патологии.

В процессах индивидуальные особенности проявляются:

1. В объеме запоминаемой информации.

2. В точности запоминания.

3. В скорости (число повторений, которое необходимо).

4. В прочности (в сохранении материала и скорости его забывания).

5. В готовности к воспроизведению (в нужный момент – необходимого материала).

6. Уверенность в точности воспроизведения.

Индивидуальные особенности в видах памяти проявляются в зависимости от преобладающего развития левого или правого полушария.

Есть смешанные типы п.: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, слухо-двигательная.

Патология в памяти проявляется:

1. Крсаковский синдром – нарушение процесса передачи информации из кратковременной памяти в долговременную (самый опасный синдром).

2. Амнезия – полное выпадение информации из п., бывает ретроградная (забыл, что было) и антероградная (не способен запомнить новую информацию).

3. Гипомнезия (причина – атеросклероз) – частичная потеря п.

4. Гипермнезия – необычное, иногда болезненное усиление возможностей воспоминания и удержание в п. малосущественных знаний или событий.

5. Парамнезия – обманы или иллюзии п. (феномен виденного или слышанного). На нее влияют стрессы.

Осмысленное и механическое запоминание: особенности, примеры.

Развитие памяти ученика идет не только в направлении роста произвольности или преднамеренности запоминания и воспроизведения, но и в направлении развития осмысленности памяти.

В психологии различают два пути запоминания:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...