Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ниже приводится примерный перечень материалов, которые ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
хранятся в лаборатории: в камни естественные (гранит, каменный уголь, мрамор, кремень, известняк, мел и другие), в том числе морская, речная галька, камни искусственные (керамзит, кусочки красного и белого кирпича, асфальта, бетона, керамической плитки, черепицы); семена разных растений, распространяемые ветром (одуванчика. мать-мачехи, осота, пушицы, иван-чая, ястребинки, клена, сосны, ели, ясеня, вяза, липы), шишки разных деревьев и кустарников, желуди, каштаны, орехи, засушенные ягоды, косточки лимона, апельсина, семена огородных растений и другие плоды и семена; кожура цитрусовых (если у детей нет на них аллергии); засушенные ароматные лекарственные и пищевые растения (если у детей нет на них аллергии); цветные прозрачные кусочки пластика; ' разнообразные морские и речные раковины и раковины наземных моллюсков; образцы песка, глины, почвы, кусочки черепицы, сухой цемент; различные краски, гуашь, цветные мелки, пищевые красители, сахар, соль, мука, крахмал, какао; кусочки коры разных деревьев и коры разной толщины одного дерева, береста; деревянные дощечки, бруски, кубики разного размера; разнообразные крупы, горох, фасоль; разнообразный пластилин, глина, гипс; самые разнообразные бросовые материалы: фантики, гофрированная бумага из-под шоколадных конфет, крышки разного размера от баночек сметаны и других продуктов, разноцветные крышки от пластиковых бутылок, обрезки бумаги, трубки-серединки от рулонов туалетной бумаги, коробки разного размера, формы и цвета, фольга и прозрачная бумага от упаковок букетов, старые мобильные телефоны, клавиатура от компьютера, ненужные СБ- диски, бутылочки из-под шампуня, жидкого мыла, упаковки от киндер-сюрприза, от молока и кефира и т. п.; -•;<> пуговицы, нитки (тонкие, шерстяные), небольшие веревки, ленты разной ширины; цат магниты разного размера; м» монетки разного размера и цвета; ж» керамические изделия (тарелки, вазы, кувшины), образцы дымковской игрушки и гжели, другие глиняные игрушки, изделия из декоративных камней;
разные виды картона и бумаги (писчая, цветная, гофрированная, бархатная, наждачная, калька и т. п.); бумажные и тканевые салфетки разной плотности; разные виды ткани, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, пропускающие и не пропускающие воздух, марля, бинт; вата, ватные шарики; скрепки металлические и пластмассовые разной величины и цвета; губки и мочалки разного размера, плотности и формы; прищепки. Специфика организации исследований в лаборатории Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети становятся учеными и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов дошкольники надевают фартуки, белые или цветные халаты (их можно сделать и из старых папиных или дедушкиных рубашек), шапочки и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишется фамилия и имя ребенка, например: «Ученый Степанов Миша». Мы разработали ряд значков для разных блоков программы «Наш дом — природа»: «Исследователи воды» (капелька воды), «Исследователи воздуха» (воздушныйшарик), «Исследователи растений» (лист растения) и т. п. Значок в виде бейджика прикрепляют к халату или фартуку. Можно нарисовать значок на одной узкой стороне прямоугольника из плотной бумаги. По размеру прямоугольник должен быть немного длиннее, чем карман на халате. В этом случае карточка вставляется в кармашек халата таким образом, чтобы был виден рисунок. Самый постой вариант — дети надевают на руку небольшой браслет, на котором написано название лаборатории, и приступают к исследованиям. По торжественным случаям педагог может надевать особый костюм магистра — накидку и шапочку и проводить Ученый совет, на котором дети вспоминают проведенные исследования, обобщают их результаты, делают доклады, защищают проекты. На такой Ученый совет приглашаются родители, бабушки и дедушки, которые вместе с детьми проводили опыты дома или выполняли семейный проект. Они могут рассказать о своей домашней лаборатории, созданной по рекомендации педагогов, или о результатах летних исследований на даче. Перед проведением опыта взрослый задает детям вопросы, выслушивает ответы, но не комментирует их. Правильность ответов дети проверяют в процессе собственных исследований. По окончании опыта педагог (родитель) напоминает ребятам их гипотезы, спрашивает, какая из них подтвердилась, а какая — нет, и вместе с детьми делает выводы. (Постановочная, исследовательская и обобщающая части опыта.) Например, в начале опыта со льдом и водой педагог спрашивает: «Что случится с кусочками льда, если мы опустим их в мисочку с водой?» Дети высказывают свои предположения: «Будет плавать», «Лед утонет», «Он растает». Затем дошкольники опускают льдинки в емкости с водой, наблюдают за льдом и делают выводы. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов были задействованы все органы чувств ребенка. Нередко взрослый ограничивается лишь визуальным наблюдением, в то время как для ребенка важно потрогать, понюхать предметы и даже попробовать их на вкус (если это безопасно!), услышать разные звуки. Практика показывает, что при организации самостоятельной деятельности ребенка в мини-лаборатории огромную роль играет взрослый, его личная заинтересованность в проведении исследований. Наш опыт работы (городская экспериментальная площад В детских садах мы сталкивались с тем, что в уголках самостоятельной деятельности воспитатели иногда выставляли образцы, которые не разрешали брать детям, так как боялись, что материалы в процессе детских исследований могут быть повреждены. Это сразу же снижало у дошкольников интерес к мини-лаборатории. В уголках для проведения самостоятельных исследований должно быть только то, что ребенок может использовать! Если вы переживаете по поводу сохранности красивых камней, раковин, декоративных изделий, оставьте их на полочках и рассматривайте вместе с детьми. Помните о проблеме безопасности. Безопасными должны быть все материалы, оборудование, с которыми работает ребенок. В то же время мы считаем, что лаборатория — самое подходящее место для того, чтобы научить детей обращаться с острыми и колющимися предметами (ножницами, иглами) и даже с огнем (со свечами). Так или иначе, наши воспитанники постоянно сталкиваются со всеми этими предметами в повседневной жизни. Лучше, чтобы дети научились обращаться с ними под руководством взрослого и заранее узнали обо всех возможных опасных последствиях их неправильного исполь Еще одним аспектом безопасности является состояние самих материалов. Все они должны быть чистыми и экологически безопасными. Нельзя брать песок, глину, почву для исследований в местах, где гуляют кошки и собаки, у дорог, автостанций, в экологически неблагоприятных районах. Заранее нужно узнать, нет ли у кого-нибудь из детей аллергии на те или иные материалы. Составьте вместе с ребятами правила работы в лаборатории, проиллюстрируйте их и повесьте на видном месте. Экспериментирование в лаборатории обязательно нужно связать с наблюдениями на прогулках, экскурсиях, при посещении уголка природы. Ответы детей вы можете использовать и для диагностики. Например, дети в результате опытов узнают, что глина липкая, а песок рыхлый. Но как применить эти знания на практике? Достаточно обратить внимание ребят на песочницу или обычную лужу. Предложите ребенку найти ответы на вопросы: почему в одних местах лужи не высыхают в течение всего дня, а в других вода исчезает сразу после дождя? Почему дорожки посыпают песком, а не глиной? Почему в песочницы насыпают песок, а не глину? Почему в одном месте лужи образуются, а в другом — нет? Для ответа на этот вопрос дошкольники могут взять образцы и изучить их в лаборатории, сделать необходимые выводы с учетом ранее проведенных экспериментов. Результаты наблюдений, опытов можно периодически фотографировать, заносить в тетради, папки, дневники наблюдений, в том числе в виде зарисовок, условных знаков. Вы можете, например, сфотографировать разные стадии развития растения из семечка и потом сделать дидактическую игру, в процессе которой ребенок будет раскладывать фотографии в правильной последовательности. Исследования в домашней лаборатории имеют свою специфику. Они могут быть тесно связаны с тем, что происходит, например, на кухне во время приготовления пищи. Если взрослые готовят кашу или овощной суп, часть крупы и овощей может стать прекрасным материалом для исследований. Бросая сахар в чай или соль в суп, предложите ребенку выяснить, растворяются ли эти вещества в воде. Если в рецепте указано, что для приготовления блюда нужна вода определенной температуры, попросите сына или дочь измерить воду с помощью термометра. Одним словом, работа домашней лаборатории полностью зависит от вашей фантазии и интересов ребенк Исследования
Ход исследования. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика нужно поместить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой палочка видна, а в стаканчике с молоком — нет. Пусть дети посмотрят друг на друга сначала через стаканчик с водой, а потом через стаканчик с молоком. Через какой из них что-нибудь видно? Вывод. Вода прозрачная, а молоко — нет. : Связь с повседневной жизнью. На прогулке, во время экскурсии исследуйте ближайший водоем или фонтан, чтобы выяснить, насколько прозрачна в них вода, живут ли в реках, озерах, морях животные. Объясните детям, что вода в водоемах прозрачная, поэтому водные животные могут все видеть, у них есть глаза. Предложите детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной. Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? Благодаря прозрачности воды ученые, водолазы могут изучать подводный мир. Исследование «Есть ли у воды цвет?» I Ход исследования. Растворите в прозрачных емкостях с водой акварельные краски, гуашь разного цвета. Добавьте стаканчики с апельсиновым, томатным соками и стаканчик с водопроводной
водой. Сравните жидкости по цвету. Пусть дети назовут цвет каждой из них. А какого цвета сама вода? Есть ли у нее цвет? Если дети скажут, что вода белая, растворите в отдельном стаканчике белую гуашь и предложите сравнить полученный раствор с водой. Чем они отличаются? Белый цвет и у молока. Пусть ребята окрасят воду в черный, зеленый, коричневый, малиновый, лимонный цвет с помощью пакетиков разного чая. Какого цвета стала вода в разных стаканчиках? А какой она была сначала? Был ли у нее цвет? Вывод. У воды нет цвета. Она бесцветна. ял Связь с повседневной жизнью. Вода в реке, озере и даже аквариуме не всегда кажется прозрачной. Возьмите немного воды из ближайшего водоема или из аквариума и дайте ей отстояться. Вода в маленьком объеме смотрится прозрачной, бесцветной, а на дне емкости со временем скапливаются кусочки грязи, мелкие водоросли и т. п. Исследование «Есть ли у воды вкус» « Ход исследования. Предложите детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно гово ■ Вывод. У воды нет вкуса. I Связь с повседневной жизнью. Дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, неверное, с точки зрения свойств воды, представление о ее свойствах. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, а чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить. Исследование «Есть ли у воды запах?» мм Ход исследования. Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они станут вас уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще,
до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Вывод. У воды нет запаха. Связь с повседневной жизнью. В природе практически не бывает чистой воды. Если есть возможность, сходите к реке, морю или другому водоему и подышите на его берегу. Чем пахнет воздух в таком месте? Говорят, что у морей, рек, озер есть свои запахи. Это действительно так, потому что в природной воде много разных веществ. В водоемах растут водоросли, обитают разные животные. Их запах и составляет «запах» водоема. Исследование «Лед — это вода» 1 Ход исследования. Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную
посуду (чтобы ребенок наблюдал именно за своей сосулькой). Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети следят за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? % Вывод. Лед — это твердая вода. « Связь с повседневной жизнью. Весной становится тепло, лед и снег тают, превращаются в воду. Исследование «Вода прозрачная» 1 * Ход исследования. Налейте в высокий прозрачный сосуд воду и убедитесь, что она прозрачная. (Например, посмотрите через этот сосуд на какой-нибудь предмет.) Поставьте емкость с водой в Исследование «Можно ли носить веду в решете?» .................. I яви Ход исследования. Скажите детям, что им предстоит решить сложную задачу. Приготовьте сито или дуршлаг, кусочки льда, миску с водой и пустую миску. Поставьте все это перед ребенком и попросите его наполнить водой вторую миску с помощью сита или дуршлага. (Воду из первой миски выливать запрещается.) шл Вывод. Поскольку лед — это тоже вода, достаточно положить кусочки льда в сито, перенести их в пустую миску и подождать, пока они растают. ■■ Связь с повседневной жизнью. В морях и океанах плавают огромные глыбы льда — айсберги. От них откалывают куски, которые перевозят туда, где нужна чистая пресная вода. Когда кусок айсберга попадает в нужное место, его раскалывают на более мелкие части и растапливают их. Получается чистая вода. Исследование «Лед в горячей веде» яш Ход исследования. Положите кубик льда или сосульку в небольшой стаканчик с достаточно горячей водой (но не кипятком) и наблюдайте, что происходит. Следите за изменениями температуры воды и размеров кусочков льда. ав Вывод. Холодный лед тает в горячей воде. Из-за этого вода охлаждается. Когда лед растает, вода будет теплой или прохладной. як Связь с повседневной жизнью. В жару в напитки кладут кусочки льда, чтобы вода была прохладнее и лучше освежала. Исследование «Снег в банке» а Ход исследования. Принесите в лабораторию немного снега и наполните им банку. Положите в снег термометр для воздуха и рассмотрите, возле какой цифры находится его столбик. Наблюдайте, что происходит со снегом и как меняется высота столбика. Вывод. Когда банка наполнена снегом, столбик термометра находится возле отметки «О» или ниже нее. По мере таяния снега столбик удерживается на отметке «О», а затем, по мере прогревания воды от комнатного теплого воздуха, температура воды в банке повышается. Связь с повседневной жизнью. Подобным образом весной во время таяния снега и льда меняется температура воды в водоемах. Исследование «Лед легче воды» ■ Ход исследования. Перед детьми стоят стаканчики с водой, на тарелочках лежат кусочки льда. Дошкольники высказывают свои предположения о том, что произойдет, если поместить кубик льда в стаканчик с водой. (Он утонет, будет плавать, сразу растворится.) Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Опустите в емкость с водой кусочки льда. Тонет лед или плывет? Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним произойдет. а Вывод. Лед легче воды, поэтому он не тонет. Со временем лед в воде растает. '■* Связь с повседневной жизнью. Поздней осенью, зимой и ранней весной понаблюдайте за замерзшей рекой, озером, за кусочками льда в луже. Пусть дети выяснят, тонет лед или нет. Весной лед в водоемах сначала держится на поверхности воды, затем в реках он плывет по течению и со временем тает. Исследование «Ледоход» ■ * Ход исследования. Положите кусочки льда в широкую емкость, например, в миску, наклоните ее и слегка подуйте. Что происходит со льдом? ш Вывод. Когда мы дуем на кусочки льда, они передвигаются, плывут. а Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте с детьми за весенним ледоходом, за тем, как движутся льдины. Исследование «Пар — это вщ ■■ Ход исследования. Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям, дайте потрогать зеркальце пальчиком, чтобы они убедились в том, что пальчик намок. Если зеркало достаточно большое, на нем можно что-нибудь нарисовать. Вывод. Пар — это тоже вода. _: Связь с повседневной жизнью. За паром можно понаблюдать дома вместе с родителями, когда кипит чайник, варится суп на плите, обратив внимание на то, что пар поднимает крышку кастрюли, а вода при кипении издает звуки. Когда мы моемся в ванной или в душе, там появляется пар, который оседает на зеркале. Мы тогда говорим, что зеркало запотело. На таком зеркале можно что-нибудь нарисовать. При этом пальчик станет мокрым, потому что пар — это тоже вода. Летом на траве можно обнаружить капельки воды — росу. Роса — это тоже пар. Исследование «Гейзер»! Ход исследования. Создайте упрощенную модель гейзера. Возьмите бутылку газированной (минеральной) воды. Пусть каждый ребенок по очереди потрясет закрытую бутылку и взболтает в ней воду. Откройте бутылку. Вода вытекает по стенкам бутылки и «шипит». Вот так же, с пузырьками, из гейзера вытекает вода, только она очень горячая. | Вывод. Гейзер — это природный фонтан очень горячей воды. Когда он бьет из-под земли, появляются клубы пара. Связь с повседневной жизнью. В природе есть места, где из- под земли вырывается водяной пар и очень горячая вода. Такие горячие фонтаны называются гейзерами. От них, как и от термо Люди используют тепло гейзеров для обогрева помещений и лечения. Исследование «Вода может нагреваться» Ход исследования. Дайте детям потрогать холодную воду в металлической емкости. Как сделать так, чтобы вода нагрелась? Нагрейте воду (чтобы она стала теплой) разными способами: на электроплитке, в электрическом чайнике и (если есть возможность) на открытом огне, например на спиртовой горелке. Организуйте длительные наблюдения: поставьте мисочки с холодной водой под лампу и на солнечное место на окне. Одну емкость с водой поместите в холодильник. Исследуйте, какой стала вода в стаканчиках. (Можно использовать для измерений специальный термометр.) Поставьте теплую воду в холодильник и через некоторое время проверьте ее температуру. Вывод. Вода может нагреваться и охлаждаться. Связь с повседневной жизнью. В морях, реках, прудах и озерах в теплое время года вода нагревается от лучей солнца и теплого воздуха, поэтому мы можем купаться в этих водоемах. Вода в лужах летом бывает теплой, а весной и осенью — холодной. Исследование «Вода внутри человека» Ход исследования. Пусть дети подышат на зеркальце. Что с ним произошло? На зеркальце появились капельки воды. Это тоже водяной пар, который мы выдыхаем вместе с воздухом. Можно ли теперь увидеть свое отражение в зеркале? Нет, оно скрыто капельками воды. Зато теперь можно пальчиком нарисовать на зеркальце свой портрет. Вывод. Внутри человека есть вода. . Связь с повседневной жизнью. Человек не может обходиться без воды, поэтому каждый день мы пьем воду, чай, сок, едим суп и т. п. Когда в морозную или просто холодную погоду человек выдыхает воздух, возле его лица появляется облачко пара. Исследование «Сила пара» Ход исследования. Возьмите небольшую легкую вертушку и подержите ее над паром, выходящим из кипящего чайника. (Опыт проводит взрослый!) Что происходит? ■■ Вывод. Из чайника выходит пар, который толкает лопасти вертушки. ш Связь с повседневной жизнью. Раньше силу водяного пара использовали в самых разнообразных машинах, в паровозах. Именно поэтому появились слова «паровоз», «пароход». Исследование «Горячий пар и холодное блюдце» 1 * Ход исследования. Возьмите блюдце. Дайте детям его потрогать, чтобы они убедились, что оно сухое. Положите на блюдце снег или лед и нагревайте его над паром чайника. Что происходит? Откуда на донышке блюдца появляются капельки, которых становится все больше? Когда воды становится много, капли начинают падать обратно в чайник. Вывод. Горячий пар поднимается вверх и встречается с холодным блюдцем. Капельки пара охлаждаются и становятся обычными капельками воды. Когда капелек скапливается слишком много, над чайником «идет дождик». Связь с повседневной жизнью. Капельки воды, которые испаряются в теплую погоду с поверхности луж, озер, морей, с земли и растений, поднимаются вверх, собираются вместе и потом выпадают дождем на землю. Исследование «Вода жидкая» • Ход исследования. Дайте детям два стаканчика — один с водой, другой пустой. Предложите аккуратно перелить воду из одного
в другой. Льется ли вода? Почему так происходит? Потому, что вода жидкая, может течь. Для того чтобы дети лучше поняли, что означает слово «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет и мы можем перелить его из стакана в стакан, мы говорим, что он... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем этого сделать, поскольку он не течет, а вываливается кусками, мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой. Вывод. Вода жидкая, может течь, поэтому ее называют жидкостью. Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте с детьми за тем, как бежит вода в ручейках после дождя, в реке, в фонтане, искусственном водопаде и в водопроводном кране. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, не падала бы вниз в водопадах. Исследование «Что растворяется в воде?» I Ход исследования. Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Теперь пусть возьмут другой стаканчик и насыплют в него ложечку сахарного песка, размешают его. Что произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? (Подобные исследования можно провести с пакетиками чая, крупами, какао и любыми другими веществами.) Вывод. Одни вещества растворяются в воде, другие — нет.
■1 Связь с повседневной жизнью. Во время чаепития напомните детям, что чай сладкий и коричневый (варианты — желтый, зеленый), и попросите объяснить, почему. Мы размешали в горячей воде сахар и положили в нее пакетик с чаем. Сахар растворяется не только в чае, но и в какао, компоте, морсе. Если бы сахар не растворялся в воде, то людям пришлось бы пить несладкие напитки. Рассмотрите аквариум. Мы кладем на его дно песок. Растворяется песок в воде или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? Если есть возможность, посетите реку, озеро, пруд, на дне которых заметен песок. Спросите ребят, что будет, если на дно реки насыпать сахарный песок. Исследование «Все цвета радуги» ■ «ж Ход исследования. Предложите детям размешать акварельную краску или гуашь в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды — все цвета радуги. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась. Затем попробуйте растворить в воде подсолнечное, оливковое, льняное масло и сделайте вывод о том, растворилось оно или нет. Если масло с водой встряхнуть, на некоторое время они перемешаются, но очень
быстро масло образует отдельный слой в верхней части емкости, а вода останется внизу. Вывод. Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые — нет. Связь с повседневной жизнью. Когда мы бросаем в пруд, реку, озеро мусор, он не растворяется, а остается в воде и мешает и людям, и водным животным. Если в озеро попадают маслянистые вещества, они не растворяются. Мы должны соблюдать определенные правила и не бросать ничего в водоемы. Когда мы стираем вещи, пятна акварельной краски отстирываются даже в простой воде, а масляные пятна трудно отстирать даже в воде со стиральным порошком. Исследование «Волшебная банка» * я Ход исследования. Приготовьте на каждого ребенка банку с плотно закрывающейся крышкой. Наполните емкости водой так, чтобы она не доставала до крышки. Заранее, незаметно для детей, намажьте крышку изнутри цветной гуашью. (Этот опыт особенно нравится малышам.) Предложите детям потрясти банки с прозрачной водой. Через некоторое время вода становится цветной, так как гуашь растворяется в воде. Чем больше разных красок вы возьмете, тем привлекательнее будет результат опыта. Можно подобрать для окрашивания все цвета радуги. Вывод. Гуашь и акварельная краска растворяются в воде. Сначала вода была прозрачная, а потом стала цветной. Связь с повседневной жизнью. Когда дети рисуют, они берут немного краски или гуаши и растворяют ее в воде. Вода при этом окрашивается. Исследование «Вода и мыло» Ход исследования. Поставьте перед детьми большую емкость с водой. Дайте каждому из них кусочек мыла. (Можно подобрать мылоразнойформыицвета.) Спросите, длячеголюдииспользуют мыло. Возьмите в руки сухое мыло. Можно ли им натереть руки? А теперь опустите мыло в воду и снова выньте его. Почему мыло выскальзывает из рук? Оно стало скользким, так как его верхний слой растворился в воде. Что будет с мылом, если мы надолго оставим его в воде? Оно намокнет, раскиснет. Дети играют с мылом в воде, намыливают руки, не вынимая их из воды. Какой становится вода? (Белой, мутной.) Как можно назвать такую непрозрачную, почти белую воду? (Мыльная.) Можно ли из мыльной воды сделать пену? Дети плещутся в воде и создают пену. На поверхности воды появляются пузыри. Что находится внутри мыльного пузыря? Вывод. Вода становится белой, непрозрачной, потому что в ней растворяется мыло. В мыльной воде есть мыльные пузыри. Связь с повседневной жизнью. Мы моем руки с мылом благодаря тому, что оно растворяется в воде. Сухим мылом грязь с рук не отмоешь. Исследование «Температура воды» Ход исследования. Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть ребята пальчиком попробуют воду и найдут самую холодную и самую теплую. Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках с помощью этого оборудования. Вывод. Вода бывает теплой, холодной, горячей. Ученые говорят, что у воды бывает разная температура. Связь с повседневной жизнью. Спросите детей, в любое ли время года можно купаться в реке или в море? Почему весной и осенью в наших краях купаться уже нельзя? (Вода становится холодной.) А есть ли теплые моря, в которых можно купаться и в такие сезоны? Кто из ребят был на теплом море? Расскажите, что в северных морях вода всегда холодная, даже летом. (Найдите на географической карте теплые и холодные моря.) Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Одни рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие — только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали — теплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных — в теплых морях или в холодных? В холодных морях, реках живет меньше разных животных. Зато в холодной воде больше растворенного воздуха. Важно, чтобы дошкольники поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них обитают разные растения и животные. Исследование «Снег в теплой воде» Ход исследования. Возьмите два стаканчика с одинаково теплой водой. Пусть дети попробуют ее пальчиком или же определят температуру с помощью термометра. Положите в один из стаканчиков немного снега и наблюдайте за изменениями температуры. Что происходит со снегом? Куда он исчез? Почему вода в одном из стаканчиков стала холоднее? Вывод. Снег в теплой воде тает. Теплая вода остывает, становится холоднее. Связь с повседневной жизнью. Во время прогулок сравните воду в луже с тающим снегом и без него. (Лучше всего это сделать с помощью термометра.) Где вода холоднее? Какой должна быть река, в которой тают снег и лед? Исследование «Лед и перчатка» ■ Ход исследования. Раздайте каждому ребенку по одной перчатке и кусочку льда. Пусть они наденут перчатку только на одну руку. Предложите ребятам взять в обе руки по кусочку льда, понаблюдать за тем, что происходит. В какой руке лед тает быстрее? Почему так происходит?
Вывод. Рука без перчатки более теплая, поэтому на ней лед тает быстрее. Связь с повседневной жизнью. Когда на улице дети берут в руки снег (лед), он начинает таять, так как от теплой ладошки лед и снег превращаются в жидкую воду. Исследование «Лед прозрачный» Ход исследования. Поместите в формочку с водой лист растения. (Лист нельзя срывать специально для проведения опыта, его можно поискать на земле или взять для этой цели засушенный экземпляр.) Поставьте емкость на мороз (в холодильник). А Рассмотрите ледяную пластинку, чтобы убедиться, что лист хорошо виден. «в Вывод. Лед прозрачный. «»Связь с повседневной жизнью. Дети на прогулках рассматривают лед, в том числе в лужах, прудах, сосульки и убеждаются, что лед прозрачный. Исследование «1уман в лаборатории» тек Ход исследования. Спросите детей, кто из них видел туман. Хотят ли они, чтобы туман появился прямо в лаборатории? Для того чтобы воссоздать это природное явление, возьмите кусоч
ки льда, крупную поваренную соль, большую емкость темного цвета (например, кастрюлю), скалку и полотенце. Кроме того, нужно заранее приготовить кубики льда. Заверните лед в полотенце и раздробите его при помощи скалки. Полученную массу положите в кастрюлю, посыпьте крупной солью и перемешайте. Подуйте на лед с солью. В емкости появляются облачка тумана. Вывод. Благодаря соли лед таял, капельки испарялись. Получился туман. Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте за туманом, чтобы узнать, в какое время суток и в какую погоду его можно увидеть. Исследование «Дождь в лаборатории» Ход исследования. Это исследование хорошо проводить в жаркий день. Скажите детям, что на улице очень тепло, поэтому вы предлагаете им пригласить в гости дождик. Но для того чтобы он появился в комнате, нужно кое-что сделать. Поставьте перед каждым ребенком поднос с белой или голубой поролоновой губкой и достаточно широкую миску с водой. Скажите, что губка — это туча, из которой должен пойти дождь. Какая губка сейчас — сухая или мокрая? (Пусть дети потрогают губку, сожмут ее в руках.) Слегка намочите губки и снова попробуйте их выжать. Вода из них не льется. Постепенно наполняйте губку водой до тех пор, пока из нее не начнет капать вода. Обратите внимание на то, что вода из губки капает даже тогда, когда вы ее не сжимаете. Это значит, что воды в губке слишком много. Можно представить, что из вашей тучки пошел дождик. Вывод. Когда в губке накапливается много воды, она занимает все дырочки внутри, а лишняя жидкость выливается. Приблизительно то же происходит и с тучками. Когда в них накапливается много-много капелек, начинается дождь. Связь с повседневной жизнью. Обратите внимание на облака перед дождем. Понаблюдайте за тем, из каких облаков идет дождь — из белых или серых? В серых низких облаках больше капелек воды, из них идет дождь. Исследование «У жидкой воды нет формы» Ход исследования. Предложите детям рассмотреть кубик льда, напомнив при этом, что лед — это твердая вода. На что похож кусочек льда? (Можно показать детям игрушечный кубик.) Какой он формы? Изменит ли кубик льда свою форму, если мы опустим его в стакан, положим на тарелку, стол или на ладошку? (Нет, в любом месте он остается кубиком до тех пор, пока не начнет таять.) А как ведет себя жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (можно взять любые сосуды), на поднос. Что происходит теперь? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца. * Вывод. Жидкая вода не имеет формы. Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте вместе с детьми за фигурами изо льда, сосульками. Меняют ли они свою форму? Рассмотрите воду в тарелках, чашках, лейках и т. п., чтобы убедиться, что у воды нет формы. Исследование «Цветные льдинки» Ход исследования. Растворите в баночках с водой разные краски. (Можно использовать небольшие упаковочные материалы или специальные контейнеры для льда.) Опустите в каждую емкость прочную нитку с торчащим хвостиком и поставьте все емкости на мороз. Вывод. Краски растворяются в воде. На морозе вода замерзает, и получаются цветные льдинки. • Связь с повседневной жизнью. Получившиеся льдинки можно использовать для игр, организации наблюдений, в качестве зимних украшений для территории детского сада и новогодней ели. Исследование «Из чего сделан кораблик» Ход исследования. Дети делают кораблики из разного материала: деревянные, бумажные (можно взять разные виды бумаги), картонные, тканевые. Для проведения опыта берут также пластмассовую лодочку, кору деревьев. Опустите разные кораблики в емкость с водой, чтобы выяснить, какие из них могут плавать, а какие — нет. Вывод. Плавают и не намокают только деревянные, пластиковые кораблики и кораблики из сосновой коры. Значит, именно эти материалы хорошо подходят ям Связь с повседневной жизнью. Дети с помощью взрослых делают кораблики и пускают кораблики в лужах и ручейках. Исследование «Куда исчезла вода» мр Ход исследования. Выделите каждому ребенку небольшую емкость, в которую он сам нальет воду. Предложите детям высказать предположения о том, что произойдет с этой водой через некоторое время. Запишите для себя эти высказывания, потом вы напомните их ребятам. Оставьте мисочки с водой в теплом месте на несколько дней. Каждый ребенок периодически исследует, какие изменения происходят с водой. Наблюдения ведутся до тех пор, пока вода не испарится. Каждый раз во время наблюдений спрашивайте детей, уменьшилось ли количество воды. Если жидкость подкрасить, следы краски останутся на стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды. Обсудите с детьми, куда исчезла вода. Что с ней могло случиться? Вывод. В тепле капельки воды испаряются, поднимаются вверх. Связь с повседневной жизнью. Опыт иллюстрирует круговорот воды в природе. Капельки воды постоянно путешествуют. С дождем они выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а когда пригреет солнышко, снова возвращаются домой, к тучкам, из которых когда-то упали на землю в виде дождя. После дождя бывают лужи, но со временем они исчезают. Обратите внимание детей на то, как они сушат свою одежду после прогулки, например варежки на батарее. Они кладут мокрые варежки, а потом берут сухие. Вода испаряется. Когда в комнате моют пол, он становится мокрым и блестит, но затем постепенно высыхает. Обсудите с детьми, почему так происходит. Периодически в аквариум приходится доливать воду, так как ее количество уменьшается. Исследование «Путешествие капельки» Ход исследования. Возьмите прозрачный стакан или другую емкость. Накройте его кусочком ткани, пропускающей воду (например, марлей). Закрепите ее резинкой или ленточкой по Вывод. Сосулька растаяла, в баночке появилась вода. Пригрело солнышко, и вода исчезла, испарилась. Капельки снова «отправились в путешествие». Связь с повседневной жизнью. Это более длительный опыт, наглядно показывающий круговорот воды в природе. Понаблюдайте с детьми за весенней капелью. Весной сосульки тают, с них капает вода. Эта вода попадает на землю, иногда под сосульками образуются лужи, но под лучами солнца исчезают и они. Исследование «В тепле вода исчезает быстрее» Ход исследования. Поставьте мисочки с одинаковым количеством воды в разных местах: в теплом и холодном, например возле батареи и возле оконного стекла (если там прохладно). Отмечайте, где быстрее исчезает вода: там, где тепло, или там, где прохладно? Вывод. Вода быстрее исчезает (испаряется) в теплом месте. Связь с повседневной жизнью. Пусть дети вспомнят, в какую погоду (жаркую или прохладную) быстрее высыхают лужи. Вода исчезает быстрее в жаркую погоду, когда тепло. Когда лето бывает очень жарким, уменьшается количество воды во многих реках, озерах, а некоторые ручьи, маленькие лужицы совсем исчезают. Исследование «В маленькой емкости вода исчезает быстрее» Ход исследования. Возьмите одну большую и одну маленькую емкости с водой, поставьте их в лаборатории в одинаковых условиях. Наблюдайте, в какой из них вода исчезнет быстрее. Вывод. В маленькой емкости вода исчезает быстрее. •я Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте во время прогулки, какая лужа быстрее высыхает — большая или маленькая. Исследование «Круговорот воды в природе» Ход исследования. Дети рассматривают макет-трансформер и обсуждают, откуда в горах может появиться река, где она рождается, куда несет свои воды, где она шире (в верховье или на равнине), почему вода в ней холодная. Полейте макет горного ландшафта водой из лейки (он не промокает) с насадкой, которая имитирует дождевую тучку. Вода стекает по долине реки вниз и бежит стремительно к морю (плоская емкость, наполненная водой). При этом вся вода течет по склонам с верхней части горного ландшафта в нижнюю. (В науке это явление называется поверхностным стоком, хотя детям мы об этом не говорим.). Ребята с удовольствием «работают» тающим ледником, дождиком или тучкой и по очереди льют воду из лейки, наблюдая за ее движением. Вода то попадает в горное озеро, то бежит стремительно вниз, пока, наконец, не достигнет моря. Работу с макетом можно разнообразить: дать сразу нескольким детям лейки, чтобы одновременно «работали» и тающий ледник, и туча, и горный ручеек, и родничок. В жаркие дни вода начинает испаряться с поверхностей морей, рек, озер, прудов, с почвы, с листьев растений и превращается в водяной пар. Для демонстрации этого процесса нужно в течение нескольких секунд подержать над емкостью (чашкой) с горячей водой зеркальце. Оно быстро запотеет, на его поверхно-
сти появятся капли, которые, став крупными и тяжелыми, упадут вниз (на землю, растения, озера и моря). >. Вывод. Вода постоянно путешествует. Проливается дождем на землю, бежит в реках, попадает в озера и моря, спускается под землю, а потом снова возвращается на небо. Она как бы бегает по кругу. Поэтому путешествие капельки называется круговоротом воды в природе. г - Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте за дождем, исчезновением луж, тающим снегом, течением реки, бьющим из- под земли родником. На основе наблюдений попробуйте вместе с детьми составить свой круговорот воды в природе, описать путешествие воды. Исследование «Вода, соль и сахар» I г Ход исследования. Пусть дети растворят в стаканчике с водой соль или сахар и внимательно посмотрят, заметны ли соль или сахар в воде. (Нужно тщательно размешать эти вещества, чтобы они были практически незаметны.) Эту посуду оставьте на некоторое время и проводите наблюдения за ней до тех пор, пока влага не испарится. Обсудите с детьми, что осталось на дне стаканчика, и куда исчезла жидкость. - Вывод. Соль и сахар растворяются в воде. Вода испаряется, капельки «отправляются в путешествие», и на дне емкости остаются кристаллики соли или сахарная корочка.
Связь с повседневной жизнью. В море вода соленая, в ней много разных солей, но она прозрачная. Когда часть воды высыхает, на берегу остается белая соль. Соль добывают и в соленых озерах. Для этого часть воды из озера отводят в специальные мелкие бассейны. Здесь вода испаряется, а соль остается. Потом ее собирают, очищают и вывозят. Исследование «Почему снег белый?» Ход исследования. Выясните, почему снег белый, хотя каждая отдельная снежинка состоит из нескольких прозрачных ледяных кристалликов. Возьмите большой лист тонкой прозрачной пленки, лучше всего той, в которую упаковывают большие коробки конфет. Посмотрите лист на просвет, а затем приложите его к цветной бумаге. Он прозрачен, почти невидим, как и ледяные кристаллы, из которых состоят снежинки. Разрежьте лист на несколько крупных частей, сложите их вместе стопочкой. Части листа почти все так же прозрачны. Теперь настригите много (полную горсть) мелких кусочков. Все кусочки насыпьте горкой на лист цветной бумаги. Вся прозрачность куда-то исчезла, появился белый цвет. Отделите один кусочек — он по-прежнему такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта. Верните листок в кучку — он опять кажется белым. Похожий опыт можно провести с тонким куском льда в темной миске. По мере того, как вы будете измельчать прозрачный лед, он будет становиться все белее, пока окончательно не превратится в белую массу. Вывод. Большой лист прозрачной пленки, как и тонкая льдинка, пропускает большую часть лучей света, а другую, меньшую — отражает в одном направлении. В каждом из мелких кусочков пленки или льда происходит то же самое. Но эти кусочки, как и ледяные кристаллики, расположены в нашей кучке без всякого порядка, в несколько слоев. Поэтому они пропускают свет хуже, а отражают в разные стороны — лучше. Когда снег отражает много дневного света, мы видим его белым. . Связь с повседневной жизнью. Определите на прогулках цвет и прозрачность снега. Когда мы на прогулке наступаем каблуком на замерзшую лужицу на асфальте, темный прозрачный лед сразу покрывается сетью мелких белых трещин. Ранним зимним утром на восходе солнца снег кажется розоватым, в сумерки — голубовато-сиреневым. Это зависит от того, какой свет он отражает. Рассмотрите с детьми, какие оттенки бывают у снега на картинах художников.
"5 Ход исследования. Спросите детей, есть ли в лаборатории (комнате) что-нибудь прозрачное. Обратите внимание на стекла в окне, стенки аквариума и т. д. (Вот у нас какие окошки чистые, через них все видно — и деревья, и дома на улице!) Через стекло аквариума видны рыбки, водоросли, улитки. Значит, через прозрачные предметы все видно. А что еще есть в комнате невидимое, прозрачное? Чем мы дышим? В комнате есть невидимый прозрачный воздух. Поэтому мы видим и столы, и стулья, и друг друга. А можно ли увидеть сам воздух? Раздайте детям прозрачные стаканчики. Есть ли что-нибудь внутри них? Поставьте на столик каждого ребенка емкость с водой. Переворачивайте стаканчики вверх дном и медленно опускайте их в воду. Обратите внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? ж Вывод. В стакане есть воздух, который не пускает воду внутрь стакана.
Ш Связь с повседневной жизнью. Внутри многих предметов, которые кажутся нам пустыми, на самом деле есть воздух. Исследование «Почему не намокла ватка?» «/швмш.тт.; >»«■ т Ход исследования. Прикрепите ко дну стаканчиков небольшие кусочки ватки или бумаги и повторите предыдущий опыт. Что произойдет с ваткой (бумажкой), если стаканчик перевернуть и опустить в мисочку с водой? (Стаканчик держим ровно, не наклоняем!) Выньте стаканчик и потрогайте ватку (бумажку), чтобы убедиться в правильности или неправильности своих предположений. Почему ватка не намокла? Вывод. В стаканчике есть воздух, который не пускает воду внутрь. Поэтому ватка (бумажка) не намокает. ■ш Связь с повседневной жизнью. Такая же, как и в предыдущем опыте. Исследование «Почему ватка намокла?» ишвяшвмш!* ■ж Ход исследования. Опустите стаканчик в емкость с водой, немного наклонив его. Что теперь появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись?
Если стаканчик с ваткой или бумажкой опускать в наклоненном состоянии, то они намокнут. * Вывод. Воздух выходит из стакана, его место занимает вода. т Связь с повседневной жизнью. Когда люди плавают в специальных очках под водой, они все видят, но как только вода попадает внутрь очков, она занимает место воздуха. Человеку приходится выныривать, чтобы убрать воду. Исследование «Пузырьки в воде» I т. Ход исследования. Предложите детям подуть в стакан с водой через трубочку для коктейля. Что за пузырьки появляются в воде?
ж Вывод. Когда мы дуем в трубочку, воздух из наших легких попадает в воду. Там появляются пузырьки, ив) Связь с повседневной жизнью. Внутри человека есть воздух. Когда человек выдыхает, воздух выходит наружу. Если выдыхать в баночку с водой, там появятся пузырьки воздуха. Так мы можем увидеть воздух. Воздух — это смесь газов, для дыхания человека обязательно нужен кислород. Исследование «Есть ли воздух в озере?» I Ход исследования. Наберите в банку воду из ближайшего водоема и дайте воде отстояться. Наблюдайте за тем, что происходит. ш. Вывод. В банке появляются пузырьки воздуха, «ш Связь с повседневной жизнью. В реке, озере, пруду есть воздух, которым дышат их обитатели. Г Исследование «В какой воде воздуха больше?» ■ Ход исследования. Поставьте одну банку в холодильник. Через некоторое время достаньте ее и поставьте рядом с такой же точно банкой, в которую налита водопроводная вода комнатной температуры. Оставьте обе банки на некоторое время на столе, а затем внимательно рассмотрите, чтобы выяснить, в какой из них больше пузырьков. Вывод. В холодной воде воздуха больше, поэтому в банке с такой водой больше пузырьков. Связь с повседневной жизнью. В прохладной воде озер, рек, морей воздуха больше, чем в теплых. Чем сильнее нагревается пруд или озеро, тем меньше в них воздуха (кислорода) и тем сложнее дышать животным. Когда в реку с завода или с теплоэлектростанции сбрасывается теплая вода, в водоеме становится меньше воздуха, кислорода. И в этом случае жизнь животных осложняется. Когда в аквариуме вода сильно нагревается от лампы, в ней уменьшается количество воздуха. Бывает, что рыбы от этого гибнут. Исследование «Что у мыльного пузыря внутри?» -ж Ход исследования. Приготовьте мыльный или другой специальный раствор для мыльных пузырей. Спросите, кто из детей пускал мыльные пузыри? Что находится у таких пузырей внутри? (Нередко дошкольники утверждают, что внутри мыльных пузырей находится мыло.) Почему они такие легкие, летающие?
Что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось мыло? Пусть дети подуют на мыльные пузыри. Что остается от мыльного пузыря, когда он лопается? Вывод. Внутри мыльных пузырей находится воздух, поэтому они легко поднимаются в воздух, летают и передвигаются, когда мы на них дуем. Когда мыльный пузырь лопается, воздух выходит наружу. Поскольку воздух невидим, нам кажется, что пузырь полностью исчезает. ж» Связь с повседневной жизнью. Организуйте игры с мыльными пузырями на прогулке. Исследование «Как сделать мыльный пузырь?» 1 ' ^ Ход исследования. Сделайте мыльный раствор и налейте его в мисочки. Раздайте каждому ребенку соломинку, чтобы он мог подуть в воду. Что происходит?
т-: Вывод. Когда мы дуем в соломинку, в воду попадает воздух. Поскольку в миске находится не просто вода, а мыльный раствор, получаются не пузырьки воздуха, а мыльные пузыри. Связь с повседневной жизнью. Похожие мыльные пузыри образуются при стирке белья в мыльном растворе или растворе стирального порошка. Эти пузырьки притягивают частички грязи из ткани, поэтому наши вещи становятся после стирки чистыми. Исследование «Для чего нужен нос?» с Ход исследования. Спросите детей, что помогает им дышать? Все люди дышат через нос. (Правда, когда у нас насморк, мы дышим ртом и не чувствуем запахи.) Пусть дошкольники вдохнут и выдохнут через нос. А как дышат животные? У них тоже есть носы. Вывод. Все люди, животные постоянно дышат. Они не могут жить без воздуха. Люди дышат через нос, но могут дышать и через рот.
т Связь с повседневной жизнью. Земля — единственная планета, на которой есть воздух. Именно поэтому только на ней живут люди. Животные тоже дышат, причем по-разному. Например, медведь, заяц, лиса дышат через нос, а рыбы — через жабры. Исследование «Человек и воздух» к Ход исследования. Поднесите ладошки сначала ко рту, а затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? Ладошка чувствует тепло. А когда зимой на улице бывает мороз, мы говорим: «Как холодно, даже пар изо рта идет!» Это значит, что мы дышим. Проверьте, как долго люди могут не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышите. (Взрослый должен следить за тем, чтобы дети не слишком долго задерживали воздух.) Вывод. Человек постоянно дышит. Он не может жить без воздуха. Связь с повседневной жизнью. Люди вдыхают воздух, который есть вокруг них. Лучше всего дышать чистым воздухом в парках, в лесу, на даче. Комнату нужно постоянно проветривать. Исследование «Почему шарики называются воздушными?» ■■ Ход исследования. Раздайте детям воздушные шарики. Пусть они поиграют с ними. Спросите, что находится внутри шариков. Напомните, что шарики называются воздушными. Как мы надуваем шарики? Надуйте шарики вместе с детьми. Объясните, что когда мы надуваем шарик, то ловим воздух и запираем его внутри шарика. Воздух, который был внутри нас, переходит в шарик. Если шарик надувать сильно, он может лопнуть. Почему? Весь воздух в нем не поместится. Так что главное в этом деле — не перестараться. Иногда шарики надувают особым газом. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шарики могут летать высоко. Кто из ребят видел шарики, летящие по небу? ж Вывод. Внутри воздушных шаров находится воздух или специальный газ. Поэтому воздушные шары легкие, могут подниматься высоко в небо. Связь с повседневной жизнью. Если вы во время праздников выпускаете в небо воздушные шарики, напомните детям о том, почему эти шарики могут летать. Организуйте игры с шарами на территории детского сада. Включите надувание шаров как элемент семейных соревнований. Вспомните сказочных героев, которые летали на воздушных шарах (например, Вини-Пух, Продавец воздушных шаров). Есть специальные большие воздушные шары, на которых летают люди. На воздушных шарах запускают в небо разные приборы, которые помогают ученым определять погоду. Исследование «Почему сдувается шарик?» ■ Ход исследования. Предложите выпустить воздух из шарика. Слышен ли при этом какой-нибудь звук? Пусть ребята подставят ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Положите надутый шарик на стол и откройте его отверстие. Воздух из шарика выходит очень быстро и толкает шарик в другую сторону, из-за чего шарик движется. Если мы отпустим такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух. Вывод. Внутри надутого шарика находится воздух. Если в шарике есть дырочка, воздух из него выходит. Шарик сдувается. Воздух, который выходит из шарика, толкает его и даже немного продвигает вперед. Когда воздух выходит из шарика, раздается шипение. ь Связь с повседневной жизнью. Человек использует силу воздуха для разных машин, например в отбойных молотках, с помощью которых разбивают асфальт. Насосом накачивают велосипедные шины и надувные матрацы. Исследование «Упругие предметы» ■ Ход исследования. Разложите на столе или на полу разные предметы, в том числе надувной спасательный круг, мяч, надувные игрушки. Предложите детям отобрать предметы, внутри которых много воздуха. Чем они отличаются от остальных? Сравните их по весу, какие они на ощупь? Можно ли сказать, что они упругие? в Вывод. Предметы, внутри которых находится много воздуха, бывают упругими, легкими. я Связь с повседневной жизнью. Человек как бы ловит воздух и запирает его в разных предметах, как в шарике. Такие предметы бывают легкими, упругими. Поищите такие предметы в ближайшем окружении, в том числе в физкультурном зале, бассейне. Как дети определяют, что в предметах много воздуха? Т1МЛ «ЮЦУК» I И( С Я1 донлмин Исследование «Теплый и холодный воздух» Ход исследования. Возьмите холодную пластмассовую бутылку (ее можно заранее остудить в холодильнике), наденьте на ее горлышко воздушный шарик и поставьте в миску с горячей водой. Что происходит с шариком? Он надувается. Поставьте бутылку в емкость со снегом и льдом. В таких условиях шарик уменьшается в размерах. Вывод. Теплый воздух как бы вырывается из шарика, а холодный внутри него сжимается. Связь с повседневной жизнью. Предложите детям повторить такой опыт дома с родителями. Исследование «Почему лодка тонет?» Ход исследования. Рассмотрите две одинаковые пластмассовые лодочки. У одной из них есть пробоина, у другой нет. Что произойдет с каждой из лодок, если они окажутся в воде? Сначала опустите в воду неповрежденную лодку. Она держится на воде, не тонет. Затем сделайте то же самое со второй лодкой. Почему она тонет? Лодка заполняется водой и становится тяжелой. Вывод. Внутри первой лодочки был легкий воздух, поэтому она плавала. А внутри поврежденной оказалась вода, которая вытеснила воздух. Эта лодка стала тяжелой и пошла ко дну. Связь с повседневной жизнью. Настоящие корабли и лодки тоже тонут, если в них есть пробоина. Повторите исследование весной или летом на территории детского сада. Исследование «Почему уменьшилась коробка?» Ход исследования. Проделайте в закрытой коробке небольшую дырочку. Вставьте в нее трубочку от коктейля. (Можно использовать и пустые маленькие коробочки из-под сока, который дети пили перед проведением исследования.) Обсудите, что случится, если втянуть воздух через трубочку. Пусть дети проверят свои предположения. Вывод. Коробка сплющивается, потому что из нее, как из воздушного шарика, выходит воздух. Связь с повседневной жизнью. Пусть дети повторят опыт, когда выпьют сок из маленького пакетика с трубочкой. Исследование «Что находится внутри губки?» Ход исследования. Возьмите сухие поролоновые губки и сожмите их в руке. Что при этом происходит? Губки легко сжима Вывод. Внутри губок находится воздух. Когда мы сжимаем губку в руке, из нее выходит воздух, когда распрямляем, он снова возвращается в дырочки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |