Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ниже приводится примерный перечень материалов, которые




хранятся в лаборатории: в камни естественные (гранит, каменный уголь, мрамор, кремень, известняк, мел и другие), в том числе морская, речная галька, камни искусственные (керамзит, кусочки красного и белого кир­пича, асфальта, бетона, керамической плитки, черепицы); семена разных растений, распространяемые ветром (одуванчи­ка. мать-мачехи, осота, пушицы, иван-чая, ястребинки, клена, сосны, ели, ясеня, вяза, липы), шишки разных деревьев и кустар­ников, желуди, каштаны, орехи, засушенные ягоды, косточки лимона, апельсина, семена огородных растений и другие плоды и семена;

кожура цитрусовых (если у детей нет на них аллергии); засушенные ароматные лекарственные и пищевые растения (если у детей нет на них аллергии); цветные прозрачные кусочки пластика;

' разнообразные морские и речные раковины и раковины назем­ных моллюсков;

образцы песка, глины, почвы, кусочки черепицы, сухой цемент; различные краски, гуашь, цветные мелки, пищевые красители, сахар, соль, мука, крахмал, какао;

кусочки коры разных деревьев и коры разной толщины одного дерева, береста;

деревянные дощечки, бруски, кубики разного размера; разнообразные крупы, горох, фасоль; разнообразный пластилин, глина, гипс;

самые разнообразные бросовые материалы: фантики, гофриро­ванная бумага из-под шоколадных конфет, крышки разного раз­мера от баночек сметаны и других продуктов, разноцветные крыш­ки от пластиковых бутылок, обрезки бумаги, трубки-серединки от рулонов туалетной бумаги, коробки разного размера, формы и цвета, фольга и прозрачная бумага от упаковок букетов, старые мобильные телефоны, клавиатура от компьютера, ненужные СБ- диски, бутылочки из-под шампуня, жидкого мыла, упаковки от киндер-сюрприза, от молока и кефира и т. п.; -•;<> пуговицы, нитки (тонкие, шерстяные), небольшие веревки, лен­ты разной ширины; цат магниты разного размера; м» монетки разного размера и цвета;

ж» керамические изделия (тарелки, вазы, кувшины), образцы дым­ковской игрушки и гжели, другие глиняные игрушки, изделия из декоративных камней;

 

разные виды картона и бумаги (писчая, цветная, гофрированная, бархатная, наждачная, калька и т. п.); бумажные и тканевые салфетки разной плотности; разные виды ткани, различающиеся цветом, текстурой, толщи­ной, степенью промокаемости, пропускающие и не пропускаю­щие воздух, марля, бинт; вата, ватные шарики;

скрепки металлические и пластмассовые разной величины и цвета;

губки и мочалки разного размера, плотности и формы; прищепки.

Специфика организации исследований в лаборатории

Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети становятся учеными и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов дошкольники надевают фартуки, белые или цветные халаты (их можно сделать и из старых папи­ных или дедушкиных рубашек), шапочки и получают опознава­тельные значки, которые прикрепляются на груди. На значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишется фамилия и имя ребенка, например: «Ученый Степанов Миша». Мы разработали ряд значков для разных блоков программы «Наш дом — природа»: «Исследователи воды» (капелька воды), «Исследователи воздуха» (воздушныйшарик), «Исследователи растений» (лист растения) и т. п. Значок в виде бейджика при­крепляют к халату или фартуку. Можно нарисовать значок на одной узкой стороне прямоугольника из плотной бумаги. По размеру прямоугольник должен быть немного длиннее, чем карман на халате. В этом случае карточка вставляется в карма­шек халата таким образом, чтобы был виден рисунок. Самый постой вариант — дети надевают на руку небольшой браслет, на котором написано название лаборатории, и приступают к ис­следованиям.

По торжественным случаям педагог может надевать особый ко­стюм магистра — накидку и шапочку и проводить Ученый совет, на котором дети вспоминают проведенные исследования, обоб­щают их результаты, делают доклады, защищают проекты. На та­кой Ученый совет приглашаются родители, бабушки и дедушки, которые вместе с детьми проводили опыты дома или выполняли семейный проект. Они могут рассказать о своей домашней лабо­ратории, созданной по рекомендации педагогов, или о результа­тах летних исследований на даче.

Перед проведением опыта взрослый задает детям вопросы, выслушивает ответы, но не комментирует их. Правильность ответов дети проверяют в процессе собственных исследований. По окончании опыта педагог (родитель) напомина­ет ребятам их гипотезы, спрашивает, какая из них подтвердилась, а какая — нет, и вместе с детьми делает выводы. (Постановочная, исследовательская и обобщающая части опыта.) Например, в на­чале опыта со льдом и водой педагог спрашивает: «Что случится с кусочками льда, если мы опустим их в мисочку с водой?» Дети вы­сказывают свои предположения: «Будет плавать», «Лед утонет», «Он растает». Затем дошкольники опускают льдинки в емкости с водой, наблюдают за льдом и делают выводы.

Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов были за­действованы все органы чувств ребенка. Нередко взрослый огра­ничивается лишь визуальным наблюдением, в то время как для ребенка важно потрогать, понюхать предметы и даже попробо­вать их на вкус (если это безопасно!), услышать разные звуки.

Практика показывает, что при организации самостоятельной деятельности ребенка в мини-лаборатории огромную роль играет взрослый, его личная заинтересованность в проведении исследо­ваний. Наш опыт работы (городская экспериментальная площад­
ка Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца по проблеме самостоятельной деятельности дошкольников) свидетельствует о том, что педагог или родитель сначала должен выполнить ряд со­вместных опытов с ребенком, заинтересовать его исследователь­ской деятельностью, показать разное оборудование. Только после этого ребенок становится самостоятельным исследователем. Если дошкольник задает вопрос, можно предложить ему самому поис­кать ответ в лаборатории. Когда дети в процессе исследования об­ращаются ко взрослому, он обязательно должен вникнуть в их проблему и помочь, поддержать, оценить результат, вместе порадоваться достигнутому. Если же что- то не получилось, обсудите с ребенком, почему именно мог быть получен такой результат. Скажите, что и настоящие уче­ные нередко получают не те результаты, которые они планировали. Предложите не огорчаться, а провести опыт еще раз.

В детских садах мы сталкивались с тем, что в уголках самостоятельной дея­тельности воспитатели иногда выстав­ляли образцы, которые не разрешали брать детям, так как боялись, что ма­териалы в процессе детских исследова­ний могут быть повреждены. Это сразу же снижало у дошкольников интерес к мини-лаборатории. В уголках для про­ведения самостоятельных исследова­ний должно быть только то, что ребенок может использовать! Если вы переживаете по поводу сохранности красивых камней, раковин, декоративных изделий, оставьте их на полочках и рас­сматривайте вместе с детьми.

Помните о проблеме безопасности. Безопасными должны быть все материалы, оборудование, с которыми работает ре­бенок. В то же время мы считаем, что лаборатория — самое подходящее место для того, чтобы научить детей обращаться с острыми и колющимися предметами (ножницами, иглами) и даже с огнем (со свечами). Так или иначе, наши воспитанни­ки постоянно сталкиваются со всеми этими предметами в по­вседневной жизни. Лучше, чтобы дети научились обращаться с ними под руководством взрослого и заранее узнали обо всех возможных опасных последствиях их неправильного исполь­
зования. При этом все хотя бы сколько-нибудь опасные опыты проводит взрослый, дети только наблюдают.

Еще одним аспектом безопасности является состояние самих материалов. Все они должны быть чистыми и экологически безопасными. Нельзя брать песок, глину, почву для исследова­ний в местах, где гуляют кошки и собаки, у дорог, автостанций, в экологически неблагоприятных районах. Заранее нужно узнать, нет ли у кого-нибудь из детей аллергии на те или иные материа­лы. Составьте вместе с ребятами правила работы в лаборатории, проиллюстрируйте их и повесьте на видном месте.

Экспериментирование в лаборатории обязательно нужно свя­зать с наблюдениями на прогулках, экскурсиях, при посещении уголка природы. Ответы детей вы можете использовать и для диа­гностики. Например, дети в результате опытов узнают, что глина липкая, а песок рыхлый. Но как применить эти знания на практи­ке? Достаточно обратить внимание ребят на песочницу или обыч­ную лужу. Предложите ребенку найти ответы на вопросы: почему в одних местах лужи не высыхают в течение всего дня, а в дру­гих вода исчезает сразу после дождя? Почему дорожки посыпают песком, а не глиной? Почему в песочницы насыпают песок, а не глину? Почему в одном месте лужи образуются, а в другом — нет? Для ответа на этот вопрос дошкольники могут взять образцы и изучить их в лаборатории, сделать необходимые выводы с учетом ранее проведенных экспериментов.

Результаты наблюдений, опытов можно периодически фото­графировать, заносить в тетради, папки, дневники наблюдений, в том числе в виде зарисовок, условных знаков. Вы можете, на­пример, сфотографировать разные стадии развития растения из семечка и потом сделать дидактическую игру, в процессе кото­рой ребенок будет раскладывать фотографии в правильной по­следовательности.

Исследования в домашней лаборатории имеют свою специфи­ку. Они могут быть тесно связаны с тем, что происходит, напри­мер, на кухне во время приготовления пищи. Если взрослые го­товят кашу или овощной суп, часть крупы и овощей может стать прекрасным материалом для исследований. Бросая сахар в чай или соль в суп, предложите ребенку выяснить, растворяются ли эти вещества в воде. Если в рецепте указано, что для приготов­ления блюда нужна вода определенной температуры, попроси­те сына или дочь измерить воду с помощью термометра. Одним словом, работа домашней лаборатории полностью зависит от вашей фантазии и интересов ребенк







Исследования

 

Исследование «Вода прозрачная»


 

Ход исследования. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика нужно поместить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой палочка видна, а в ста­канчике с молоком — нет. Пусть дети посмотрят друг на друга сначала через стаканчик с водой, а потом через стаканчик с мо­локом. Через какой из них что-нибудь видно? Вывод. Вода прозрачная, а молоко — нет.

: Связь с повседневной жизнью. На прогулке, во время экскур­сии исследуйте ближайший водоем или фонтан, чтобы выяснить, насколько прозрачна в них вода, живут ли в реках, озерах, морях животные. Объясните детям, что вода в водоемах прозрачная, поэтому водные животные могут все видеть, у них есть глаза. Предложите детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной. Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие живот­ные жить в таких молочных реках?

Благодаря прозрачности воды ученые, водолазы могут изучать подводный мир.

Исследование «Есть ли у воды цвет?»                                      I

Ход исследования. Растворите в прозрачных емкостях с водой акварельные краски, гуашь разного цвета. Добавьте стаканчики с апельсиновым, томатным соками и стаканчик с водопроводной


 

водой. Сравните жидкости по цвету. Пусть дети назовут цвет каждой из них. А какого цвета сама вода? Есть ли у нее цвет? Если дети скажут, что вода белая, растворите в отдельном стаканчике белую гуашь и предложите сравнить полученный раствор с во­дой. Чем они отличаются? Белый цвет и у молока.

Пусть ребята окрасят воду в черный, зеленый, коричневый, малиновый, лимонный цвет с помощью пакетиков разного чая. Какого цвета стала вода в разных стаканчиках? А какой она была сначала? Был ли у нее цвет? Вывод. У воды нет цвета. Она бесцветна. ял Связь с повседневной жизнью. Вода в реке, озере и даже ак­вариуме не всегда кажется прозрачной. Возьмите немного воды из ближайшего водоема или из аквариума и дайте ей отстояться. Вода в маленьком объеме смотрится прозрачной, бесцветной, а на дне емкости со временем скапливаются кусочки грязи, мелкие водоросли и т. п.

Исследование «Есть ли у воды вкус»

« Ход исследования. Предложите детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно гово­
рят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если и это их не убедит, пусть еще раз попробуют воду. Постарайтесь доказать, что у воды нет вкуса.

■ Вывод. У воды нет вкуса.

I Связь с повседневной жизнью. Дети часто слышат от взрос­лых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, неверное, с точки зрения свойств воды, представление о ее свойствах. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удоволь­ствием пьет воду, а чтобы выразить свое удовольствие, гово­рит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чув­ствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Исследование «Есть ли у воды запах?»

мм Ход исследования. Предложите детям понюхать воду и ска­зать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыду­щем случае, из самых лучших побуждений они станут вас уве­рять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще,


 

до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркни­те, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Вывод. У воды нет запаха.

Связь с повседневной жизнью. В природе практически не бы­вает чистой воды. Если есть возможность, сходите к реке, морю или другому водоему и подышите на его берегу. Чем пахнет воз­дух в таком месте? Говорят, что у морей, рек, озер есть свои запа­хи. Это действительно так, потому что в природной воде много разных веществ. В водоемах растут водоросли, обитают разные животные. Их запах и составляет «запах» водоема.

Исследование «Лед — это вода»                                               1

Ход исследования. Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную


 

посуду (чтобы ребенок наблюдал именно за своей сосулькой). Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, замо­розив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети следят за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно умень­шаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит?

% Вывод. Лед — это твердая вода.

« Связь с повседневной жизнью. Весной становится тепло, лед и снег тают, превращаются в воду.

Исследование «Вода прозрачная»                                             1

* Ход исследования. Налейте в высокий прозрачный сосуд воду и убедитесь, что она прозрачная. (Например, посмотрите через этот сосуд на какой-нибудь предмет.) Поставьте емкость с водой в
морозильную камеру. Исследуй­те получившийся лед: прозрачен ли он? Сравните два одинаковых сосуда: один со льдом, другой с жидкой водой. Через какой из них можно что-нибудь увидеть? Вывод. Вода прозрачная, а лед — нет. ив Связь с повседневной жиз­нью. Летом в речке, озере, луже можно увидеть дно. Когда же они замерзают, то через тонкий слой льда дно еще видно. Со вре­менем слой становится толстым, и дно увидеть уже не удается.

Исследование «Можно ли носить веду в решете?» ..................  I

яви Ход исследования. Скажите детям, что им предстоит решить сложную задачу. Приготовьте сито или дуршлаг, кусочки льда, миску с водой и пустую миску. Поставьте все это перед ребен­ком и попросите его наполнить водой вторую миску с помо­щью сита или дуршлага. (Воду из первой миски выливать за­прещается.)

шл Вывод. Поскольку лед — это тоже вода, достаточно положить кусочки льда в сито, перенести их в пустую миску и подождать, пока они растают.

■■ Связь с повседневной жизнью. В морях и океанах плава­ют огромные глыбы льда — айсберги. От них откалывают куски, которые перевозят туда, где нужна чистая пресная вода. Когда кусок айсберга попадает в нужное место, его рас­калывают на более мелкие части и растапливают их. Полу­чается чистая вода.

Исследование «Лед в горячей веде»

яш Ход исследования. Положите кубик льда или сосульку в не­большой стаканчик с достаточно горячей водой (но не кипят­ком) и наблюдайте, что происходит. Следите за изменениями температуры воды и размеров кусочков льда.

ав Вывод. Холодный лед тает в горячей воде. Из-за этого вода охлаж­дается. Когда лед растает, вода будет теплой или прохладной.

як Связь с повседневной жизнью. В жару в напитки кладут кусоч­ки льда, чтобы вода была прохладнее и лучше освежала.

Исследование «Снег в банке»                                                    а

Ход исследования. Принесите в лабораторию немного снега и наполните им банку. Положите в снег термометр для воздуха и рассмотрите, возле какой цифры находится его столбик. Наблю­дайте, что происходит со снегом и как меняется высота столбика. Вывод. Когда банка наполнена снегом, столбик термометра на­ходится возле отметки «О» или ниже нее. По мере таяния снега столбик удерживается на отметке «О», а затем, по мере прогре­вания воды от комнатного теплого воздуха, температура воды в банке повышается.

Связь с повседневной жизнью. Подобным образом весной во время таяния снега и льда меняется температура воды в водоемах.

Исследование «Лед легче воды»                                               ■

Ход исследования. Перед детьми стоят стаканчики с водой, на тарелочках лежат кусочки льда. Дошкольники высказывают свои предположения о том, что произойдет, если поместить кубик льда в стаканчик с водой. (Он утонет, будет плавать, сразу рас­творится.) Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Опустите в емкость с водой кусочки льда. Тонет лед или плывет? Оставьте лед в стаканчиках и посмотрите, что с ним произойдет. а Вывод. Лед легче воды, поэтому он не тонет. Со временем лед в воде растает.

'■* Связь с повседневной жизнью. Поздней осенью, зимой и ран­ней весной понаблюдайте за замерзшей рекой, озером, за кусоч­ками льда в луже. Пусть дети выяснят, тонет лед или нет. Весной лед в водоемах сначала держится на поверхности воды, затем в реках он плывет по течению и со временем тает.

Исследование «Ледоход» ■

* Ход исследования. Положи­те кусочки льда в широкую емкость, например, в миску, наклоните ее и слегка подуй­те. Что происходит со льдом?

ш Вывод. Когда мы дуем на ку­сочки льда, они передвига­ются, плывут.

а Связь с повседневной жиз­нью. Понаблюдайте с детьми за весенним ледоходом, за тем, как движутся льдины.

Исследование «Пар — это вщ

■■ Ход исследования. Для

того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипят­ком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркаль­це. На нем выступят капель­ки воды, покажите их детям, дайте потрогать зеркальце пальчиком, чтобы они убе­дились в том, что пальчик намок. Если зеркало доста­точно большое, на нем мож­но что-нибудь нарисовать. Вывод. Пар — это тоже вода.

_: Связь с повседневной жиз­нью. За паром можно понаблюдать дома вместе с родителями, когда кипит чайник, варится суп на плите, обратив внимание на то, что пар поднимает крышку кастрюли, а вода при кипении издает звуки.

Когда мы моемся в ванной или в душе, там появляется пар, ко­торый оседает на зеркале. Мы тогда говорим, что зеркало запо­тело. На таком зеркале можно что-нибудь нарисовать. При этом пальчик станет мокрым, потому что пар — это тоже вода.

Летом на траве можно обнаружить капельки воды — росу. Роса — это тоже пар.

Исследование «Гейзер»!

Ход исследования. Создайте упрощенную модель гейзера. Возь­мите бутылку газированной (минеральной) воды. Пусть каждый ребенок по очереди потрясет закрытую бутылку и взболтает в ней воду. Откройте бутылку. Вода вытекает по стенкам бутылки и «шипит». Вот так же, с пузырьками, из гейзера вытекает вода, только она очень горячая.

| Вывод. Гейзер — это природный фонтан очень горячей воды. Когда он бьет из-под земли, появляются клубы пара. Связь с повседневной жизнью. В природе есть места, где из- под земли вырывается водяной пар и очень горячая вода. Такие горячие фонтаны называются гейзерами. От них, как и от термо­
са с горячей водой, тоже идет пар. Как дети думают, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например некоторые водоросли.

Люди используют тепло гейзеров для обогрева помещений и лечения.

Исследование «Вода может нагреваться»

Ход исследования. Дайте детям потрогать холодную воду в ме­таллической емкости. Как сделать так, чтобы вода нагрелась? Нагрейте воду (чтобы она стала теплой) разными способами: на электроплитке, в электрическом чайнике и (если есть возмож­ность) на открытом огне, например на спиртовой горелке. Орга­низуйте длительные наблюдения: поставьте мисочки с холодной водой под лампу и на солнечное место на окне. Одну емкость с водой поместите в холодильник. Исследуйте, какой стала вода в стаканчиках. (Можно использовать для измерений специаль­ный термометр.) Поставьте теплую воду в холодильник и через некоторое время проверьте ее температуру. Вывод. Вода может нагреваться и охлаждаться. Связь с повседневной жизнью. В морях, реках, прудах и озерах в теплое время года вода нагревается от лучей солнца и теплого воздуха, поэтому мы можем купаться в этих водоемах.

Вода в лужах летом бывает теплой, а весной и осенью — хо­лодной.

Исследование «Вода внутри человека»

Ход исследования. Пусть дети подышат на зеркальце. Что с ним произошло? На зеркальце появились капельки воды. Это тоже водяной пар, который мы выдыхаем вместе с воздухом. Можно ли теперь увидеть свое отражение в зеркале? Нет, оно скрыто капельками воды. Зато теперь можно пальчиком нарисовать на зеркальце свой портрет. Вывод. Внутри человека есть вода.

. Связь с повседневной жизнью. Человек не может обходиться без воды, поэтому каждый день мы пьем воду, чай, сок, едим суп и т. п.

Когда в морозную или просто холодную погоду человек выды­хает воздух, возле его лица появляется облачко пара.

Исследование «Сила пара»

Ход исследования. Возьмите небольшую легкую вертушку и по­держите ее над паром, выходящим из кипящего чайника. (Опыт проводит взрослый!) Что происходит?

■■ Вывод. Из чайника выходит пар, который толкает лопасти вер­тушки.

ш Связь с повседневной жизнью. Раньше силу водяного пара использовали в самых разнообразных машинах, в паровозах. Именно поэтому появились слова «паровоз», «пароход».

Исследование «Горячий пар и холодное блюдце»                   1

* Ход исследования. Возьмите блюдце. Дайте детям его потро­гать, чтобы они убедились, что оно сухое. Положите на блюдце снег или лед и нагревайте его над паром чайника. Что происхо­дит? Откуда на донышке блюдца появляются капельки, которых становится все больше? Когда воды становится много, капли на­чинают падать обратно в чайник.

Вывод. Горячий пар поднимается вверх и встречается с холод­ным блюдцем. Капельки пара охлаждаются и становятся обыч­ными капельками воды. Когда капелек скапливается слишком много, над чайником «идет дождик».

Связь с повседневной жизнью. Капельки воды, которые испа­ряются в теплую погоду с поверхности луж, озер, морей, с земли и растений, поднимаются вверх, собираются вместе и потом вы­падают дождем на землю.

Исследование «Вода жидкая»

• Ход исследования. Дайте детям два стаканчика — один с водой, другой пустой. Предложите аккуратно перелить воду из одного

 

в другой. Льется ли вода? Почему так происходит? Потому, что вода жидкая, может течь. Для того чтобы дети лучше поняли, что означает слово «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет и мы можем пере­лить его из стакана в стакан, мы говорим, что он... (дети опреде­ляют) жидкий. Если же мы не можем этого сделать, поскольку он не течет, а вываливается кусками, мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой.

Вывод. Вода жидкая, может течь, поэтому ее называют жидко­стью.

Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте с детьми за тем, как бежит вода в ручейках после дождя, в реке, в фонтане, ис­кусственном водопаде и в водопроводном кране. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, не падала бы вниз в водопадах.

Исследование «Что растворяется в воде?»                               I

Ход исследования. Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Теперь пусть возьмут другой стаканчик и насыплют в него ложечку сахарного песка, размешают его. Что произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? (Подобные исследования можно провести с пакетиками чая, крупами, какао и любыми другими веществами.) Вывод. Одни вещества растворяются в воде, другие — нет.

 

■1 Связь с повседневной жизнью. Во время чаепития напомни­те детям, что чай сладкий и коричневый (варианты — желтый, зеленый), и попросите объяснить, почему. Мы размешали в го­рячей воде сахар и положили в нее пакетик с чаем. Сахар раство­ряется не только в чае, но и в какао, компоте, морсе.

Если бы сахар не растворялся в воде, то людям пришлось бы пить несладкие напитки.

Рассмотрите аквариум. Мы кладем на его дно песок. Раство­ряется песок в воде или нет? Что было бы, если бы на дно аква­риума положили не обычный, а сахарный песок?

Если есть возможность, посетите реку, озеро, пруд, на дне ко­торых заметен песок. Спросите ребят, что будет, если на дно реки насыпать сахарный песок.

Исследование «Все цвета радуги»                                            ■

«ж Ход исследования. Предложите детям размешать акварельную краску или гуашь в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый на­бор разноцветной воды — все цвета радуги. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась. Затем попробуйте раство­рить в воде подсолнечное, оливковое, льняное масло и сделай­те вывод о том, растворилось оно или нет. Если масло с водой встряхнуть, на некоторое время они перемешаются, но очень

 

быстро масло образует отдельный слой в верхней части емкости, а вода останется внизу.

Вывод. Некоторые вещества в воде растворяются, а некото­рые — нет.

Связь с повседневной жизнью. Когда мы бросаем в пруд, реку, озеро мусор, он не растворяется, а остается в воде и мешает и лю­дям, и водным животным. Если в озеро попадают маслянистые вещества, они не растворяются. Мы должны соблюдать опреде­ленные правила и не бросать ничего в водоемы.

Когда мы стираем вещи, пятна акварельной краски отстиры­ваются даже в простой воде, а масляные пятна трудно отстирать даже в воде со стиральным порошком.

Исследование «Волшебная банка» *

я Ход исследования. Приготовьте на каждого ребенка банку с плотно закрывающейся крышкой. Наполните емкости водой так, чтобы она не доставала до крышки. Заранее, незаметно для детей, намажьте крышку изнутри цветной гуашью. (Этот опыт особенно нравится малышам.) Предложите детям потрясти бан­ки с прозрачной водой. Через некоторое время вода становится цветной, так как гуашь растворяется в воде. Чем больше разных красок вы возьмете, тем привлекательнее будет результат опыта. Можно подобрать для окрашивания все цвета радуги. Вывод. Гуашь и акварельная краска растворяются в воде. Снача­ла вода была прозрачная, а потом стала цветной. Связь с повседневной жизнью. Когда дети рисуют, они берут немного краски или гуаши и растворяют ее в воде. Вода при этом окрашивается.

Исследование «Вода и мыло»

Ход исследования. Поставьте перед детьми большую емкость с водой. Дайте каждому из них кусочек мыла. (Можно подобрать мылоразнойформыицвета.) Спросите, длячеголюдииспользуют мыло. Возьмите в руки сухое мыло. Можно ли им натереть руки? А теперь опустите мыло в воду и снова выньте его. Почему мыло выскальзывает из рук? Оно стало скользким, так как его верх­ний слой растворился в воде. Что будет с мылом, если мы надол­го оставим его в воде? Оно намокнет, раскиснет. Дети играют с мылом в воде, намыливают руки, не вынимая их из воды. Какой становится вода? (Белой, мутной.) Как можно назвать такую не­прозрачную, почти белую воду? (Мыльная.) Можно ли из мыль­ной воды сделать пену? Дети плещутся в воде и создают пену. На

поверхности воды появляются пузыри. Что находится внутри мыльного пузыря?

Вывод. Вода становится белой, непрозрачной, потому что в ней растворяется мыло. В мыльной воде есть мыльные пузыри. Связь с повседневной жизнью. Мы моем руки с мылом благо­даря тому, что оно растворяется в воде. Сухим мылом грязь с рук не отмоешь.

Исследование «Температура воды»

Ход исследования. Дайте детям стаканчики с водой разной тем­пературы (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть ребята пальчиком попробуют воду и найдут самую холодную и самую теплую. Если дети уже знакомы с принци­пом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках с помощью этого оборудования. Вывод. Вода бывает теплой, холодной, горячей. Ученые говорят, что у воды бывает разная температура.

Связь с повседневной жизнью. Спросите детей, в любое ли время года можно купаться в реке или в море? Почему весной и осенью в наших краях купаться уже нельзя? (Вода становится холодной.) А есть ли теплые моря, в которых можно купаться и в такие сезоны? Кто из ребят был на теплом море? Расскажите, что в северных морях вода всегда холодная, даже летом. (Найдите на географической карте теплые и холодные моря.) Подчеркните, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температу­рой: и теплая, и холодная. Одни рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие — только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали — те­плую или холодную? Как они думают, где больше разных расте­ний и животных — в теплых морях или в холодных? В холодных морях, реках живет меньше разных животных. Зато в холодной воде больше растворенного воздуха. Важно, чтобы дошкольни­ки поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них обитают разные растения и животные.

Исследование «Снег в теплой воде»

Ход исследования. Возьмите два стаканчика с одинаково те­плой водой. Пусть дети попробуют ее пальчиком или же опре­делят температуру с помощью термометра. Положите в один из стаканчиков немного снега и наблюдайте за изменениями темпе­ратуры. Что происходит со снегом? Куда он исчез? Почему вода в одном из стаканчиков стала холоднее?

Вывод. Снег в теплой воде тает. Теплая вода остывает, становит­ся холоднее.

Связь с повседневной жизнью. Во время прогулок сравните воду в луже с тающим снегом и без него. (Лучше всего это сде­лать с помощью термометра.) Где вода холоднее? Какой должна быть река, в которой тают снег и лед?

Исследование «Лед и перчатка»                                                ■

Ход исследования. Раздайте каждому ребенку по одной перчат­ке и кусочку льда. Пусть они наденут перчатку только на одну руку. Предложите ребятам взять в обе руки по кусочку льда, по­наблюдать за тем, что происходит. В какой руке лед тает быстрее? Почему так происходит?


 

Вывод. Рука без перчатки более теплая, поэтому на ней лед тает быстрее.

Связь с повседневной жизнью. Когда на улице дети берут в руки снег (лед), он начинает таять, так как от теплой ладошки лед и снег превращаются в жидкую воду.

Исследование «Лед прозрачный»

Ход исследования. Поместите в формочку с водой лист расте­ния. (Лист нельзя срывать специально для проведения опыта, его можно поискать на земле или взять для этой цели засушен­ный экземпляр.) Поставьте емкость на мороз (в холодильник).

А

Рассмотрите ледяную пла­стинку, чтобы убедиться, что лист хорошо виден.

«в Вывод. Лед прозрачный.

«»Связь с повседневной жизнью. Дети на прогул­ках рассматривают лед, в том числе в лужах, прудах, сосульки и убеждаются, что лед прозрачный.

Исследование «1уман в лаборатории»

тек Ход исследования. Спросите детей, кто из них видел туман. Хотят ли они, чтобы туман появился прямо в лаборатории? Для того чтобы воссоздать это природное явление, возьмите кусоч­


 

ки льда, крупную поваренную соль, большую емкость темного цвета (например, кастрюлю), скалку и полотенце. Кроме того, нужно заранее приготовить кубики льда. Заверните лед в поло­тенце и раздробите его при помощи скалки. Полученную массу положите в кастрюлю, посыпьте крупной солью и перемешайте. Подуйте на лед с солью. В емкости появляются облачка тумана. Вывод. Благодаря соли лед таял, капельки испарялись. Полу­чился туман.

Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте за туманом, чтобы узнать, в какое время суток и в какую погоду его можно увидеть.

Исследование «Дождь в лаборатории»

Ход исследования. Это исследование хорошо проводить в жар­кий день. Скажите детям, что на улице очень тепло, поэтому вы предлагаете им пригласить в гости дождик. Но для того чтобы он появился в комнате, нужно кое-что сделать. Поставьте перед каж­дым ребенком поднос с белой или голубой поролоновой губкой и достаточно широкую миску с водой. Скажите, что губка — это туча, из которой должен пойти дождь. Какая губка сейчас — су­хая или мокрая? (Пусть дети потрогают губку, сожмут ее в руках.) Слегка намочите губки и снова попробуйте их выжать. Вода из них не льется. Постепенно наполняйте губку водой до тех пор, пока из нее не начнет капать вода. Обратите внимание на то, что вода из губки капает даже тогда, когда вы ее не сжимаете. Это значит, что воды в губке слишком много. Можно представить, что из вашей тучки пошел дождик.

Вывод. Когда в губке накапливается много воды, она занимает все дырочки внутри, а лишняя жидкость выливается. Приблизи­тельно то же происходит и с тучками. Когда в них накапливается много-много капелек, начинается дождь. Связь с повседневной жизнью. Обратите внимание на обла­ка перед дождем. Понаблюдайте за тем, из каких облаков идет дождь — из белых или серых? В серых низких облаках больше капелек воды, из них идет дождь.

Исследование «У жидкой воды нет формы»

Ход исследования. Предложите детям рассмотреть кубик льда, напомнив при этом, что лед — это твердая вода. На что похож ку­сочек льда? (Можно показать детям игрушечный кубик.) Какой он формы? Изменит ли кубик льда свою форму, если мы опустим его в стакан, положим на тарелку, стол или на ладошку? (Нет, в любом месте он остается кубиком до тех пор, пока не начнет та­ять.) А как ведет себя жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан (можно взять любые сосуды), на поднос. Что происходит теперь? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

* Вывод. Жидкая вода не имеет формы. Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте вместе с детьми за фигурами изо льда, сосульками. Меняют ли они свою форму? Рассмотрите воду в тарелках, чашках, лейках и т. п., чтобы убе­диться, что у воды нет формы.

Исследование «Цветные льдинки»

Ход исследования. Рас­творите в баночках с водой разные краски. (Можно ис­пользовать небольшие упако­вочные материалы или специ­альные контейнеры для льда.) Опустите в каждую емкость прочную нитку с торчащим хвостиком и поставьте все ем­кости на мороз.

Вывод. Краски растворяются в воде. На морозе вода замерзает, и получаются цветные льдинки.

• Связь с повседневной жизнью. Получившиеся льдинки можно использовать для игр, организации наблюдений, в качестве зим­них украшений для территории детского сада и новогодней ели.

Исследование «Из чего сделан кораблик»

Ход исследования. Дети де­лают кораблики из разного материала: деревянные, бу­мажные (можно взять разные виды бумаги), картонные, тканевые. Для проведения опыта берут также пластмас­совую лодочку, кору деревьев. Опустите разные кораблики в емкость с водой, чтобы выяс­нить, какие из них могут пла­вать, а какие — нет. Вывод. Плавают и не на­мокают только деревянные, пластиковые кораблики и кораблики из сосновой коры. Значит, именно эти материалы хорошо подходят
для изготовления корабликов. Кораблик из плотной бумаги или картона некоторое время держится на воде, но потом на­мокает и тонет.

ям Связь с повседневной жизнью. Дети с помощью взрос­лых делают кораблики и пускают кораблики в лужах и ру­чейках.

Исследование «Куда исчезла вода»

мр Ход исследования. Выделите каждому ребенку небольшую ем­кость, в которую он сам нальет воду. Предложите детям выска­зать предположения о том, что произойдет с этой водой через некоторое время. Запишите для себя эти высказывания, потом вы напомните их ребятам. Оставьте мисочки с водой в теплом месте на несколько дней. Каждый ребенок периодически иссле­дует, какие изменения происходят с водой. Наблюдения ведутся до тех пор, пока вода не испарится. Каждый раз во время наблю­дений спрашивайте детей, уменьшилось ли количество воды. Если жидкость подкрасить, следы краски останутся на стенках посуды и будут указывать на изменение уровня воды.

Обсудите с детьми, куда исчезла вода. Что с ней могло слу­читься?

Вывод. В тепле капельки воды испаряются, поднимаются вверх.

Связь с повседневной жизнью. Опыт иллюстрирует кругово­рот воды в природе. Капельки воды постоянно путешествуют. С дождем они выпадают на землю, бегут в ручейках, поят расте­ния, а когда пригреет солнышко, снова возвращаются домой, к тучкам, из которых когда-то упали на землю в виде дождя. По­сле дождя бывают лужи, но со временем они исчезают.

Обратите внимание детей на то, как они сушат свою одежду после прогулки, например варежки на батарее. Они кладут мо­крые варежки, а потом берут сухие. Вода испаряется.

Когда в комнате моют пол, он становится мокрым и блестит, но затем постепенно высыхает. Обсудите с детьми, почему так происходит.

Периодически в аквариум приходится доливать воду, так как ее количество уменьшается.

Исследование «Путешествие капельки»

Ход исследования. Возьмите прозрачный стакан или другую емкость. Накройте его кусочком ткани, пропускающей воду (например, марлей). Закрепите ее резинкой или ленточкой по
краям. Ткань должна чуть-чуть провисать в середине, чтобы выдержать тяжесть небольшой сосульки. Положите на марлю кусочек принесенной с прогулки сосульки и начинайте наблю­дения. Поставьте посуду со льдом в теплое место, например на солнечное окошко, под которым находится батарея. Что происходит с сосулькой? Пусть дети сами объяснят, почему она уменьшается. Откуда на дне стакана появляется вода? (Чем меньше сосулька, тем быстрее она тает.) После того как сосулька растает полностью, подчеркните, что вода была твердой, а стала жидкой. Отметьте, сколько воды осталось в стакане. Продолжайте исследования до тех пор, пока вода не исчезнет.

Вывод. Сосулька растаяла, в баночке появилась вода. Пригрело солнышко, и вода исчезла, испарилась. Капельки снова «отпра­вились в путешествие».

Связь с повседневной жизнью. Это более длительный опыт, наглядно показывающий круговорот воды в природе. По­наблюдайте с детьми за весенней капелью. Весной сосульки тают, с них капает вода. Эта вода попадает на землю, иногда под сосульками образуются лужи, но под лучами солнца ис­чезают и они.

Исследование «В тепле вода исчезает быстрее»

Ход исследования. Поставьте мисочки с одинаковым количе­ством воды в разных местах: в теплом и холодном, например возле батареи и возле оконного стекла (если там прохладно). Отмечайте, где быстрее исчезает вода: там, где тепло, или там, где прохладно?

Вывод. Вода быстрее исчезает (испаряется) в теплом месте. Связь с повседневной жизнью. Пусть дети вспомнят, в какую погоду (жаркую или прохладную) быстрее высыхают лужи. Вода исчезает быстрее в жаркую погоду, когда тепло. Когда лето бывает очень жарким, уменьшается количество воды во многих реках, озерах, а некоторые ручьи, маленькие лужицы совсем исчезают.

Исследование «В маленькой емкости вода исчезает быстрее»

Ход исследования. Возьмите одну большую и одну малень­кую емкости с водой, поставьте их в лаборатории в одина­ковых условиях. Наблюдайте, в какой из них вода исчезнет быстрее.

Вывод. В маленькой емкости вода исчезает быстрее.

•я Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте во время про­гулки, какая лужа быстрее высыхает — большая или маленькая.

Исследование «Круговорот воды в природе»

Ход исследования. Дети рассматривают макет-трансформер и об­суждают, откуда в горах может появиться река, где она рождается, куда несет свои воды, где она шире (в верховье или на равнине), по­чему вода в ней холодная. Полейте макет горного ландшафта водой из лейки (он не промокает) с насадкой, которая имитирует дожде­вую тучку. Вода стекает по долине реки вниз и бежит стремительно к морю (плоская емкость, наполненная водой). При этом вся вода течет по склонам с верхней части горного ландшафта в нижнюю. (В науке это явление называется поверхностным стоком, хотя детям мы об этом не говорим.). Ребята с удовольствием «работают» таю­щим ледником, дождиком или тучкой и по очереди льют воду из лейки, наблюдая за ее движением. Вода то попадает в горное озеро, то бежит стремительно вниз, пока, наконец, не достигнет моря. Ра­боту с макетом можно разнообразить: дать сразу нескольким детям лейки, чтобы одновременно «работали» и тающий ледник, и туча, и горный ручеек, и родничок.

В жаркие дни вода начинает испаряться с поверхностей мо­рей, рек, озер, прудов, с почвы, с листьев растений и превраща­ется в водяной пар. Для демонстрации этого процесса нужно в течение нескольких секунд подержать над емкостью (чашкой) с горячей водой зеркальце. Оно быстро запотеет, на его поверхно-

 

сти появятся капли, которые, став крупными и тяжелыми, упа­дут вниз (на землю, растения, озера и моря).

>. Вывод. Вода постоянно путешествует. Проливается дождем на землю, бежит в реках, попадает в озера и моря, спускается под землю, а потом снова возвращается на небо. Она как бы бегает по кругу. Поэтому путешествие капельки называется круговоро­том воды в природе.

г - Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте за дождем, ис­чезновением луж, тающим снегом, течением реки, бьющим из- под земли родником. На основе наблюдений попробуйте вместе с детьми составить свой круговорот воды в природе, описать пу­тешествие воды.

Исследование «Вода, соль и сахар»                                          I

г Ход исследования. Пусть дети растворят в стаканчике с водой соль или сахар и внимательно посмотрят, заметны ли соль или сахар в воде. (Нужно тщательно размешать эти вещества, чтобы они были практически незаметны.) Эту посуду оставьте на не­которое время и проводите наблюдения за ней до тех пор, пока влага не испарится. Обсудите с детьми, что осталось на дне ста­канчика, и куда исчезла жидкость.

- Вывод. Соль и сахар растворяются в воде. Вода испаряется, ка­пельки «отправляются в путешествие», и на дне емкости остают­ся кристаллики соли или сахарная корочка.

 

Связь с повседневной жизнью. В море вода соленая, в ней мно­го разных солей, но она прозрачная. Когда часть воды высыхает, на берегу остается белая соль. Соль добывают и в соленых озе­рах. Для этого часть воды из озера отводят в специальные мел­кие бассейны. Здесь вода испаряется, а соль остается. Потом ее собирают, очищают и вывозят.

Исследование «Почему снег белый?»

Ход исследования. Выясните, почему снег белый, хотя каждая отдельная снежинка состоит из нескольких прозрачных ледя­ных кристалликов. Возьмите большой лист тонкой прозрачной пленки, лучше всего той, в которую упаковывают большие ко­робки конфет. Посмотрите лист на просвет, а затем приложите его к цветной бумаге. Он прозрачен, почти невидим, как и ледя­ные кристаллы, из которых состоят снежинки. Разрежьте лист на несколько крупных частей, сложите их вместе стопочкой. Ча­сти листа почти все так же прозрачны. Теперь настригите много (полную горсть) мелких кусочков. Все кусочки насыпьте горкой на лист цветной бумаги. Вся прозрачность куда-то исчезла, поя­вился белый цвет. Отделите один кусочек — он по-прежнему та­кой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта. Верните листок в кучку — он опять кажется белым. Похожий опыт мож­но провести с тонким куском льда в темной миске. По мере того, как вы будете измельчать прозрачный лед, он будет становиться все белее, пока окончательно не превратится в белую массу. Вывод. Большой лист прозрачной пленки, как и тонкая льдин­ка, пропускает большую часть лучей света, а другую, меньшую — отражает в одном направлении. В каждом из мелких кусочков пленки или льда происходит то же самое. Но эти кусочки, как и ледяные кристаллики, расположены в нашей кучке без всякого порядка, в несколько слоев. Поэтому они пропускают свет хуже, а отражают в разные стороны — лучше. Когда снег отражает много дневного света, мы видим его белым.

. Связь с повседневной жизнью. Определите на прогулках цвет и прозрачность снега.

Когда мы на прогулке наступаем каблуком на замерзшую лу­жицу на асфальте, темный прозрачный лед сразу покрывается сетью мелких белых трещин.

Ранним зимним утром на восходе солнца снег кажется розо­ватым, в сумерки — голубовато-сиреневым. Это зависит от того, какой свет он отражает. Рассмотрите с детьми, какие оттенки бывают у снега на картинах художников.


 

"5 Ход исследования. Спросите детей, есть ли в лаборатории (комнате) что-нибудь прозрачное. Обратите внимание на стек­ла в окне, стенки аквариума и т. д. (Вот у нас какие окошки чи­стые, через них все видно — и деревья, и дома на улице!) Через стекло аквариума видны рыбки, водоросли, улитки. Значит, через прозрачные предметы все видно. А что еще есть в ком­нате невидимое, прозрачное? Чем мы дышим? В комнате есть невидимый прозрачный воздух. Поэтому мы видим и столы, и стулья, и друг друга. А можно ли увидеть сам воздух? Раздайте детям прозрачные стаканчики. Есть ли что-нибудь внутри них? Поставьте на столик каждого ребенка емкость с водой. Пере­ворачивайте стаканчики вверх дном и медленно опускайте их в воду. Обратите внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? По­чему нет?

ж Вывод. В стакане есть воздух, который не пускает воду внутрь стакана.

Тема «Воздух»

Ш Связь с повседневной жизнью. Внутри многих предметов, ко­торые кажутся нам пустыми, на самом деле есть воздух.

Исследование «Почему не намокла ватка?» «/швмш.тт.; >»«■

т Ход исследования. Прикрепите ко дну стаканчиков небольшие кусочки ватки или бумаги и повторите предыдущий опыт. Что произойдет с ваткой (бумажкой), если стаканчик перевернуть и опустить в мисочку с водой? (Стаканчик держим ровно, не на­клоняем!) Выньте стаканчик и потрогайте ватку (бумажку), что­бы убедиться в правильности или неправильности своих предпо­ложений. Почему ватка не намокла?

Вывод. В стаканчике есть воздух, который не пускает воду внутрь. Поэтому ватка (бумажка) не намокает.

■ш Связь с повседневной жизнью. Такая же, как и в предыдущем опыте.

Исследование «Почему ватка намокла?» ишвяшвмш!*

■ж Ход исследования. Опустите стаканчик в емкость с водой, немно­го наклонив его. Что теперь появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись?


 

Если стаканчик с ваткой или бумажкой опускать в наклонен­ном состоянии, то они намокнут. * Вывод. Воздух выходит из стакана, его место занимает вода. т Связь с повседневной жизнью. Когда люди плавают в спе­циальных очках под водой, они все видят, но как только вода попадает внутрь очков, она занимает место воздуха. Человеку приходится выныривать, чтобы убрать воду.

Исследование «Пузырьки в воде»                                             I

т. Ход исследования. Предложите детям подуть в стакан с водой через трубочку для коктейля.

Что за пузырьки появляются в воде?


 

ж Вывод. Когда мы дуем в трубочку, воздух из наших легких по­падает в воду. Там появляются пузырьки, ив) Связь с повседневной жизнью. Внутри человека есть воздух. Когда человек выдыхает, воздух выходит наружу. Если выдыхать в баночку с водой, там появятся пузырьки воздуха. Так мы можем увидеть воздух. Воздух — это смесь газов, для дыхания человека обязательно нужен кислород.

Исследование «Есть ли воздух в озере?»                                 I

Ход исследования. Наберите в банку воду из ближайшего водое­ма и дайте воде отстояться. Наблюдайте за тем, что происходит. ш. Вывод. В банке появляются пузырьки воздуха, «ш Связь с повседневной жизнью. В реке, озере, пруду есть воз­дух, которым дышат их обитатели.

Г

Исследование «В какой воде воздуха больше?»                      ■

Ход исследования. Поставьте одну банку в холодильник. Че­рез некоторое время достаньте ее и поставьте рядом с такой же точно банкой, в которую налита водопроводная вода комнатной температуры. Оставьте обе банки на некоторое время на столе, а затем внимательно рассмотрите, чтобы выяснить, в какой из них больше пузырьков.

Вывод. В холодной воде воздуха больше, поэтому в банке с та­кой водой больше пузырьков.

Связь с повседневной жизнью. В прохладной воде озер, рек, морей воздуха больше, чем в теплых. Чем сильнее нагревается пруд или озеро, тем меньше в них воздуха (кислорода) и тем сложнее дышать животным.

Когда в реку с завода или с теплоэлектростанции сбрасывает­ся теплая вода, в водоеме становится меньше воздуха, кислоро­да. И в этом случае жизнь животных осложняется.

Когда в аквариуме вода сильно нагревается от лампы, в ней уменьшается количество воздуха. Бывает, что рыбы от этого гибнут.

Исследование «Что у мыльного пузыря внутри?»

-ж Ход исследования. Приготовьте мыльный или другой специ­альный раствор для мыльных пузырей. Спросите, кто из детей пускал мыльные пузыри? Что находится у таких пузырей вну­три? (Нередко дошкольники утверждают, что внутри мыльных пузырей находится мыло.) Почему они такие легкие, летающие?

 

Что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось мыло? Пусть дети подуют на мыльные пузыри. Что остается от мыльного пузыря, когда он лопается?

Вывод. Внутри мыльных пузырей находится воздух, поэтому они легко поднимаются в воздух, летают и передвигаются, когда мы на них дуем. Когда мыльный пузырь лопается, воздух выхо­дит наружу. Поскольку воздух невидим, нам кажется, что пузырь полностью исчезает.

ж» Связь с повседневной жизнью. Организуйте игры с мыльными пузырями на прогулке.

Исследование «Как сделать мыльный пузырь?»                       1

' ^ Ход исследования. Сделайте мыльный раствор и налейте его в мисочки. Раздайте каждому ребенку соломинку, чтобы он мог подуть в воду. Что происходит?


 

т-: Вывод. Когда мы дуем в соломинку, в воду попадает воздух. По­скольку в миске находится не просто вода, а мыльный раствор, получаются не пузырьки воздуха, а мыльные пузыри. Связь с повседневной жизнью. Похожие мыльные пузыри об­разуются при стирке белья в мыльном растворе или растворе сти­рального порошка. Эти пузырьки притягивают частички грязи из ткани, поэтому наши вещи становятся после стирки чистыми.

Исследование «Для чего нужен нос?»                                      с

Ход исследования. Спросите детей, что помогает им дышать? Все люди дышат через нос. (Правда, когда у нас насморк, мы дышим ртом и не чувствуем запахи.) Пусть дошкольники вдохнут и выдо­хнут через нос. А как дышат животные? У них тоже есть носы. Вывод. Все люди, животные постоянно дышат. Они не могут жить без воздуха. Люди дышат через нос, но могут дышать и через рот.


 

т Связь с повседневной жизнью. Земля — единственная пла­нета, на которой есть воздух. Именно поэтому только на ней живут люди.

Животные тоже дышат, причем по-разному. Например, мед­ведь, заяц, лиса дышат через нос, а рыбы — через жабры.

Исследование «Человек и воздух»                                            к

Ход исследования. Поднесите ладошки сначала ко рту, а затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? Ладошка чувствует тепло. А когда зимой на улице бывает мороз, мы говорим: «Как холод­но, даже пар изо рта идет!» Это значит, что мы дышим. Проверь­те, как долго люди могут не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышите. (Взрослый должен следить за тем, чтобы дети не слишком долго задерживали воздух.)

Вывод. Человек постоянно дышит. Он не может жить без воздуха. Связь с повседневной жизнью. Люди вдыхают воздух, кото­рый есть вокруг них. Лучше всего дышать чистым воздухом в парках, в лесу, на даче. Комнату нужно постоянно проветривать.

Исследование «Почему шарики называются воздушными?»

■■ Ход исследования. Раз­дайте детям воздушные шарики. Пусть они поигра­ют с ними. Спросите, что находится внутри шариков. Напомните, что шарики называются воздушными. Как мы надуваем шарики? Надуйте шарики вместе с детьми. Объясните, что когда мы надуваем шарик, то ловим воздух и запира­ем его внутри шарика. Воз­дух, который был внутри нас, переходит в шарик. Если шарик надувать силь­но, он может лопнуть. По­чему? Весь воздух в нем не поместится. Так что глав­ное в этом деле — не пере­стараться.

Иногда шарики надувают особым газом. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шарики могут летать высоко. Кто из ребят видел шарики, летящие по небу?

ж Вывод. Внутри воздушных шаров находится воздух или специ­альный газ. Поэтому воздушные шары легкие, могут поднимать­ся высоко в небо.

Связь с повседневной жизнью. Если вы во время праздников выпускаете в небо воздушные шарики, напомните детям о том, почему эти шарики могут летать.

Организуйте игры с шарами на территории детского сада. Вклю­чите надувание шаров как элемент семейных соревнований.

Вспомните сказочных героев, которые летали на воздушных шарах (например, Вини-Пух, Продавец воздушных шаров).

Есть специальные большие воздушные шары, на которых ле­тают люди.

На воздушных шарах запускают в небо разные приборы, кото­рые помогают ученым определять погоду.

Исследование «Почему сдувается шарик?»                             ■

Ход исследования. Предложите выпустить воздух из шарика. Слышен ли при этом какой-нибудь звук? Пусть ребята подставят ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Положите на­дутый шарик на стол и откройте его отверстие. Воздух из шарика выходит очень быстро и толкает шарик в другую сторону, из-за чего шарик движется. Если мы отпустим такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух. Вывод. Внутри надутого шарика находится воздух. Если в ша­рике есть дырочка, воздух из него выходит. Шарик сдувается. Воздух, который выходит из шарика, толкает его и даже немного продвигает вперед. Когда воздух выходит из шарика, раздается шипение.

ь Связь с повседневной жизнью. Человек использует силу воз­духа для разных машин, например в отбойных молотках, с по­мощью которых разбивают асфальт. Насосом накачивают вело­сипедные шины и надувные матрацы.

Исследование «Упругие предметы»                                          ■

Ход исследования. Разложите на столе или на полу разные предметы, в том числе надувной спасательный круг, мяч, наду­вные игрушки. Предложите детям отобрать предметы, внутри которых много воздуха. Чем они отличаются от остальных? Сравните их по весу, какие они на ощупь? Можно ли сказать, что они упругие? в Вывод. Предметы, внутри ко­торых находится много возду­ха, бывают упругими, легкими. я Связь с повседневной жиз­нью. Человек как бы ловит воздух и запирает его в разных предметах, как в шарике. Та­кие предметы бывают легкими, упругими. Поищите такие пред­меты в ближайшем окружении, в том числе в физкультурном зале, бассейне. Как дети опре­деляют, что в предметах много воздуха?

Т1МЛ «ЮЦУК» I И( С Я1 донлмин

Исследование «Теплый и холодный воздух»

Ход исследования. Возьмите холодную пластмассовую бутылку (ее можно заранее остудить в холодильнике), наденьте на ее гор­лышко воздушный шарик и поставьте в миску с горячей водой. Что происходит с шариком? Он надувается. Поставьте бутылку в емкость со снегом и льдом. В таких условиях шарик уменьшает­ся в размерах.

Вывод. Теплый воздух как бы вырывается из шарика, а холод­ный внутри него сжимается.

Связь с повседневной жизнью. Предложите детям повторить такой опыт дома с родителями.

Исследование «Почему лодка тонет?»

Ход исследования. Рассмотрите две одинаковые пластмассовые лодочки. У одной из них есть пробоина, у другой нет. Что про­изойдет с каждой из лодок, если они окажутся в воде? Сначала опустите в воду неповрежденную лодку. Она держится на воде, не тонет. Затем сделайте то же самое со второй лодкой. Почему она тонет? Лодка заполняется водой и становится тяжелой. Вывод. Внутри первой лодочки был легкий воздух, поэтому она плавала. А внутри поврежденной оказалась вода, которая вытес­нила воздух. Эта лодка стала тяжелой и пошла ко дну. Связь с повседневной жизнью. Настоящие корабли и лодки тоже тонут, если в них есть пробоина.

Повторите исследование весной или летом на территории дет­ского сада.

Исследование «Почему уменьшилась коробка?»

Ход исследования. Проделайте в закрытой коробке небольшую дырочку. Вставьте в нее трубочку от коктейля. (Можно исполь­зовать и пустые маленькие коробочки из-под сока, который дети пили перед проведением исследования.) Обсудите, что случится, если втянуть воздух через трубочку. Пусть дети проверят свои предположения.

Вывод. Коробка сплющивается, потому что из нее, как из воз­душного шарика, выходит воздух.

Связь с повседневной жизнью. Пусть дети повторят опыт, ког­да выпьют сок из маленького пакетика с трубочкой.

Исследование «Что находится внутри губки?»

Ход исследования. Возьмите сухие поролоновые губки и со­жмите их в руке. Что при этом происходит? Губки легко сжима­
ются, уменьшаются в размерах. Разожмите руку. Изменилась ли форма этого предмета? Рассмотрите внимательно губки, в том числе через лупу, найдите в них отверстия. Что находится в этих отверстиях?

Вывод. Внутри губок находится воздух. Когда мы сжимаем губ­ку в руке, из нее выходит воздух, когда распрямляем, он снова возвращается в дырочки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...