Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Информация и благоприятная возможность
Для развития жизненных умений людям требуется адекватная информация. Например, когда детей держат в неведении относительно основных различий между полами и относительно неизбежности смерти, это препятствует развитию у детей самоосознания и эмоциональной реактивности. Преднамеренно или неумышленно, взрослые часто общаются со своими детьми на основе лжи, замалчивания правды и пристрастного отношения к истине (Steiner, 1974). Кроме того, необходимую информацию не всегда легко получить вне дома. Например, школы очень сильно отличаются по адекватности предоставляемой детям информации, связанной с областью карьеры. Детям, подросткам и взрослым одинаково необходимо иметь доступную благоприятную возможность проверки и развития жизненных умений. В идеале такие возможности соответствуют уровню созревания и подготовленности. Различие возможностей может быть обусловлено полом, расовой и культурной принадлежностью, социальным статусом, финансовым положением, уровнем образованности (здесь упомянуты лишь некоторые барьеры). Кроме того, людям может повезти или не повезти с родителями — родители могут открывать или ограничивать возможности обучения ребенка. Сами дети и взрослые также играют определенную роль в разыскивании информации и расширении своих возможностей. У некоторых индивидов навыки в этой области развиты лучше, чем у других.
Тревога и уверенность
Дети растут, получая опыт, как способствующий, так и препятствующий развитию у них чувства собственного достоинства. Уровень тревоги удачливых людей такой, что чувство тревоги и защищает их от фактических опасностей, и мотивирует их в направлении реалистических достижений. У менее удачливых людей может развиться истощающая тревога, обусловленная ролевым моделированием, обучением и принятием мер предосторожности в связи с неблагоприятными последствиями. Даже те родители, которые общаются со своими детьми с осторожностью, могут задеть хрупкое детское чувство собственного достоинства. Особенно плохо, если родители при общении с детьми настроены враждебно, а со временем занимают оборонительную позицию. В этом случае детские чувства и восприятие обесцениваются вдвойне: во-первых, начальной агрессией и, во-вторых, дальнейшей агрессией, возникающей у родителей в ответ на реакции детей. Однако дети различаются как биологически по степени, в которой они уязвимы относительно отрицательного родительского поведения, так и по уровню развития навыков, позволяющих справляться с ситуацией. Несовершенное поведение, возникающее в результате тревоги и демонстрирующее ее, включает в себя следующие элементы: нежелание идти на реалистический риск; скорее напряженное и неверное обучение, чем обучение в расслабленном состоянии; сильно выраженную тенденцию говорить и поступать неправильно; ненужную агрессию; чрезмерное стремление к одобрению; деятельность, не соответствующую возможностям, при наличии или при отсутствии излишнего усердия. Неадекватное применение различных навыков может еще больше повысить уровень тревоги и сделать научение жизненным умениям в будущем еще более трудным. Тем не менее люди, которым помогают приобретать умение справляться с тревогой или которые сами себе в этом помогают, могут легче научиться жизненным умениям. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО Люди могут поддерживать и сильные стороны жизненных умений, и их недостатки. В этом разделе в основном рассматривается, как люди сохраняют недостатки жизненных умений. Приобретение сильных сторон жизненных умений и их недостатков связано скорее с вопросом «Что делает по отношению ко мне окружающая среда», чем с вопросом «Что я делаю по отношению к самому себе?», особенно когда дело касается детей. Молодые люди часто зависят от старших. Однако поддержание сильных сторон и недостатков жизненных умений — это другое дело. Здесь, отчасти потому что жизненные умения сохраняются и в зрелом возрасте, вопрос «Что я делаю по отношению к самому себе?» становится более важным, чем вопрос «Что сделала или делает по отношению ко мне окружающая среда?». Ниже рассматриваются процессы, которые способствуют поддержанию недостатков жизненных умений.
Недостаточно полное использование языка навыков
Существует гипотеза, согласно которой поддержанию у людей недостатков навыков способствует то, что они недостаточно часто думают о своем поведении, используя язык жизненных умений. Отрицательные моменты, связанные с неадекватным применением языка жизненных умений, уже были указаны. Люди могут ходить по замкнутому кругу, описывая свои проблемы обычным образом, вместо того чтобы анализировать их, используя язык навыков. Немногие люди серьезно задумываются о том, как они думают, и немногие имеют представление о различных навыках мышления. Кроме того, большинство людей не знают, как по-новому определить свои повседневные проблемы, используя термины навыков, для того чтобы можно было работать над изменением.
Дефицит навыков мышления
Консультирование по жизненным умениям фокусируется скорее на «застревании», чем на болезни. Дефицит навыков мышления — главная причина, по которой люди поддерживают неадекватные жизненные умения. Чрезмерная тревога, как правило, является обычной темой при дефектном мышлении. Ниже рассматриваются некоторые основные недостатки навыков мышления.
Недостатки объяснения причин
От объяснения причины зависит степень, в которой люди поддерживают недостатки жизненных умений. Ниже перечисляются часто допускаемые в процессе объяснения ошибки, которые могут подкреплять недостатки жизненных умений. Основной тезис таков: при объяснении причин люди часто преобразовывают частичные истины в целостные истины, упуская из виду соответствующие аспекты личной ответственности. «Таков мой характер». Такое объяснение неадекватно преувеличивает значительность выученного компонента в большинстве недостатков жизненных умений. «Все дело в моем прошлом, в котором я был неудачником». Если люди, которые покинули свой дом, объясняют сохранение недостатков навыков в настоящем неадекватностью прошлого, такие объяснения не всегда соответствуют истине. «Все дело в моем невезении». Люди часто добиваются успеха, развивая соответствующие навыки. «Во всем виновата плохая окружающая среда». Многие люди научились преодолевать недостатки навыков, в развитие которых внесла вклад плохая окружающая среда. «Это ваша вина». Зачем тратить силы на изменение, если в том, что произошли неприятные события, виноват кто-то другой? «Это — моя вина». Такое мнение ошибочно; кроме того, принятие вины исключительно на свой счет может разрушать уверенность, необходимую людям для преодоления жизненных трудностей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |