Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституция Республики Казахстан




Основные признаки официально-делового стиля

Официально-деловой стиль обслуживает сферу официально-деловых отношений, т.е. таких отношений, при которых участники коммуникации выступают в качестве носителей определенных социальных функций.

Основными признаками официально-делового стиля являются:

1) письменная формаизложения;

2) стандартизованность:в рамках каждого жанра официально-делового стиля существует особая «модель», шаблон, по которому строится текст вне зависимости от того, кто является его автором;

3) строгость и простотаизложения: использование слов в их прямых значениях (отсутствие образности, экспрессивно окрашенных слов, употребление простых синтаксических конструкций);

4) информативная конкретность:авторы текстов официально-делового стиля стремятся передать максимум информации, используя минимум языковых средств;

5) безличность:тексты официально-делового стиля носят объективный характер, поэтому в них отсутствуют языковые средства, указывающие на автора (например, отсутствуют вводно-модальные конструкции по моему мнению, я считаю и т.д.).

6) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств.

 

Функции официально-делового стиля речи. Официально-деловому стилю присущи функции волеизъявления, долженствования, представленные в текстах в жанрах приказа, постановления, распоряжения до просьбы, пожелания, предложения, выражаемых в ходатайствах и деловой переписке; функция фиксации правовых отношений (договор, контракт); функция передачи информации (информационные письма, отчеты, справки).

 

Аудирование

Задание 1. Определите различия в значении данных синонимов. В каких стилях речи вы их употребите?

n Просьба – мольба – заклинание.

n Просить – выпрашивать – клянчить – ходатайствовать.

Задание 2. Объясните значения слов и словосочетаний, подберите синонимы.

n Мотивировка,

n предоставить,

n академический отпуск,

n индивидуальный план,

n семестр,

n своевременный,

n обоснование,

n приложение.

Письмо

Задание 3. Запомните данные стандартизованные выражения, используемые при составлении заявления. Составьте с ними предложения. Запишите их.

n Прошу Вас предоставить (кому? что?)

n Прошу Вас зачислить (кого? куда?)

n Прошу Вас перевести (кого? куда? откуда?)

n Прошу Вас допустить (кого? к чему?)

Задание 4. Запомнитеконструкции, употребляемые для обоснования просьбы, высказанной в заявлении. Составьте с ними предложения. Запишите их.

  • В связи с тем что …
  • Вследствие того, что …
  • Потому что …
  • Так как …

 

Задание 5. Установите стилевую принадлежность данных текстов. Обоснуйте свою точку зрения.

n Для проведения эксперимента мне хотелось бы выехать на опытную станцию. – В связи с необходимостью проведения эксперимента, прошу командировать меня на опытную станцию.

n Я приехал из Актюбинской области. Родных и знакомых в Алматы у меня нет, поэтому хотел бы поселиться в общежитии. – Прошу предоставить мне общежитие.

n Моя сестра в конце места выходит замуж, поэтому я хотела бы на несколько дней съездить домой. – Прошу освободить меня от занятий 3 и 4 мая 2005 года по семейным обстоятельствам.

 

Анализ текста.

Задание 1.Прочитайте статьи из законов РК. Объясните значение выделенных слов. Какие признаки официально-делового стиля присутствуют в текстах?

Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании»

Статья 3. Принципы государственной политики в области образования
1. Основными принципами государственной политики в области образования являются:
1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан;
2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина;
3) светский характер образования;
4) стимулирование образованности личности и развитие одаренности;
5) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней; единство обучения и воспитания;
6) разнообразие организаций образования по формам собственности, по формам обучения и воспитания, направлениям образования;
7) демократический характер управления образованием, расширение академических свобод и полномочий организаций образования;
8) гуманистический и развивающий характер образования;
9) интеграция образования, науки и производства;
10) профессиональная ориентация обучающихся;
11) информатизация системы образования.
2. В организациях образования создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) не допускаются.

 














Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I «О языках в Республике Казахстан»(с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.07.2012 г.)

Статья 4. Государственный язык Республики Казахстан

Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык. Государственный язык – язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства.

Долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана.

Правительство, иные государственные, местные представительные и исполнительные органы обязаны:

всемерно развивать государственный язык в Республике Казахстан, укреплять его международный авторитет;

создавать все необходимые организационные, материально-технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами Республики Казахстан;

оказывать помощь казахской диаспоре в сохранении и развитии родного языка.

Статья 5. Употребление русского языка

В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Согласно Постановлению Конституционного Совета РК от 8 мая 1997 года № 10/2: «Данная конституционная норма понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств».Статья 6. Забота государства о языках

Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана.

В местах компактного проживания национальных групп при проведении мероприятий могут быть использованы их языки.

Конституция Республики Казахстан

Статья 20

1. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается.

2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом. См. разъяснения в постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 августа 2002 г. № 5, постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 4 апреля 2002 года № 2

3. Не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.

Статья 21

1. Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом.

2. Каждый имеет право выезжать за пределы Республики. Граждане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу совести.

2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.

 

Задание 6.

1 год, месяц, день, час
2, 3, 4, 22, 33, 44 … года, месяца, дня, часа
5, 6, 7, 8, 9, 10… 20, 39 … лет, месяцев, дней, часов
Немного, несколько, много … лет, месяцев, дней, часов

Он живет в этом городе уже 12… . В 21 … я закончу академию. Моя сестренка пойдет в школу в 6 …. Два … он работал лаборантом кафедры. Моей матери 57 …, а отцу 63 … . Казалось, что женщина очень молода, … 25. Алишеру было около 20 … . Мне сейчас 22 … . Он был не старше 30 … . Она не была на Родине почти 15 …

 

Глоссарий

На русском языке На казахском языке На английском языке
Должность    
Служащий    
Специалист    
Специальность    
Отдел    

Задание на СРСП: 1) Заполните глоссарий.

Задание на СРС: Задание 3, 4.

Литература

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...