Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Внешнеэкономические связи и пропорции




В национальной экономике.

 Внешнеторговый сектор в структуре национальной                  

Экономики России.

Вся история развития рыночных отношений неразрывно связана со становлением и расширением мирохозяйственных связей.

Международные экономические отношения представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Всемирное (мировое) хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств вне зависимости от их уровня развития и социально-экономической принадлежности, связанных системой международных экономических отношений.

В течение, по крайней мере, последних 250 лет среднегодовые темпы роста международной торговли опережают темпы общеэкономического развития примерно в 1,5 раза. Во второй половине ХХ в. интернационализация мировой экономики развивалась еще более быстрыми темпами. Так, с 1950 по 1999 г. объем мирового промышленного экспорта по оценкам МВФ, возрос более, чем в 18 раз (при росте мирового промышленного производства в целом более чем в 6,5 раза). С 1992 г., когда произошел крупнейший мировой экономический кризис, по 1999 г. объем мирового экспорта в целом увеличился более чем в 2,6 раза, а продукции обрабатывающей промышленности – почти в  3 раза. Быстрыми темпами росла торговля услугами. Мировое промышленное производство расширилось в 1,6 раза, производство готовых изделий – почти на 70%. В 90-е годы среднегодовые темпы роста экспорта услуг опережали аналогичные показатели динамики товарного экспорта почти на 60%. Свидетельством углубления интернационализации мировой экономики является повсеместный рост иностранных инвестиций. Если в 1982-1986 гг. мировой суммарный экспорт прямых инвестиций был на уровне 61 млрд. долл., то в 1999 г. эта цифра, по оценкам ООН, возросла до 827 млрд. долл., т.е. в 13,5 раза.

На фоне указанных тенденций и в условиях трансформации национальной системы государственного регулирования хозяйственных процессов по рыночному образцу происходило развитие внешнеэкономического комплекса России.

В развитии товарообмена России с внешним миром в последние годы произошли существенные изменения, которые проявились в формировании трех основных процессов:

- смена действующих хозяйственных механизмов;

- резкие сдвиги в географии торговли;

- изменения в товарной структуре, которые не всегда выглядят впечатляющими, но тем не менее заключают в себе потенциал изменений самого типа специализации страны, а также ее конкурентоспособности на мировых рынках.

Эти процессы были инициированы многими факторами, как в последние годы существования СССР, так и особенно после его распада. С одной стороны, Россия располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупным производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров (правда, в основном топливно-сырьевой группы), обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения. С другой стороны, экономический спад 90-х годов обусловил существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве: доля страны в совокупном ВВП мира снизилась с 3,6% в 1990 г. до 1,7% в 1997 г., а в мировой промышленной продукции – с 4,6% до 1,8%.

 Переход России к открытой экономике в начале 90-х годов привел к разделению хозяйственного комплекса, в зависимости от конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках, на три группы отраслей:

Первая группа – ресурсные отрасли, конкурентоспособные на внешнем рынке;

Вторая группа – отрасли обрабатывающей промышленности, конкурентоспособные на внутреннем и отчасти на внешнем рынке;

Третья группа – отрасли, неспособные проникнуть на внешний рынок, но необходимые для снабжения внутреннего рынка.

Рост доли импорта в потреблении многих видов продукции, особенно товаров потребительского назначения, вызван либерализацией в 90-х годах внешнеэкономической деятельности, сокращением инвестиций и не конкурентоспособностью продукции многих отраслей российской промышленности.

 Эволюция системы управления внешнеторговой                            деятельностью за годы реформ в России.

Становление и развитие России как суверенного государства, формирование основ перехода страны к рыночным условиям хозяйствования, в том числе и во внешнеэкономической сфере, происходили в сложных условиях:

-крушение государственной монополии внешней торговли;

-снятия практически всех ограничений на самостоятельное участие предприятий и организаций во внешнеторговом обмене;

-возникновения «ближнего зарубежья» на месте бывшего СССР с резко возросшей протяженностью государственной границы России, носящей «прозрачный» характер;

-потери полутора десятков крупных морских портов на Черном и Балтийском морях, что значительно увеличило экспортные расходы России и резко снизило внешнеэкономическую маневренность;

-перехода в ранг «дальнего» зарубежья стран бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), отношения с которыми стали строиться на новой, торгово-политической основе.

Рыночные преобразования в России затронули в первую очередь внешнеторговую деятельность. Реформы в этой сфере стартовали еще в 1986 г., а к концу 80-х годов была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли.

Таким образом, внешняя торговля стала, с одной стороны, своеобразным эталоном рыночных преобразований в России, а с другой стороны, именно во внешнеэкономической сфере кумулятивный, негативный эффект от просчетов, допущенных ходе реорганизации всей государственной системы управления хозяйственными процессами, проявился особенно ярко.

В развитии системы регулирования внешней торговли в 1992-1999 гг. можно выделить три основных этапа:

- Этап регулирования внешнеэкономических связей с помощью преимущественно ограничительных мер – нетарифных и тарифных (1992 – первая половина 1994 г.);

- Этап либерализации внешнеэкономической деятельности и ограниченного использования мер государственного регулирования внешнеэкономических связей, преимущественно экономических (вторая половина 1994 – август 1998 г.);

- Этап усиления регулирующих функций государства (с августа 1998 г.).

Первый этап. Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в конце 1991 – начале 1992 г. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования экспорта: квотирование и лицензирование зарубежных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров. Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993 гг. – порядка 75-80%), причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот.

С 1992 г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около ¾ российского экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции.

Ввоз товаров в Россию начиная с 1992 г. был свободен от квотирования, тогда как лицензированию подлежал ввоз ограниченного круга изделий – в их число входят химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, по которому разрешения выдаются в порядке, определяемом Правительством и Президентом России (вооружения, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические вещества и яды и др). Поэтому регулирование импортных поставок осуществлялось преимущественно тарифными и налоговыми мерами. Они дополнялись обязательной сертификацией на предмет безопасности ввозимых товаров и их соответствия российским стандартам.

Второй этап. В течение второй половины 1994 и в начале 1995 г. был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали относить продукцию, вывоз которой регламентируется квотами, установленными «извне», т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств; товары, по которым сохранен особый порядок экспорта. Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994 г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.

С 1994 г. действует система валютного контроля при экспорте товаров, разработанная ГТК России и Центробанком.

В 1996-1997 гг. аналогичная система контроля стала действовать в отношении импортных и товарообменных операций. Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995 году. Наиболее значимыми мероприятиями явились: либерализация нефтяного экспорта, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена (в целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета) льгот по таможенным пошлинам (за исключением представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам.

Прогрессирующее сужение сферы тарифного регулирования экспорта завершается полной отменой этого инструмента. Вывозные таможенные пошлины с 1 июля 1996 г. были отменены по всем товарам.

Форсированная либерализация внешнеторгового режима вызвала необходимость создания сложной, громоздкой системы учета и контроля, разбросанной по разным ведомствам. Для российских участников внешнеэкономической деятельности это сопровождалось резким увеличением количества документов, которые необходимо было предъявлять различным органам, и усложнением самой процедуры сделки.

В результате либерализация сама по себе не принесла облегчения участникам внешнеэкономической деятельности. В тоже время чрезмерная усложненность и нескоординированность составных частей системы контроля в сфере внешнеэкономических связей не соответствовали и государственным интересам России, в частности, по-прежнему имел место незаконный перелив капиталов (в том числе валютной выручки за рубеж).

Третий этап. Одним из важнейших последствий финансово-экономического кризиса августа 1998 г. стало принципиальное изменение роли государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: если ранее оно в значительной степени лишь корректировало действие рыночных механизмов, то в этот период весьма остро встал вопрос об их нейтрализации, а в ряде случаев – и замещении.

Резко повысилась эффективность экспортных операций за счет существенного падения курса рубля в августе-сентябре 1998 г. и значительно более низких темпов роста цен производителей и внутренних оптовых цен. Такая ситуация благоприятствовала восстановлению вывозных таможенных пошлин на основные товары российского экспорта. В отношении импортных товаров изменения таможенного тарифа стали касаться только отдельных товаров, т.е. носить «точечный» характер.

Однако, экономические методы регулирования, особенно в период экономической нестабильности, не во всех случаях позволяли добиваться нужных результатов. На этом этапе введение административных методов регулирования оказались более эффективными, так как использование экономических инструментов (увеличение ставок таможенных пошлин, налогов, введение системы импортных депозитов и т.п.) с одной стороны, не смогло предотвратить демпинговых поставок по экспорту, а с другой – приводило к существенному увеличению издержек у импортеров с последующим их перенесением на стоимость товаров при их реализации на внутреннем рынке.

Поэтому с 1999 г. расширяется применение лицензирования поставок товаров, как по экспорту, так и по импорту. Вместе с тем      возрастает значение таможенного и других видов контроля, что обусловлено переориентацией импортеров на закупку более дешевых и менее качественных видов продукции. Речь идет о сертификации, контроле качества.

Почти десятилетний опыт развития внешнеторговой сферы экономики России доказал в целом неэффективность действия системы ее регулирования. Ошибки и просчеты, допущенные при этом, базируются на главном – чрезмерной и непродуманной либерализации национального внешнеторгового режима, абсолютно неадекватной внутренним экономическим реалиям, и игнорировании мирового опыта проведения подобных преобразований.

 

 Основные тенденции в развитии внешнеторгового                        товарооборота.

В 2001 г. Россия отметила десятилетний юбилей своей новейшей истории. За эти годы страна прошла тяжелый путь «шоковых» катаклизмов – деградацию национального производства, резкое падение уровня жизни основной части населения, снижение уровня политического и экономического рейтинга на мировой арене и влияния на процессы в мировой экономике.

В настоящее время валовой внутренний продукт составляет менее 2/5 уровня 1990 года, промышленное производство за эти годы потеряло в своем объеме половину, сельскохозяйственный сектор сократился на 40%.

Во внешнеэкономической сфере ситуация развивалась по иному. Хотя за годы реформ не удалось достигнуть абсолютных показателей развития внешней торговли уровня 1990 г., ее объемы до последнего времени росли. На фоне продолжающегося экономического кризиса внешнеэкономический комплекс России в первые пять лет преобразований был своего рода «локомотивом», спасая народное хозяйство страны от окончательного коллапса.

Однако, после того, как в 1995 г. были достигнуты максимальные положительные темпы роста объемов как внешнеторгового оборота в целом, так и экспорта и импорта – на уровне 20-21%, взаимосвязи с внешним рынком пошли на убыль. В 1998 г., в результате августовского кризиса при снижении основных макроэкономических показателей развития на 3-12% впервые с 1992 г. по масштабам спада внешняя торговля стала лидером, обойдя даже инвестиционный сектор. Объем внешнеторгового оборота в годовом исчислении сократился более чем на 17%, в том числе экспорта – почти на 16%, импорта – почти на 18%.

В 1999 г. ситуация стала несколько улучшаться, однако выйти на уровень 1997 г. не удалось.

Период современной истории России характеризуется заметным ухудшением количественных и качественных показателей страны в международном разделении труда. Таким образом, с одной стороны, совершенно очевидно, что рейтинг России как суверенного субъекта мирохозяйственных связей в текущем десятилетии заметно упал; с другой стороны – степень зависимости ее экономики от мирового рынка существенно возросла. Экспортная квота в настоящее время достигает 1/3 объема ВВП – во все времена бывшего СССР эта цифра не превышала 7%.

Значимость факта тесной привязки экономики России к мировому рынку для развития внешнеэкономических связей страны очевидна. События августа 1998 г. подтверждают это. Более, чем четырехкратная девальвация рубля, повысив рентабельность экспорта, по крайней мере, предотвратила его дальнейшее падение, удорожание импорта привело к снижению его объема более, чем в 2 раза, повысив экспортные возможности и конкурентоспособность российских производителей. Однако для развития таких положительных тенденций в долгосрочном периоде этого недостаточно. Причины отставания в динамике развития внешнеэкономического комплекса гораздо глубже и имеют внутренний характер. В первую очередь это проблема формирования и развития национального экспортного потенциала.

Экспортный потенциал – способность всего национального производства, промышленности, отдельных отраслей или предприятий производить необходимое количество конкурентоспособной продукции на экспорт.

Таким образом, уровень экспортного потенциала субъектов внешнеэкономических связей определяет, в конечном счете, их способность конкурировать с иностранными партнерами на международных рынках.

 Доля экспорта России в производстве важнейших товаров.

Доля готовой продукции в совокупном экспорте составляет чуть более 1/10, т.е. она в 2 раза ниже, чем 9 лет назад. Структура товарного вывоза продолжает носить "утяжеленный", примитивный характер – на протяжении последних четырех лет поддержание экспортных объемов обеспечивается исключительно за счет трех товаров – нефти, природного газа и нефтепродуктов. Фактически монокультурная специализация России ставит ее в крайне уязвимое положение к внешнему рынку, цены на котором подвержены резким колебаниям, в том числе из-за трудно прогнозируемых политических факторов. По каналам экспорта на мировой рынок «уходит» от 1/5 до 8/10 национального производства сырьевых товаров и полуфабрикатов, и эти величины уже являются предельными. (табл. 7 ).

Таблица 7.

Доля экспорта в производстве важнейших товаров, %

 Виды товаров

Год

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Нефть сырая 35,4 34,7 40,2 41,0 43,0 42,7 46,6 44,2
Нефтепродукты 14,8 30,3 25,4 26,1 32,4 34,0 32,8 30,0
Газ природный 30,2 27,6 30,4 32,3 33,0 36,9 35,6 36,5
Минеральные удобрения 69,3 72,0 70,4 74,0 75,0 72,0 72,8 80,6
Круглый лес 6,8 8,8 12,5 15,9 17,6 22,5 26,6 35,6
Пиломатериалы 6,6 11,2 20,5 17,2 13,3 17,2 17,0 17,9
Целлюлоза древесная 40,8 66,4 79,1 74,8 85,7 82,8 77,6 78,1

 

Источник. Russia: Foreign Economic Relations. Trends and Prospects. VNIKI, 1997. № 4; 2000. № 1.

 Товарная структура экспорта России.

 По отдельным товарным позициям роль России в международном торговом обмене существенно превышает среднемировые показатели. Россия занимает первое место по экспорту никеля и природного газа (половина мирового итога). Третье четвертое места – по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии, железной руды. Алюминия, проката черных металлов, древесины и зерновых и зернобобовых культур; является крупным поставщиком на мировой рынок меди, необработанных алмазов, минеральных удобрений, круглого леса, целлюлозы. На рынке обычных вооружений Россия прочно удерживает второе место, обеспечивая порядка 11-12% мировых потребностей. Наша страна концентрирует значительные объемы импортного сельскохозяйственного сырья и готовых пищевых продуктов.

Товарная структура экспорта отражает отраслевую структуру промышленного производства и даже носит гораздо более выраженный топливно-сырьевой характер (табл. 8. )

Таблица 8.

Товарная структура экспорта России, % к итогу

Экспортные товары

Год

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Экспорт, всего 100 100 100 100 100 100 100 100
Продовольствие и сельхозсырье, кроме текстильного 3,9 4,0 4,2 3,3 3,7 2,8 3,0 3,0
Минеральные продукты 47,1 46,7 45,1 42,0 47,3 47,8 42,3 44,0
Продукция химической промышленности, каучук 6,2 6,4 8,2 9,9 8,5 8,3 8,5 8,4
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 3,2 3,6 3,9 5,6 4,2 4,3 4,8 5,3
Текстиль и текстильные изделия, обувь 1,0 0,7 2,0 1,5 1,1 1,1 1,2 1,1
Драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них 18,4 20,6 26,4 26,1 23,5 24,0 27,5 26,3
Машины, оборудование и транспортные средства 10,8 8,1 8,3 9,9 9,8 10,3 11,3 10,8
Другие товары 9,4 9,9 1,8 1,7 1,9 1,5 1,4 1,1

В то же время пока не до конца решены задачи повышения конкурентоспособности отечественной продукции на зарубежных рынках.

Таблица 9.

Экспорт России в 1996 – 2002 гг., млрд. долл.

  1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Экспорт, млрд. долл. 85,1 85,1 71,3 72,9 103,1 100,0 105,8

 

 Товарная структура импорта России.

За счет роста импортных поставок в 90-е годы удовлетворялась значительная часть потребности в потребительских товарах на внутреннем рынке. Но в структуре ввоза преобладают потребительские товары (в основном продовольствие и машины), доля которых составляет 6/10 объема российского импорта (табл. 10. )

Таблица 10.

Товарная структура импорта России, % к итогу

Импортируемые товары

Год

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Импорт, всего 100 100 100 100 100 100 100 100
Продовольствие и сельхозсырье, кроме текстильного 28,1 26,8 27,7 28,2 25,3 25,1 24,6 27,0
Минеральные продукты 2,8   4,1 6,5 6,4 6,4 5,8 5,4 5,2
Продукция химической пром-ти, каучук 9,1 8,4 10,0 10,9 14,4 14,4 15,0 15,9
Древесина и целлюлозно-бум. изделия 1,3 0,6 1,5 2,4 3,3 3,6 3,8 3,1
Текстиль и текстильные изделия, обувь 12,6 13,2 7,9 5,5 4,7 4,5 4,0 4,9
Драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них 3,1 4,0 6,7 8,4 9,8 7,1 7,1 7,8
Машины, оборудование и транспортные средства 38,2 34,0 35,2 33,7 32,0 35,3 36,2 32,1
Другие товары 4,8 8,9 4,5 4,5 4,1 4,2 3,9 4,0

В первые четыре года реформ доля импорта в товарных ресурсах для обеспечения розничного товарооборота в России увеличилась более, чем в 2 раза. В последующие три года она незначительно уменьшилась и в дальнейшем оставалась на запредельно высоком уровне. Лишь после дефолта августа 1998 г. в результате удорожания импорта этот показатель в 1999 г. сократился до трети.  

Можно утверждать, что российский рынок чрезмерно открыт и удельный вес импортной продукции на внутреннем рынке по ряду позиций (например, по продовольствию) превышает порог экономической безопасности страны. (табл. 11. )

Таблица 11.

Структура товарных ресурсов для                                                       обеспечения розничного товарооборота России

Виды ресурсов

Год

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Товарные ресурсы розничного товарооборота, всего 100 100 100 100 100 100 100 100
За счет собственного производства 77 71 52 48 48 51 52 51
За счет поступлений по импорту 23 29 48 52 52 49 48 49

 

Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта во внутреннем потреблении (пороговые значения экономической безопасности) не превышает 30%, в том числе пол продовольствию – 25%.

В годы реформ первый показатель превышал 50%, а по отдельным промышленным товарам доля импортной зависимости России достигала 90%. Поэтому проблема импортозамещения в России стоит не менее остро, чем проблема повышения ее экспортного потенциала.

 Конкурентоспособность отечественной промышленности             на внешнем и внутреннем рынках.

Отражением нового курса в государственном хозяйственном управлении всех развитых стран являются общенациональные программы укрепления конкурентоспособности, принятые в 80-е – первой половине 90-х годов за рубежом. В докладе по вопросам конкурентоспособности, подготовленном Генеральным ревизионным управлением США в августе 1993 г., дается следующее разъяснение: «Общепринятое определение конкурентоспособности на национальном уровне предполагает возможность нации достигать предельных уровней производительности, позволяющих поддерживать растущие стандарты жизни в комплексном мировом хозяйстве».

В настоящее время становится все более очевидным, что без создания соответствующего экономического механизма, автоматически ориентирующего предприятия на мировые параметры уровня производительности труда и качества продукции, невозможно добиться стабильных положительных результатов.

Проблема конкурентоспособности российской продукции как на мировом, так и внутреннем рынках в настоящих условиях становится проблемой национальной безопасности. Однако, на практике пока не сделано каких либо шагов в решении этой проблемы, имеющих практическое значение. Согласно данным о конкурентоспособности национальных, народнохозяйственных комплексов стран мира, рассчитываемых ежегодно авторитетными международными организациями, Россия в 90-е годы занимала последние места из десятков стран, включаемых в обзоры, после ряда развивающихся стран Африки, Латинской Америки и даже государств бывшего СЭВ и СССР. Это объясняется следующими причинами. При уменьшении экономического потенциала (по сравнению с бывшим СССР примерно наполовину) внешнеэкономическая нагрузка на Россию, как отмечалось выше, возросла.

Одним из косвенных показателей конкурентных возможностей российской промышленности является показатель, характеризующий динамику производства по отдельным отраслям.

Сокращение объемов производства в основных «валютоемких» отраслях, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, свидетельствует лишь о сокращении внутреннего спроса в связи с кризисным состоянием экономики в целом и отечественных отраслей-потребителей сырья и топлива при формировании поставок на экспорт. При этом сам экспорт, который, как отмечалось выше, имеет ярко выраженную сырьевую направленность, в 1991 – 1999 гг. рос за счет увеличения его физических объемов более чем на 44% при снижении средних контрактных цен более чем на 22%. Рост физического объема вывоза товаров за рассматриваемый период по основной номенклатуре происходил более быстрыми темпами, чем их производство.

В 1991 – 1999 г. добыча нефти сократилась на 35% при росте ее вывоза за рубеж в 2,4 раза, природного газа – более чем на 7% и в 2,3 раза соответственно. Производство нефтепродуктов снизилось на 63%, их экспорт возрос почти в 2 раза, минеральных удобрений на 33 и 57%, целлюлозы – на 73% и в 3,2 раза. Заготовки круглого леса упали на 67%, его экспорт увеличился на 82%.

Это привело к увеличению экспортных квот фактически по всем основным товарам российского экспорта, уровень которых достиг предельной величины, ограничив дальнейшую возможность его экстенсивного развития.

Улучшение ситуации по итогам 1997-1999 гг. в топливном комплексе произошло в решающей степени за счет улучшения конъюнктурных факторов мирового рынка в 1999 г. В 2000 г. такие возможности заметно сократились после мартовского решения стран-членов ОПЕК о повышении с 1 апреля 2000 г. квот на добычу и экспорт нефти, что сразу же привело к снижению ее мировых цен.

К числу отраслей, начавших работу в режиме импортозамещения, относятся химия и нефтехимия, легкая промышленность, лесопромышленный комплекс, машиностроение, черная и цветная металлургия, производство строительных материалов. По итогам 1999 г. в этих отраслях был отмечен наибольший годовой прирост объема производства.

Прирост объема производства в указанных отраслях как в 1998 г., так и в 1999 г. объясняется ростом внутреннего спроса со стороны не только конечного потребления, но и промежуточных отраслей-потребителей (инвестиционный и сельскохозяйственный секторы, торговля, железнодорожный транспорт, химическая, легкая и пищевая промышленность). С этим в основном связано увеличение выпуска продукции в машиностроении в целом и его отдельных отраслях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 467.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...