Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания к изучению дисциплины




Рег. №

 

 

Экономическая география туризма

Методические указания к изучению дисциплины

И выполнению контрольных работ

для студентов всех форм обучения

Код дисциплины Б.2.В.04

 

Направление подготовки 080100 – «Экономика»

Профиль подготовки (Специализированная магистерская программа)

 – Экономика предприятий и организаций (туризм и гостинично- ресторанный бизнес)

Отраслевая специализация – туризм и гостинично-ресторанный бизнес

 

Квалификация (степень) бакалавр

 

Санкт-Петербург

2012

 

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

 

канд. экон. наук, доц. Д.Е.Махновский

Рецензент

докт. экон. наук, проф. В.С.Боголюбов

 

Подготовлено на кафедре

экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве

 

 

Одобрено научно-методическим советом специальности факультета туризма и гостиничного хозяйства

_______________________________

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

 

                                                                        © СПбГИЭУ, 2012

 

Содержание

1.Общие положения.................................................................. 8

2. Методические указания к изучению дисциплины............ 10

3. Методические указания к выполнению контрольной работы ............................................................................................... 12

4. Контрольные задания............................................................ 18

5. Требования к оформлению контрольной работы............ 19

6. Список литературы................................................................ 20

Приложение 1. Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины).................................... 22

Приложение 2. Пример оформления титульного листа контрольной работы............................................................. 24

Общие положения

Учебная дисциплина «Экономическая география туризма» в основной образовательной программе подготовки бакалавра по направлению «Экономика» играет особую роль в формировании у студентов навыков комплексного подхода к анализу процессов, протекающих в социально-экономической среде, а также особенностей их территориальной организации.

Цель дисциплины - дать студентам понятие о предмете исследования экономической географии туризма, ознакомить с возможностями использования ее положений и результатов в познавательном, образовательном процессах и на практике. Целями, в частности, являются изучение основных представлений о пространственных социально-экономических системах, как субъектах и объектах управления, а также явлениях, функциях и причинно-следственных связях, свойственных этим системам.

 

Задачами дисциплины являются:

1. Сформировать у студентов понятийный аппарат, научить корректно пользоваться туристской, экономико-географической и социально-географической терминологией.

2. Раскрыть понятие «территориальной социально-экономической системы», разновидностью которой являются территориальные туристско-рекреационные системы.

3. Сделать обзор и проанализировать основные направления и тенденции формирования территориальной структуры туристской деятельности в России и за рубежом.

4. Научить составлять комплексную туристско-географическую характеристику страны и региона.

 

Основные задачидисциплины направлены на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

Данная дисциплина входит в вариативную часть математического и естественнонаучный цикла дисциплин подготовки бакалавра. Дисциплина преподается на первом курсе обучения в первом семестре.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе программы среднего (полного) общего образования в нижепоименованных предметных областях: География; Экология; Экономика; Обществознание.

Компетенции, сформированные учебной дисциплиной «Экономическая география туризма», являются необходимыми для успешного освоения следующих дисциплин: «Межкультурные коммуникации в туризме», «Мировая экономика и международные отношения», «Экономика отрасли (туризм и гостеприимство)», «Экономика инноваций и изменений в туризме», «Экономическая оценка инвестиций».

 

Формы промежуточного контроля

Очная форма обучения - экзамен.

Очно-заочная форма обучения –

Заочная форма обучения –

Методические указания к изучению дисциплины

Дисциплина «Экономическая география туризма» – одна из первых, к изучению которых приступают учащиеся, поэтому на первых порах они вынуждены опираться, главным образом, на знания, полученные в школе. Эти знания в целом дают необходимый базис для дальнейшего углубленного изучения дисциплины. В частности, студенты уже обладают знаниями (из курсов истории, географии, экономики и др.) об основных этапах и закономерностях формирования политической карты мира, строении географической оболочки, особенностях хозяйственного развития крупнейших стран и по ряду других проблем. Эти знания необходимо активизировать и углубить.

Вместе с тем, студенты должны освоить качественно новый уровень исследования общемировых и региональных проблем. Они должны научиться улавливать взаимосвязь и взаимообусловленность общественных и природных процессов, влияние ресурсного фактора на хозяйственное развитие, уметь оценивать воздействие всей совокупности факторов на темпы, пропорции и направленность регионального развития туризма.

Для становления профессиональных навыков необходимо умение анализировать эффективность внешних и внутренних социально-экономических связей туризма, их географию. Систему связей, формирующуюся в мировом туристском и рекреационном комплексе, необходимо анализировать наряду с другими внешнеэкономическими факторами – экспортом и импортом товаров и услуг, международными финансовыми отношениями, потоками инвестиций и т.д.

Весьма важным разделом является изучение влияния природных ресурсов и условий на формирование хозяйственной специализации, пространственной и отраслевой структур экономики отдельных стран и регионов с особым акцентом, конечно, на роль и развитие туризма. Необходимо обратить особое внимание на значимость данной проблематики для стран и регионов с ресурсоемким типом хозяйства.

В разделах, посвященных географии населения и расселению, демографическим процессам должны быть затронуты понятия и проблемы, связанные с динамикой населения (рождаемость, смертность, механическое движение и т.д.), его структурой (демографической, социальной, этнической, конфессиональной), а также влияние выявленных особенностей на развитие туристской отрасли. Подробно исследуется процесс урбанизации, его качественные и количественные характеристики. Выделяется роль городов как основных объектов международного и внутреннего туризма.

Квалифицированный экономист должен ориентироваться в основных районах производства и рынках сбыта ведущих отраслей экономики. Этот раздел в системе курса целесообразно рассмотреть на примере туризма. Отдельно анализируется уровень развития важнейших видов транспорта и их размещение.

Курс «Экономической географии туризма», помимо освоения общих закономерностей мирового развития, физико-географических, демографических, хозяйственных особенностей регионов мира, должен знакомить (на конкретных примерах) с моделями политико-административного деления, наиболее важной спецификой социально-политической жизни ключевых стран. В качестве обязательного «минимума» предусматривается сдача учащимися зачетов на знание политической, карты мира и политико-административного устройства России. Материалы для подготовки к указанным зачетам регулярно обновляются преподавателем.

В качестве основных целей учебного курса следует в первую очередь отметить необходимость овладения учащимися навыками географического (пространственного) мышления, сбора и анализа разнообразного литературного, картографического, справочного материала, в том числе в сети Интернет с фокусировкой на туристской проблематике.

Для самостоятельной подготовки можно рекомендовать следующие источники информации: 1) конспекты лекций и материалы практических занятий и лабораторных работ; 2) учебную литературу соответствующего профиля для ВУЗов; 3) картографические материалы – общегеографические и специальные карты и атласы; 4) справочную литературу – статистические и энциклопедические справочники; 5) специализированную туристскую страноведческую литературу, рекламные проспекты; 6) специализированную научную литературу – монографии, статьи в научных и научно-популярных журналах; 7) материалы сайтов Интернета, специализирующихся на освещении туризма и рекреации; 8) источники из средств массовой информации – газет, журналов, Интернета и др.

Из учебной литературы в первую очередь необходимо рекомендовать учебники и учебные пособия для экономических и географических специальностей ВУЗов, особенно тех, которые занимаются подготовкой специалистов в сфере туризма (здесь, в частности, можно отметить учебники, издаваемые МГУ). В связи с динамичностью экономических и политических процессов, быстрым «старением» цифрового и фактического материала рекомендуется пользоваться (за некоторым исключением) учебными пособиями издания не более чем 5-7-летней давности. Некоторые темы, касающиеся в частности физико-географических особенностей, природных ресурсов не требуют столь частого обновления материалов и учебных изданий. Необходимые темы, как правило, легко найти, используя оглавление, либо предметный указатель в конце пособия.

Содержание дисциплины «Экономическая география туризма» приведена в Приложении 1 данных методических указаний.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...