Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности советской бальной культуры 1920-1940-х годов.




ОСНОВНЫЕТЕНДЕНЦИИ

Данилова Наталия Юрьевна

Аспирантка

ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

Аннотация:В статье дается общая характеристика бальной культуры 20-40-х годов ХХ века, анализируются основные тенденции развития этого явления. Подробно рассматривается социальное значение бального танца в этот период, танцевальная программа и наиболее популярные в то время танцы. Анализируются особенности музыкального сопровождения танцев, проводимые мероприятия, а также система преподавания бального танца. Отдельное внимание уделяется изучению литературы по массовому танцу, а также нотам для танцев, изданным в 20-40-е года.

Ключевые слова:бал, бальная культура, бальный танец, массовый танец, танцевальный вечер, танцплощадка, дансинг, фокстрот, танго, вальс.

BALLROOM CULTURE IN THE USSR IN THE 1920-1940S:

MAJOR TRENDS

Danilova Nataliya Yuryevna

Abstract:The article gives a general description of the ballroom culture of the 20-40s of the twentieth century, and analyzes the main trends in the development of this phenomenon. The social significance of ballroom dancing in this period, the dance program and the most popular dances are considered in detail. The peculiarities of musical accompaniment of dances, dancing events, as well as the system of teaching ballroom dance are analyzed. Special attention is paid to the study of literature on mass dance, as well as dance sheet music, published in the 20-40s.

Keywords:ball, ballroom culture, ballroom dance, mass dance, dance party, dance pavilion, dance hall, foxtrot, tango, waltz.

Бальная культура в СССР 1920-1940-х годов: общая характеристика.

После прихода советской власти, все стороны общественной жизни России претерпели кардинальные изменения, в том числе и культура. Новые власти понимали важное идеологическое значение этой сферы общественной жизни. Одной из составляющих культурной сферы являлась бальная культура, которые, как и остальные направления культурной жизни страны, подверглась значительным изменениям. Послереволюционное время было сложным для всех сфер общественной жизни, в том числе для культуры, но, несмотря на сложности, потребность в массовом досуге оставалась, даже наоборот усиливалась – ведь надо было отвлечься от тяжестей и трудностей действительности.

Анализируя культурную жизнь всего XX столетия, интересно отметить, что оно уникально сочетанием различных этапов развития российской танцевальной культуры. Можно предложить разные варианты деления бальной культуры советского и постсоветского периода на исторические этапы. Интерес представляет вариант Самойленко Е.В., онп предложила разделить советскую и постсоветскую эпохи в зависимости от характера мероприятий, которые преобладали в танцевальной культуре общества, и от наполнения танцевальной программы:

1. После «эпохи балов», которая началась в России в XVII веке и продолжалась до 1917 года,следует так называемая «эпоха балешников» (1917-1920-е годы), в ее названии использовано распространившееся в 1920-х годах пренебрежительное наименование бала;

2. «эпоха танцплощадок» (1930 — 1950-е годы);

3. «эпоха дискотек» (1960-1980-егоды);

4. в 1990-х гг. берет свое начало и разворачивается вплоть до настоящего времени «клубная эпоха» танцевальной культуры. [1, с. 2-3]

В данной статье мы рассматриваем именно бальную культуру СССР, а не всю массовую танцевальную культуру советского периода, поэтому предлагается деление послереволюционной истории по другому принципу.За основу берутся важнейшие исторические вехи в истории страны, которые оказали значительное влияние на все сферы жизни общества, в том числе и на культуру. Каждый из этих периодов отличается относительной однородностью танцевальной программы и наличием определенных форм бальных мероприятий.В соответствии с этим принципом развитие советской бальной культуры можно разделить на следующие периоды:

Годы ХХ века: эпоха дореволюционных, западных и народных танцев.

Е- начало 80-х годов: эпоха отечественной бальной культуры

Середина 80-х гг. – настоящее время: возрождение дореволюционной бальной культуры, продолжение жизни отечественной бальной культуры

Особенности советской бальной культуры 1920-1940-х годов.

1) Социальное значение.

Развитие бального танца в 1920-1940-х годах в полной мере отражалосоциокультурные изменения, которые имели место в тот период.Постепенная демократизация высокой бальной культуры уже началась в конце XIX - начале XX века, бальным танцам обучались не только дворяне, но и купечество, представители крупного капитала, мещане, посещение балов и танцевальных вечеров стало частью досуговой жизни широких кругов общества. В переломное время - 1917-1918 годы, эта тенденция еще больше усилилась. Бальные танцы стали доступны всем. Появилась мода на посещение танцевальных вечеров или «танцулек», как их называли.Занятия танцами потеряли свой высокий статус. Раньше танцы и балы были важной часть социальной жизни высшего общества, а также средних слоев, интеллигенции и мещанства, на балах и вечерах искали женихов и невест, заводили полезные знакомства, отмечали важные праздники, присутствие на некоторых мероприятиях было просто необходимо светскому человеку для обретения места в обществе и успешной карьеры. Послереволюции «танцульки» стали лишь одной из форм времяпрепровождения, которое обеспечивало средним и низшим слоям общества чувство сопричастности ранее недоступным способам времяпрепровождения дворянства.

В связи с этим занятия танцами в 1920-1930-х годах встречало противостояние со стороны властей, так как расценивались как легкомысленное буржуазное развлечение. Также считалось, что танцплощадки являются прибежищем для шпионов и врагов, поскольку в них участвуют любители запрещенных западных танцев, которые одеваются по западной моде и привлекают комсомольцев к своему разгульному образу жизни.

Можно сформулировать социальные функции общественных танцев:

Постепенно происходит формирование идеологически допустимой танцевальной программы и норм поведения на танцплощадках и танцевальных вечерах.В связи с этим танцевальная культура стала преподноситься как вполне положительное явлениекультурной жизни советского общества. К тому же эта форма отдыха стала доступной, часто бесплатной, поэтому танцы становятся излюбленным способом проведения досуга наряду с другими занятиями (художественная самодеятельность, чтение, кино и т.д.). Получившая поддержку власти танцевальная практика позиционировалась при этом не как физическая и эмоциональная разрядка советского труженика после рабочего дня или недели, а как средство развивающего, гармонизирующего и повышающего качество жизни досуга на производстве и за его пределами.

Как и всегда, бальный танец выполнял в этот период коммуникативную функцию: во время вечеров происходили знакомства и общение представителей противоположных полов. Особенно востребован стал коммуникативный потенциал танцев после Гражданской и Великой Отечественной войны, во время которых страна понесла огромные людские потери, в первую очередь среди мужчин. Женщин стало гораздо больше, чем мужчин, в связи с этим очень актуальным стал вопрос знакомства молодежи и стимулирования прироста населения. Одним из способов знакомства становится практика приглашения на совместные танцевальные вечера рабочих мужских и женских предприятий, студентов «женских» (медицинских, педагогических и т.п.) и мужских (военных, инженерных) вузов и училищ.

Важно отметить, что, как и до революции, в 20-40-е годы ХХ века, участие в танцевальных вечерах являлось для молодых людей важным этапом приобщения к «взрослой» жизни, ведь посещение танцплощадки допускалось только по достижении определенного возраста. Старшеклассники также могли посещать танцевальные вечера, но только те, которые были организованы для их возрастной категории.

Исходя из вышесказанного, можно выделитьрекреационную, коммуникативную и идентификационную функции бытового танца в 20-40-е годы ХХ века. [1, с. 4-5]

2) Танцевальная программа 20-40-х годов.

При рассмотрении хореографической составляющей бальной культуры 20-40-х годов, которая составляет саму суть бальной культуры,можновыделить следующие тенденции:

- обращение к дореволюционному хореографическому наследию бальной культуры;

- борьба с западными танцами, вынужденное допущение танцевания некоторых западных танцев в специфическом «советском» варианте;

- пропаганда народного танца, а также «нового пролетарского танца» - маршей, различных шествий, массовых танцев и игр.

Теперь подробнее о каждой тенденции. 20-40-е годы можно охарактеризовать как переходный этап от канонической бальной (дворянской) к советской танцевальной культуре. В этот период советская танцевальная культура только формировалась,шел поиск новых форм, происходила переоценка старых форм массового танца.Причин обращения к дореволюционной бальной культуре несколько:

Во-первых, запросы наиболее прогрессивной части населения. В этот периоднаиболее активные и передовые слои общества составляли мещане, военные (солдаты и матросы), пролетарии. Приобщение к бальной культуре прошлого давало им ощущение причастности к тому, что ранее было недоступно, ощущение принадлежности к элите нового общества, это была одна из формсамоутверждения.

Во-вторых, с 1930-х гг. становится актуальной проблема формирования идеологически приемлемого советского танцевального канона, способного отвлечь от запрещенных «прозападных» танцев и заполнить их нишу.

В этот период советская культура пока была неспособна предложить народу уникальную альтернативу западной танцевальной программе, поэтому обращается к дворянским традициям прошлых веков. В связи с этим на танцевальных вечерах снова начинают исполнять считавшиеся в 20-х годах мещанскими и вреднымикрасивые благородные бальные танцыXIX - начала XX века: вальс, падекатр, мазурка, падеграс, полонез, полька, краковяк, кадриль и другие.

В-третьих, важными достоинствами дореволюционной бальной программы были ее относительная несложность для широкой аудитории, а также наличие ее непосредственных носителей – хореографов, преподавателей, просто опытных танцоров. Большей популярностью в этих условиях пользуются более простые танцы. К тому же танцевальную лексикуболее сложных танцев иногда упрощают в целях большей доступности для широкой аудитории. [1]

В Сборнике художественно-гимнастических композиций, коллективных танцев, пантомим и инсценировок, изданном в Ленинграде в 1925 году пишется: «Предстоят еще долгие искания и работы, пока мы сможем найти, утвердить и привить какой-нибудь массовый танец, удовлетворяющий всем требованиям физической культуры. Пока же мы должны пользоваться тем, что у нас имеется в быту от старого и, очистив от всего излишнего и вредного, приспособить его к служению настоящему» [2, с. 40]

В советскую Россию, несмотря на политическую ситуацию, после революции просочились западные танцевальные веяния. В Америке и Европе в этот период были популярны вальс, бостон, танго, фокстрот, ту-степ, чарльстон и прочие танцы. В связи с их появлением и растущей популярностью в нашей стране в 1920-х гг. разворачивается борьбагосударственных структур с идеологически «неугодными» и «враждебными» танцами. Выпускаются брошюры, печатаются статьи и сборники статей о борьбе с нэпмановской музыкой и танцами. [3]Имели место регулярные дискуссиив организациях, занимавшихся культурной работой, а также в комсомольских организациях на предмет того, что именно дозволено танцевать советскому человеку. В результате этих обсуждений формируются запреты популярных в период НЭПа танго, тустепа, чарльстона, а с начала 1930-х гг. — фокстрота и танцев свинговой группы. Причины запретов очевидны: во-первых, в силу буржуазного характера этой танцевальной программы, которая несет западные ценности и должна быть чужда советским людям; во-вторых, из-за нескромности и открытой сексуальности данных танцев.[1, с. 3]

В литературе 20-х годов утверждалось, что многое в хореографическом искусстве осталось в неприкосновенности ещес античных времен, но на протяжении столетий влияния моды, обычая и требований преимущественно господствующих классов оставили на нем свои следы, свои рубцы. Новые идеологи культуры считали, что танцы должны быть очищены от таких следов, что «Фокстроты», «медвежьи танцы», различные «беженки», «аэропланы» и прочие подобные танцы европейских кабаков, которые«завалили чистую и хорошую идею танцев слоем грязи» [2, с. 39]. В силу этого утверждалось, что «танцы должны быть пропущены через весьма строгий фильтр эстетического отбора»[2, с. 39].

Однако, в силу широкой популярности западных танцев, полностью искоренить их не удается, изредка они все-таки разрешаются к исполнению, но организациями культуры ищутся варианты ограничений этой программы. Формируется специфический «советский» вариант исполнения некоторых официально не рекомендованных западных танцев. Дело в том, что некоторые излишне откровенные па и поддержки танго, чарльстона и других танцев считались морально недопустимыми и их старались облагородить. Это привело к некоторому стилевому искажению исполнения данных танцев. [1, с. 3]

Итак, западные танцы резко критиковались идаже запрещались, дореволюционные танцы разрешались, но также не признавались идеальным вариантом для массового исполнения. Так что же предлагалось советскому человеку как лучший образец, какие танцы считались идеологически выдержанными и полезными? Была сделана установка на формирование пролетарской танцевальной культуры, к которой относили народный танец, марши, различные шествия, массовые танцы и игры. [2][4][5][6][7][8][9][10]

Анализируя литературу и воспоминания современников, можно выделить наиболее популярные и часто упоминаемые бальные танцы 20-40-х годов:

- Триаду любимых и широко распространенных танцев составили вальс, танго и фокстрот. Также из западных танцев пользовались популярностью румба, квик-степ,вальс-бостон (другие названия: бостон, английский вальс; современное название – медленный вальс) и ту-степ;

- Дореволюционные танцы: па-де-патинер, полька, краковяк, венгерка, па-де-катр;

- Из народных танцев чаще всего упоминаются различные русские танцы (русская, русский танец, русская плясовая, русская пляска, русский лирический танец), гопак и разнообразные хороводы. [4,5,28]

3) Музыкальное сопровождение танцев.

Анализируя музыкальную составляющую бальной культуры 20-40-х годов, можно выделить следующие тенденции:

Во-первых, виды музыкального сопровождения были разными. Исполнение музыки могло осуществляться с помощью граммофона, патефона или радиолы, использовались пластинки, а могло быть живым – танцевальную музыку исполнял духовой оркестр, вокально-инструментальный ансамбль, джаз-оркестр, гармонист и т.д. Это зависело от значимости и масштаба танцевального мероприятия, а также от места его проведения.

Во-вторых, сами музыкальные произведения, используемые для танцев, могли быть весьма разнообразными:

- дореволюционные нотные сборники и пластинки;

- советские нотные сборники и пластинки;

- доставались или брались по слуху модные западные ритмы танго, фокстрота, бостона и т.д.

В-третьих, музыкальное сопровождение танца, как и сам танцевальный репертуар, подвергалось жесткому контролю со стороны государства. В первую очередь это касалось иностранных мелодий.

В стране развернулось целое Движение против буржуазных и мещанских влияний в музыке. Шла борьба с нэпмановской музыкой и танцами,с легким жанром («цыганщина», жестокие романсы, фокстрот, лжереволюционная халтура и т.д.). Возглавила борьбу Всероссийская ассоциация пролетарских музыкантов. Популярные в Америке джаз-бенды стали появляться и в советской России. Леонид Утесов пропагандировал джаз, противопоставляя его музыке феодалов-классиков.[3, с. 5-9]

В-четвертых, эстрада и танец постоянно взаимодействовали и взаимновлияли друг на друга. В связи с этимимела место мода на отдельные мелодии при их удачном «приспособлении» к исполнению популярного танца.Иногда получалось наоборот:композиции писались специально под влиянием той или иной танцевальной тенденции. Например, всеобщая «твистомания» способствовала рождению знаменитых хитов «Черный кот» и «Последняя электричка». [1, с. 5]

4) Танцевальные мероприятия.

В послереволюционной России великосветские балы и танцевальные вечера ушли в прошлое, но желание танцевать, отдыхать на танцевальных мероприятиях никуда не делось, новые танцевальные вечера были очень популярны. Вечера, вечеринки, танцплощадки, как и занятия танцами,стали доступней, требовали меньше подготовки, чем раньше. Не было необходимости в дорогих нарядах, достаточно было просто нарядной или даже повседневной одежды.

Анализируя литературу 20-40-х годов, посвященную массовым танцам, а также воспоминания людей о том времени, можно выделить несколько видов массовых танцевальных мероприятий, имевших место в те годы:

1. Танцевальные вечера или вечеринки.

2. Танцы как дополнение к другому культурному мероприятию.

Нередко танцы проводились в связке с концертом или киносеансом, являясь важным дополнением к основной программе, выполняя функцию привлеченияпосетителей к посещению основной части мероприятия.

3. Балы и балы-маскарады. Воспоминания о них встречаются в литературе 20-х и 30-х годов. Конечно, это уже были не те дореволюционные балы с их пышностью, пафосностью, элитарностью, но все-таки они отличались от рядовых танцевальных вечеров большей торжественностью, наличием тематики, важного повода.Проводились и в помещениях, и на открытых площадках.[10, с. 70,80-81,84-85][11]

4. Деревенские танцы.[10, с. 84]

5. Танцевальные сеансы в парках. Такие сеансы чаще всего были платными, нередко сопровождалисьигрой духового оркестра.[11, с. 26]

Танцевальные мероприятия были как платными, так и бесплатными, стоили недорого. Танцы проходили под сопровождение духовых оркестров, иногда военных духовых оркестров, джазовых оркестров, гармонистов или под граммофон, патефон, радиолу.

Интересно отметить, что танцевальные мероприятия проводили не только для молодежи и взрослых, но и для школьников. В Путеводителе по Центральному парку культуры и отдыха им. А.М. Горького 1931 года сказано, что в детском городке «Накануне общих выходных дней и в выходные дни по заявкам ребят устраиваются вечера танцев под оркестр (для старших школьников)».[11, с. 46]

Места проведения также были разными:

- в теплое время года – открытые и крытые танцплощадки, веранды парков, скверов.

- в остальное время – клубы, дворцы культуры, институты, школы, государственные учреждения и т.д.

5) Курсы бального танца и танцевальные конкурсы.

Если в 20-е гг. процесс обучения танцам шел стихийно, еще не сформировалась четкая позиция государства в этой области культуры, то к 30-м годам уже появилось устойчивое мнение, что данную сферу надо контролировать и регулировать. Также появилось понимание, что в этом процессе важную роль играет как обучение обычных танцоров, так и преподавателей массового бального танца.

Если сравнивать Европу, Америку и СССР в 20-40-е годы, то ситуации очень различались. В Европе и Америке было множество школ и частных преподавателей бального танца, регулярно проводились открытые чемпионаты разных стран (прежде всего - Великобритании в Блэкпуле), а также официальные соревнования – чемпионаты Европы и мира. В СССР в 20-е годы бальные танцы были все еще уделом энтузиастов, а вот в начале 1930-х годов в Москве появились курсы, готовившие преподавателей бальных и западных танцев (говоря современным языком - европейских и латиноамериканских). За два года ежедневных занятий учащиеся получали весьма основательную подготовку и становились хорошими специалистами. Первые курсы открылись в "Метрополе". Среди их выпускников - Александр Азаров, Зинаида Бархатова, Зинаида Резникова и Александр Дегтяренко, сыгравший позднее огромную роль в развитии бальных танцев в нашей стране. В 1935 году такие же курсы открылись в ЦПКиО имени Горького (ими руководил декан ГИТИСа А.В. Шатин). Их окончили Сергей Жуков, Регина Школьникова, Василий Жуков, каждый из которых оставил след в мире бального танца страны. Многие молодые педагоги стали затем учителями танцев в общеобразовательных школах, детских Домах культуры и ДК при московских предприятиях, в школах танцев при московских парках.[12, с. 27]

Рассматривая организованное обучение танцам массовой аудитории в послереволюционной России, можно отметить, что танцевальные классы проходили в совершенно разных местах: на закрытых и открытых площадках, в учреждениях культуры, школах, вузах и т.д. В некоторых изданиях 30-х годов указываются места и время проведения занятий, подробно описывается программа танцев и т.д. В первую очередь можно рассмотреть Путеводитель по Центральному парку культуры и отдыха им. А.М. Горького, выпущенный в 1931 году в Москве. В путеводителе указывается, что в парке есть «Новая веранда танца» и «учебная площадка танцев». Также в данной брошюреесть раздел «Общие танцевальные сеансы», где описывается ежедневная программа двух танцевальных площадок. На одной каждый день идут две часовые программы танцев, в репертуаре избранные массовые, бальные и народные танцы, играет военный духовой оркестр. На второй площадке с 19 до 21 часов проходил платный массовый учебный сеанс (типа школы одного урока) по изучению бальных танцев, а потом, с 21 до 24 часов, проводились три танцевальные программы по 45 минут с 15-минутными перерывами в сопровождении джаза и военного оркестра.Указано, что в программе сеанса общие бальные танцы, показы, инструктаж неуверенно танцующих, выступления исполнителей сценических танцев. Также важно отметить, что здесь же указывается, что периодически проводятся балы и балы-маскарады. Трехчасовая программа танцев была также платной.[11, с. 26-27]

В 30-х годах также стали проводиться конкурсы по бальному танцу. В том же Путеводителе дается информация о том, что «в течение лета 1937 года (май, июнь) в парке на всех танцевальных площадках проводятся отборочные местные соревнования по исполнению различных видов танца; затем (июль) полуфинальные соревнования и, наконец, финал с присуждением звания лучших танцоров парка в сезоне 1937 года»[11, с. 27], также сообщается, что «Запись на участие в соревнованиях на всех танцевальных площадках парка – у руководителей площадок»[11, с. 27] На Курсах парного танца, организованных в Парке, проводилась подготовка к этим конкурсам, а также просто обучение всех желающих.Посетители, желающие изучить несколько танцев, могут записаться в специальные цикловые группы, занимающиеся по специальному расписанию в помещении звукового кинотеатра парка (выходное фойе). На курсах парного танца имелись следующие группы:

По новому танцу:

I-й цикл - венгерка, па-де-патинер, па-де-катр и элемент вальса.

II-й цикл – па-де-труа, краковяк, миньон, вальс.

III–й цикл – фигурный вальс, мазурка, фигурная полька.

По западному танцу:

I-й цикл – фокстрот.II-й цикл – танго, бостон, румба.

Каждый из циклов был рассчитан на 10 академических часов. Для практики учащихся, окончивших курсы, устраивались практикумы в помещении кинотеатра по особому расписанию, объявленному в группах.[11, с. 27]

Интересна для рассмотрения Памятка по современному танцу для учащихся тансинга на Кавказских минеральных водах, изданная в Кисловодске в 1937 году. Исходя из описания учебной программы дансинга, там обучали и отечественным, и западным танцам, однако подчеркивалось, что «в цикле западных танцев Кисловодский дансинг устранил все элементы движения органически чуждые нашему танцу и создающие упадочнический «кабаретный» стиль в танце (например: покачивание бедрами, резкие противодвижения, вертикальные качания плеч, перегибы и изломы корпуса и т.д.)» [13, с. 5]

6) Литература по танцам, ноты для танцев.

Несмотря на многочисленные сложности в культурной сфере общественной жизни послереволюционной России, в том числе элементарного отсутствия денег, все равно продолжала издаваться методическая литература по бальным танцам, а также ноты танцевальных произведений. Во-первых, это было связано с тем, что потребность танцевать и учиться танцевать была велика, особенно среди молодежи, а методической литературы не хватало, а во-вторых, в связи с частичным изменением рекомендуемой танцевальной программы,новая власть хотела внедрить новые идеологически правильные танцы, а для этого нужны были новые авторитетные учебники, учебные пособия, методички, нотные сборники, программы и т.д.Опубликованную в 1920-1940-е годы литературу, касающуюся массового бального танца, можно разделить на несколько групп:

1. Идеологическая, агитационная литература, имеющая целью создание определенного настроя в обществе, критиковавшая западную культуру (музыку, танцы, манеры), а также дореволюционную бальную культуру.[3]

2. Методические материалы по бальному танцу с общимирекомендациями, обязательно с описанием схем танцев, иногда с нотами в приложении. Часть из этих изданий содержало методические рекомендации по сценическому самодеятельному танцу, подготовке гимнастических композиций, пантомим и инсценировок.[4][14][15][13][16][6][8][2][9]

3. Методические материалы, содержащие описание схемы одного танца и ноты для его исполнения.Например, это Серия «Парные танцы», вышедшая в 1939 году в Москве, которая содержала описания многих популярных бальных танцев.[17][18][19][20][21][22][23][24][25][26][27][28][29][30][31]

4. Сборники нот для танцев без схем самих танцев. Здесь можно отметить 2 серии «Танцы для фортепиано», выпущенные в Москве в 1927 и 1930 году[32][33], а также другие издания.[34][35]

5. Путеводители по паркам.[11]

В заключении можно сделать следующие выводы:

- Несмотря на сложности послереволюционной жизни, кардинальное изменение идеологии и, как следствие, политики в области культуры, бальная культура в России выжила, интерес к массовому танцу сохранился. Однако общественное значение массового бального танца изменилось, он стал общедоступным, выполняя при этом важные социальные функции - рекреационную, коммуникативную и идентификационную.

- На процесс формирования танцевальной программы 1920-1940-х влияли совершенно разные, иногда даже противоречивые тенденции: обращение к дореволюционному хореографическому наследию бальной культуры; борьба с западными танцами и вынужденное допущение танцевания некоторых западных танцев в специфическом «советском» варианте; пропаганда народного танца, а также «нового пролетарского танца» - маршей, различных шествий, массовых танцев и игр. При этом самыми популярными танцами в этот период оставались вальс, танго и фокстрот.

- В музыкальном сопровождении танцев наметились следующие тенденции: активное использование музыкальной аппаратуры (граммофона, патефона или радиолы), популярность духовых и джаз оркестров, жесткий контроль музыкального репертуара со стороны государства. В стране развернулось целое Движение против буржуазных и мещанских влияний в музыке.

- Проводились многочисленные танцевальные мероприятия: в первую очередь вечера, вечеринки, танцплощадки, реже – балы и балы-маскарады.

- Важно отметить также массовое организованное обучение бальному танцу на специальных курсах, а также издание многочисленной методической литературы по танцам и нот для танцев.

Список литературы

x

1. Самойленко Е.В. Бытовой танец в контексте социокультурных изменений в России // Педагогическое образование в России, № 1, 2012.
2. Сборник художественно-гимнастических композиций, коллективных танцев, пантомим и инсценировок. Ленинград: Издательство книжного сектора ЛГОНО, 1925.
3. Довести до конца борьбу с нэпманской музыкой. Второй сборник статей. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1931.
4. Александрова Н., Румер М., Конорова Е. Ритмические игры и пляски. Подробное описание с приложением музыкальных сопровождений. Для проведения с молодёжью в клубах, кружках и на экскурсиях. Москва: Музыкальный сектор, 1929.
5. Яковлев Н.Н. Краковяк. Танцы для фортепиано. Серия II. Москва: Музыкальный сектор, 1930.
6. Лунц В.Н., Терновская Н., Устинова Т. Массовые игры и танцы. Москва: Профиздат, 1933.
7. Кочетов В. Сборник танцев для фортепиано. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1935.
8. Массовые и бальные танцы. Москва: Научно-методический центр Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького, 1936.
9. Чернецкая И.С. Основные элементы искусства танца. Москва: Музкомбинат, 1937.
10. Антонова С.И. Воспоминания советского человека. Москва: Весь Мир, 2014.
11. Путеводитель по Центральному парку культуры и отдыха им. А.М. Горького. Составил П.А. Португалов, под редакцией Ю.Б. Гольдберга. Москва. 1931.
12. Акуленок С.В. Кто есть кто? Многотомное издание, выпуск 5, том 2. Москва: Международный объединенный биографический центр, 2003.
13. Крылов В.Н., Беляев Г.И. Памятка по современному танцу для учащихся дансинга на Кавказских минеральных водах с рисунками и диаграммами. Кисловодск: Госфилармония на Кавказских минеральных водах, 1937.
14. Бабаджан Т. Игры и пляски преддошкольников. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1935.
15. Зацепина. Материал фигурных танцев физкультурника. Алапаевск: Районный совет физической культуры, 1933.
16. Крылов В.Н., Беляев Г.И., Тропин Г. Памятка по современному танцу. Ростов н/Д. 1938.
17. Вальс. Серия «Парные танцы». Москва, Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1939.
18. Венгерка. Серия «Парные танцы».. Москва, Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1939.
19. Во саду ли, в огороде. Серия «Парные танцы». Москва, Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1939.
20. Камаринская. Серия «Парные танцы».. Москва, Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1939.
21. Конькобежцы. Серия «Парные танцы». Москва, Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1939.
22. Краковяк. Серия «Парные танцы». Москва, Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1939.
23. Массовый гопак. Серия «Парные танцы». Москва, Ленинград. 1939.
24. От села до села. Серия «Парные танцы».. Москва, Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1939.
25. Па де-грас. Серия «Парные танцы». Москва, Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1939.
26. Па де-катр. Серия «Парные танцы». Москва, Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1939.
27. Па д'Эспань. Серия «Парные танцы».. Москва, Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1939.
28. Пойду ль я, выйду ль я. Серия «Парные танцы». Москва, Ленинград: Па д'Эспань. Серия «Парные танцы». , 1939.
29. Полька. Серия «Парные танцы». Москва, Ленинград: Пойду ль я, выйду ль я. Серия «Парные танцы»., 1939.
30. Тарантелла. Серия «Парные танцы».. Москва, Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1939.
31. Чардаш. Серия «Парные танцы». Москва, Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1939.
32. Сторони И. Оригинальный бразильский танго. Amapa. Le vrai tango brésilien. Москва: Государственное издательство «Музыкальный сектор», 1927.
33. Яковлев Н.Н. Краковяк. Танцы для фортепиано. Серия II. Москва: Музыкальный сектор, 1930.
34. Кочетов В. Сборник танцев для фортепиано. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1935.
35. Трахимович В. Tango poetique. Краснодар: Папассо И.М., 1920.

x

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...