Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мировая практика налогового учета и отчетности




       Э.С. Хендриксен и М.Ф. Ван Бреда, определяя налоговый учет, предпочитают оценивать его с позиции противопоставления учету финансовому: "...конечные цели налогового учета существенно отличаются от целей финансовой отчетности...". Отдавая должную роль "налоговому регламенту" в части его влияния на учетную практику, они все же отмечают, что законы о налогах "послужили сдерживающим фактором в развитии передовой учетной мысли". Подойдя довольно близко к объяснению причин возникновения налогового учета, американские исследователи так и не раскрыли принципиального его отличия от финансового и управленческого учетов. По мнению А.В. Авдеева, причина кроется в исторических традициях американской бухгалтерии, согласно которым налоговые органы в силу своих специфических требований концептуальных подходов к определению того или иного учетного показателя на протяжении достаточно длительного времени полностью выведены из состава основных пользователей учетной и отчетной информации. Таким образом, учет для целей налогообложения существует, однако по общепринятым правилам рассматривается вне рамок традиционной бухгалтерии .

       Французский экономист Ж. Ришар определяет налоговый (фискальный) учет как "специальный вид бухгалтерии", необходимый для определения налоговой базы. Причем в отличие от своих американских коллег Ж. Ришар достаточно глубоко рассматривает не только теоретические аспекты проблемы, но и практику разрешения противоречий фискальных и финансовых интересов, не исключая возможности их согласованного существования в рамках единой бухгалтерии. Это связано с тем, что французский учет достаточно длительное время испытывал на себе влияние "агрессивной налоговой политики" как на институциональном уровне, так и на уровне "учетной техники", в значительной мере подчинив ее целям налогообложения. Наличие различных подходов к оценке содержательной роли фискального аспекта и его влияния на концепцию бухгалтерского учета позволяет условно обозначить разграничительную линию между национальными учетными системами. Сравнительные исследования учетных систем различных стран, проведенные как отечественными, так и зарубежными учеными (А.С. Бакаев, А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин, Е.В. Демешева, Л.И. Куликова, И.Н. Ложников, С.А. Николаева, В.В. Патров, Я.В. Соколов, Л.З. Шнейдман, Э.С. Хендриксен, М.Ф. Ван Бреда, Дж. Фостер, Р. Энтони, Ж. Ришар и др.), показывают, что традиционно в финансовой науке выделяются две модели сосуществования систем бухгалтерского учета и налогообложения: континентальная и англо-американская.

       Особенности континентальной модели: - страны, применяющие модель: Германия, Швеция, Бельгия, Испания, Италия, Швейцария, Япония; - основополагающий принцип: сумма бухгалтерской прибыли должна быть равна налогооблагаемой прибыли; - бухгалтерский и налоговый учеты фактически совпадают; - ориентация системы финансового учета: удовлетворение фискальных потребностей государства; - регулирование методологии учета осуществляется на государственном уровне.

       Особенности англо-американской модели: - страны, применяющие модель: США, Великобритания, Австрия, Канада, Нидерланды; - основополагающий принцип: сумма бухгалтерской прибыли принципиально отличается от налогооблагаемой величины; - параллельное ведение финансового и налогового учетов; - ориентация финансовой отчетности: интересы широкого круга инвесторов; - учетные правила или стандарты учета разрабатываются профессиональными организациями бухгалтеров.

       Причинами различий данных учетных систем являются как социально-экономические, так и политические и даже географические факторы. Использование той или иной модели предопределено историей становления учетной системы и современной налоговой средой каждой страны. Так, в ряде стран, например в Великобритании и США, финансовая информация отвечает информационным потребностям инвесторов и кредиторов, а первостепенными критериями качества отчетных данных выступают их полезность при принятии решений, достоверность и беспристрастность. В некоторых других странах, например в странах Южной Америки, финансовый учет разрабатывается в основном для обеспечения гарантии того, что государство получит надлежащую сумму налога на прибыль. В то же время во Франции финансовый учет ориентирован на задачи макроэкономической политики, например на достижение определенного уровня развития национальной экономики. В тех странах, где большинство компаний представляют собой небольшие семейные фирмы, необходимость сильной бухгалтерской профессии и детализированных сопоставимых публикуемых отчетов не так велика. Там, где большая часть акций открытых акционерных обществ принадлежит банкам или контролируется ими, например, в Германии, необходимость в "достоверной и добросовестной" сопоставимой информации для частных акционеров не столь остра. С другой стороны, если в стране много компаний открытого типа, акции которых распространены широко, становится полезной и необходимой публикация бухгалтерской отчетности, подобно отчетности американских и английских фирм, составляемой и аудируемой прежде всего для акционеров

Таким образом, можно сказать, что сравнительный анализ систем и методов бухгалтерского учета в различных странах позволит определить типовые модели его развития. Это имеет большое значение для лучшего понимания возможностей их изменения под воздействием факторов окружающей среды, для предвидения проблем, с которыми может столкнуться страна, а также для выбора допустимого решения на основе опыта стран с подобными моделями развития бухгалтерского учета. В Великобритании налоговые правила и правила формирования финансовой отчетности являются полностью отделенными друг от друга и устанавливаются различными органами в зависимости от целей - финансовой отчетности или налогообложения. Отличительной чертой системы налогообложения налогом на прибыль в Великобритании является недопустимость расходов в виде амортизации. Однако это не означает, что данные расходы не принимаются вообще, они допустимы в виде льгот на капиталовложения. Такие правила предопределяют невозможность использования данных бухгалтерского учета, поскольку амортизация является капитализируемым расходом и входит в себестоимость продукции по правилам бухгалтерского учета. Тем не менее, в Великобритании, как и во многих других странах, отражаемая в финансовой отчетности прибыль является отправной точкой для исчисления налогооблагаемого дохода, и расчет ряда налоговых показателей построен на бухгалтерских правилах. Американская модель организации налогового учета и соотношение его с финансовым учетом в данной модели являются лучшей иллюстрацией сложившихся на сегодняшний день стандартов в этой области. В США, как и в Великобритании, наблюдается высокая степень независимости между бухгалтерским и налоговым учетами. Налоговая отчетность рассматривается как совершенно самостоятельный источник информации, не относящийся к финансовой отчетности. Кандидат экономических наук На практике американские предприятия вынуждены вести два вида налогового учета: по общей схеме налогообложения и по альтернативному минимальному налогу, для которого расходы принимаются к зачету по совершенно иной схеме, отличной от общепринятой схемы для корпораций. Суть данного налогового механизма состоит в том, что корпорации, имеющие право на налоговые льготы в таком объеме, который позволяет вывести из-под налогообложения всю или почти всю прибыль, облагаются минимальным налогом на корпоративный доход, превышающий 40 тыс. долл. США, по ставке 20%

       В действующем в США Кодексе о внутренних доходах (IRC) отсутствует общее требование о соответствии налогооблагаемой прибыли той прибыли, которая отражается в финансовом отчете о прибылях и убытках. В то же время существует связь между налоговым законодательством и правилами учета, содержащимися в разд. 446 (a) Кодекса внутренних доходов, в котором говорится, что налогооблагаемый доход должен исчисляться с использованием метода учета, на основе которого налогоплательщик регулярно исчисляет свой доход при ведении бухгалтерских книг. При изучении системы налоговых требований Великобритании и США мы видим, что осуществление такого учета сопряжено с большим объемом обрабатываемой информации и трудоемкостью. Однако при этом обеспечивается четкая и прозрачная взаимосвязь между данными налогового и финансового учетов, а влияние налоговых правил на бухгалтерские происходит только через процесс принятий решений в процессе налогового менеджмента на уровне учетной политики предприятия. В отличие от систем учета Великобритании и США в Италии наблюдается очень сильное влияние на бухгалтерский учет налогового законодательства. Системой своих актов оно охватывает гораздо больший круг проблем бухгалтерской практики, нежели профессиональные стандарты. Поэтому итальянские бухгалтеры (как и наши) в своей работе ориентируются прежде всего на налоговое законодательство. Особую роль играет соблюдение законодательных требований при формировании отчета о финансовых результатах, поскольку именно по его данным определяются налоги, взимаемые с итальянских компаний. Бухгалтерский учет в Италии отличается весьма характерными, хотя и противоречивыми особенностями, к которым можно отнести прежде всего его консервативный характер и тесную связь с налоговым законодательством. Причины этого кроются в особенностях бизнес-среды, в которой преобладают малые и средние фирмы. Открытых акционерных обществ в Италии мало. Большое количество компаний закрыто для потенциальных внешних инвесторов, а тем более - для передачи контроля за их деятельностью. Именно поэтому биржи и биржевые индикаторы не играют в Италии такой большой роли, как в других странах. Это приводит к тому, что спрос на внутренний аудит и детальную бухгалтерскую информацию в целом весьма ограничен. Он исходит лишь от налоговых органов и банков. Однако для банков, что особенно важно подчеркнуть, бухгалтерская отчетность не является серьезным фактором при принятии решений о кредитовании. Таким образом, главными пользователями отчетных данных до сих пор остаются фискальные органы, что влияет на систему построения учета и приоритеты, выработанные в рамках методологии

Юридическая сущность французской бухгалтерской системы базируется на торговом и налоговом законодательстве. Во французском налоговом кодексе термин "налогооблагаемая прибыль" самым тесным образом увязан с законодательством о бухгалтерском учете. Фактически ст. 39 кодекса определяет объект налога на прибыль в виде чистой прибыли налогоплательщика. Однако это совсем не означает, что прибыль, отраженная на счетах французского бухгалтерского баланса, является финансовой прибылью в понимании российского бухгалтерского учета. Во Франции государство оказывает сильное влияние на бухгалтерский учет путем наложения требования отражать на счетах бухгалтерского учета все расходы для целей налогообложения. Процедура расчета налогооблагаемой прибыли на основе данных бухгалтерского учета строго регламентирована и предусматривает составление таблиц корректировок установленной формы. Таким образом, на счетах французского бухгалтерского учета отражается финансовая прибыль, скорректированная по правилам налогового законодательства. Для расчета налогооблагаемой прибыли берутся отдельно прибыли и убытки по счету прибылей и убытков бухгалтерского учета и корректируются в соответствии с требованиями налогового законодательства, затем производится сальдирование скорректированных прибылей и убытков непосредственно в самой декларации и с учетом переносимых убытков определяется прибыль, облагаемая налогом. Все вычеты, требуемые для целей налогообложения, должны быть обязательно показаны на счетах бухгалтерского учета, что требует ведения налогового учета в виде таблицы корректировок бухгалтерской прибыли установленной формы

Из всех крупных зарубежных стран Германия является примером наиболее заметного влияния налогообложения на ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности. Значительная часть немецких компаний не делает специальных налоговых уточнений, подготавливая так называемый единый баланс (Einheitbilanz) как для финансовой, так и для налоговой отчетности. В Германии существует совершенно неизвестный в англо-американской системе принцип обязательственности (massgeblichkeitsprinzip), согласно которому счета Главной книги являются непосредственной основой для исчисления налогов. Хотя существуют два типа счетов (коммерческие и налоговые), отдельного налогового учета в том понимании, в котором он существует в других западных странах, нет, и выбор того или иного метода учета имеет прямые налоговые последствия. Большинство налоговых льгот могут быть использованы, только если они нашли отражение в счетах коммерческого учета. Тесным взаимовлиянием налогового и коммерческого учетов отчасти можно объяснить характерный для немецкого учета консерватизм, в частности стремление отражать активы по наименьшему, а кредиторскую задолженность - по наибольшему из возможных показателей. Фактическим результатом применения налоговых правил в бухгалтерском учете Германии является то, что индивидуальная финансовая отчетность немецких компаний базируется скорее на налоговых правилах, поэтому кажется сомнительным признание ее достоверности с точки зрения классических внешних пользователей. До последнего времени немецкий бухгалтерский учет нес в себе даже больше налоговых черт, чем российский бухгалтерский учет. Таким образом, для рассмотренных стран континентальной Европы характерно видение налогового учета как совокупности определенных правил, направленных на трансформацию бухгалтерского учета, на "перетолковывание" фактов хозяйственной жизни, являющихся объектами бухгалтерского учета. Говоря о концепции континентальной системы, справедливым будет отметить высокую опасность доминирования налогового учета над бухгалтерским. Основным достоинством этой концепции следует признать ее логичность и простоту. Она опирается на единственный основательный и авторитетный источник - закон. Бухгалтер ведет текущий учет, исчисляет финансовые результаты, учетную прибыль, которая является налоговой базой, и отражает обязательства перед бюджетом. Для бухгалтера учет - это единая органически целостная система, которую нельзя разделить на части. Финансовая отчетность, согласно этой концепции, отражает прежде всего интересы государства, а интересы других участников хозяйственных процессов оказываются второстепенными. Правила и процедуры бухгалтерского учета подробно регламентируются действующим законодательством. Государство заинтересовано в регулировании бухгалтерского учета, поскольку учетная прибыль является налоговой базой, а правила ее определения устанавливаются законом. Следует отметить, что внедрение МСФО в странах континентальной Европы в последние десятилетия существенным образом сблизило континентальную учетную систему с англо-американской. Выбор был сделан в пользу полного отделения налогового учета от бухгалтерского. Данные стандарты требуют от составителей отчетности представления информации в совершенно независимой от налоговых правил форме. Поэтому организации, претендующие на соответствие своей отчетности МСФО, вынуждены отказаться от подстраивания бухгалтерского учета под налоговые требования, а налоговый учет полностью обособить.

Налоговый учет в США

Налоговая система США исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития. С организационной точки зрения данная система налогообложения является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов и других государственных территориальных образований).

С точки зрения использования экономического (стимулирующего) потенциала системы инвестиционный потенциал налоговой системы США реализуется через следующие главные элементы:

применение норм ускоренной амортизации основных фондов предприятий, позволяющих увеличивать долю издержек и соответственно снижать долю прибыли в цене продукции и услуг, что представляет собой форму льготы в части налога на прибыль, а также способ стимулирования инвестиций в развитие хозяйствующих субъектов;

масштабные льготы, касающиеся инвестиций в научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы вплоть до полного освобождения соответствующих затрат и результатов от большинства видов налогообложения;

специальные налоговые скидки за использование альтернативных видов энергии в производственно-хозяйственной деятельности субъектов экономики, которые могут составлять до 50% стоимости соответствующих видов оборудования, исключаемых из налогооблагаемой базы.

Несмотря на законодательно установленные широкие права территорий, региональный потенциал в налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между регионами (штатами) централизованно с объективными негативными последствиями.

Однако в последнее время сформировалась ощутимая тенденция увеличения собственных налоговых доходов штатов, например, в таких сферах, как социальное обеспечение, здравоохранение, охрана общественного порядка (содержание полиции), обеспечивающих около 90% расходов. Тем не менее, главным источником формирования доходов региональных бюджетов (более 70%) остаются субсидии федерального бюджета.

Реализацию отраслевого потенциала рассматриваемой налоговой системы (в силу отмеченной принципиальной особенности экономики США) также нельзя признать существенной. Она ограничена различными нормами ускоренной амортизации для конкретных отраслей, а также достаточно редкими (и представляющими собой фактически исключение из общего правила) налоговыми скидками, например, предоставляемыми добывающим отраслям в порядке компенсации за истощение недр.

Конкурентный потенциал системы налогообложения США задействован в весьма значительной степени через два основных инструмента:

прогрессивное налогообложение доходов корпораций, которое предполагает увеличение ставок налога на прибыль при росте налогооблагаемой базы;

использование налогов на сверхприбыль, то есть специальных ставок налога (которые могут достигать 90%) в случае, если прибыль хозяйствующего субъекта значительно выше среднеотраслевой.

Практическая реализация фискальной функции в налоговой системе США характеризуется в первую очередь тем, что в ее основе лежит налогообложение физических лиц (населения). При этом основными видами налогов являются:

подоходный налог, за счет которого формируется более 40% доходов федерального бюджета и примерно такая же для налоговых доходов штатов;

отчисления в фонды социального страхования, которые в равных долях делают наниматель (юридическое лицо-субъект хозяйствования) и рабочие (этот платеж населения составляет более 15 % доходов федерального бюджета).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 395.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...