Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация экономических благ.




Микроэкономика. Экзаменационные вопросы.

 

Вопрос 1. Экономическая теория – одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории – реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена.

Экономическая теория – это наука, изучающая отношения людей, возникающие в процессе удовлетворения потребностей с помощью определенных ресурсов.

Методы экономической теории:

1.метод научной абстракции отличие исследуемого предмета от частного, случайного и выделение сущного, постоянного, типичного

2. Метод анализа и синтеза: анализ - изучение объекта по частям; синтез – изучение объекта в целом

3. индкуция и дедукция; индкуция – выведение общих положений из частных фактов; дедукция – выведение частных суждений из общих положений

4. экономическое моделирование – упрощенное формализованное описание экономической реальности, с помощью символов и алгоритмов

5. эксперементирование

6. функциональный анализ – рассмотрение одних экономический явлений и процессов, как независимых от других, как зависимых производных

Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются:

- цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;

состояние отдельных рынков;

- распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов.

 В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

- что производить и в каком объеме;

- каким образом производить избранные виды благ;

- кто получает то, что произведено;

- какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

Микроэкономика - представляет собой хорошо разработанный научный и учебный предмет, который является стандартной частью экономического образования в любой стране.

Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).

2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Рыночное равновесие и структура рынка.

4. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

5. Асимметрия информации — как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.

6. Внешние эффекты (экстерналии) — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

7. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.

Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономической теории следующие:

1.Предельный анализ, или маржинализм, суть которого состоит в том, что экономические явления анализируются не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и в постоянно изменяющемся виде.

2.Функциональный анализ, предполагающий следующую последовательность исследования: вначале выявляется типичное качество явления, затем устанавливаются факторы, влияющие на это качество. И наконец, определяется способ взаимосвязи факторов с ранее установленным качеством — функция.

Считается, что величина является переменной, если она меняет свое значение под влиянием тех или иных факторов. Например, «y является функцией x» записывается таким образом: y = f(x), где y — функция x, а х — аргумент функции.

3.Равновесный подход означает, что микроэкономика изучает состояние в ней относительной стабильности, т. е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при незначительном изменении внешних условий экономическое положение изменяется существенно, такое равновесие называется неустойчивым. Если же при внешних изменениях в самой системе имеются силы, которые возобновляют в системе прежнее положение, такое равновесие называется устойчивым.

4.Метод верифицируемости (проверяемости) теории, согласно которому теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, теорию либо улучшают, либо отвергают и создают новую. Позитивисты считают — нужно объяснять, что и как происходит в экономике, однако давать субъективные оценки не следует.

 

Вопрос 2. Благо – это средство для удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг. Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер.

Классификация экономических благ.

1. Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться

2. Недолговременные блага – полностью потребляемые блага

3. Прямые и косвенные блага

4. Взаимозаменяемые (субституты) блага

5. Взаимодополняемые (комплементарные) блага

6. Общественные и частные блага

7. Материальные и нематериальные блага

8. Экономические и неэкономические блага

Долговременные и недолговременные (краткосрочные) блага. Данное разделение зависит от срока использования блага. Есть блага, которые служат нам долго, и для своих нужд мы можем использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго. Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем чаще. Итак, долговременные блага предполагают многоразовое использование, а недолговременные исчезают после (или в процессе) разового использования (потребления).

Прямые и косвенные (настоящие и будущие) блага. Блага бывают прямые и косвенные. Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Взаимодополняемые (комплементарные) блага. Взаимодополняемыми называются блага, спрос на которые настолько взаимосвязан, что увеличение цены одного товара или услуги приводит к падению спроса на другой товар. Два блага являются комплементарными, или дополняющими друг друга в потреблении, если увеличение цены одного из них смещает кривую спроса на другие влево. Перекрестная эластичность спроса по цене таких благ отрицательна. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ – комплементов соответствует вполне определенное количество другого. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества.

Взаимозаменяемые блага.Взаимозаменяемыми благами (субститутами) называются такие товары или услуги, которые рассматриваются потребителями как экономически заменяющие друг друга. К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта. Мерой взаимозаменяемости двух благ служит перекрестная эластичность спроса на них. Блага с высокой степенью замещения характеризуются высокой перекрестной эластичностью спроса, а продукты со слабой взаимозаменяемостью имеют низкую перекрестную эластичность спроса. Взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично.

Общественные и частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим.

Крупномасштабным примером общественных благ могут выступать товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» - навигационные знаки (такие, скажем, как бакены или маяки). Эти блага называют общественными в силу двух отличительных характеристик. Во-первых, потребитель общественных товаров, как правило, сам не платит за них, а значит, предельные издержки из потребления – нулевые. Во-вторых, отсутствует практическая возможность ограничить число потребителей или исключить кого-то из этого числа. Большинство общественных благ требуют весьма значительных затрат на производство и распределение. Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как общественными, так и частными (смешанные блага). Например, фейерверк – благо общественное, если оно производится в городе с большим количеством жителей.

Материальные и нематериальные. Материальные блага подразделяются на два имеющих разное функциональное назначение. Первый род полезных вещей - это предметы потребления, необходимые для жизнедеятельности людей. Второй род - средства производства, используемые для изготовления предметов потребления. Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ.

Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека. Такие блага создаются в непроизводственной сфере. Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние блага. Внутренние блага даны человеку природой, которые он развивает по собственной воле. Внешние блага - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей

Экономические и неэкономические. Это разграничение связано с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Неэкономические блага предоставляются природой без усилий человека (вода, воздух и т.д.). Эти блага существуют в природе «свободно». Экономическое благо является редким благом. Эти блага являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями.

 

 

Вопрос 3.Центральная проблема экономики - проблема выбора хозяйственных решений в условиях ограниченности ресурсов. Простейшая модель функционирования экономики - Граница производственных возможностей - позволяет проиллюстрировать решение основных задач выбора: что, как и для кого производить, а также ввести ряд фундаментальных экономических понятий.

Граница производственных возможностей показывает максимально возможный объем производства двух товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка на кривой (границе) производственных возможностей характеризует определенную комбинацию двух товаров.

Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами. Всякое увеличение объема производства одного товара потребует переключения части ресурсов с производства другого товара, т.е. влечет за собой сокращение его производства.

Кривая производственных возможностей имеет выпуклую вправо вверх форму. Такая форма кривой отражает следующий важный экономический принцип: получение каждой дополнительной единицы одного товара требует отказа от дополнительного и все возрастающего количества другого товара.

Количество одного товара, которым надо пожертвовать для увеличения производства другого товара, экономисты называют альтернативной стоимостью или вмененными издержками - издержками упущенных возможностей.

В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующих того же самого времени или тех же ресурсов.

Возрастание альтернативной стоимости дополнительных единиц товара объясняется отсутствием абсолютной взаимозаменяемости (эластичности) ресурсов. В силу того, что ресурсы не обладают равной производительностью во всех возможных процессах их использования, возникает необходимость увеличения количества ресурсов, переключаемых с производства одного продукта на производство другого. Следовательно возрастают затраты на единицу дополнительной продукции. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, т.е. будут расти вмененные издержки.

Границы производственных возможностей- максимальные объемы производства, которые могут быть получены при полном и эффективном использовании всех экономических ресурсов - труда, земли, капитала. Учитывая, что экономические ресурсы ограничены, общество не может производить неограниченные объемы товаров и услуг.

Производственные возможности характеризуют производственный потенциал общества. Имеющиеся производственные ресурсы должны распределяться и комбинироваться так, чтобы их использование обеспечивало наибольший вклад в производство необходимых благ и услуг. Эффективность использования имеющихся ресурсов зависит также и от применения наиболее прогрессивных технологий производства.

Границу производственных возможностей можно проиллюстрировать на примере так называемой кривой производственных возможностей, которая отражает техническое соотношение, взаимосвязь между полностью и эффективно используемыми экономическими ресурсами, например между трудом и капиталом.

Кривая производственных возможностей (AF) отражает возможность одновременного максимального производства товаров А и F при наличии данных ресурсов (труда и капитала). Если в данный момент возникнет нехватка нужного ресурса или создадутся условия невозможности полного использования какого-либо ресурса (например, безработица), то объемы реального производства будут отражены не на кривой AF, а внутри площади OAF (Y). Постановка задачи о производстве благ за пределами кривой производственных возможностей (S) нереальна, ибо она не обеспечена необходимыми ресурсами.

Экономическая эффективность (эффективность производства)— это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса. Для количественного определения экономической эффективности используется показатель эффективности, также это - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов её функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы и является итоговой характеристикой функционирования национальной экономики и получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты.

 

На микроэкономическом уровне — это отношение произведённого продукта (объём продаж компании) к затратам (труд, сырьё, капитал).

На макроэкономическом уровне, экономическая эффективность равна отношению произведённого продукта (ВВП) к затратам (труд, капитал, земля) минус единица. Можно отдельно оценивать эффективность капитала, эффективность труда и эффективность земли.

Экономически эффективным принято считать такой способ производства, при котором фирма не может увеличить выпуск продукции без увеличения расходов на ресурсы и одновременно не может обеспечить тот же объем выпуска, используя меньшее количество ресурсов одного типа и не увеличивая при этом затраты на другие ресурсы.

 

Вопрос 4.Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества.

Рыночной экономике присущи следующие черты:

- частная собственность;

Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов.

- свободное предпринимательство;

Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя — потребитель решает, что должно производиться.

- ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения;

Тем самым рынок осуществляетсаморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

- конкуренция;

Конкуренция, порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.

ограниченная роль государства. Государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений — заставляет предприятия отвечать по обязательствам, принадлежащим им имуществом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...