Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.




Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___от «___»_______20__г   Заведующий кафедрой, профессор С.В. Логвинов  

 

Для студентов 2-го курса лечебного (специальности: лечебное дело, стоматология) и педиатрического факультетов

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие по учебной дисциплине

гистология, цитология, эмбриология

 

ТемаУстройство микроскопов. Методика приготовления гистологических препаратов (микротехника).

Составил:           

Старший преподаватель

Л.Р. Мустафина 

 

Томск – 2010 г.

 

I. Учебные цели

Курс гистологии с цитологией и эмбриологией тесно связан с другими медико-биологическими науками – биологией, анатомией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, а также клиническими дисциплинами (внутренние болезни, акушерство и гинекология и др.). Выполнение практического курса гистологии должно научить студента на любом препарате определять все ткани, понимать их тонкую структуру, уметь определить орган, знать его строение и функцию. Для этого студент должен уметь самостоятельно работать с микроскопом, понимать устройство этого сложного прибора, а также иметь представление о методике приготовления гистологических препаратов и правилах микроскопирования.

После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен иметь представление о задачах и целях изучения гистологии, связи ее с другими врачебными дисциплинами; о микротехнике и основных этапах обработки материала для гистологического исследования; об основных принципах устройства различных микроскопов.

Студент должен знать:

1. Механические, оптические и осветительные части светового микроскопа.

2. Основные правила работы со световым микроскопом.

3. Основные этапы приготовления гистологического препарата.

4. Основные цито- и гистохимические методы исследования.

5. Принцип работы электронного микроскопа

Студент должен уметь применять полученные знания для решения ситуационных задач, работы с микроскопом и микропрепаратами.

Студент должен«иметь опыт» в «отыскивании света» и «наведения на фокус» при слабом и сильном увеличении; в изучении микропрепарата под слабым и сильным увеличением, с последующей зарисовкой объектов в альбоме, иметь навыки работы с научной литературой.

 

II. Учебные вопросы

1. Устройство микроскопа.

2. Правила работы с микроскопом.

3. Методика приготовления гистологических препаратов (микротехника).

4. Цито- и гистохимические методы исследования.

5. Электронная микроскопия.

 

III. Учебно-материальное обеспечение

1. Литература:

Основная

1. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю. И. Афанасьев, С.Л.Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И.Афанасьева, С. Л. Кузнецова, Н. А. Юриной.- 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

2. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю.А.Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

3. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие для медицинских вузов / Ю. И. Афанасьев, Л. П. Бобова, В. Л. Горячкина и др.; Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского.- М.: Медицина, 1999.- 328 с.

4. Логвинов С.В. Учебно-методическое пособие для самостоятельных занятий по общему курсу гистологии / С.В. Логвинов, А.И. Рыжов, А.В. Герасимов. – Томск: АООТ СПФК «ПИЛАД», 1997.

Дополнительная

1. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / Ред. Э. Г. Улумбеков и др.- 3-е изд.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с. 

2. Программированные контроли по частному курсу гистологии / С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2002.- 143 с.

3. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2000.- 130 с.

4. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с. 

5. Кузнецов С. Л., Пугачёв М. К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с.

6. Диагностика препаратов / Учебно-методическое пособие по гистологии для студентов медицинских вузов / С.В. Логвинов, В.П. Костюченко, А.И. Щепетильникова. – Томск: СГМУ, 2000.

7. Хэм А., Кормак Д. Гистология. – М.: Мир, 1983. – Т.2.

8. Войно-Ясенецкий М.В. Источники ошибок при морфологических исследованиях / М.В. Войно-Ясенецкий, Ю.М. Жаботинский. – М.:"Медицина", 1970. – 320 с.

9. Волкова О.В. Основы гистологии и гистологической техники / О.В. Волкова, Ю.К. Елецкий. – М.: "Медицина", 1982. – 304 с.

10. Лилли Р. Патогистологическая техника и практическая гистохимия / Р. Лилли. – М.: Издательство «МИР», 1969. – 646 с.

11. Основы гистологии и гистологической техники / Под ред. В.Г. Елисеева, М.Я. Субботина, Ю.И. Афанасьева, Е.Ф. Котовского. – М.: "Медицина", 1967. – 268 с.

12. Пирс Э. Гистохимия теоретическая и прикладная / Э. Пирс. – М.: Издательство иностранной литературы, 1954. – 720 с.

13. Ромейс Б. Микроскопическая техника / Б. Ромейс. – М.: Издательство иностранной литературы, 1956. – 488 с.

 

Электронные учебные пособия,

рекомендуемые для самостоятельной работы:

1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина.- М.ЗАО «Диаморф».

2. Гистология человека в мультимедиа/Р.К. Данилов и соавт. – СПБ, ВмедА.

3. Знаете ли Вы гистологию? Интернет-программа для самостоятельной работы студентов/А.В. Павлов. – ЯГМА.

4. Тестовые задания по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/М.: ММА им. И.М. Сеченова. – 2003.

5. Световая микроскопия. Атлас-справочник/ М.Я. Корн. – ЗАО «Диаморф».

6. Гистология внутренних органов человека с элементами патологии/ А.А. Должиков. – БелГУ, 2005

7. Должиков А.А. Гистология на CD и в Internet – Белгород, БелГУ, 2006.

2. Материальное обеспечение:

А) наглядные пособия

таблицы:

1. Оптическая схема биологического микроскопа (1);

2. Биологический световой микроскоп (2);                           

3. Схема микротома (3);                                                    

4. Электронный микроскоп (4);                                                           

5. Строение клетки при световой микроскопии (5);                                     

6. Нуклеиновые кислоты в клетке (6).

б) микропрепараты:

1. Почка крысы. Окраска гематоксилином и эозином.

2. Кровь лягушки. Окраска гематоксилином и эозином.

3. Печень аксолотля. Окраска гематоксилином и эозином.

Технические средства обучения:

1. Батарея со спиртами восходящей концентрации;

2. Ксилол, кашица, парафины;

3. Микротомы (санный, ротационный);

4. Микротомный нож;

5. Батарея для депарафинизации и окраски срезов;

6. Набор красителей;

7. Предметные и покровные стекла;

8. Микроскопы.

            

IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию

Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.

При подготовке к практическому занятию используется рекомендованная учебная литература (см. Раздел III. Учебно-материальное обеспечение, литература), а также учебно-методическое пособие для самостоятельных занятий по общему курсу гистологии и таблицы (см. Раздел III. Учебно-материальное обеспечение).

Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.

В первую очередь студентам следует последовательно изучить устройство светового микроскопа, выделить его составные части, их функции и уяснить правила микроскопирования. Затем подробно ознакомиться с имеющимися на лотке батареей для заливки биологического материала в парафин (спирты возрастающей концентрации; ксилол; парафин; биологический объект, залитый в парафин и наклеенный на деревянную колодку), предметным и покровными стеклами, предметным стеклом с наклеенными на него срезами, различными красителями. После этого, под контролем преподавателя, небходимо освоить технику микроскопирования, для чего использовать гистологические препараты.

3. Задачи на предстоящее занятие.

При разборе учебного материала на первом часе занятия студент должен быть готов принять участие в дискуссии, задавать вопросы, требующие разъяснения, преподавателю. На втором часе занятия САМОСТОЯТЕЛЬНО, под контролем преподавателя,  работает со световым микроскопом: «отыскивает свет» и «наводит на фокус» при слабом и сильном увеличении микроскопа; изучает микропрепарат под слабым и сильным увеличением.

Самостоятельная работа на практическом занятии: изучить и зарисовать следующие препараты:

1. Почка крысы. Окраска гематоксилином и эозином.

Снаружи почка покрыта сединительнотканной капсулой, которая не всегда есть на препаратах. Далее расположено корковое вещество почки. В нем присутствуют почечные тельца, имеющие округлую форму, и поперечно срезанные просветы извитых канальцев. Мозговое вещество состоит оно из продольно перерезанных канальцев-трубочек, идущих в одном направлении,  почечные тельца в нем отсутствуют. Между канальцами в прослойках соединительной ткани лежат кровеносные сосуды с эритроцитами.

2. Кровь лягушки. Окраска гематоксилином и эозином.

Рассмотрите под микроскопом препарат крови лягушки, обратите внимание на окраску цитоплазмы и ядер эритроцитов, их форму, количество. Цитоплазма окрашена эозином в розовый цвет, ядра вытянутой, овальной формы, окрашиваются гематоксилином в темно-фиолетовый цвет.

3. Печень аксолотля. Окраска гематоксилином и эозином.

Среди позвоночных животных хвостатые амфибии имеют наиболее крупные клетки. Поэтому этот препарат является очень удобным объектом для знакомства с животной клеткой. Печеночные клетки (гепатоциты) имеют на срезе вид многоугольников. Их цитоплазма окрашена в розовый цвет. Ядра клеток округлые, фиолетового цвета. Внутри ядер видны глыбки хроматина и два розовых ядрышка. Между печеночными клетками рассеяны пигментные клетки, цитоплазма которых заполнена гранулами бурого пигмента - меланина. В просвете капилляров можно увидеть эритроциты. Они имеют овальную форму и овальные, хорошо окрашенные ядра.

4. Вопросы и задачи для самоконтроля знаний:

1. Что такое микроскоп? Для чего он применяется?

2. Что такое кремальера?

3. Перечислите оптические системы микроскопа.

4. Какие объективы называют погружными?

5. Зачем при микроскопии используют иммерсионное масло?

6. Каким глазом удобнее смотреть в микроскоп?

7. Дайте определение термину «микротехника».

8. Назовите основные этапы приготовления гистологических препаратов.

9. Что такое фиксация, зачем она применяется?

10. Какие фиксаторы вам известны?

11. Что такое заливка материала?

12. Классификация красителей.

13. На чем основана окраска различных гистологических структур?

14. Назовите особенности обработки биопсийного материала.

15. Что такое гистохимия и какие гистохимические методы вам известны?

 

V. Учебные материалы

I. Обучающие ситуационные задачи:

1. Какая часть микроскопа дает истинное, увеличенное и обратное изображение объекта? Что обеспечивает тонкую настройку микроскопического изображения?

Ответ: 1 – объектив; 2 – микровинт.

2. Для чего в микроскопе нужно зеркало? Какая его сторона используется при точечном источнике освещения?

Ответ: 1 – позволяет направлять световые лучи на объект; 2 – плоская.

3. Какие красители являются специфическими при окраске жировой ткани? Нервной ткани? Эластических волокон?

Ответ: 1 – судан III; 2 – азотнокислое серебро; 3 – орсеин.

II. Бланки служебных документов (образцы рисунков к практическому занятию спрашивать у лаборанта кафедры гистологии).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...