Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Вариантов ДКР

По МДК 03.03.

«Теория и методика экологического образования дошкольников»

для   студентов 3  курса  группы

социально-педагогического (заочного) отделения

по специальности 44. 02.01

«Дошкольное образование»

на  6 семестр  2017 - 2018 учебного года

 

                                                          Преподаватель Константинова С.М.

 

Материал утвержден на заседании кафедры математических, естественно-научных дисциплин и продуктивных видов деятельности

 

Протокол № 8 от 24.10.2017 года

 

Зав.кафедрой_________________Константинова С.М.

 

 

Студенты выбирают любой вариант из предложенных:

 

Вариант 1. Тема: «Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания»

План:

1. Значение и определение развивающей экологической среды.

2. Экологический подход к содержанию животных в ДОУ.

3. Экологический подход к содержанию комнатных растений.

4. Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада.

5. Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ.

6. Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми разных возрастных групп.

7. Практическое задание – составить план зеленой зоны ДОУ с указанием видов растений и животных зоны.

 

 

Вариант 2. Тема: «Содержание наблюдения. Его значение для экологического развития детей».

План:

1. Сущность наблюдения.

2. Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы.

3. Основные требования к проведению наблюдений.

4. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы.

5. Наблюдения с использованием опытов.

6. Наблюдения за ростом и развитием растений и животных.

7. Практическое задание – разработать два цикла наблюдений за березой на участке ДОУ и за воробьями.

 

Вариант 3. Тема: «Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей».

План:

1. Теоретические основы использования игры в ознакомлении с природой.

2. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании.

3. Различные типы игровых обучающих ситуаций, их значение в экологическом воспитании дошкольников.

4. Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании дошкольников.

5. Игры – путешествия, методика их проведения.

6. Связь игровой деятельности и экологического воспитания детей.

7. Практическое задание – разработать методику проведения игры «Путешествие в осенний лес» для детей старшей возрастной группы ДОУ.

 

Вариант 4. Тема: «Формы экологического воспитания дошкольников».

План:

1. Словесный метод работы с детьми.

2. Различные типы экологических занятий и их значение для экологического воспитания дошкольников.

3. Формирование обобщений в дошкольном возрасте.

4. Занятия обобщающего типа.

5. Занятия комплексного типа.

6. Проблемы обобщения в детском возрасте.

7. Практическое задание – составить конспект занятия с детьми старшей возрастной группы на тему: «Домашние животные».

 

 

Вариант 5. Тема: «Экологические занятия и комплексные мероприятия».

План:

1. Экологическое воспитание детей в повседневной жизни.

2. Уход за обитателями уголка природы.

3. Цикл наблюдений за растениями и животными уголка природы и участка.

4. Заполнение календаря природы.

5. Организация прогулок на воздухе.

6. Организация экологических мероприятий в повседневной жизни.

7. Практическое задание – разработать цикл наблюдений за хомяком в средней группе дошкольников.

 

Вариант 6. Тема: «Разные типы занятий и их роль в экологическом воспитании дошкольников».

План:

1. Общая характеристика занятий.

2. Первично-ознакомительный тип занятий.

3. Обобщающий тип занятий.

4. Углубленно-познавательный тип занятий.

5. Комплексные педагогические мероприятия в экологическом воспитании дошкольников.

6. Организация экологических праздников и досугов в ДОУ.

7. Практическое задание – разработать методику проведения комплексного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в осень».

 

 

Вариант 7. Тема: «Технология экологического воспитания в ДОУ».

План:

1. Особенности использования технологий экологического воспитания в ДОУ.

2. Особенности системы воспитания дошкольников младшего возраста.

3. Технологии воспитания детей среднего возраста.

4. Экологическое воспитание детей в разновозрастной группе.

5. Экологическое воспитание детей в подготовительной к школе группе.

6. Роль народных сказок в экологическом воспитании дошкольников.

7. Практическое задание – разработать сценарий праздника для дошкольников младшей возрастной группы на тему: «Здравствуй зимушка – зима».

Вариант 8. Тема: «Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников».

План:

1. Значение моделирующей деятельности в процессе ознакомления детей с природой.

2. Календари наблюдений за сезонными явлениями природы.

3. Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

4. Организация зимней подкормки.

5. Моделирование роста и развития растений.

6. Моделирование роста и развития животных.

7. Практическое задание – изготовить модель маскировки бабочки (Павлиний глаз)от хищной птицы.

 

Вариант 9. Тема: «Роль наглядных пособий в экологическом воспитании детей».

План:

1. Значение моделирования.

2. Роль наглядных пособий в экологии.

3. Виды наглядных пособий.

4. Значение наглядных пособий в изучении особенностей животного мира в ДОУ.

5. Создание практических моделей в ДОУ.

6. Значение графических моделей роста и развития растений и животных.

7. Практическое задание – составить графическую модель «календаря ширмы» по состоянию природы в весенний период.

 

 

Вариант 10. Тема: «Развитие у дошкольников представлений о многообразии в живой природе».

План:

1. Особенности знаний детей о животных.

2. Экологический подход в упорядочивании представлений о многообразии животных.

3. Многоаспектный анализ формирования представлений о многообразии животных.

4. Формирование обобщенных представлений у детей о многообразии животных и растений.

5. Психологическая сущность отношений детей к природе.

6. Формирование у дошкольников представлений о сообществах живых организмов (экосистемах).

7. Практическое задание – составить методику проведения занятия по теме: «Хищные и нехищные животные» для старших дошкольников.

 

Вариант 11. Тема: «Исследование как метод познания и метод обучения».

План:

1. Понимание дошкольниками приспособительных особенностей животных.

2. Формирование у дошкольников представлений о приспособленности животных к среде обитания.

3. Возможность познания дошкольниками изменчивости в природе.

4. Исследование сенсорных возможностей дошкольников замечать изменения предметов.

5. Понимание дошкольниками роста и развития растений и животных.

6. Формирование у детей динамических представлений о росте и развитии живых существ.

7. Практическое задание – составить анкету (вопросник) для выявления знаний детей о приспособленности животных к среде обитания (для старших дошкольников).

 

Вариант 12. Тема: «Экологический подход к пониманию многообразия в живой природе».

План:

1. Свойства живого организма.

2. Центральные понятия биоэкологи.

3. Многообразие в природе растений и животных.

4. Знание, отражающие связь организмов к среде обитания.

5. Приспособление организмов к среде обитания.

6. Отличия живого организма от неживого объекта.

7. Практическое задание – составить схему связи организма со средой обитания.

 

 

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология – М., Владос, 2007 – 246 с.

2. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - М.: Академия 2008 – 350 с. 

3. Дерябо С.Д. Экологическая психология. Диагностика экологического сознания дошкольников. – М.: Академия, 2008 – 400 с.

4. Захлебный Н.А. На экологической тропе. – М., Владос, 2008– 356 с.

5. Кондратьева Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Академия 2008 – 350 с. 

6. Куликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста – М., Академия 2007– 305 с.

7. Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова Л.Г. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. – М., Академия 2007 – 357 с. 

8. Меневцова Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности. – М., Владос, 2008 – 273 с.

9. Менуйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. – М., Педагогический поиск, 2009 – 218 с.

10. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду (пособие для воспитателя). – М., Педагогический поиск, 2008, - 197 с.

11. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М., Академия 2008 – 420 с. 

12. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., Академия 2009 – 525 с. 

13. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., Академия 2010 –215 с. 

14. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М. Педагогический поиск, 2008 – 318 с.

15. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.: Академия 2010 – 210 с. 

16. Фокина В.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М., Владос, 2008 – 236 с.

Дополнительные источники:

1. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с.

2. Зарипова А.Д. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. – М. Академия 2008 – 215 с. 

3. Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии. – М. Владос, 2008 – 316 с.

4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – М. Владос, 2008 – 273 с.

5. Логинова В.И., Матвеева А.К., Саморукова Л.Г. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. – М., Педагогический поиск. 2008 – 278 с. 

6. Меневцова Л.М. Формирования системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста. – М., Владос, 2010 – 273 с.

7. Методика ознакомления детей с природой в детском саду (учебное пособие) под редакцией Дороновой Т.А. – М. Педагогический поиск, 2010 – 193 с.

8. Мир природы и ребенок, учебное пособие для пед.колледжей по специальности «Дошкольное образование» под редакцией Каменева Л.А. – М. Владос, 2009 – 286 с.

9. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей (методические рекомендации для дошкольных учреждений). – М., Академия 2009– 218 с. 

10. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и ее реализация в детском саду. – М., Академия 2008 – 162 с. 

11. Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология. – М. Владос, 2009 – 318 с.

12. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы учебное пособие для пед. колледжей. – М. Владос, 2010 – 436 с.

13. Пути и средства эстетического воспитания дошкольников./под.ред.Н.И.Киященко/– М., Академия 2008– 315 с. 

14. Саморукова П.Г. О природе и воспитании и маленьких детях. – М., Академия 2009– 279 с. 

Переодические издания:

 

1. «Дошкольное воспитание» 2008 (№ 1,2,3,5,7,8);

                                                2009 (№ 4,4,5,6,7,8);

                                                2010 (№ 3,5,7,8,9,10);

                                                2011 (№ 2,5,7,10) 

2. «Дошкольные технологии» 2008 (№ 2,3);

                                                2009 (№ 3,5,6,8);

                                                2010 (№ 5,6,7,8,);

Интернет-ресурсы:

1.  www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9835 (УМК «Школа России)

2. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223. (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт)

3. http:// www.shool.edu.ru – Российский общеобразовательный портал

4. http:// www.pedlib.ru/ - педагогическая библиотека

5. http://www.inter-pedagogika/ru - сайт создан для преподавателей, родителей и студентов

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...