Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПЕРЕЧЕНЬ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ СТУДЕНТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ




- работать с микроскопом и бинокуляром, готовить временные микропрепараты;

- решать задачи по молекулярной, общей и медицинской генетике;

Занятие № 2

ТЕМА:Организация потоков веществ и энергии в клетке. Закономерности существования клеток во времени. Биология размножения.

 Закономерности индивидуального развития организмов

 (эмбриональное и постэмбриональное).

Клетка - открытая система, осуществляющая постоянный обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Благода­ря обмену веществ, клетки обеспечивают себя энергией, поддержива­ют структурную и функциональную целостность. Изучение анаболиче­ских и катаболических процессов, протекающих в клетке, дает пред­ставление о механизмах, лежащих в основе их жизнедеятельности. В соответствии с клеточной теорией, клетки возникают только из клеток. Важнейшим процессом, обеспечивающим существование клеток во времени, является клеточное деление.

В процессе эволюции наибольшее распространение получило непрямое деление клеток - митоз. Сохранение жизни во времени осуществляется благодаря фун­даментальному свойству живых систем, воспроизводить себе подобных (размножение). Размножение обеспечи­вает сохранение во времени биологических видов, поддерживает их численность. Способы размножения разнообразны, но в основе их лежат универсальные процессы воспроизведения и передачи генети­ческой информации при смене поколений. Все живые организмы представляют собой дискретные биологи­ческие системы, каждое поколение которых с момента зарождения и до биологической смерти осуществляет закономерный процесс раз­вития - жизненный цикл. Совокупность детерминированных во вре­мени и взаимосвязанных событий, происходящих в процессе осуще­ствления организмом жизненного цикла, называется онтогенезом или индивидуальным развитием. Основу его составляет процесс реали­зации в определенных условиях среды видоспецифической генетиче­ской информации. Знание закономерностей онтогенеза необходимо как для понимания механизмов нормального органогенеза, так и при­чин его нарушений.

Качественно новый этап индивидуального развития организма начинается в постнатальном периоде. Он включает в себя сложные и многообразные биологические процессы, лежащие в основе роста, созревания, старения и, наконец, биологической смерти. Особенно сложен постнатальный онтогенез человека, так как в основе его ле­жит реализация двух программ - генетической и социальной.

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить механизмы обмена веществами между клеткой и сре­дой.

2. Изучить процессы энергетического обмена у гетеро- и ауто­трофов.

3. Изучить закономерности жизненного цикла клетки.

4. Уметь определять фазы митоза по их морфологическим про­явлениям.

5. Изучить типы размножения и их биологические механизмы.

6. Усвоить биологические основы репродукции человека.

7. Изучить периодизацию и закономерности индивидуального развития.

8. Уметь определять стадии эмбриогенеза.

9. Изучить закономерности постэмбрионального онтогенеза.

10. Изучить особенности постнатального онтогенеза человека.

11. Знать возрастные периоды постнатального онтогенеза человека и их морфофизиологические особенности.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать морфологию митохондрий и хлоропластов

2. Знать структурную организацию хромосом.

3. Знать механизмы удвоения ДНК.

4. Знать механизмы ауторепродукции ДНК и сегрегации генети­ческого материала

5. Представлять роль наследственности в формировании фенотипа.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Клетка как открытая саморегулирующаяся система.

2. Обмен веществ и его биологическая роль.

3. Пути поступления и превращения веществ в клетках.

4. Анаболизм и катаболизм, их динамическая взаимосвязь.

5. Этапы энергетического обмена у анаэробов и аэробов.

6. Дыхание, его биологическое значение.

7. Фотосинтез, его биологическое значение.

8. Понятие о клеточном цикле.

9. Типы деления клеток.

10.Митотический цикл и его биологическое значение.

11.Фазы митоза, их генетическая и морфологическая характеристики.

Биологическое значение митоза.

12.Разновидности митоза, их механизмы.

13.Амитоз, его морфологические и генетические особенности.

14.Понятие о размножении и его значение.

15.Формы бесполого размножения, их биологическая сущность.

16.Формы полового размножения

17.Биологическое значение полового размножения, его роль в эволюции.

18.Формы полового размножения у одно- и многоклеточных организмов.

19.Морфофункциональная организация сперматозоидов.

20.Морфофункциональная организация яйцеклеток, их типы.

21.Гаметогенез, его биологическое значение.

22.Сперматогенез, стадии, их цитогенетическая характеристика.

23.Овогенез, стадии, их цитогенетическая характеристика.

24.Особенности ово - и сперматогенеза у человека.

25.Мейоз, его цитологические механизмы.

26.Оплодотворение, его биологическое значение.

27.Половой диморфизм: генетический, поведенческий, морфофизиологический аспек­ты.

28.Бесплодие и многоплодие, их биологические механизмы.

29.Онтогенез и его типы.

30.Периодизация онтогенеза.

31.Общая характеристика предэмбрионального периода.

32.Эмбриогенез, его периодизация.

33.Дробление, его типы, их связь с морфологией яйцеклеток.

34.Гаструляция, способы, значение.

35.Типы образования мезодермы, ее дифференцировка.

36.Гисто - и органогенез.

37.Молекулярно-генетические механизмы дифференцировки.

38.Роль наследственности и среды в эмбриогенезе. Учение о критических периодах. Нарушения морфогенеза.

39.Периодизация и характеристика постнатального онтогенеза человека.

40.Старение как этап онтогенеза. Морфологическая характеристика процессов старения.

41.Основные теории старения.

42.Гомеостатические механизмы в онтогенезе,

43.Регенерация как проявление гомеостаза на клеточном уровне.

44.Трансплантация как искусственный способ сохранения и поддержания гомеостаза. Виды трансплантаций.

45.Смерть как завершающий этап онтогенеза. Клиническая и биологическая смерть.

46.Проблемы  реанимации.

 

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции по биологии клетки.

2. Чебышев Н.В. и др. Биология. М: «Мед. инф. агенство», 2010 г.- С.94-153.

 

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Понятие об открытых системах.

2. Способы поступления веществ в клетку.

3. Понятие об анаболизме и катаболизме. Биологическая роль ана - и катаболизма.

4. Способы получения энергии клеткой.

5. Фотосинтез, его механизмы, значение в природе.

6. Способы получения энергии у анаэробов.

7. Этапы энергетического обмена у аэробов.

8. Дыхание, его биологическая роль, энергетическая ценность.

9. Что такое клеточный цикл?

10.Какие типы деления клеток вам известны?

11.Что такое митотический цикл?

12.Охарактеризуйте периоды митотического цикла.

13.Дайте морфологические характеристики фазам митозам.

14.Значение митоза.

15.Разновидности митоза, их механизмы и значение.

16.Амитоз и его морфологические особенности.

17.Что такое размножение? Какое значение имеет размножение?

18.Бесполое размножение и его типы. Какое значение имеет бесполое размножение?

19.Половое размножение и его формы.

20.Морфология сперматозоидов и яйцеклеток.

21.Сперматогенез, его особенности.

22.Овогенез, его особенности.

23.Что такое мейоз?        

24.В чем состоит биологическая роль мейоза?

25.Цитогенетические особенности фаз мейоза.

26.Оплодотворение и его механизмы.

27.Половой диморфизм, его значение.

28.Что такое онтогенез? Какие типы онтогенеза вы знаете?

29.На какие периоды делится онтогенез?

30.Какие стадии выделяют в процессе эмбриогенеза?

31.На какие периоды делится внутриутробное развитие человека?

32.Что такое дробление? Его особенности. Биологическое значение дробления, его типы.

33.Что такое гаструляция? Какие типы гаструляции вам известны?

34.Какие типы развития мезодермы вы знаете?

35.Что такое гисто - и органогенез?

36.Что развивается из эктодермы, эндодермы, мезодермы?

37.Что такое критические периоды, их значение в онтогенезе?

38.Врожденные пороки развития у человека.

39.Что такое постнатальный онтогенез?

40.Назовите основные этапы постнатального онтогенеза чело­века.

41.Охарактеризуйте возрастные периоды постнатального развития человека.       

42.Что такое старение? Какие морфофизиологические изменения характерны для старения?

43.Какие теории старения вам известны?

44.Что такое гомеостаз? Его механизмы в онтогенезе.

45.Что такое регенерация? Какие виды регенераций вам известны?

46.Что такое трансплантация?

47.Смерть как завершение онтогенеза. Клиническая и биологическая смерть.

48.Проблемы реанимации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...