Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Конфликтология как наука




Методические рекомендации для самостоятельного изучения                                 дисциплины

 

История формирования конфликтологических идей.

Проблема противоречия и конфликта в трудах мыслителей Древнего Мира. Истолкование природы конфликта в Эпоху Средневековья (пагубность конфликта в развитии человечества, установления вечного мира и устранения войны из жизни общества). Религиозное мировоззренияе и их отношения к конфликту (христианство, буддизм, индуизм и ислам). Два различных подхода к пони­манию природы социального конфликта в Новое время (отражение конфликта в литературе, искусстве, живописи, музыке, танце). Социал-дарвинизм теории Г.Спенсера. Превращение конфликтологии в самостоятельную отрасль научных знаний в ХХ веке. Современные подходы: теоретико-игровое - М. Дойч, Э. Берн; теория организационных систем – Р. Блейк, Дж. Мутон; теория и практика переговорного процесса – Д. Рубин, Р. Фишер. Изучение конфликтов в отечественной науке.

Развитие конфликтологии в рамках психологической науки - З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм – психоаналитическое направление.

 

Основные теории конфликтов. Типология конфликтов.

Борьба в человеческом обществе: социал–дарвинизм (проявление социальной борьбы при столкновении интересов, новые нормы и идеи в решении конфликтных притиворечий). Функциональная «равновесная» модель-разрешение конфликтных ситуаций в организациях, на производстве, конфликт как процесс сдерживающий развитие общества. «Конфликтная модель» К.Маркса и Г.Зиммеля: социология конфликта - поиск эффективных методик разрешения конфликтов на производстве и в обществе. Р. Дарендорф и Л.Козер - начало конфликтологии. Конфликтный функционализм - позитивные функции конфликта, выстраивание теории разрешения конфликтов. Современная теория конфликта. Типология конфликтов М. Дойча.

Понятие и содержание конфликта. Исследовательские методы науки о конфликте.

 

Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой, конфликт как диагностический и формирующий приём, конфликт как диагностическая ситуация, конфликт как основа ситуации учение-обучение. Научные определения конфликтов А.Я. Анцупова, В.П. Ракитова, Л.А. Петровской. Методы изучения конфликта: структурно–функциональный; процессуально–динамический; метод типологизации; прогностический; разрешительный.

Структурные и динамические характеристики конфликта. Функции конфликта.

Структура конфликта: субъект, объект, предмет и причины конфликтов,  основные участники, группы поддержки, дополнительные участники. Условия конфликта: предконфликтная ситуация, наличие оппонентов и объекта конфликта. Предмет конфликта – разнонаправленное отношение оппонентов к объекту конфликта. Участники конфликта и их действия: неосознанные, объективно-осознанные, ложные действия. Последствия конфликтов: позитивный, негативный, деструктивный. Возникновение объективной конфликтной ситуации и  осознание ситуации как конфликтной. Конфликтное взаимодействие – инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта. Постконфликтный период - частичная нормализация отношений или полная нормализация отношений. Явные и скрытые функции конфликта, его противоречивость как социального явления. Позитивные (конструктивные) функции конфликта  - способы обнаружения и фиксации проблем и противоречий в обществе; форма разрешения противоречий, снятие социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации; интегративные, объединительные функции; функция стабилизации социальной системы, возникновение новых норм общения людей. На личностном уровне - самопознание и адекватная самооценка личности, познавательная функция, избавление от нежелательных свойств характера, фактор социализации, адаптации личности, снятие психической напряженности. Деструктивные функции конфликта: на уровне социальной системы - насильственные методы разрешения; дестабилизация, дезорганизация общества; замедление темпов развития различных сторон общества; дезинтеграция общества, снижение уровня организации системы. На личностном уровне: негативные воздействия на социально-психологический климат группы; разочарование в своих возможностях, деидентификация личности, возможность суицида. Позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные) результаты конфликта.

 

Внутриличностные конфликты.

Понятие и характеристика внутриличностного конфликта. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов (Карен Хорни - проблема соперничества, Э. Фромм - проблема утраты самоидентичности).

Виды внутриличностных конфликтов:  конфликт потребностей; конфликт между потребностью и социальной нормой; конфликт социальных норм (Дубовская Е.М., Ракитов В.П.).  Причины и последствия внутриличностного конфликта: а) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности; б) внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе; в) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе; г) конструктивные и деструктивные последствия. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов. Механизмы психологической защиты: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, интеллектуализация, реактивное  образование, компенсация. Последствия внутриличностного конфликта: а) конструктивные – функциональные, продуктивные; б) деструктивные – прекращение развития личности, начало деформации; снижение активности и эффективности деятельности; психическая подавленность,  тревожность, зависимость от других; появление агрессии или покорности в качестве защитной реакции; разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.

Конфликты в организации.

Специфика конфликта в организации: объективная – субординационный характер отношений, интенсивность совместной деятельности, деятельность в системе «человек-человек», предметно-деятельностное содержание межличностных отношений, высокая объективная конфликтность звена «непосредственный начальник-подчинённый», разбалансированность рабочего места, рассогласованность связей между рабочими местами в организации, сложность социальной и профессиональной адаптации, недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений; субъективная – низкая культура общения, недобросовестное выполнение обязанностей подчиненных, стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой, неэффективность выбранного стиля руководства, напряжённость между руководителями и подчиненными, психологические особенности участников взаимодействия.

Организационныеконфликты (социально-технические, социально-экономические, административно-управленческие, неформальные, социально-психологические, социально-культурные). Метод поэтапных действий в урегулировании конфликтов в социально-трудовых коллективах (институализация, легитимизация, структурирование, редукция).

Производственные конфликты: ситуации деятельности, критические ситуации, экстремальные ситуации (по Б. Шведину).

Трудовые конфликты в организации: между трудовым коллективом и администрацией; между администрацией и профкомом; между трудовыми коллективами разных организаций; между трудовым коллективом и профкомом; между трудовым коллективом и руководителем отрасли; между трудовыми коллективами и органами управлением государством.

Инновационные конфликты (межличностный инновационный конфликт – организационно-управленческие причины, социально-психологические причины, инновационные причины, ситуативные причины, личностные причины).

 

7. Социальные конфликты

Понятие социального конфликта.

Конструктивные функции: оптимизирование межличностных отношений в группе; способствование поиску продуктивных решений и проблем; зондирование общественного мнения, коллективных настроений; активизации социальной жизни группы и негативные функции конфликта: ослабление ценностного единства группы; ухудшение социально- психологического климата в группе; ухудшение качества совместной деятельности; нарушение сложившейся системы взаимоотношений в коллективе; разрушение традиций общения в группе; формирование установки на приемлемость насильственных действий; способствование деструктивному лидерству в коллективе; способствование ухудшению качества совместной деятельности в развитии социума. Внутренние причины и внешние факторы, определяющие состояние конфликта. Борьба как всепоглощающее состояние взаимодействий в социуме. Внутренние и внешние факторы, снижающие или усиливающие уровень борьбы, противостояния социальных сил в обществе.

 Социальный конфликт как явление, как социальный факт и как социальная форма разрешения противоречий. Межэтнический конфликт и его причины: уровень национального самосознания; наличие критической массы проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия; наличие политических сил способных использовать два первых фактора. Факторы анализа причин межэтнического конфликта (этно-психологический конфликт; социокультурные различия, социально-экономический и политический конфликты). Способы разрешения межэтнических конфликтов: тактические, оперативные, стратегические. Подходы к разрешению конфликта: институциональный, инструментальный. Политический конфликт: внутриполитический и межгосударственный. Виды внутриполитических конфликтов: классовые внутриполитические конфликты, конфликты между политическими партиями и общественно-политическими движениями, конфликты между различными группировками за лидерство в государстве партии, этнические конфликты с политической окраской. Пути предотвращении межгосударственных конфликтов (интернационализация жизни мирового сообщества, строгое соблюдение всеми государствами принципа мирного сосуществования, снижение уровня военного противостояния, усиление роли межправительсвенных организаций). Пути предотвращения внутриполитических конфликтов: социальное и политическое маневрирование, политическое манипулирование, интеграция контрэлиты, ослабление системной оппозиции, силовое давление.

    8. Основы профилактики конфликта.

Способы и условия предупреждения конфликтов: устранение объективных условий, устранение организационно-управленческих факторов, устранение социально-психологических причин и устранение личностных причин. 

Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов (компетентное руководство; толерантность; принятие неконфликтного управленческого решения; создание позитивной прогностической модели; создание модели целей).

Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов (снятие информационных перегрузок; реальное оценивание своих возможностей; неконфликтное поведение; профессионализм деятельности).

Снижение агрессии в конфликте по М.С. Миримановой (пассивный, активный и логический способы).

Основные способы ответа на агрессию: ответная атака, просьбы и мольба, логический обоснованный спор.

Приёмы снижения агрессивности оппонента в споре: разрядка вопроса, перевод вопроса на другой предмет, снижение значимости вопроса, затягивание ответа на вопросы, предание вопросу бессмысленного характера.

   9. Методы и способы разрешения конфликтов.

Трудности разрешения конфликтов: неформальный метод; метод формализации; метод локализации; метод индивидуализации; метод информации; метод выгодного контраста. Основные этапы решения конфликтной ситуации: урегулирование конфликта, затухание конфликта, устранение конфликта, перерастание в другой конфликт, исход конфликта.

Переговоры как способ решения конфликта. Типология «переговоров»: переговоры о продлении действующих решений; переговоры о нормализации отношений между оппонентами; переговоры о создании новых условий деятельности; переговоры о перераспределении ресурсов, прав и обязанностей; переговоры о совместном решении. Функции переговоров: информационная, коммуникативная, регуляция и координация деятельности, контроля, отвлечения внимания, пропаганды, проволочек или искусственное затягивание переговоров. Стратегия и тактические приемы ведения переговоров (согласование целей интересов, стремление к взаимному доверию сторон, обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон).

Посредничество: формы участия третьей стороны (открытая позиция, закрытая позиция, подчеркивание общности, подчеркивание позиций); модели и оценка эффективности посреднической деятельности (уточнение интересов концепции позиций, обсуждение взглядов и предложений, согласование позиций и выработка договорённости).  

Основы способы решения конфликтов:

1) Тактика ухода, или избегание конфликта;

2) Силовое подавление, или метод насилия;

3) Приспособление, или метод односторонних уступок;

4) Компромисс или сотрудничество.

 

 

                    Варианты индивидуальных заданий

                            самостоятельной работы

1. Понимание сути «конфликт» в Античную эпоху.

2. Как истолковывается природа конфликта в Эпоху Средневековья?

3. Какие подходы к пониманию природы социального конфликта определились в эпоху Нового времени?

4. Составить таблицу этапов становления конфликтологии. Представить ее на обсуждение.

5. Подготовить дискуссию по проблемам изучения конфликтов в отечественной науке.

6. Как развивалась конфликтология в рамках психологической науки.

7. Как социал – дарвинисты определяют с помощью теории конфликта борьбу в обществе.

8. К. Маркс, Г. Зимель: Социология конфликта (доклад).

9. В чём отличие функциональной модели от конфликтной модели (дискуссия).

10. Основоположники научной конфликтологии (доклад, реферат).

11. В чём особенность теории позитивно-функционального конфликта (выступление).

12. Основы теоретико-игрового подхода к понятию конфликта (реферат, доклад).

13. Современный взгляд на теорию конфликта (выступление).

14. Д. Рубин, Р. Фишер, Д. Прюитт и их теория «переговорного процесса» (выступление).

15. Теоретические подходы изучения конфликтов (доклад).

16. Перечислите признаки конфликтов (составьте таблицу).

17. Дайте научные определения конфликтов и определите отличия их (доклад).

18. В чём отличия понятия конфликта с помощью обыденного сознания от научного определения (дискуссия).

19. «Можно ли жить без конфликта?» (сочинение-размышление).

20. Составьте таблицу классификации видов конфликтных явлений (определите их своеобразие).

21. На конкретном примере исследовать методы изучения конфликтов (выступление)

22. Перечислите принципы научного исследования конфликтных ситуации и укажите их значение (выступление).

23. Возникновение конфликтов: оценка ситуации (выступление).

24. Возникновение конфликтов: выбор стратегии реагирования (выступление).

25. Конфликтное взаимодействие (доклад, реферат).

26. Типы конфликтных личностей (составить таблицу конфликтных личностей, привести примеры участия их в конфликте, реферат).

Структурные характеристики конфликтов (выступление, реферат).

28. Каковы функции конфликтов? (выступление).

29. Стили поведения в конфликтах (реферат, дискуссия)

30. Четырехшаговый метод преобразования конфликта в сотрудничество (деловая игра).

31. «Затушеванный» конфликт (привести пример позитивного решения конфликта).

32. Внутриличностный конфликт (составить классификацию мотивов данного конфликта).

33. Эссе «Мой внутренний конфликт» (по книге К. Хорни «Наши внутренние конфликты»).

34. Составить классификацию концепций внутриличностных конфликтов (таблица).

35. Определите виды внутриличностных конфликтов, природу их появления (таблица, выступление).

36. Каковы причины возникновения внутриличностного конфликта (таблица, выступление).

37. Угроза последствий внутриличностного конфликта для личности (дискуссия).

38. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов (выступление, реферат).

39. Специфика конфликта в организации (доклад).

40. Определите виды организационных конфликтов (выступление).

41. Организационные конфликты (решение деловой ситуации).

42. В чём специфика инновационных конфликтов? (дискуссия).

43. Разрешение инновационного конфликта (решение практической ситуации).

44. Проблемы конфликтов между руководителями и членами организации (дискуссия на конкретном примере).

45. В чём особенности управления конфликтами в организации? (дискуссия).

46. Выбор альтернативных решений методом мозговой атаки.

47. Социальный конфликт. Общая характеристика (доклад, реферат).

48. Составьте перечень позитивных и негативных функций социального конфликта (таблица, выступление).

49. Какие внутренние и внешние факторы определяют состояние конфликтов? (таблица)   

50. Ваше понимание конфликта как постоянной борьбы в социуме (сочинение- размышление, дискуссия).

51. Перечислите факторы снижающие или усиливающие противостояние сил в обществе (выступление, таблица).

52. Способы и условия предупреждения конфликтов (таблица, выступление).

53. Контактное общение, использование его в преодолении конфликта (выступление).

54. Приемы и способы снятия конфликтных напряжений (на примере конкретной ситуации).

55. Приведите примеры смягчения конфликтной ситуации под воздействием норм деловой этики (дискуссия).

56. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов (выступление, реферат)

57.  Какие трудности возникают при профилактике конфликтов? (дискуссия).

58.  Группы конфликтогенных причин и способы воздействия на них в целях профилактики конфликтов (таблица, реферат).

59. Переговоры: типология, функция, стратегии и тактические приёмы ведения переговоров (деловая игра).

60. Посредничество: формы участия третьей стороны, модели и оценка эффективности посреднической деятельности (решение практической ситуации).

                    Словарь основных терминов

Антагонизм – непримиримое противоречие.

Арбитр– третья сторона в конфликте.

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов.

Границы конфликта – внешне структурно-динамические пределы конфликта по числу участников; по территории, на которой происходит конфликт; по продолжительности конфликта.

Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.

Групповые конфликты – конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность - группа» или «группа - группа».

Групповые нормы - правила регуляции членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

Динамика конфликта – ход развития конфликта по этапам и фазам.

Игра в конфликтологии — взаимодействие по определенным правилам и с определенной целью, с исходным принципом и установленными ролями участников (аналог — спортивные и тому подобные игры). Представление конфликта как игры позволяет перевести стереотипы поведения в осознанные правила и работать над усовершенствованием или изменением конфликтного взаимодействия в конструктивную сторону.

Интерес — то, что побуждает человека занимать и отстаивать позиции. Интересы, с точки зрения взаимодействия, делятся на четыре типа: противоположные, разные, дополнительные и общие. Та или иная позиция всегда выражает и конкретизирует удовлетворение какого-либо интереса.

Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.

Инцидент — конкретное взаимодействие участников конфликта, в котором конфликт приобретает более или менее явную, материализованную, форму.

Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентировании на определенные взаимные уступки.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающих почву для реального противоборства между этими субъектами.

Конфликты в организации – это конфликта, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.

Конфронтация– стиль конфликтного поведения, по своей направленности ориентирован на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им.

Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Медиаторы – профессиональный посредник (третья сторона) в переговорах по разрешению конфликта.

Межличностные конфликты – противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

Несогласие – это отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения.

Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

Переговоры– процесс взаимосогласованных действий сторон урегулирования конфликта с целью установления меры соответствия и меры несоответствия их позиций.

Политические конфликты - это противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных политических интересов, взглядом и целей, обусловленных положением и ролью в системе власти.

Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.

Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт.

Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допускать возникновения конфликта.

Позиция — высказывание, невербальный сигнал, поступок, поведение, которые воспринимаются как окончательное решение по какому-либо вопросу, проблеме. Вербальные высказывания позиций обычно имеют утвердительную форму. Главные признаки позиции — однозначность и завершенность.

Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

Противоборство – взаимодействия субъектов, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершение конфликта.

Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Соперничество – стратегия поведения в конфликтной ситуации, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.

Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Социальная напряженность – психологическое состояние людей, причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.

Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта.

Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

Третейский судья – наиболее авторитарная роль, изучающая проблему, выносит решение, которое не оспаривается.

Ультиматум – требования, предъявляемые одним из участников конфликта другому в категоричной форме с указанием конкретных сроков выполнения этих требований и угрозой применения мер воздействия в случае отказа.

Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать на предполагаемом конфликте определенным образом.

Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

Уход– стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.

Экономические конфликты - это противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных экономических интересов, обусловленных положением и ролью в системе общественных отношений.

                          

                            Планы семинарских занятий

Тема 1. Конфликтология как наука

1. Предмет и задачи конфликтологии.

2. Предпосылки возникновения и развития конфликтологии.

3. Основные этапы развития конфликтологии.

 

Темы рефератов и докладов

1. Роль конфликта в античном мире.

2. Основные концепции конфликта в эпоху Новое время: пессимистическая Гоббса и оптимистическая Руссо.

3. Теоретические основы конфликтологии: К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель, Т. Парсонс, Л. Козер.

4. Психологические аспекты конфликта З. Фрейда и К. Юнга.

5. История отечественной конфликтологии.

6. Конфликтология в системе наук.

7. Психологическое и математическое моделирование конфликтов.

 

Литература

1. Анцупов А.Я. Эволюционно-междисциплинарная теория конфликта. Ижевск, 2011.

2. Мириманова М. С. Конфликтология: учебник. - М.: Академия, 2010.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2011.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 2009.

5. Юнг К. Психологические типы. Минск: Попурри, 2010.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...