Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ, часть II




Вариант 1.

1. Охарактеризовать совершенно конкурентную фирму, ее спрос на продукцию и выручку.

2. Каждое положение определите одним термином или понятием.

1) Рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товаров.

2) Принцип определения оптимального объема производства на рынке чистой монополии.

3) Борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

4) Разновидность ценообразования на олигополистическом рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающим цену, которой добровольно придерживаются остальные производители.

5) Крайний случай несовершенной конкуренции на рынке услуг труда, когда определенная фирма является единственным покупателем труда в данной местности или в определенной отрасли.

3. Найдите правильный ответ:

1) Для рынка совершенной конкуренции справедливо следующее:

а) ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену продаваемой продукции;

б) на рынке действует множество фирм, торгующие дифференцированной продукцией;

в) при входе на рынок фирма попадает в заведомо невыгодные условия;

г) все вышеперечисленное неверно;

д) верны ответы а) и б).

2) Совокупные общественные потери от монопольной власти будут тем большими, чем:

а) большую прибыль получит монополист;

б) менее эластичным является спрос на продукцию монополии;

в) большими являются издержки на единицу продукции монополиста;

г) более высокой является цена на продукцию монополиста.

3) Эластичность спроса на продукцию монополистического конкурента зависит от:

а) степени дифференциации продукции и результативности рекламы;

б) результативности рекламной деятельности и объёма выпуска;

в) числа конкурирующих фирм в отрасли и от наличия свободных мощностей;

г) числа конкурирующих фирм в отрасли и степени дифференциации продукции.

4) Излом кривой спроса в модели «ломанной кривой» обязательно сопровождается:

а) тайным зговором между конкурентами относительно согласованной цены;

б) разрывом кривой предельных издержек;

в) разрывом кривой предельной выручки;

г) явным сговором между конкурентами относительно согласованной цены.

5) Для конкурентной фирмы кривая спроса на ресурс:

а) совпадает с кривой предельного продукта в денежном выражении;

б) совпадает с кривой предельных издержек использования ресурса;

б) является вертикальной линией;

в) является горизонтальной линией;

г) нет правильного ответа.

4. Предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. В таблице 14 представлены издержки производства и выпуск продукции. На рынке цена установилась на уровне 6 грн. Сколько продукции должно производить предприятие, чтобы достичь максимума прибыли? Какой будет прибыль? Ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы производство прекратилось?

 

Таблица 14 – Исходные данные

Выпуск ТС МС TVC AVC
0 20 0
1 23 3 3 3
2 29 6 9 4,5
3 38 9 18 6
4 50 12 30 7,5
5 64 14 44 8,8

 

5.Предположим, что имеется 7 покупателей продукта. Из них 1-й готов заплатить за 1 шт. – 700 грн., 2-й – 600 грн. и т.д. Пусть FC=0, а МС производства единицы продукта составляют 300 грн. Если монополист установит единую цену на всю продукцию, то он максимизирует PF в том случае, если MR=MC, т.е. если он продаст 4 шт.продукции по цене 400 грн. (больше продавать нецелесообразно). Определите, на сколько увеличится PF монополиста, если он применит дискриминацию цен, т.е. продаст первому покупателю продукцию по 700 грн., второму – по 600 грн. и т.д., продав в общей сложности все 7 единиц продукции?

6. Три фермерских хозяйства выращивают картофель на одинаковых по площади участках, отличающихся плодородием. Первое хозяйство производит 500 ц. картофеля, второе – 400 ц., третье – 300. Затраты на 1 кг. картофеля соответственно составляют 6,8 и 12 грн. Определить дифференциальную ренту для каждого хозяйства.

7. Показать на графике прибыль монопольной фирмы в размере 200 денежных единиц, подобрав соответствующие значения Q, Р и АТС.

 

Вариант 2.

1. Охарактеризовать спрос и выручку в условиях монополии.

2. Каждое положение определите одним термином или понятием.

1) Рынок, в котором ни продавец, ни покупатель не могут влиять на цены ресурсов производства.

2) Отрасль, в которой положительный эффект масштаба столь значителен, что одна фирма может обеспечить весь рыночный спрос при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималось несколько фирм.

3) Конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

4) Объединение предприятий, целью которого является максимизация прибыли путем фиксации цен и ограничения объемов выпуска.

5) Структура рынка труда, при которой спрос представлен единственным покупателем, а предложение единственным продавцом.

3. Найдите правильный ответ:

1) В краткосрочном периоде конкурентная фирма прекратит производство, если:

а) убытки больше постоянных издержек;

б) общая выручка не покрывает общих издержек;

в) общий убыток равен постоянным издержкам;

г) цена ниже минимума средних издержек.

2) Фирма – монополист в краткосрочном периоде находится в равновесии, когда:

а) средние издержки не достигают своего минимума;

б) средние издержки меньше цены;

в) средние издержки больше цены;

г) цена больше предельных издержек;

д) предельные издержки больше цены.

3) При условиях монополистической конкуренции предельная выручка для всех объёмов выпуска, кроме первой единицы:

а) превышает цену;

б) равняется цене;

в) ниже цены;

г) невозможно определить.

4) Анализ олигополии в сравнении с анализом других рыночных структур осложнен тем, что:

а) число фирм в отрасли настолько значительное, что поведение рынка точно предугадать невозможно;

б) предельная выручка и предельные издержки фирм на олигополистическом рынка не влияют на определение оптимального объема выпуска и цены;

в) решение фирм не всегда направлены на максимизацию прибыли;

г) всеобщая взаимозависимость фирм и невозможность предсказать реакцию конкурентов усиливают фактор неопределенности.

5) Чем больше заменителей у ресурса, тем:

а) менее эластичен спрос на данный ресурс;

б) более эластичен спрос на данный ресурс;

в) стабильнее спрос на данный ресурс;

г) более эластично предложение данного ресурса.

4.Функция общих издержек конкурентной фирмы имеет вид TC(Q) = Q2 + 5Q + 25. Определите: а) функции переменных, постоянных, средних общих, средних постоянных, средних переменных и предельных издержек; б) оптимальный объем выпуска при цене Р = 15 грн.; в) соответствующий размер прибыли или убытка.

5. На рынке два покупателя и монополия. При ценах 30, 25 и 20. Спрос первого покупателя равен соответственно 1, 2 и 3, второго – 0,1 и 1, постоянные издержки равны нулю, предельные издержки неизменно равны 9.Найдите равновесные цены и максимальную прибыль при ценовой дискриминации.

6. Заработная плата за единицу труда составляет 45 тыс. ден. ед., а спрос на труд со стороны отдельных фирм представлен в таблице 15. Рассчитайте величину предельного продукта труда в единицах и денежном выражении и определите, сколько рабочих фирме целесообразно нанять.

 

Таблица 15 – Исходные данные

Число нанятых рабочих, чел. Объем выпуска, ед. Предельный продукт труда, ед. Цена единицы продукции, ден. ед. Предельный продукт труда в денежном выражении, ден. ед.
0 1 2 3 4 5 0 10 25 34 40 44     3000 3000 3000 3000 3000 3000    

7. Показать на графике предложение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Вариант 3.

1. Особенности поведения фирм при монополистической конкуренции.

2. Каждое положение определите одним термином или понятием.

1) Фирма, не располагающая достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на цену.

2) Рынок, на котором есть только один покупатель.

3) Борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством воздействия фирм на качество, свойства и условия реализации своей продукции.

4) Рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары и контроль над ценами ограничен взаимозависимостью фирм.

5) Покупательная способность заработной платы, выраженная в количестве товаров и услуг, которые можно приобрести на полученную сумму.

3. Найдите правильный ответ:

1) Кривая спроса на стандартный продукт отдельной конкурентной фирмы, имеющий множество заменителей:

а) имеет отрицательный наклон;

б) абсолютно не эластична;

в) абсолютно эластична;

г) совпадает с кривой среднего дохода;

д) совпадает с линией предельного дохода.

2) Общественные потери от монопольной власти состоят в том, что при прочих равных условиях:

а) монополист вырабатывает меньший объем продукции, чем вырабатывала бы конкурентная отрасль;

б) монополист устанавливает более высокую цену на товар сравнительно с конкурентным рынком;

в) монополия захватывает и превращает в монопольную прибыль часть излишка потребителя;

г) все ответы правильные.

3) Дифференциация продукта позволяет монополистическому конкуренту:

а) увеличить спрос на продукцию фирмы;

б) снизить издержки производства единицы продукции;

в) сделать вклад на продукцию фирмы менее эластичным;

г) все ответы правильные.

4) Из приведенных признаков только для олигополии характерны:

а) дифференцированная продукция;

б) всеобщая взаимозависимость фирм;

в) наличие барьеров к вступлению в отрасль;

г) неценовая конкуренция.

5) Условием минимизации издержек предприятия является:

а) равенство предельных полезностей всех товаров и их цен;

б) равенство предельных продуктов всех ресурсов и их цен;

в) равенство отношений предельных продуктов ресурсов к их ценам;

г) нет правильного ответа.

4. На рынке два покупателя и монополия. При ценах 60, 50 и 40, спрос первого покупателя равен соответственно 2, 4 и 6, а спрос второго – 0, 2 и 2. Средние издержки постоянны и равны 18. Найдите равновесную цену.

5. Собственник земли за сданный в аренду участок ежегодно получает 20 тыс. денежных единиц арендной платы. На участке возведены постройки стоимостью 50 тыс. денежных единиц со сроком службы 25 лет. Ставка процента равна 10. Рассчитайте цену земли.

6. В одной из отраслей Украины самая лучшая фирма выпускает 40% продукта, а остальное производство распределено равномерно между шестью другими фирмами. Является ли отрасль высоко концентрированной или умеренно?

7. Показать на графике конкурентную фирму, несущую потери в размере 200 ден. единиц, но продолжающей процесс производства, подобрав соответствующие значения Q, P и ATC.

 

Вариант 4.

1. Особенности поведения фирм на олигополистическом рынке.

2. Каждое положение определите одним термином или понятием.

1) Условие максимизации прибыли для любой фирмы, независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует.

2) Рынок, на котором действует единый покупатель товара или услуги.

3) Рыночная структура, при которой множество фирм конкурируют, продавая на рынке дифференцированный товар.

4) Рынок, в котором либо продавец, либо покупатель могут оказывать влияние на цены ресурсов.

5) Организация, которая представляет интересы определенной группы работников в отношении ставки зарплаты и условии занятости.

3. Найдите правильный ответ.

1) Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде является:

а) частью кривой средних переменных издержек, которая лежит над кривой предельных издержек;

б) кривой предельных издержек, которая лежит выше кривой средних переменных издержек;

в) частью кривой предельных издержек, которая лежит выше кривой средних совокупных издержек;

г) кривой предельных издержек.

2) Ценовая дискриминация имеет место в случае, когда единственный продавец на рынке:

а) продал апельсин респектабельному мужчине по 6 грн. за кг, а скромно одетой бабушке - по 3 грн. за кг;

б) продает пшеничный хлеб дороже, чем ржаной;

в) продает цейлонский чай по более высокой цене, чем грузинский;

г) продал апельсин по 5 грн. за кг, а яблоки - по 3 грн. за кг.

3) Какие общие черты имеют рынки совершенной и монополистической конкуренции:

а) эластичность спроса меньше, чем в условиях монополии;

б) цена выше, чем предельные издержки;

в) изготавливаются однородные товары;

г) в долгосрочном периоде фирмы получают нулевую экономическую прибыль.

4) Ценовая война сводится к последовательному понижению цены на рынке:

а) до уровня средних переменных издержек;

б) до уровня предельных издержек;

в)до уровня постоянных издержек;

г) до уровня средних общих издержек.

5) Предельный продукт фактора производства в денежном выражении:

а) представляет собой продажную цену последней единицы продукта;

б) равен изменению общего размера выручки при использовании дополнительной единицы фактора производства;

в) равен изменению объема производства при использовании дополнительной единицы производственного фактора;

г) невозможно определить в условиях совершенной конкуренции;

д) невозможно определить в условиях несовершенной конкуренции.

4. В таблице 16 содержатся данные об издержках и доходах фирмы при совершенной конкуренции. Заполните таблицу при условии, что цена товара 5 грн. Определите: а) Какой объем производства следует выбирать? б) Чему равны постоянные издержки и предельный доход? в) Ниже какого уровня должна опуститься цена, чтобы прекратилось производство?

 

Таблица 16 – Исходные данные

Q TC VC AVC MC TR PF
0 4          
1 7          
2 11          
3 16          
4 24          
5 34          

 

5. Предложение земли: Q = 10 акров. Спрос фермеров на землю: Q = 50 – р. Рост спроса на продукты питания увеличил спрос на землю до Q = 100 – р. Определите, насколько возросла земельная рента, если ставка банковского процента уменьшилась с 10 % до 5 % годовых, а плата за вложенный капитал и отчисления на амортизацию не изменились. Проиллюстрируйте на графике.

6. Потребитель планирует получить 500 грн. через год, еще 300 грн., через 3 года и 700 грн. через 5 лет. Какова сегодняшняя ценность будущих доходов потребителя, если ставка процента 10%?

7. Показать на графике конкурирующую монополию, которая вынуждена прекратить производство продукции.

 

Вариант 5.

1. Охарактеризовать факторы картелизации отрасли, модель картеля, причины и механизм его разрушения.

2. Каждое положение определите одним термином или понятием.

1) Условия максимизации прибыли только для фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции.

2) Практика установления разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей.

3) Наличие действительных или мнимых различий между аналогичными товарами разных фирм.

4) Тип рынка, на котором оперирует небольшое количество крупных фирм.

5) Законодательно установленный нижний предел уровня оплаты за труд.

3. Найдите правильный ответ.

1) Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции, то это:

а) приведет к снижению рыночной цены продукта;

б) не окажет никакого влияния на рынок;

в) приведет к росту рыночной цены продукта;

г) сократит предложение и повысит рыночную цену продукта.

2) Основной целью ценовой дискриминации является:

а) увеличение объема производства и продажи фирмы;

б) повышение цен на продукцию;

в) захват потребительского излишка и превращение его в монопольную прибыль;

г) дифференциация продукции.

3) В условиях монополистической конкуренции:

а) P = MR;

б) P > MR;

в) P < MR;

г) P < AR.

4) Участники картеля увеличат свои доходы в краткосрочном периоде, если:

а) будут продавать свои товары по более низким ценам, чем другие участникам картеля;

б) установят более высокую цену, чем другие участники картеля;

в) осуществят неценовую конкуренцию;

г) будут полностью придерживаться условий картельной сделки.

5) Фирма достигает минимального уровня издержек, когда:

а) цены всех факторов производства одинаковы;

б) предельные продукты всех факторов производства одинаковы;

в) предельные продукты факторов производства равны их ценам;

г) предельные продукты факторов производства равны нулю;

д) ни один из предыдущих ответов не является верным.

4.Общие издержки производства даны в таблице 17. Какой объем производства выберет фирма в условиях совершенной конкуренции при сложившейся цене одной единицы в 60 грн. и размере постоянных издержек в 60 грн. Решить задачу на основе совокупного и предельного подхода.

 

Таблица 17 – Общие издержки производства

Q, шт. 1 2 3 4 5 6
TC, грн. 100 130 170 222 281 351

 

5. Спрос Бориса на продукцию монополии равен 30 при ценах, не превосходящих 40, и равен нулю при прочих ценах. Спрос Глеба равен 90 при ценах, не превосходящих 10, и равен нулю при прочих ценах. Постоянные издержки равны 100, предельные 20. Возможна ценовая дискриминация. Найдите: максимальную выручку и соответствующие цены; максимальную прибыль и соответствующие цены.

6. Определите уровень заработной платы и объем предлагаемых услуг на рынке труда, если функция предложения труда описывается как SL = 10 + 1/2W, а спроса на труд DL = 100 – W.

7. Показать на графике равновесное состояние конкурентной фирмы, чистой монополии и конкурирующей монополии в краткосрочном периоде.

 

Вариант 6.

1. Показать особенности предложения на рынке труда и рынке земли.

2. Каждое положение определите одним термином или понятием.

1) Часть кривой краткосрочных предельных издержек конкурентной фирмы, расположенная выше точки минимума кривой средних переменных издержек.

2) Разница между выпуском фирмы на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном равновесии и выпуском, минимизирующим средние издержки, которая представляет собой своеобразную плату общества за дифференциацию товаров.

3) Форма олигополистического соперничества, которое сопровождается последовательным снижением цен конкурирующими фирмами.

4) Спрос на ресурсы, зависящий от спроса на продукты, производимые при помощи этих ресурсов.5) Цена, уплачиваемая за использование природных ресурсов, количество которых жестко ограничено.

3. Найдите правильный ответ:

1) Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции, то это:

а) приведет к снижению рыночной цены продукта;

б) не окажет никакого влияния на рынок;

в) приведет к росту рыночной цены продукта;

г) сократит предложение и повысит рыночную цену продукта.

2) Монопольная власть – это:

а) возможность устанавливать любую цену;

б) возможность устанавливать любую цену в пределах эластичного участка спроса;

в) возможность устанавливать цену, превышающую цену совершенной конкуренции;

г) все ответы правильные;

д) верно б) и в).

3) Какие из перечисленных характеристик кривой спроса присущи монополистической конкуренции:

а) абсолютная эластичность;

б) высокая эластичность;

в) низкая эластичность;

г) абсолютная неэластичность;

д) все ответы не верны.

4) Модель ломаной кривой спроса иллюстрирует и объясняет:

а) поведение дуополии;

б) поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции;

в) картельное ценообразование;

г) поведение олигополии, не склонной к сотрудничеству;

д) поведение любой фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции.

5) Если конкурентная фирма максимизирует прибыль, продавая продукцию по цене 2 грн., за единицу и покупает ресурс по цене 10 грн., то денежное выражение предельного продукта данного ресурса равно:

а) 2 грн.;

б) 5 грн.;

в) 10 грн.;

г) 20 грн.;

д) нельзя определить по имеющимся данным.

4. Какой объем выпуска продукции выберет фирма и какую прибыль она получит, если рыночная цена товара составит 8 грн.? Функция общих издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде имеет вид, предоставленный в таблице 18.

 

Таблица 18– Исходные данные

Q, шт. 0 1 2 3 4 5
ТС, грн. 10 12 16 22 32 40

 

5. Спрос на труд и его предложение выражены следующими функциями: DL = 120 – 20W; SL = -60 + 70W, где W – ставка заработной платы в час. Задания: а) определите равновесный уровень зарплаты и занятости; б) найдите уровень вынужденной безработицы, если минимальная зарплата установлена на уровне 2 грн. в 1 ч.; в) что произойдет с общим доходом рабочих после установления минимальной зарплаты? г) начертите кривые спроса на труд и его предложения.

6.На рынке два покупателя и монополия. При ценах 10, 20 и 30 спрос первого покупателя равен соответственно 4, 3 и 1, а спрос второго покупателя равен соответственно 2, 2 и 1. Постоянные издержки равны нулю, а предельные неизменно равны 11. Найдите: а) равновесную цену и прибыль при ценовой дискриминации; б) равновесную цену и прибыль без ценовой дискриминации.

7. Показать на графике картель в убыточном состоянии.

Вариант 7.

1. Почему монопольно-конкурентная фирма не может в течение длительного периода получать экономическую прибыль?

2. Каждое положение определите одним термином или понятием.

1) Товары различных предприятий, воспринимаемые потребителями как абсолютно совершенные заменители.

2) Назначение различных цен в зависимости от объемов покупки, что на практике принимает форму ценового дисконта.

3) Метод конкурентной борьбы, связанный с нарушением общепринятых норм и правил в сфере предпринимательской деятельности.

4) Кривая спроса на продукцию олигополиста, основанная на предположении, что конкуренты присоединятся к его решению о снижении цен, но не последуют за решением о повышении цен.

5) Цена использования услуг капитала.

3. Найдите правильный ответ:

1) Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой:

а) предельной и средней выручки;

б) общей выручки;

в) общих издержек;

г) предельных издержек.

2) В условиях естественной монополии барьером для проникновения в отрасль служит:

а) патентное право на изобретение;

б) более низкие издержки крупного производства, обусловленные положительным эффектом масштаба;

в) контроль над редкими источниками сырья;

г) лицензирование отдельных видов деятельности;

д) все ответы верны.

3) Что не принадлежит к методам неценовой конкуренции:

а) реклама;

б) оказание гарантийного обслуживания;

в) предоставлениетребительского кредита;

г) сезонная распродажа товаров.

4) «Ломаная кривая» спроса для олигополиста предполагает, что:

а) существует разрыв кривой предельного дохода;

б) существует разрыв кривой предельных издержек;

в) цена товара должна быть выше, чем уровень предельных издержек;

г) является договоренностью по цене с другими участниками рынка.

5) Предприятие, функционирующее на конкурентном рынке готовой продукции, будет нанимать дополнительных рабочих на конкурентном рынке услуг труда до тех пор, пока не достигнет равенства:

а) Р ´ МРL = W;

б) Р / W = МРL;

в) MR ´ MPL = МRСL;

г) MR / MPL = W;

д) верно а) и в).

4. Если общие издержки производства описаны в таблице 19, то какой объем производства выберет фирма в условиях совершенной конкуренции при сложившейся цене одной ед. в 9 грн. и размере постоянных издержек 30 грн.

 

Таблица 19 – Общие издержки производства

Объем производства в ед. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Общие издержки в грн. 40 43 47 52 58 65 73 83 94

 

 

5. Предположим, что шкала спроса, с которой сталкивается монополист имеет такой вид (таблица 20). Предельные издержки фирмы равны 6 ед. Определить объем выпуска, максимизирующий прибыль монополиста и оптимальную монопольную цену.

 

Таблица 20 – Исходные данные

Цена 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Объем спроса 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

6. Производственная функция фирмы, являющейся совершенным конкурентом на рынке готовой продукции, в краткосрочном периоде Q = 200L0,5, где L - количество работников. Цена готовой продукции - 3 грн., а уровень заработной платы на совершенно конкурентном рынке услуг труда - 30 грн. Определите, сколько работников наймет фирма, максимизирующая свою прибыль.

7. Показать на графике равновесие конкурентной фирмы и чистой монополии.

 

Вариант 8.

1. В каком случае на олигополистическом рынке возможна ценовая война?

2. Каждое положение определите одним термином или понятием.

1) Определенные условия или дополнительные издержки, которые препятствуют входу в отрасль.

2) Назначение разных цен для отдельных сегментов рынка (групп покупателей), имеющих различную ценовую эластичность спроса.

3) Метод конкурентной борьбы, при котором сохраняются равные условия функционирования всех без исключения субъектов рыночных отношений, сбалансированность их интересов, а также отсутствуют нарушения общепринятых правил и норм.

4) Ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно договариваются о ценах и объемах выпуска продукции.

5) Ситуация, когда монопольное положение занимает покупатель трудовых услуг.

3.Найдите правильный ответ:

1) Если фирма является совершенным конкурентом, то в состоянии краткосрочного равновесия у нее:

а) MC = MR = P;

б) P = ATC - MC;

в) AR = MR > P;

г) MR = P - AR.

2) Фирма - монополист:

а) никогда не несет убытки, поскольку имеет рыночную власть;

б) может производить любой объем продукции и продавать ее по любой цене;

в) устанавливает на свою продукцию наивысшую цену из возможных;

г) с учетом кривой рыночного спроса определяет комбинацию объема выпуска и цены, которая обеспечивает максимизацию прибыли.

3) Фирма в состоянии равновесия на рынке монополистической конкуренции однозначно несет убытки, если ее:

а) АС = МС;

б) АС < P;

в) AC = P;

г) AC > P.

4) Кооперативные стратегии поведения фирм отличаются от некооперативных тем, что фирмы:

а) совместно используют производственные мощности;

б) координируют деятельность не кооперативными способами;

в) заключают соглашение о рыночных ценах и объемах выпуска;

г) выбирают стратегию поведения на основании стратегии конкурента.

5) Фирма-монопсония, продающая товары на совершенно конкурентном рынке готовой продукции, будет нанимать дополнительных рабочих на рынке услуг труда до тех пор, пока не достигнет равенства:

а) Р ´ МРL = W;

б) MR ´ MPL = МRСL;

б) Р ´ MPL = МRСL;

г) верно б) и в).

4. Спрос на продукцию монополии при ценах 2, 3, 4 и 5 равен соответственно 80, 60, 50 и 30. Найти: а) максимальную выручку монополиста; б) предельный доход монополии при ценах 3, 4 и 5.

5. Прибыль фирмы олигополиста составляет 12000 тыс. грн. в месяц. Количество производимых изделий – 600 тыс. шт. Фирма максимизирует прибыль, а ее издержки составляют 80 грн. на одно изделие. Определите индекс монопольной власти (индекс Лернера).

6. Функция дохода фирмы представлена как TR = 5L0,5, а общих затрат ТС = 0,1L + 1, где L – количество труда в тыс. часов. Если фирма максимизирует прибыль, определите количество труда, которое будет приобретено.

7. Показать на графике дискриминационную цену, равную 100 и 150 ден. единицам.

 

Вариант 9.

1. Покажите, чем отличается рынок факторов производства от рынков товаров.

2. Каждое положение определите одним термином или понятием.

1) Общая выручка от продажи всего объема продукции.

2) Продажа в один и тот же момент одного и того же продукта разным покупателям по разным ценам.

3) Разновидность ценообразования на олигопольном рынке, при котором за основу берется величина средних переменных издержек, которая корректируется на величину надбавки в зависимости от целей фирмы.

4) Рынок, на котором большое количество фирм определяет спрос на отдельный вид трудовых услуг значительного количества работников – не членов профсоюза.

5) Излишек в факторном доходе, полученный владельцем ресурса сверх минимального размера оплаты, за который он готов продать ресурс.

3. Найдите правильный ответ:

1) Если предельные издержки превышают средние общие издержки при объеме производства, максимизирующем прибыль, то конкурентная фирма:

а) получает положительную прибыль;

б) выбирает объем производства, соответствующий точке, расположенной правее минимума кривой средних общих издержек;

в) не прекратит производство;

г) все предыдущие ответы верны.

2) Оптимальным объемом выпуска для фирмы-монополиста является объем, при котором:

а) цена равняется минимуму средних совокупных издержек;

б) предельная выручка равняется средним совокупным издержкам;

в) предельная выручка равняется предельным издержкам;

г) предельная выручка равняется средним переменным издержкам.

3) Вероятность получения дополнительной экономической прибыли фирмой, действующей на рынке монополистической конкуренции, тем больше, чем:

а) больше её продукт похож на продукты конкурентов;

б) ниже барьеры входа и выхода с рынка;

в) больше её продукт отличается от продуктов конкурентов;

г) меньше угол наклона кривой спроса на её продукт.

4) Картельное соглашение оказывается нестабильным, если:

а) картель регулирует производство однородной продукции;

б) члены картели имеют одинаковый уровень издержек;

в) фирма не в состоянии определить нарушения;

г) спрос на продукцию картеля характеризуется низкой эластичностью;

д) на территории базирования картеля действует эффективное антимонопольное законодательство.

5) Цена земли зависит от:

а) величины ежегодной ренты;

б) ставки банковского процента;

в) величины альтернативного дохода покупателя земли;

г) все перечисленное – верно.

4. Заполните и проанализируйте таблицы 21 и 22.

 

Таблица 21 – Издержки производства фирмы

Объем выпуска

Издержки

Средние издержки

Предельные издержки
Q TC FC VC AFC AVC ATC MC
0 1000            
15 1250            
63 1750            
76 2000            
85 2250            

 

Определите, при какой цене и каком объеме производства конкурентная фирма будет:

а) максимизировать свою прибыль;

б) минимизировать убытки.

 

Таблица 22 – Доход и прибыль предприятия при различных ценах

Объем выпуска TR при Р=35 ден. ед. PF при Р=35 ден. ед. TR при Р=20 ден. ед. PF при Р=20 ден. ед.
Q        
0        
15        
63        
76        
85        

 

5.Арендная цена земельного участка в год составляет 450 ден. ед. годовая ставка процента составляет 7%. Определить капитализированную цену земельного участка.

6. На рынке два покупателя и монополия. При ценах 10, 20 и 30 спрос первого покупателя равен соответственно 4, 3 и 1, а спрос второго покупателя равен соответственно 2, 2 и 1. Постоянные издержки равны нулю, а предельные неизменно равны 11. Найдите: а) равновесную цену и прибыль при ценовой дискриминации; б) равновесную цену и прибыль без ценовой дискриминации.

7. Показать на графике картель, прибыль которого возрастает с 300 до 400 ден. ед., подобрав соответствующие данные Q, P и АТС.

Вариант 10.

1. Охарактеризуйте особенности рынка труда.

2. Каждое положение определите одним термином или понятием.

1) Фирма, не способная влиять на рыночную цену.

2) Средства конкурентной борьбы, применяемые в сфере дифференциации продукта, рекламы и стимулирования сбыта.

3) Тип рыночной структуры, при котором два продавца предлагают стандартизированный товар.

4) Капитализированная земельная рента.

5) Затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

3. Найдите правильный ответ:

1) На совершенно конкурентном рынке фирма может работать с отрицательной экономической прибылью:

а) да, в краткосрочном периоде, если ее средние переменные издержки AVC ниже рыночной цены;

б) да, в краткосрочном периоде, если выручка больше переменных издержек фирмы VC;

в) нет, в долгосрочном периоде, т.к. постоянные издержки отсутствуют;

г) все выше перечисленное верно;

д) все вышеперечисленное неверно.

2) Монополист, который стремится максимизировать прибыль, будет снижать цену на свою продукцию, пока:

а) предельная выручка превышает предельные издержки;

б) снижаются предельные издержки;

в) предельная выручка превышает средние совокупные издержки;

г) снижается спрос на его продукцию.

3) Условием долгосрочного равновесия фирмы, работающей на рынке

монополистической конкуренции, является следующее:

а) LMC = LMR; LAC = P;

б) LMC = LMR; LACmin = P;

в) P = LMC; P = LAC;

г) P = MC; P = ACmin;

д) правильного ответа нет

4) Модель ломанной кривой спроса на продукцию олигополиста предполагает, что:

а) конкуренты имеют соглашение с данной фирмой о проведении совместной ценовой политики;

б) конкуренты игнорируют случаи повышения цены данной фирмой, но реагируют на ее снижение;

в) конкуренты игнорируют случаи снижения цены данной фирмой, но реагируют на ее повышение;

г) конкуренты отслеживают любые изменения в ценовой политике данной фирмы;

д) фирма является ценовым лидером и не реагирует на случаи изменения цен фирмами-конкурентами.

5) Изменение уровня реальной зарплаты можно определить, сопоставляя изменения уровня номинальной зарплаты с изменениями в:

а) уровня цен на товары и услуги;

б) ставках налогообложения;

в) нормы прибыли;

г) длительности рабочего времени.

4. Продавец спичек – монополист. Петр купит 1 коробок максимум за 2,4 грн., Павел – за 2,5 грн. Два коробка Петр купит по 1,3 грн., Павел – по 1,2 грн. Три коробка Петр купит по 0,7 грн., Павел – по 0,9 грн. Найдите: а) максимальную выручку и соответствующую цену, если перепродажа спичек легко осуществима; б) максимальную выручку и цены при ценовой дискриминации.

5. Фирма выплачивает 400 грн. за аренду оборудования и 50 грн. заработной платы в день. При этом использует такое количество труда и капитала, при котором ее предельные продукты равны соответственно МPK = 8 шт. и МPL = 2. Использует ли фирма в этом случае комбинацию ресурсов, минимизирующую убытки? Как необходимо изменить количество ресурсов?

6. Ответьте на следующие вопросы, касающиеся конкурентной фирмы, используя диаграмму краткосрочных издержек: а) будет ли фирма в краткосрочном периоде производить продукцию при цене 6 грн. за единицу? б) будет ли фирма производить продукцию при цене 10 грн. за единицу? в) если цена 25 грн. за единицу, будет ли фирма получать экономическую прибыль? г) предположим, равновесная цена в краткосрочном периоде установилась на уровне 20 грн. за единицу; д) допустим, совокупные постоянные издержки в отрасли сокращаются из-за падения цены на капитал. Будет ли изменяться в краткосрочном периоде цена и равновесный выпуск в отрасли вследствие этих изменений?

 

Рисунок 3 – Исходные данные

 

7. Показать на графике рентный доход на трех различных по плодородию участках земли.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 367.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...