Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ ДРЕВНЕГО МИРА




ВВЕДЕНИЕ

Цель преподавания дисциплины «История медицины и фармации» – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины, медицинской деятельности, лекарственного обеспечения населения в различные периоды во взаимосвязи с настоящим.

Задачами курса являются:

· показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления врачевания и лекарственного лечения в различное время и в различных странах;

· сформировать системные знания о развитии медицинской деятельности в интегративной связи с историческим процессом;

· раскрыть достижения различных культур и цивилизаций в области медицины и фармации;

· научить анализировать достижения медицинской мысли;

· ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых, внесших вклад с развитие медицины и фармации;

· расширить общий культурный кругозор студентов.

Перечень знаний и умений студентов по курсу история медицины и фармации:

Студент должен знать:

· основные этапы и общие закономерности становления врачевания и лекарствоведения, развитие приемов профилактики заболеваний;

· характерные черты развития медицины и фармации в различные исторические периоды;

· достижения мировой, отечественной и татарстанской медицины и фармации;

· вклад выдающихся ученых в развитие медицины и фармации.

Студент должен уметь:

· анализировать исторический материал;

· понимать логику и закономерности развития медицинской и фармацевтической науки и практики;

· грамотно вести дискуссию по вопросам истории медицины и фармации;

· применять полученные знания при изучении профильных дисциплин;

· использовать в практической деятельности, в общении с пациентами знания по истории медицины, приобретенные в период обучения;

· стремиться к повышению своего культурного уровня.

 

Тематический план лекций К-во часов
1. История медицины как наука и предмет преподавания. Медицина и фармация первобытного общества 2
2. Развитие медицины и фармации в Древнем мире. Медицина и фармация Древнего Востока 2
3. Медицина и фармация Средневековья. Особенности медицинской, фармацевтической науки и практики эпохи Возрождения 2
4. Медицина и фармация Нового времени. Развитие медико-биологических дисциплин 2
5. Отечественная медицина и фармация. Медицинское и фармацевтическое образование в дореволюционной России 2
6. Казанские медицинские школы. Видные казанские фармакологи. 2
7. Основные этапы и особенности развития советской медицины и фармации. Фармацевтическое образование в СССР 2
8. Итого: 14

 

 

Тематический план семинарских занятий К-во часов
1. Вводное занятие. Методика подготовки к занятиям 2
2. Медицина и фармация Древнего мира 2
3. Средневековая медицина и фармация 2
4. Отечественная медицина и фармация (IX-XVIII вв.) 2
5. Развитие медико-биологических дисциплин в Новое время. Контроль знаний: модуль №1 2
6. Золотой век клинической медицины в России 2
7 Развитие гигиены. Общественная и земская медицина в России 2
8.  Контроль знаний: модуль №2. Компьютерное тестирование. 2
9. Зачет. 2
10. Итого: 18

 

 

Тематический план самостоятельной работы К-во часов
1. Здравоохранение и фармация в Советской России (СССР) 2
2. Казанские медицинские школы. Музей. 2
3. Архивная практика 2
4. Итого: 6


Занятие 1

ВВОДНОЕ. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

Студенты знакомятся с требованиями по подготовке к практическим занятиям, которые включают выполнение следующих видов работ: устный ответ на вопросы семинара, конспектирование и анализ источников, подготовка сообщений (докладов), написание рефератов.

 

Подготовка устного ответа на вопросы семинара:

1. Ознакомиться с материалами изучаемой темы.

2. Составить подробный план ответа по вопросам.

3. Выучить важнейшие даты по теме.

План конспектирования источника:

1. Прочитать документ полностью.

2. Записать название источника, время его создания и имя автора.

3. Выделить основную мысль и изложить ее в 1-2 предложениях.

4. Основные положения источника записать по пунктам.

5. Сделать краткий вывод (1-3 предложения).

План анализа источника:

1. Время и место создания источника (характеристика эпохи и медицины).

2. Сведения об авторе.

3. Жанр источника (мемуары, публичная речь, научный труд, учебник, др.)

4. История создания и судьба текста.

5. Анализ, проблематика, новые методы, концепция, новизна источника.

6. Значение этого труда для развития медицины.

7. Выводы.

План подготовки сообщений (докладов):

1. Подобрать литературу по заданной теме (не менее 2-3 источников).

2. Четко сформулировать тему сообщения (доклада).

3. Определить новые термины и понятия, которые будут фигурировать в сообщении.

4. Кратко изложить материал, сделав акцент на новшествах и открытиях.

5. Сделать вывод, охарактеризовав какое именно влияние излагаемые события оказали на развитие медицины.

Время сообщения не должно превышать 5-7 минут.

Рекомендации по написанию реферата:

Реферат – форма учебно-исследовательской работы студентов, позволяющая овладеть навыками исследовательской работы, определить степень изученности проблемы, выделить узловые вопросы, сделать выводы по теме. Это обобщенное и систематизированное изложение темы на основе изучения источников и литературы.

Порядок работы:

1. Сформулировать тему, цель работы, актуальность проблемы.

2. Составить план работы.

3. Подобрать литературу и источники по теме.

4. Написать текст, сформулировать выводы.

 

Структура работы:

1. Титульный лист (см. Приложение №22).

2. План или содержание с указанием страниц.

3. Введение (постановка проблемы, актуальность темы, цель и задачи работы, обзор источников и литературы) – объем 1-2 страницы.

4. Основная часть (содержит от двух до четырех глав, которые можно разделить на параграфы, каждая глава обязательно заканчивается выводом) – объем 10-15 страниц.

5. Заключение (обобщает выводы в главах, соответствует поставленной во введении цели) – объем до 1 страницы.

6. Список использованных источников и литературы.

Пример:Глязер Г. От Гиппократа до Павлова. – М.: Медгиз, 1956. – 243с.

Королюк А.М. Аристовский В.М. /А.М. Королюк // Каз.мед.ж. – 1983. – №3. – С. 19 – 21.

Занятие 2

МЕДИЦИНА И ФАРМАЦИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Медицина Древнего Востока:Медицина Месопотамии (Шумеры, Вавилон, Ассирия). Врачевание в Древнем Египте. Медицина Древней Иудеи. Медицинские знания в Китае. Развитие медицины в Индии. Особенности тибетской медицины.

2. Врачевание в Древней Греции:Мифологические основы врачевания и храмовая медицина. Влияние натурфилософии на медицину, философы о медицине. Врачебные школы. Гиппократ и его вклад в медицину. «Гиппократов сборник». Известные врачи Александрии.

3. Медицинское дело в Древнем Риме:Особенности организация медицинского дела, развитие военной и светской медицины. Санитарно-технические сооружения. Известные врачи Древнего Рима. Гален и значение его трудов. «Галеновы препараты». Галенизм.

Источники для анализа и конспектирования:

1. Гиппократ. Клятва. (Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник / Ю.П. Лисицын. – М.: Гоэтар-Мед, 2004. – С. 55-56.

2. Гален. О назначении частей человеческого тела (Приложение №1).

Темы для сообщений:

1. Фармация Междуречья.

2. Фармация Древней Индии.

3. Фармация Древнего Китая.

4. Фармация Древней Иудеи.

5. Фармация в Тибетской медицине.

6. Источники по истории медицины Древней Греции.

7. Учение Аристотеля, его влияние на развитие медицины.

 

Важнейшие даты по данной теме:1 – 7.

 

Основная литература:

1. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник / Ю.П. Лисицын. – М.: Гэотар-Мед, 2004. – Гл. 2-3. – С. 22-68.

Дополнительная литература:

1. Архангельский Г.В. О «Гиппократовском сборнике» / Г.В. Архангельский // Клин. медицина. – 1991. – №3. – С. 115-118.

2. Виолин Я.А. Медицина Китая: Дис. на степень д-ра медицины/ Я.А. Виолин. – СПб.: Электрическая типография В. Я. Мильштейна, 1903. – 225 с.

3. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова / Г. Глязер. – М.: Медгиз, 1956. – 243 с.

4. Гиппократ. Избранные книги / Гиппократ; пер. с греч. В.И. Руднева; Ред., вступ. ст. и примеч. В. П. Карпова. – М.: Сварог, 1994. – 736 с.

5. Дубровин Д.А. Трудные вопросы классической китайской медицины / Д.А. Дубровин. – Л.: Аста пресс, 1991. – 223 с.

6. Петров Б.Д. Гиппократ / Б.Д. Петров // Клин. медицина. – 1990. – №9. – С. 116-119.

7. Сорокина Т.С. История медицины / Т.С. Сорокина. – М.: ПАИМС, 1994. Гл.2-3. – С. 35-130, 133-136.

8. Чикин С.Я. Врачи-философы / С.Я. Чикин. – М.: Медицина, 1990. – 384 с.

9. Цельс Авл Корнелий. О медицине (в восьми книгах) перевод с латинского / Ц.А. Корнелий. – М.: б.и., 1959. – 407 с.

Занятие 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...