Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к содержанию курсовой работы




 

Характеризуя содержание отдельных разделов работы, следует отметить следующее.

Введение - очень ответственная часть курсовой работы, поскольку оно содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Во введении на двух-трех страницах раскрывается значение избранной темы, указывается цель работы, область применения разрабатываемой проблемы, ее научное, техническое и практическое значение, экономическая целесообразность для народного хозяйства. Превышение и снижение указанного объема не допускается.

Во введении следует:

- раскрыть актуальность вопросов темы;

- охарактеризовать проблему, к которой относится тема, изложить историю вопроса, дать оценку современного состояния теории и практики;

- указать предмет и объект исследования;

- изложить задачи в области разработки проблемы (сформулировать задачи темы работы);

- перечислить методы и средства, с помощью которых будут решаться поставленные задачи;

- кратко изложить ожидаемые результаты, в том числе технико-экономическую целесообразность выполнения данной темы, либо экономическую эффективность.

Актуальность - обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную и профессиональную подготовленность. В целом актуальность работы обосновывается путем изложения аналитических либо иных данных, подтверждающих, что данная тема действительно важна и требует дальнейшего изучения. Степень проработанности описывается через обзор источников информации. Кроме того, следует указать основные проблемы, противоречия и пробелы, которые могут быть разрешены в курсовой работе. Освещение актуальности должно быть немногословным.

От формулировки научной проблемы и доказательства актуальности исследования, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу…, разработать методику… и т.п.). Формулировать задачи необходимо тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Первая задача должна касаться сбора и анализа теоретического материала по теме. Всего достаточно будет сформулировать 3-5 задач (например, в каждой главе решается одна из задач).

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет - это структурный элемент объекта, который непосредственно находится в поле исследования; научная область, которая подвергается исследованию в работе. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом сбора фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Далее излагаются методы и подходы, которые используются для решения поставленных задач.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена работа, ее практическая часть. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также в конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Основная часть курсовой работы может состоять из двух-трех глав, которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала, оптимальным является равное соотношение объемов глав и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

В основной части курсовой работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. В первой главе, которая, как правило, носит теоретический характер, необходимо изложить систематизированную информацию по теме работы, взятую из литературных источников. Допускается дословное цитирование небольших фрагментов (определений, терминов, пояснений и др.), если это необходимо.  Не следует пытаться изложить всю теорию по теме работы в данной главе. Студент должен самостоятельно выделить основные теоретические позиции по теме работы и детализировать их по своему усмотрению. Таким образом демонстрируется способность к систематизации и обработке информации.

В последующих главах анализируется фактический материал. Все разделы курсовой работы должны быть связаны между собой, поэтому внимание следует обратить на логические переходы от одного параграфа к другому.

В работах практической направленности обязательно должна быть глава, описывающая методики и техники конкретного авторского исследования, и, собственно, само эмпирическое исследование. Практическая часть не обязательно должна носить обширный характер, но вместе с тем должна быть такой, чтобы студент мог освоить практические, эмпирические, статистические, математические и т.п. методы науки. Для повышения уровня обоснованности, наглядности работу иллюстрируют таблицами, рисунками, цифровыми примерами, расчетами и т.п.

Последняя часть работы – заключение. Его объем составляет две-три страницы. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, оценку полноты решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее экономическую, научную, социальную значимость.

Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Список использованных источников и литературы составляется из источников, которыми пользовался студент при выполнении работы. При этом указываются не только те источники, на которые имеются сноски в тексте работы, но и все прочие, с которыми ознакомился студент в процессе подготовки курсового проекта. Количество использованных источников и литературы в курсовой работе, как правило, должно быть не менее двадцати. В списке источников допускается формирование двух разделов: нормативно-правовых источников и специальных источников. Первые указываются в порядке убывания юридической силы, а равные по юридической силе документы располагаются по дате принятия документа. Вторые указываются в алфавитном порядке.

Оформление курсовой работы должно соответствовать образовательному стандарту ВПО АлтГТУ СТО 12400-2009, ГОСТ 7.32-2001 «СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ Р7.05-2008. СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Правила оформления курсовой работы изложены в следующих методических указаниях: Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ для студентов экономических специальностей всех форм обучения /Составитель Казитова Э.И.; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул, изд-во АлтГТУ– 47 с.

Защита курсовой работы

 

Курсовая работа должна быть написана в установленные сроки. Надлежащим образом оформленная работа предоставляется на кафедру на 14-й неделе семестра. Если работа сдана в указанные сроки, студент имеет возможность устранить замечания руководителя и доработать ее. Не допускается сдача рукописных и не сшитых работ во избежание проблем с их проверкой работы и хранением.

По результатам защиты студент получает оценку, которая проставляется в отдельную ведомость, дублируется отдельной строкой в зачетной книжке студента и выносится во вкладыш диплома о высшем образовании по окончании университета. Сама курсовая работа сохраняется на кафедре.

Защита курсовой работы проводится публично при участии руководителя и преподавателей кафедры. Продолжительность защиты курсовой работы одним студентом составляет не более 30 минут.

При защите курсовой работы выявляется глубина и самостоятельность знаний студента по избранной теме. При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые выводы и решения. Защищая курсовую работу, студент должен хорошо ориентироваться в представленной работе, уметь объяснить источники цифровых данных, отвечать на вопросы как теоретического, так и практического характера, относящиеся к теме работы.

Перед защитой студент готовится как по работе в целом, так и по замечаниям руководителя. Защита состоит из краткого изложения студентом основных положений работы. Особое внимание должно быть уделено тем разделам работы, в которых имеются критические замечания и предложения студента по вопросам избранной темы. Далее студенту необходимо ответить на вопросы преподавателя (и, возможно, аудитории). В процессе защиты, как правило, студентам целесообразно использовать наглядный визуализированный материал, иллюстрирующий основные положения доклада (презентацию основных результатов исследования).

При оценке курсовой работы учитывается как качество написания работы, так и результаты ее защиты. Работа, в отношении которой у преподавателя сложилось мнение, как о неудовлетворительной, возвращается студенту для основательной переработки с учетом высказанных в отзыве замечаний.

Итоговая оценка курсовой работы оценивается на основе 100-бальной системы. Кафедрой МЭО утвержден состав и удельный вес критериев, на основании которых производится защита курсовой работы (таблица 3).

После ознакомления с представленной к защите курсовой работой руководитель проставляет предварительное число набранных баллов, которое уточняется в ходе защиты курсовой работы. Баллы за проведение защиты проставляются во время защиты.

Набранное число баллов конвертируется в пятибалльную систему исходя из следующего расчета: 75 – 100 баллов («отлично»), 50 – 74 баллов («хорошо»), 25 – 49 баллов                      («удовлетворительно»),  менее 25 баллов («неудовлетворительно»).

По итогам защиты курсовая работа может быть оценена на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». При неудовлетворительной оценке курсовая работа возвращается на доработку. Если установлено, что работа выполнена не самим студентом, представляющим ее к защите, то преподаватель вправе выдать новое задание на курсовую работу и обязать студента выполнить новую работу.

Таблица 3 – Критерии оценки курсовых работ

Критерии оценки Удельный вес
Оформление работы. Наличие плана и соответствие содержания работы плану; правильность составления списка использованных источников литературы; правильность оформления статистического, графического материала; наличие цитирования (сносок, указания на использованные источники литературы), наличие правильно оформленных всех составных частей работы (титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения) и пр. 16
Знание новейших событий, использование новейших источников литературы (за последние 6 месяцев) 5
Широта круга использованных источников литературы, в том числе источников на иностранных языках 7
Степень актуальности, логика постановки и изложения темы 10
Полнота раскрытия темы. Глубина теоретического анализа. 15
Степень самостоятельности в обобщении и изложении использованного в курсовой работе материала 15
Умение делать выводы 7
Соблюдение графика выполнения работы 10
Умение представлять и защищать высказанные в работе положения, выводы и рекомендации 10
Представление результатов работы на конференции, публикация в виде статьи, прочее 5

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...