Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия естествознания: Л. Да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания. Благодаря географическим открытиям менялась традиционная картина мира, а XVI век стал веком коперниканской революции. Естествознание Возрождения было исторической предпосылкой классической механики. Леонардо да Винчи (1452 – 1519) оставил заметный след в живописи, фортификации, градостроительстве, мелиорации, математике, механики, астрономии, геологии, палеонтологии, оптике, ботанике, архитектуре. Известно также, что он был ещё инженером. Словом, да Винчи был настоящим примером всесторонне развитой личности. Будучи сенсуалистом [т. е. человеком, признающим чувственный опыт основой познания], да Винчи считал важнейшей ступенью познания многократно повторённый эксперимент, за которым следует рассуждение, истолковывающее протекание и результаты опыта… но познание не может обойтись без цельной научной теории: «Наука – полководец», писал Л.да Винчи, «практика – солдаты… всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории». Польский астроном Н. Коперник (1473 – 1543) создал гелиоцентрическую модель мира (Солнце – центр Вселенной, а Земля вращается вокруг Солнца). Коперник пересмотрел вопрос о причине и характере движения небесных тел. Ранее считалось, что источником движения служит Бог. У Коперника движение небесных тел объяснялось их природой, т. е. отпала надобность во внешнем двигателе. Джордано Бруно (1548 – 1600) в своих взглядах пошёл дальше Н. Кузанского и Н. Коперника. Последовательно применяя пантеистический подход к пониманию Бога, он отождествляет его с природой, космосом, а иногда и с материей. Бесконечность Бога означает в таком случае и бесконечность космоса. Во Вселенной, убеждён Бруно, существует бесконечное количество миров. Они населены живыми существами, которые могут значительно отличаться от земных. Растворяя Бога в природе, философ отрицает аристотелевское и схоластическое отделение формы (как начала активного) от материи (как начала пассивного). Активность, движение, творческий импульс, жизненное начало и одушевлённость Бруно передаёт материи. Она не нуждается в каких-либо внешних силах и воздействиях. Причина движения в ней самой. Материя есть «божественное бытие в вещах», она «всё порождает из собственного лона». Активная защита и популяризация коперниковской картины мира, собственная пантеистическая космология и атака на схоластическое мировоззрение вызвали негодование церкви. Джордано Бруно был объявлен еретиком и сожжён в Риме на Площади Цветов в 1600 г. инквизиция не смогла заставить его отречься от своих идей.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое «пантеизм», «гуманизм»? 2. Какая связь между антропоцентризмом и гуманизмом в философских учениях эпохи Возрождения? Какое понимание человека сложилось в эпоху Возрождения? 3. Какие разновидности пантеизма эпохи Возрождения вы знаете? В чём между ними разница? 4. Какую модель мира разрабатывали Н. Коперник и Дж. Бруно? Есть ли разница в их учениях?
Выводы по теме 5минут
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Вопросы и задания: 1.Какое место в мире традиционно отводилось человеку античной и средневековой философией и какие качества это место человеку обеспечивали? 2. Какой «жребий.., завидный не только для животных, но для звезд и потусторонних душ», предназначает человеку Пико делла Мирандола? 3. Благодаря какому присущему человеческой природе свойству, по мнению автора «Речи», человек занимает исключительное место в мире и является «самым счастливым из всех живых существ и достойным всеобщего восхищения»? 4. В каких утверждениях эта «Речь», на ваш взгляд, настолько противоречила официальной теологической доктрине, что ее содержание, равно как и содержание всех 900 тезисов, было объявлено еретическим?
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Я прочитал, уважаемые отцы, в писаниях арабов, что когда спросили Абдаллу Сарацина, что кажется ему самым удивительным в мире, то он ответил, что нет ничего более замечательного, чем человек. Этой мысли соответствуют и слова Меркурия: «О Асклепий, великое чудо есть человек!» Когда я размышлял о значении этих изречений, меня не удовлетворяли те многочисленные аргументы в пользу превосходства человеческой природы, которые приводят многие: человек есть посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу проницательности ума, ясности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной вечностью и текущим временем... ...В конце концов мне показалось, что я понял, почему человек является самым счастливым из всех живых существ и достойным всеобщего восхищения и какой жребий был ему уготован среди всех прочих судеб, завидный не только для животных, но для звезд и потусторонних душ. Невероятно и удивительно! А как же иначе? Ведь именно поэтому человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения. Но что бы там ни было, выслушайте, отцы, и снисходительно простите мне эту речь. Уже всевышний Отец, Бог-творец, создал по законам мудрости мировое обиталище, которое нам кажется августейшим храмом божества. Наднебесную сферу украсил разумом, небесные тела оживил вечными душами. Грязные и засоренные части нижнего мира наполнил разнородной массой животных. Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом. Поэтому, завершив все дела.., задумал, наконец, сотворить человека. Но не было ничего ни в прообразах, откуда творец произвел бы новое потомство, ни в хранилищах, что подарил бы в наследство новому сыну, ни в скамьях небосвода, где восседал сам созерцатель вселенной. Уже все было завершено; все было распределено по высшим, средним и низшим сферам. Но не подобало отцовской мощи отсутствовать в последнем потомстве как бы истощенной, не следовало колебаться его мудрости в необходимом деле из-за отсутствия совета, не приличествовало его благодетельной любви, чтобы тот, кто в других должен был восхвалять божественную щедрость, вынужден был осуждать ее в самом себе. И установил, наконец, лучший творец, чтобы для того, кому не смог дать ничего собственного, стало общим все то, что было присуще отдельным творениям. Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который предпочтешь». История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. — М., 1962. — Т. 1. — Античность. Средние века. Возрождение. — С. 506-507. 2 Вопросы и задания 1.Какое место в мире отводит Николай Кузанский Богу? Какие историко-философские параллели со своей позицией он проводит? 2. Чем пантеистический взгляд Николая Кузанского отличался от представлений о Боге, распространенных в античной и средневековой философии? 3. На каком основании Николай Кузанский считает, что наш 4. Какую цель в таком случае должен преследовать процесс Н. КУЗАНСКИЙ [ПАНТЕИЗМ] Бог, который един, пребывает в единой Вселенной; Вселенная пребывает в универсальной совокупности вещей, определяясь в них. Таким путем мы понимаем, что Бог, простейшее единство, существует в единой Вселенной, как бы в порядке следствия через посредство Вселенной пребывает во всех вещах, а множество вещей через посредство единой Вселенной — в Боге <...>. Философ: Что скажешь ты о душе мира? То, что Платон назвал душой мира и Аристотель — природой, есть Бог, создающий все во всем; и он творит в нас ум. Простец: Время не позволяет обсудить всего. Думаю, что душой мира Платон назвал то, что Аристотель — природой. Но я полагаю, что эта душа и природа есть не что иное, как Бог, который все во всем создает и которого мы называем духом всего в совокупности. Философ: Платон сказал, что эта душа содержит в нерушимости первообразы вещей и всем движет; Аристотель говорил, что природа прозорлива и всем движет. Кузанский Н. Об ученом незнании; Книги простеца. Простец об уме // Соч.: В 2т. - М., 1979. - Т. 1. - С. 109, 435. [ТЕОРИЯ «УЧЕНОГО НЕЗНАНИЯ»] Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может... в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше и меньше, она заключается в чем-то неделимом и, кроме как самой же истиной, ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не станет равен кругу, если не разрешится в тождество с ним. Итак, об истине мы явно знаем только, что в точности, как есть она неуловима: наш разум относится к истине, как возможность — к абсолютной необходимости, не могущей быть ни больше, ни меньше, чем она есть. Недаром суть вещей, истина сущего, непостижима в своей чистоте, и, хоть философы ее разыскивают, никто не нашел ее как она есть. И чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы приступим к истине. Кузанский Н. Об ученом незнании // Соч.: В 2т. — М., 1979. - Т. 1. - С. 53-54.
3 Вопросы и задания: 1.Какими аргументами Николай Коперник доказывает шарообразную форму Земли? 2. Какой зримый эквивалент вращению небесных тел вокруг 3. На каком основании он утверждает, что Земля вращается 4. Какие элементы представлений Николая Коперника об
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК Прежде всего мы должны заметить, что мир является шарообразным или потому, что эта форма совершеннейшая из всех и не нуждается ни в каких скрепах и вся представляет цельность, или потому, что эта форма среди всех других обладает наибольшей вместимостью, что более всего приличествует тому, что должно охватить и сохранить все, или же потому, что такую форму, как мы замечаем, имеют и самостоятельные части мира, именно Солнце, Луна и звезды; или потому, что такой формой стремятся ограничить себя все предметы, как можно видеть у водных капель и других жидких тел, когда они хотят быть ограничены своей свободной поверхностью. Поэтому никто не усомниться, что такая форма придана и божественным телам. Земля тоже является шарообразной, так как она со всех сторон стремится к своему центру... Это можно обнаружить следующим образом мореплаватели видят, что такой же формой ограничиваются и воды, так как земля, не видимая с палубы, может быть замечена с верхушки мачты. Наоборот, если на верхушке мачты поместить что-нибудь сияющее, то при удалении корабля от земли остающиеся на берегу видят, что оно понемногу опускается, пока, наконец, не скроется, как бы заходя <..>. Затем будем помнить, что движение небесных тел круговое. Действительно, подвижность сферы выражается в том, что она вращается кругом, самим этим действием отображая свою форму в простейшем теле, в котором нельзя найти ни начала, ни конца, ни отличить одной части от другой, когда она движется сама в себе, проходя через одно и то же, однако же, вследствие многочисленности сфер, существует много различных движений. Самое очевидное из всех — суточное вращение.., т. е. продолжительность дня и ночи. Полагают, что этим движением перемещается с востока на запад весь мир, за исключением только Земли. Это движение является мерой всех движений, так как даже само время мы измеряем преимущественно числом дней. Кроме этого, мы видим и другие, как бы противоположные движения, то есть с запада на восток, а именно Солнца, Луны и пяти планет. Солнце отмеряет год, Луна — месяцы — лучше всего известные меры времени, и каждая из пяти планет совершает свое круговращение<,.>. Большинство авторов согласно с тем, что Земля покоится в середине мира, так что противоположное мнение они считают недопустимым и даже достойным осмеяния. Однако, если мы разберем дело внимательнее, то окажется, что этот вопрос еще не решен окончательно, и поэтому им никак нельзя пренебрегать. Действительно, всякое представляющееся нам изменение места происходит вследствие движения наблюдаемого предмета или наблюдателя или, наконец, вследствие неодинаковости перемещений того и другого, так как не может быть замечено движение тел, одинаково перемещающихся по отношению к одному и тому же (я подразумеваю движение между наблюдаемым и наблюдателем). А ведь Земля представляет то место, с которого наблюдается упомянутое небесное круговращение и открывается нашему взору. Таким образом, если мы сообщим Земле какое-нибудь движение, то это движение обнаружится таким же и во всем, что находится вне Земли, но только в противоположную сторону, как бы проходящим мимо; таким прежде всего будет и суточное вращение. Мы видим, что оно увлекает весь мир, за исключением Земли и того, что ее непосредственно окружает. А если допустить, что небо вовсе не имеет такого движения, а вращается с запада на восток Земля, то всякий, кто это серьезно обдумает, найдет, что все видимые восходы и заходы Солнца, Луны и звезд будут происходить точно так же... Коперник Н. О вращении небесных сфер. — М., 1964. — С. 18—22.
4 Вопросы и задания: 1.Какой главный аргумент использует Дж. Бруно, обосновывая бесконечность Вселенной и составляющих их миров? 2. Каково общее устройство Вселенной в целом и каждого из миров в отдельности? В каком соотношении друг с другом, с нашей Землей и Солнечной системой находятся эти бесчисленные миры? 3. Каким путем человек способен познать истинный строй Вселенной? 4. Какие устоявшиеся представления подрывала концепция Дж. Бруно? 5. Что говорит Дж. Бруно о возможности жизни в других мирах? 6. Согласуются ли космологические взгляды итальянского мыслителя с данными современной науки?
ДЖ. БРУНО ...сама природа имеет бесконечное пространство не вследствие достоинства своих измерений или телесного объема, но вследствие достоинства самой природы и видов тел; ибо бесконечное превосходство несравненно лучше представляется в бесчисленных индивидуумах, чем в тех, которые исчислимы и конечны. Поэтому необходимо, чтобы существовало бесконечное подобие недоступного божественного лика, в каковом подобии находились бы как бесконечные члены бесчисленные миры, каковы суть другие миры. Поэтому ввиду бесчисленных ступеней совершенства, в которых разворачивается в телесном виде божественное телесное превосходство, должны быть бесчисленные индивидуумы, каковыми являются эти громадные живые существа (одно из которых эта земля, божественная мать, которая родила и питает нас и примет нас обратно), и для содержания этих бесчисленных миров требуется бесконечное пространство. Подобно тому, следовательно, как хорошо то, что может существовать и существует этот мир, не менее хорошо и то, что могли, и могут быть, и существуют бесчисленные миры, подобные этому <...>. Едино, следовательно, небо, безмерное пространство, лоно которого содержит все, эфирная область, в которой все пробегает и движется. В нем — бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли, чувственно воспринимаемые; разумом мы заключаем о бесконечном количестве других. Безмерная, бесконечная вселенная составлена из этого пространства и тел, заключающихся в нем <...>. ...я не знаю, все ли они неподвижны или же лишь боль большая часть их и движутся ли одни из них вокруг других; ведь этого никто не наблюдал до сих пор, а кроме того это и нелегко наблюдать. Точно так же нелегко наблюдать поступательный ход и движение отдаленной вещи, которая на большом расстоянии как будто не меняет своего места, как это мы видим на кораблях, находящихся в открытом море. Но как бы то ни было, поскольку вселенная бесконечна, необходимо, чтобы существовало множество солнц; ибо невозможно, чтобы теплота и свет одного-единственного солнца могли излучаться по безмерной вселенной... Поэтому нужно принять, что существуют еще бесчисленные солнца, из которых многие для нас заметны в виде маленьких тел; но некоторые могут нам казаться меньшими звездами, хотя на самом деле, они гораздо больше тех, которые кажутся нам чрезвычайно крупными<...>. Миры же, как они нам кажутся, различаются по блеску и свету и расположены на известных расстояниях друг от друга; и ни один из них не ближе к другому, чем Луна к Земле или Земля к Солнцу... На этих мирах обитают живые существа, которые возделывают их, сами же эти миры — самые первые и наиболее божественные живые существа вселенной; и каждый из них точно также составлен из четырех элементов, как и тот мир, в котором мы находимся, с тем только отличием, что в одних преобладает одно активное качество, в других же — другое, почему одни чувствительны к воде, другие же к огню. Бруно Дж. О бесконечности, вселенной и мирах // Бруно Дж. Диалоги. — М., 1949. — С. 311-312, 361, 365-366, 441.
ЛИТЕРАТУРА: Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1-я.– М., 1989. Философия (под ред. В. Н. Лавриненко). – М., 2002. История философии в кратком изложении. – М., 1996. Реале Джованни, Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. – СПб., 1994; т. 3. Новое время. - СПб., 1996. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980. Антология мировой философии. Возрождение. - Минск, 2001. Новая философская энциклопедия. - М., 2000.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 506. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |