Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия естествознания: Л. Да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно.




Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания. Благодаря географическим открытиям менялась традиционная картина мира, а XVI век стал веком коперниканской революции. Естествознание Возрождения было исторической предпосылкой классической механики.     

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) оставил заметный след в живописи, фортификации, градостроительстве, мелиорации, математике, механики, астрономии, геологии, палеонтологии, оптике, ботанике, архитектуре. Известно также, что он был ещё инженером. Словом, да Винчи был настоящим примером всесторонне развитой личности.

Будучи сенсуалистом [т. е. человеком, признающим чувственный опыт основой познания], да Винчи считал важнейшей ступенью познания многократно повторённый эксперимент, за которым следует рассуждение, истолковывающее протекание и результаты опыта… но познание не может обойтись без цельной научной теории: «Наука – полководец», писал Л.да Винчи, «практика – солдаты… всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории».

Польский астроном Н. Коперник (1473 – 1543) создал гелиоцентрическую модель мира (Солнце – центр Вселенной, а Земля вращается вокруг Солнца).

Коперник пересмотрел вопрос о причине и характере движения небесных тел. Ранее считалось, что источником движения служит Бог. У Коперника движение небесных тел объяснялось их природой, т. е. отпала надобность во внешнем двигателе.

Джордано Бруно (1548 – 1600) в своих взглядах пошёл дальше Н. Кузанского и Н. Коперника. Последовательно применяя пантеистический подход к пониманию Бога, он отождествляет его с природой, космосом, а иногда и с материей. Бесконечность Бога означает в таком случае и бесконечность космоса. Во Вселенной, убеждён Бруно, существует бесконечное количество миров. Они населены живыми существами, которые могут значительно отличаться от земных.

Растворяя Бога в природе, философ отрицает аристотелевское и схоластическое отделение формы (как начала активного) от материи (как начала пассивного). Активность, движение, творческий импульс, жизненное начало и одушевлённость Бруно передаёт материи. Она не нуждается в каких-либо внешних силах и воздействиях. Причина движения в ней самой. Материя есть «божественное бытие в вещах», она «всё порождает из собственного лона».    

Активная защита и популяризация коперниковской картины мира, собственная пантеистическая космология и атака на схоластическое мировоззрение вызвали негодование церкви. Джордано Бруно был объявлен еретиком и сожжён в Риме на Площади Цветов в 1600 г. инквизиция не смогла заставить его отречься от своих идей.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «пантеизм», «гуманизм»?

2. Какая связь между антропоцентризмом и гуманизмом в философских учениях эпохи Возрождения? Какое понимание человека сложилось в эпоху Возрождения?

3. Какие разновидности пантеизма эпохи Возрождения вы знаете? В чём между ними разница?

4. Какую модель мира разрабатывали Н. Коперник и Дж. Бруно? Есть ли разница в их учениях?

 

Выводы по теме

5минут

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1

Вопросы и задания:

1.Какое место в мире традиционно отводилось человеку античной и средневековой философией и какие качества это место человеку обеспечивали?

2. Какой «жребий.., завидный не только для животных, но для звезд и потусторонних душ», предназначает человеку Пико делла Мирандола?

3. Благодаря какому присущему человеческой природе свойству, по мнению автора «Речи», человек занимает исключи­тельное место в мире и является «самым счастливым из всех живых существ и достойным всеобщего восхищения»?

4. В каких утверждениях эта «Речь», на ваш взгляд, настолько противоречила официальной теологической доктрине, что ее содержание, равно как и содержание всех 900 тезисов, было объявлено еретическим?

 

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА

Я прочитал, уважаемые отцы, в писаниях арабов, что когда спросили Абдаллу Сарацина, что кажется ему самым удивительным в мире, то он ответил, что нет ничего бо­лее замечательного, чем человек. Этой мысли соответству­ют и слова Меркурия: «О Асклепий, великое чудо есть человек!» Когда я размышлял о значении этих изречений, меня не удовлетворяли те многочисленные аргументы в пользу превосходства человеческой природы, которые при­водят многие: человек есть посредник между всеми соз­даниями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу проницательности ума, яс­ности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной вечностью и текущим временем...

...В конце концов мне показалось, что я понял, поче­му человек является самым счастливым из всех живых су­ществ и достойным всеобщего восхищения и какой жре­бий был ему уготован среди всех прочих судеб, завидный не только для животных, но для звезд и потусторонних душ. Невероятно и удивительно! А как же иначе? Ведь именно поэтому человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достой­ным восхищения. Но что бы там ни было, выслушайте, отцы, и снисходительно простите мне эту речь.

 Уже всевышний Отец, Бог-творец, создал по законам мудрости мировое обиталище, которое нам кажется авгу­стейшим храмом божества. Наднебесную сферу украсил разумом, небесные тела оживил вечными душами. Грязные и засоренные части нижнего мира наполнил разнородной массой животных. Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом. Поэтому, завершив все дела.., задумал, наконец, сотворить человека. Но не было ничего ни в прообразах, откуда тво­рец произвел бы новое потомство, ни в хранилищах, что подарил бы в наследство новому сыну, ни в скамьях небо­свода, где восседал сам созерцатель вселенной. Уже все было завершено; все было распределено по высшим, сред­ним и низшим сферам. Но не подобало отцовской мощи отсутствовать в последнем потомстве как бы истощенной, не следовало колебаться его мудрости в необходимом деле из-за отсутствия совета, не приличествовало его благоде­тельной любви, чтобы тот, кто в других должен был вос­хвалять божественную щедрость, вынужден был осуждать ее в самом себе. И установил, наконец, лучший творец, чтобы для того, кому не смог дать ничего собственного, стало общим все то, что было присуще отдельным творе­ниям. Тогда принял Бог человека как творение неопреде­ленного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни соб­ственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих тво­рений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Не сде­лал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бес­смертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который предпочтешь».

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. — М., 1962. — Т. 1. — Античность. Средние века. Возрождение. —

С. 506-507.


2


Вопросы и задания

1.Какое место в мире отводит Николай Кузанский Богу? Какие историко-философские параллели со своей позицией он проводит?

2. Чем пантеистический взгляд Николая Кузанского отличался от представлений о Боге, распространенных в античной и средневековой философии?

3. На каком основании Николай Кузанский считает, что наш
разум не в состоянии постичь абсолютную истину?

4. Какую цель в таком случае должен преследовать процесс
познания?



Н. КУЗАНСКИЙ

[ПАНТЕИЗМ]

Бог, который един, пребывает в единой Вселенной; Вселенная пребывает в универсальной совокупности ве­щей, определяясь в них. Таким путем мы понимаем, что Бог, простейшее единство, существует в единой Вселенной, как бы в порядке следствия через посредство Вселенной пребывает во всех вещах, а множество вещей через посред­ство единой Вселенной — в Боге <...>.

Философ: Что скажешь ты о душе мира? То, что Платон назвал душой мира и Аристотель — природой, есть Бог, создающий все во всем; и он творит в нас ум.

Простец: Время не позволяет обсудить всего. Ду­маю, что душой мира Платон назвал то, что Аристотель — природой. Но я полагаю, что эта душа и природа есть не что иное, как Бог, который все во всем создает и которо­го мы называем духом всего в совокупности.

Философ: Платон сказал, что эта душа содержит в нерушимости первообразы вещей и всем движет; Аристо­тель говорил, что природа прозорлива и всем движет.

Кузанский Н. Об ученом незнании; Книги простеца. Простец об уме // Соч.: В 2т. - М., 1979. - Т. 1. - С. 109, 435.

[ТЕОРИЯ «УЧЕНОГО НЕЗНАНИЯ»]

Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может... в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше и меньше, она заключается в чем-то неде­лимом и, кроме как самой же истиной, ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состо­ит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постига­ет истину так точно, чтобы уже не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоуголь­ник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не станет равен кругу, если не разрешится в тождество с ним.

Итак, об истине мы явно знаем только, что в точнос­ти, как есть она неуловима: наш разум относится к исти­не, как возможность — к абсолютной необходимости, не могущей быть ни больше, ни меньше, чем она есть. Неда­ром суть вещей, истина сущего, непостижима в своей чи­стоте, и, хоть философы ее разыскивают, никто не нашел ее как она есть. И чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы приступим к истине.

Кузанский Н. Об ученом незнании // Соч.: В 2т. — М., 1979. - Т. 1. - С. 53-54.

 

3

Вопросы и задания:

1.Какими аргументами Николай Коперник доказывает шарообразную форму Земли?

2. Какой зримый эквивалент вращению небесных тел вокруг
Солнца находит Николай Коперник?

3. На каком основании он утверждает, что Земля вращается
вокруг Солнца, а не представляет собой неподвижный центр
мира?

4. Какие элементы представлений Николая Коперника об
устройстве Вселенной подтверждаются данными современной науки, а какие — нет?

 





НИКОЛАЙ КОПЕРНИК

Прежде всего мы должны заметить, что мир является шарообразным или потому, что эта форма совершенней­шая из всех и не нуждается ни в каких скрепах и вся представляет цельность, или потому, что эта форма среди всех других обладает наибольшей вместимостью, что более всего приличествует тому, что должно охватить и сохранить все, или же потому, что такую форму, как мы замечаем, име­ют и самостоятельные части мира, именно Солнце, Луна и звезды; или потому, что такой формой стремятся огра­ничить себя все предметы, как можно видеть у водных капель и других жидких тел, когда они хотят быть ограни­чены своей свободной поверхностью. Поэтому никто не усомниться, что такая форма придана и божественным телам.

Земля тоже является шарообразной, так как она со всех сторон стремится к своему центру... Это можно обнаружить следующим образом мореплаватели видят, что такой же

формой ограничиваются и воды, так как земля, не види­мая с палубы, может быть замечена с верхушки мачты. Наоборот, если на верхушке мачты поместить что-нибудь сияющее, то при удалении корабля от земли остающиеся на берегу видят, что оно понемногу опускается, пока, на­конец, не скроется, как бы заходя <..>.

Затем будем помнить, что движение небесных тел кру­говое. Действительно, подвижность сферы выражается в том, что она вращается кругом, самим этим действием ото­бражая свою форму в простейшем теле, в котором нельзя найти ни начала, ни конца, ни отличить одной части от другой, когда она движется сама в себе, проходя через одно и то же, однако же, вследствие многочисленности сфер, существует много различных движений. Самое очевидное из всех — суточное вращение.., т. е. продолжительность дня и ночи. Полагают, что этим движением перемещается с востока на запад весь мир, за исключением только Земли. Это движение является мерой всех движений, так как даже само время мы измеряем преимущественно числом дней.

Кроме этого, мы видим и другие, как бы противополож­ные движения, то есть с запада на восток, а именно Солн­ца, Луны и пяти планет. Солнце отмеряет год, Луна — месяцы — лучше всего известные меры времени, и каждая из пяти планет совершает свое круговращение<,.>.

Большинство авторов согласно с тем, что Земля поко­ится в середине мира, так что противоположное мнение

они считают недопустимым и даже достойным осмеяния. Однако, если мы разберем дело внимательнее, то окажет­ся, что этот вопрос еще не решен окончательно, и поэто­му им никак нельзя пренебрегать.

Действительно, всякое представляющееся нам измене­ние места происходит вследствие движения наблюдаемо­го предмета или наблюдателя или, наконец, вследствие неодинаковости перемещений того и другого, так как не может быть замечено движение тел, одинаково перемеща­ющихся по отношению к одному и тому же (я подразу­меваю движение между наблюдаемым и наблюдателем). А ведь Земля представляет то место, с которого наблюда­ется упомянутое небесное круговращение и открывается нашему взору.

Таким образом, если мы сообщим Земле какое-нибудь движение, то это движение обнаружится таким же и во всем, что находится вне Земли, но только в противополож­ную сторону, как бы проходящим мимо; таким прежде всего будет и суточное вращение. Мы видим, что оно увле­кает весь мир, за исключением Земли и того, что ее непо­средственно окружает. А если допустить, что небо вовсе не имеет такого движения, а вращается с запада на восток Земля, то всякий, кто это серьезно обдумает, найдет, что все видимые восходы и заходы Солнца, Луны и звезд бу­дут происходить точно так же...

Коперник Н. О вращении небесных сфер. М., 1964. С. 18—22.

 

4

Вопросы и задания:

1.Какой главный аргумент использует Дж. Бруно, обосновывая бесконечность Вселенной и составляющих их миров?

2. Каково общее устройство Вселенной в целом и каждого из миров в отдельности? В каком соотношении друг с другом, с нашей Землей и Солнечной системой находятся эти бесчисленные миры?

3. Каким путем человек способен познать истинный строй Вселенной?

4. Какие устоявшиеся представления подрывала концепция Дж. Бруно?

5. Что говорит Дж. Бруно о возможности жизни в других мирах?

6. Согласуются ли космологические взгляды итальянского мыслителя с данными современной науки?

 

ДЖ. БРУНО

...сама природа имеет бесконечное пространство не вследствие достоинства своих измерений или телесного объема, но вследствие достоинства самой природы и ви­дов тел; ибо бесконечное превосходство несравненно лучше представляется в бесчисленных индивидуумах, чем в тех, которые исчислимы и конечны. Поэтому необходимо, что­бы существовало бесконечное подобие недоступного боже­ственного лика, в каковом подобии находились бы как бесконечные члены бесчисленные миры, каковы суть дру­гие миры. Поэтому ввиду бесчисленных ступеней со­вершенства, в которых разворачивается в телесном виде божественное телесное превосходство, должны быть бес­численные индивидуумы, каковыми являются эти громад­ные живые существа (одно из которых эта земля, боже­ственная мать, которая родила и питает нас и примет нас обратно), и для содержания этих бесчисленных миров тре­буется бесконечное пространство. Подобно тому, следова­тельно, как хорошо то, что может существовать и существу­ет этот мир, не менее хорошо и то, что могли, и могут быть, и существуют бесчисленные миры, подобные этому <...>.

Едино, следовательно, небо, безмерное пространство, лоно которого содержит все, эфирная область, в которой все пробегает и движется. В нем — бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли, чувственно воспринима­емые; разумом мы заключаем о бесконечном количестве других. Безмерная, бесконечная вселенная составлена из этого пространства и тел, заключающихся в нем <...>.

...я не знаю, все ли они неподвижны или же лишь боль боль­шая часть их и движутся ли одни из них вокруг других; ведь этого никто не наблюдал до сих пор, а кроме того это и нелегко наблюдать. Точно так же нелегко наблюдать по­ступательный ход и движение отдаленной вещи, которая на большом расстоянии как будто не меняет своего места, как это мы видим на кораблях, находящихся в открытом море. Но как бы то ни было, поскольку вселенная беско­нечна, необходимо, чтобы существовало множество солнц; ибо невозможно, чтобы теплота и свет одного-единственного солнца могли излучаться по безмерной вселенной... Поэтому нужно принять, что существуют еще бесчислен­ные солнца, из которых многие для нас заметны в виде ма­леньких тел; но некоторые могут нам казаться меньшими звездами, хотя на самом деле, они гораздо больше тех, которые кажутся нам чрезвычайно крупными<...>.

Миры же, как они нам кажутся, различаются по блес­ку и свету и расположены на известных расстояниях друг от друга; и ни один из них не ближе к другому, чем Луна к Земле или Земля к Солнцу...

На этих мирах обитают живые существа, которые воз­делывают их, сами же эти миры — самые первые и наи­более божественные живые существа вселенной; и каждый из них точно также составлен из четырех элементов, как и тот мир, в котором мы находимся, с тем только отличи­ем, что в одних преобладает одно активное качество, в других же — другое, почему одни чувствительны к воде, другие же к огню.

Бруно Дж. О бесконечности, вселенной и мирах

// Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. —

С. 311-312, 361, 365-366, 441.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1-я.– М., 1989.

Философия (под ред. В. Н. Лавриненко). – М., 2002.

История философии в кратком изложении. – М., 1996.

Реале Джованни, Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. – СПб., 1994; т. 3. Новое время. - СПб., 1996.

Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.

Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

Антология мировой философии. Возрождение. - Минск, 2001.

Новая философская энциклопедия. - М., 2000.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 506.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...