Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методическая служба колледжа




САПЕЛКИНА ВЕРА ИЛЬИНИЧНА, заместитель директора по научно-методической работе ОГБОУ СПО «Алексеевский колледж экономики и информационных технологий»

Преподавание – это искусство и ему надо учиться всю жизнь. Метод- это инструмент прикосновения к личности обучающегося и его надо постоянно совершенствовать.

Профессиональное образование – это социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ей ориентацию и адаптацию в мире профессий, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности. Поэтому в настоящее время обеспечение качества деятельности учебного заведения является одной из глобальных задач среднего профессионального образования, которая не может быть решена без полноценной научно-методической работы, без полноценной методической службы.

С 2009 учебного года деятельность педагогического коллектива Алексеевского колледжа экономики и информационных технологий осуществляется в рамках научно-практического исследования «Формирование ключевых компетенций субъектов образовательного процесса через интеграцию современных педагогических и информационных технологий».

Научно-методическая работа преподавателей является важной составной частью деятельности ФГОУ СПО «Алексеевский колледж экономики и информационных технологий». Она направлена на совершенствование педагогического мастерства преподавателей, изучение и обобщение накопленного опыта, разработку методики преподавания в среднем профессиональном учебном заведении.

В Алексеевском колледже экономики и информационных технологий функционирует методический кабинет, что позволяет обеспечить определенную целенаправленность и результативность работы методической службы и создает реальные возможности для сбора, пропаганды и демонстрации разработанных методических материалов, постоянного информирования коллектива об инновационной деятельности педагогов.

С помощью методического кабинета происходит обогащение педагогической культуры коллектива. Собственные разработки педагогов, формирование ими педагогических проблем, рождение новых идей – все происходит как в большой науке. Педагоги ищут свои пути в культуре, и задача заместителя директора по научно-методической работе не погасить эту деятельность, а постоянно предъявлять практикам эталоны профессионализма. Таким образом, методический кабинет вносит свою лепту в организацию полноценной жизни педагогического коллектива.

Ориентируясь на качество профессионального обучения, на формирование личности студента, признание её ценности и необходимости для современного общества, мы понимаем, что она формируется личностью педагога. Поэтому методическая служба колледжа пытается создать все условия для роста профессионального мастерства педагогов

Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике, изменение концептуальных ориентиров побуждают преподавателей к поиску новых подходов к научно-методической деятельности.

Сегодня у педагогов появились новые возможности для творческой профессиональной деятельности, для проявления инициативы и самостоятельности.

Для реализации этих возможностей нужны определенные условия. С этой целью и создана в ФГОУ СПО «Алексеевский колледж экономики и информационных технологий» методическая служба.

На сегодняшний день, благодаря эффективной работе методической службы, образовательный процесс в колледже имеет солидное методическое обеспечение: это современные программы по учебным дисциплинам, обеспечивающие реализацию Государственных стандартов по специальностям и Программа развития образовательного учреждения, фонд учебной и дополнительной литературы на бумажном и электронном носителях, положения о проводимых конкурсах и смотрах, фонд учебно-методических разработок и другого методического материала на бумажном и электронном носителях, программное обеспечение вычислительной техники, электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам, творчески разработанные преподавателями колледжа и т.д.

Основные направления методической работы:

  • индивидуальная методическая работа преподавателей;
  • научная работа педагогов;
  • распространение и обобщение лучшего педагогического опыта;
  • руководство научной работой студентов;
  • руководство методической работой педагогов колледжа в рамках ПЦК.

Основные формы научно-методической работы:

  • повышение квалификации преподавателей через обучение в аспирантуре, стажировки и курсовую переподготовку;
  • разработка учебно-методической документации и авторских учебных программ;
  • работа над методическим обеспечением учебных занятий;
  • написание и публикация учебников, пособий, статей;
  • руководство написанием дипломных и курсовых работ обучающихся;
  • тематические выступления на педагогических советах, научно-методическом совете, заседаниях ЦК;
  • доклады на конференциях различного уровня;
  • руководство предметно-цикловой комиссией, учебным кабинетом;
  • подготовка и проведение олимпиад, конкурсов.

Структура методической службы: педагогический совет, Методический совет, методический кабинет, экспертная группа, творческие группы, предметно-цикловые комиссии, преподаватели («Школа профессионального мастерства»). Глубоко продуманная и правильно организованная работа по данной структуре даёт позитивные результаты в области повышения качества профессионального образования.

Роль педагогического совета заключается в правильном выборе целей и задач всего педагогического коллектива не только на текущий год, но и на перспективу, в определении инновационной деятельности в области обучения и воспитания.

Ведущая роль в организации методической работы принадлежит Методическому совету колледжа – коллективному общественному профессиональному органу. Методический совет колледжа организует и направляет деятельность учебного заведения по решению задач, поставленных педагогическим советом, выработку единой методической темы: координирует работу ПЦК, организует работу творческих и экспериментальных групп. Направленность деятельности МС такова: рассмотрение и оценка стратегически важных предложений по развитию колледжа, по методическому обеспечению образовательного процесса; организация изучения нормативных документов; разработка и экспертиза стратегических документов (программы развития колледжа, локальные акты); мониторинг состояния и результативности методической работы, внесение предложений по изменению, совершенствованию структуры, состава и участие в их реализации; выработка и согласование подходов к осуществлению и оценке инновационной деятельности; работа по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческой инициативы, распространению и обобщению передового педагогического опыта; работа по совершенствованию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса; внесение предложений по созданию временных творческих групп; внесение предложений по стимулированию и оценке инновационной деятельности педагогов, в том числе и в ходе аттестации.

Важным этапом организации научно-методического обеспечения является деятельность цикловых комиссий. В колледже 8 методических предметно-цикловых комиссий. Деятельность ПЦК основывается на определении образовательных технологий – выборе средств и методов обучения, инновационных педагогических технологий, на принципах корректировки планов учебного процесса. На заседаниях ПЦ комиссий рассматриваются вопросы повышения теоретического и методического уровней организации учебной и воспитательной работы, нормативные документы, передовой педагогический опыт, изучаются современные концепции образования, обсуждаются результаты обучения и воспитания студентов, осуществляется обмен опытом работы. Цикловые комиссии участвуют в проведении предметных недель, конкурсах, олимпиадах, обсуждают вопросы внедрения инновационных технологий в учебный процесс.

В колледже созданы временные творческие и проблемные группы педагогов, которые проводят свою совместную работу при подготовке и проведении бинарных и нестандартных уроков, внеклассных мероприятий, посвящённых знаменательным и памятным датам, при работе по профориентации.

Для эффективной организации обмена опытом, обсуждения элементов педагогической деятельности в профессиональной среде преподавателей организована «Школа профессионального мастерства», работа которой осуществляется на основе дифференцированного подхода.

Коллектив условно разделён на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством.

В «Школе высшего педагогического мастерства» изучаются самые сложные вопросы развития образования, инноваций. В неё входят преподаватели, обладающие высокими педагогическими способностями.

В «Школе совершенствования педагогического мастерства» рассматриваются вопросы, в которых преподаватели испытывают затруднения.

В «Школе становления молодого преподавателя» в основном изучаются технологии современного урока и связанные с этим проблемы, планируются индивидуальные формы работы. Их молодой педагог включает в план саморазвития. Среди таковых: самообразование, изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес; рефлексия и анализ собственной деятельности; накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию; создание собственной электронной базы лучших сценариев уроков, интересных приёмов и находок на уроке; разработка заданий и тестов и проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения; посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег; взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег; посещение открытых мероприятий, персональные консультации с методистом; собеседование с администрацией; индивидуальная работа с наставником.

Важным направлением деятельности методической службы является развитие учебно-методического обеспечения, задачи которого заключаются в следующем:

- создание современного учебно-методического комплекса по основным образовательным программам, отвечающего требованиям Концепции модернизации Российского образования и ГОС СПО нового поколения;

- внедрение в образовательный процесс современных и информационных технологий.

Особое значение в организации научно-методической работы в связи с модернизацией образования приобретает научно-методическая работа и инновационная деятельность. Учебно-исследовательская деятельность коллектива стала пониматься как средство личностного развития и формирования мировоззрения через сотрудничество преподавателя и студента. Ежегодно в коллективе проводятся выставки научно-исследовательских работ. Создано студенческое научное общество.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что постоянное улучшение работы методической службы колледжа повышает результативность и эффективность системы менеджмента качества, позволяющий обеспечить конкурентоспособных специалистов, обладающих высокопрофессиональными качествами и позитивными нравственными чертами, активной гражданской позицией, востребованных на рынке труда.

Сегодня перспектива развития методической службы Алексеевского колледжа экономики и информационных технологий проектируется по следующим аспектам:

1. Переход колледжа от традиционного управления образовательным процессом к педагогическому менеджменту, т.е. применение комплекса принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленного на повышение его эффективности и качества.

2. Создание электронного методического кабинета, позволяющего эффективно отслеживать динамику инновационных и информационных потоков.

3. Индивидуализация процесса повышения квалификации преподавателей. При индивидуализации процесса предусматриваются следующие этапы:

- выявление потребностей и затруднений преподавателя в его профессиональной деятельности;

- разработка каждым преподавателем собственной программы повышения квалификации на определённый срок; определение времени для повышения уровня профессионально-значимых качеств и компетенций преподавателя;

- отчёт о результатах выполнения собственной программы.

«Работа методической службы – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом», - считает Ю.Н. Бабанский.

Центром методической службы в Алексеевском колледже экономики и информационных технологий является методический кабинет, осуществляющий свою работу в русле деятельностного и содержательного аспектов.

Главной задачей деятельностного аспекта является повышение профессионального мастерства и творческого потенциала педагогического коллектива. Для решения этой задачи методический кабинет использует как массовые (проблемные семинары, практические конференции), так и индивидуальные (открытые уроки, консультации) формы работы. Конечным результатом деятельностного аспекта является создание творческого коллектива педагогов-единомышленников.

Содержательный аспект включает в себя следующие направления деятельности:

– дидактическое (создание научно-методических комплексов по учебным дисциплинам, методических рекомендаций, методических разработок);

– научно-исследовательское (исследования по вопросам педагогики и психологии, среднего профессионального образования, содержания, организации и методики образовательного процесса и др.);

– техническое (овладение техническими средствами обучения);

– деятельность по обобщению, внедрению и распространению передового педагогического опыта.

Накопление в методическом кабинете колледжа методических разработок облегчает освоение молодыми и начинающими преподавателями опыта учебного заведения, побуждает к новым поискам путей совершенствования образовательного процесса. Информация об имеющихся материалах поступает через выставки научно-методических работ, через информационные бюллетени, через систематические каталоги.

Таким образом, следует подчеркнуть, что система методической работы с разветвлённой сетью методических служб представляют сегодня серьёзный резерв повышения качества образования в Алексеевском колледже экономики и информационных технологий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...